Читай медленнее - ты не в детсаду!

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
koleso 24 Сентября 2016 в 12:12:20
или Поговорим о странностях реформ



В этом году первоклашки начали заниматься по новой школьной программе, которую родители уже успели раскритиковать за снижение требований к ученикам. А вот о том, как к очередной школьной реформе относятся педагоги, читателям газеты “Время” рассказала Наиля КАСЕНОВА (на снимке) - замдиректора гимназии Alliance school.




- Наиля Рафаильевна, после трех недель учебы родители уже пришли к выводу, что все изменения в учебной программе направлены на то, чтобы одиннадцатиклассный учебный материал растянуть на дюжину лет. Это так?
- Программу менять надо было уже давно. Причем не так, как часто звучит на родительских форумах: верните старое образование! Старое уже осталось в прошлом. И дети сейчас другие, и требования к знаниям новые.
Что касается той программы, по которой с этого года начали заниматься первоклассники, то я бы не сказала, что она однозначно облегчена. По новой программе ученики должны уметь прочитать текст, проанализировать его, синтезировать (то есть обработать информацию) и выдать полученный результат. Раньше заданий такой степени сложности в первом классе не было. Но в то же время сейчас требуемая к окончанию первого класса скорость чтения - 25 слов в минуту. Может ли ученик, читающий тексты с такой скоростью, анализировать и синтезировать прочитанное? Ему будет тяжело понять смысл каждого прочитанного слова, я уже не говорю про весь текст.
- А по прежним нормам с какой скоростью чтения должен был ребенок оканчивать первый класс?
- Прежние требования - 40 слов. А сейчас предполагается: из садика или нулевого класса дети приходят в первый класс, не умея читать, но при этом умея анализировать тексты.
- А правда, что весь первый класс будут учить считать только до десяти?
- Да.
- Может, родители, естественно, считающие своих чад самыми-самыми, просто не замечают, что за последние 10-15 лет дети деградировали и стали, прошу прощения, плохо обу­чаемыми дебилами?
- Нет, что вы! Дети, наоборот, стали еще любознательнее и развитее. Дайте гаджет дошкольнику и мне - окажется, что ребенок лучше в нем разберется! Поэтому нам, педагогам, не совсем понятно, откуда такие требования в новой программе: так называемый добукварный период (когда изучаются буквы, звуки, составляются слоги) почему-то затянут до конца третьей четверти.
- Говорят, что у вас в этом году уже прошло прощание с букварем. Теперь такого учебника вообще нет?
- Да, букварь отменили, но есть другой - со схожими задачами. Это не проблема. И не реформа. Реформу учебного процесса начинать нужно было с дошкольного периода. А то сейчас нестыковка получается: дети из садика приходят более подготовленными, чем должны выйти из первого класса.



Зачастую родители неправильно понимают, что такое 12-летнее образование. Многие думают, что в этом году первоклассники пришли в первый класс по новой программе и будут заниматься, пока не окончат 12 классов. Двенадцатый класс - это нулевой. Или - как пока еще в большинстве регионов - подготовительная группа в детском саду.
- То есть вам придется хорошо подготовленных после садика или нулевого класса детей опустить на уровень ниже, чтобы они могли читать не больше 25 слов в минуту?
- Нет, не так, конечно. Но подготовленному ребенку будет скучно, а при заниженных требованиях он просто потеряет интерес к учебе.
- Из всех нововведений родители больше всего критикуют в соцсетях какой-то новый предмет по поглощению еды - говорят, по пуду продуктов уже закупили для уроков. Такой предмет действительно появился или он введен вместо школьных завтраков?
- Это не новый предмет, а раздел нового урока “Естествознание”, в котором предусмотрены элементы физики, химии, биологии.
Мы должны воспитывать детей исследователями, чтобы они умели ставить цель и достигать ее. Но при низких требованиях по одним предметам будут провалы и в других. Сейчас ведь сквозные темы - это когда тема начинается в первом классе и тянется до 11-го с ежегодным усложнением.
Если на примере упомянутой вами еды, то получится так: составь меню для друга, затем составь меню обеда для семьи, затем - на день рождения…
- ...Затем составь меню банкета по случаю вручения госнаграды дедушке, а в 11-м классе - меню для свадьбы на 300 гостей?
- Да, если утрировать, то обучение по всем предметам идет именно таким образом.
- Ну а что касается еды - это правда?
- Да, но не вся правда. Программой предусмотрено использование продуктов питания в качестве… строительного материала!
Педагоги считают кощунством лепить из спагетти геометрические фигуры - пирамиды, конусы. Для этого требуются сырые макароны, а в качестве скрепляющего материала - зефир маршмеллоу. Этот зефир мягкий и липкий, стоит около 450 тенге. Но даже не в деньгах дело, хотя понятно: после урока эти “стройматериалы” уже непригодны для еды... Во-первых, нас учили, что с продуктами питания так поступать нельзя. Мы своим ученикам до этого года внушали то же самое. Во-вторых, не все дети живут в благополучных Алматы, Астане. Да и здесь есть разные семьи, в том числе и малообеспеченные. А в селах для кого-то это “учебное пособие” - ужин или обед на всю семью… Да и где они возьмут маршмеллоу?
- А конкретного поставщика зефира программа не рекомендует? Или, может быть, в заданиях есть покупка мороженого определенного производителя? Вот борцы с коррупцией обрадуются!..
- Нет, конкретных производителей не рекомендуют. Но подчитайте, сколько нужно испортить продуктов во всех первых классах страны уже сейчас, а потом, вероятно, и в остальных классах, пока дети не окончат школу!
Если мы хотим развивать культ еды, забыв о правильном питании, здоровом образе жизни, то задания по составлению меню, наверное, оправданны. Уметь приготовить обед не будет лишним ни мальчикам, ни девочкам, кроме того, при составлении меню для друга присутствует и забота о товарище - тоже воспитательный момент. Но, судя по количеству заданий на эту тему, авторы программы делают из еды культ.
- Может, просто у кого-то в вашем профильном ведомстве возникла мысль: детям из простых семей достаточно будет с трудом читать-считать, зато мастерски составлять меню и подавать на стол еду, чтобы во взрослой жизни обслуживать своих сверстников из элитных школ, в которых отпрыски хорошо обеспеченных родителей будут постигать все остальные науки?
- Мне кажется, что составители программ сейчас вынуждены будут вносить корректировки. Во всяком случае в алматинской пилотной школе апробация шла с отличиями от того, что получили остальные школы в итоге. Видимо, уже началась работа над ошибками.
В пилотном проекте не было такой прозрачности, как сейчас. Теперь с этим столкнулись все родители и преподаватели. Все ошибки и нестыковки обсуждаются в родительских чатах, потом переносятся в социальные сети. Если бы авторы методики столкнулись с такой реакцией во время апробации, то этот ворох проблем не возник бы сейчас...
- Вводится новый довольно эпатажный предмет, и в то же время учебная неделя сокращается до пяти дней. За счет чего?
- Почасовая нагрузка у первоклассников не изменилась: объединили ИЗО и трудовое обучение. За счет этого ввели естествознание.
Но к 2019 году пятидневка должна быть во всех классах, в том числе и в тех, которые учатся по прежней методике. Я не знаю, как планируется этого достичь. В школах не появилось лишних классных комнат. То есть мы физически не можем увеличить количество уроков с понедельника по пятницу, чтобы освободить субботу. На мой взгляд, пятидневку в остальных классах можно ввести только интегрированием нескольких разных предметов в один. Иначе придется что-то убирать. Но что именно убрать? Валеологию уже убрали...
- Что будет во втором классе - пока никому неизвестно?
- Да, у нас методики лишь для первоклашек. В следующем году появится программа для второклассников. Какая она будет, мы с учетом полученного опыта даже предположить боимся.
Когда мы были на курсах, то сразу бросилось в глаза: эксперты, объясняющие нам нововведения, не были преподавателями начальных классов. Я же считаю: разработчики должны быть практикующими педагогами не только с большим стажем работы, но и с хорошими ее результатами.
- А если выяснится, что программу написал какой-нибудь уважаемый академик педагогики?
- Теория - это одно. А практика показывает: все далеко не так, как предполагается. Это ведь дети! Да к тому же в начальных классах бывает по 45 учеников, а не по 25, на что ориентирована программа...
- Сейчас любые поправки в законы, программы рассматриваются с привлечением экспертов. Те, кого они будут касаться, просят дать свои предложения и пожелания. Проекты размещаются в открытом доступе в Интернете. Возможно, иногда это делается для проформы, но все-таки делается. Вам, педагогам-практикам, предлагали до введения новой методики высказать свое мнение о программе? Мнение учителей кто-нибудь спрашивал?
- Нет. Нас никто ни о чем не спрашивал, поставили перед фактом. Собрали, чтобы объяснить, как применять на практике уже утвержденную программу.
- Что такое единый учебник? Родители надеялись, что это будет одна книга - на бумаге или в цифровом формате - вместо многих. Но теперь уже видим: у первоклассников в рюкзаках опять куча книг. Не получилось что-то с единым учебником или родители не так поняли?
- Речь шла о том, чтобы во всех школах была единая программа с едиными требованиями. Например, вся страна учит математику по утвержденному учебнику издательства “Алматыкiтап”. Не открою тайну, если скажу, что сейчас многие учителя преподают по не рекомендованным Министерством образования и науки пособиям. Например, математику учат по учебнику Петерсона.
- То есть подпольно?
- Да, так и есть. Без учебника математики этого автора результаты хуже. Потому что отечественный учебник, по мнению специалистов, рассчитан на троечника. Учителя с опытом давно заметили, что дети, которые занимались по российскому учебнику, значительно успешнее осваивали предмет, чем те, кто пользовался рекомендованным МОН. Но у нас учебник Петерсона запрещен, и педагогам приходится использовать его из-под полы.
Мы новую учебную программу давно ждали. Но не думали, что она будет очередным изобретением велосипеда, а просто вберет в себя все лучшее - то, что уже апробировано в мире и дает результат. Можно же выкупить права на издание уже существующих качественных учебников - договоритесь с авторами, адаптируйте их под наши реалии! Но, как говорится, результат “превзошел” большинство наших ожиданий.
- А кто разрабатывал эту программу? Министерство образования и науки?
- Министерство - заказчик. Разработчик - авторская группа из НИШ (Назарбаев Интеллектуальная школа). Во всяком случае, нас обучали представители НИШ.
- А разве в самих НИШ есть начальная школа?
- В Алматы нет. А как в других регионах - не знаю.
- Преподавание на трех языках пока не предусмотрено?
- Преподаватели-предметники проходили языковые курсы, но в новой программе пока трехъязычия нет. Мне кажется, что для его скорого введения в педвузах уже в этом году должны были начать готовить физиков, математиков, биологов на английском языке. Но этого нет...

Беседовал Игорь НЕВОЛИН, фото из личного архива Наили КАСЕНОВОЙ и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

http://www.time.kz/articles/territory/2016/09/23/chitaj-medlennee-ti-ne-v-detsadu
Комментарии, по рейтингу, по дате
  grandmaster 25.09.2016 в 09:39:48   # 546873
Зачем изобретать велосипед, старая советская школьная программа лучшая в мире, работает безотказно как автомат АК. Но нет же, надо придумать какую то хуйню, с которой качество знаний будет падать, и дети не смогут разобраться.
Можно было прекрасно адаптировать советскую программу под современные реалии!
  андремас 25.09.2016 в 09:48:56   # 546875
Дайте гаджет дошкольнику и мне - окажется, что ребенок лучше в нем разберется!

  Nafis 25.09.2016 в 09:57:15   # 546877
Программы пишут люди теоретики.
Почему не привлекают к этому процессу учителей практиков. Хотя бы на конечном этапе.
  bolatbol 25.09.2016 в 10:34:39   # 546878
Quote:
Можно было прекрасно адаптировать советскую программу под современные реалии!

Не понимаю, что там адаптировать. В младших классах сложение и вычитание. "Летели 3 утки, одну подстрелили, сколько осталось?", "Горело 4 свечи, 3 потушили, сколько осталось?"
Букварь отменили. "А" - арбуз, "Мама мыла раму" - гениально просто, зачем отменять и придумывать сложное?
Урок ввели о еде, что есть и как готовить. Это как надо не уважать время школьника, чтобы занимать его второстепенными знаниями? Этому обучали на уроках труда девочек-старшеклассниц какое-то ограниченное количество часов. Потому что поварское искусство не предел мечтаний детей, и в случае неудач ему можно быстро научиться.
Химия, все вокруг таблицы Менделеева. Что там вводить новое? Новое пусть изучают в институтах химики, а школа должна дать базовое, типа Н2+О2=Н2О.
Надо понимать, что советские учебники создавались видными учеными, признанными во всем мире. По этим учебникам учились будущие светила науки, создавшие лучший в мире ракетный двигатель, скоростную торпеду, ракеты подводного пуска. Кто ты такой, реформатор, чтобы отменять труд ученого и вводить новые стандарты? Зачем вводить 5-дневку и 12-летнее образование? Лучше 6-дневка и 10-летнее образование. Давайте сравним знания выпускников советских школ и нынешних. Нынешние не умеют писать сочинения.Значит нет образного мышления, умения формулировать мысли. На базаре сдачу я считаю в уме быстрее, чем молодые продавцы с калькулятором. Знаю где находится Египет или Перу, какие люди там живут. Мои одноклассники знают, что такое Инфузория туфелька, а молодежь я поставлю в тупик этим вопросом. Вопрос о Америго Веспуччи поставит их в еще более трудное положение, а описание процесса фотосинтеза вызовет выпадение в осадок. "Коллоидный осадок, что это?" - спросите у осадка. И он прикроется ветошью и притворится трупом.
  Софруджу 25.09.2016 в 10:53:53   # 546879
Тупое западное заимствование. Бывшие наши немцы давно жаловались на дебильную программу младших классов, когда целый год учатся считать до 10. Зато изучают в разрезе мужские и женские гениталии, а во втором классе учатся надевать презерватив (интересно, на что). Наверно, и у нас так будет. Зла не хватает! Знаю, что учителя старой закалки уже договорились с родителями купить Петерсона и заниматься по этому учебнику вопреки.
  Софруджу 25.09.2016 в 10:57:42   # 546880
Мне кажется, что для его скорого введения в педвузах уже в этом году должны были начать готовить физиков, математиков, биологов на английском языке. Но этого нет...
Отчего же? Есть! Друзья из пединститута рассказали! Тем, кто никуда не прошёл по конкурсу (!), предложили поступить на подготовительное отделение, чтобы потом учиться преподавать на английском языке!
  bozon house 25.09.2016 в 11:14:23   # 546882
Quote:
типа Н2+О2=Н2О.

2H2 + O2 = 2H2O
  332-712 25.09.2016 в 11:16:39   # 546883
много воды, но из того, что прочитал:

читал я в школе быстро, и это не мешало мне понимать смысл прочитанного. при этом, учительница всегда после чтения спрашивала о смысле прочитанного. трудностей с этим не было.

считать до десяти я уже умел в детском садике. и на первых порах в школе мне было скучно. потому что быстро делал задания и скучал за партой. а они предлагают весь год скучать?

с едой вапще бред. нахрен пацанам заморачиваться с едой? ну серьезно. пусть мастерят табуретки, вытачивают всякие детальки и получают люлей от трудовика. а еду оставим девочкам. заодно и пренебрежительного (а игры с едой этому поспособствуют) отношения к еде не будет.

да и вапще тупость. никаких продуманных программ еще нет, даже для второго класса, а уже чего-то вещают. дети вам, что, подопытные кролики?
  shlenchak 25.09.2016 в 11:24:27   # 546884
Quote:
- Может, просто у кого-то в вашем профильном ведомстве возникла мысль: детям из простых семей достаточно будет с трудом читать-считать, зато мастерски составлять меню и подавать на стол еду, чтобы во взрослой жизни обслуживать своих сверстников из элитных школ, в которых отпрыски хорошо обеспеченных родителей будут постигать все остальные науки?с

Ну вот это слова действительно идёт к этому , а если эти министерства такие умные пусть обеспечат учеников всем необходимым!!!
  bozon house 25.09.2016 в 11:26:19   # 546885
Quote:
с едой вапще бред. нахрен пацанам заморачиваться с едой?

Знавал одного братана, который наплевал на условности и ходил вместо трудов на домоводсто), а потом в УПК на повара - уважаемый гл.повар нынче где-то в России...
  Ал 25.09.2016 в 12:04:52   # 546891
  Absolute 25.09.2016 в 12:16:29   # 546893
Прочитал. Делаем простой вывод, заказывали одно, получили другое. То есть, МОН в теории предполагает одну задачу, на выходе получили полную ерунду.

Все таки решили придумать велосипед. И фундаментальную советскую программу перекроить не пойми как.

Удивляюсь, неужели там не было ни одного психолога педагога. Чтобы объяснить, что дети в 6-7 летнем возрасте поглощают неимоверное количество информации(если во взрослого попытаться впихнуть, а иначе это не назовешь, такой же объем информации, получим отравление, передозировку, мигрень и тому подобное) и чем выше планка, тем лучше будет результат.

Вот так у нас все и делается из рук вон плохо. Образование это гарант безопасности страны. Это стратегически важнейшее направление.

Глядя на реформы, напрашивается простой вывод. Хотят взращивать баранов, чтобы ими легче было управлять. Сделать узконаправленных специалистов, что всегда будет убого.
  koleso 25.09.2016 в 12:19:20   # 546895
  Ал 25.09.2016 в 12:25:31   # 546898
Цитата: koleso от 25.09.2016 12:19:20

а это не одно и тоже ?
сумма от мест слагаемых не меняется

Разница в "индексах" и символе химической реакции...
  андремас 25.09.2016 в 12:26:49   # 546899
Колесо, то не арифметика))
Молекула водорода , двухатомная, одновалентная, поэтому их две - 2Н2 , ну и тд.))
  Absolute 25.09.2016 в 12:28:55   # 546901
Хочется добавить, что вся суть советской программы это повторение и закрепление материала.

Учиться мыслить самостоятельно и работать с информацией учат только в университетах или специализированных школах.

Мало программ и специалистов способных обучать подобным вещам.

Коррупция в министерстве и на местах в школе отбивают полное желание работать в данной сфере.

  koleso 25.09.2016 в 12:32:49   # 546902
Цитата: Ал от 25.09.2016 12:25:31
Цитата: koleso от 25.09.2016 12:19:20

а это не одно и тоже ?
сумма от мест слагаемых не меняется

Разница в "индексах" и символе химической реакции...


аааа, понятно просто формула воды легкая и на индексы не обратил внимания
  ss720 25.09.2016 в 13:28:13   # 546906
Любому государству нужен тупой народ, им легче управлять !
  Snake666 25.09.2016 в 14:24:33   # 546911
Цитата: ss720 от 25.09.2016 13:28:13
Любому государству нужен тупой народ, им легче управлять !


Это точно! Еще в детсаде считал до 1000 и читал книжки взахлеб. В первом классе - 145 слов в минуту читал. Но... Реально нужно лишь патриотическое пушечное мясо, которое якобы этой Родине еще должно и дешевые рабы, желательно вообще бесплатные. Таким некогда ненавидеть эту власть, пожрать бы найти. А мы лишь дельта-минусовики ( читать "О дивный, новый мир!)
  Софруджу 25.09.2016 в 16:39:21   # 546917
Мне кажется, люди недопонимают всего ужаса надвигающейся катастрофы! Планомерное уничтожение образования гораздо хуже и страшнее распроданной земли и пр., из-за чего волнуются гораздо больше
  Лялька 25.09.2016 в 16:46:00   # 546918
Интересно получается. Раньше образование шло в перед. Наши родители знали после окончания школы больше чем их. Мы знаем больше чем наши родители. А наши дети будут знать меньше. Потому что им забивают голову странными новвоведениями. Которые по сути просто трата времени и средств. Моё мнение нужна база... а потом уже дополнительное.
  андремас 25.09.2016 в 17:30:05   # 546921
Цитата: ss720 от 25.09.2016 13:28:13
Любому государству нужен тупой народ, им легче управлять !


Не любому. Об этом можно судить по престижу профессии учителя. Если в пед вуз конкурс , учитель получает достойную зп и.тд.
  Софруджу 25.09.2016 в 17:37:19   # 546922
андремас 25.09.2016 в 17:30:05 # 546921
А у нас в педвуз конкурс - ого-го! Казправда похвалилась, что, наконец-то, в педвузы большой конкурс. Например, на специальность "география" 29 человек на место! Автор умолчал, что на весь Казахстан выделено ... 4 гранта. Вот вам и конкурс! Не нужны учителя государству! Не дай бог, среди них окажутся те, кто сможет научить вопреки программам
  Викторовна 25.09.2016 в 20:35:20   # 546924
Лялька, это сейчас образование идёт " в перед", а раньше- вперёд!
  Mikado 25.09.2016 в 21:16:00   # 546927
  Saturn 26.09.2016 в 01:25:54   # 546940
По моему мой 4-летний внук ушел далеко вперед от школьной программы, знаем 10 разных цветов, название дней недели, узнаем почти все буквы кириллицы, считаем до 100, сейчас самостоятельно учимся писать буквы и читать простые слова...

Спасение утопающих, дело рук самих утопающих.
Люди - учите своих детей сами, не доверяйте системе!
  Хитрая жопа 26.09.2016 в 02:06:15   # 546941
Поддерживаю Сатурн! Базовые знания надо вкладывать самим. То есть родителям.
  Софруджу 26.09.2016 в 07:25:00   # 546946
Цитата: Saturn от 26.09.2016 01:25:54
По моему мой 4-летний внук ушел далеко вперед от школьной программы, знаем 10 разных цветов, название дней недели, узнаем почти все буквы кириллицы, считаем до 100, сейчас самостоятельно учимся писать буквы и читать простые слова...

Спасение утопающих, дело рук самих утопающих.
Люди - учите своих детей сами, не доверяйте системе!


У нас так принято. И родители учат, и в садике. Но теперь мы заимствуем западный опыт. Там давно учат до 10 считать в первом классе. У меня есть несколько знакомых в разных странах (Германия, Англия), которые из-за этого учили детей в школах при российском посольстве. А в Германии одну бывшую мою соседку чуть ни уволили из садика за то, что она ... учила с детьми буквы и счёт. Нельзя!
  koleso 26.09.2016 в 07:56:54   # 546949
Цитата: Софруджу от 26.09.2016 07:25:00
Цитата: Saturn от 26.09.2016 01:25:54
По моему мой 4-летний внук ушел далеко вперед от школьной программы, знаем 10 разных цветов, название дней недели, узнаем почти все буквы кириллицы, считаем до 100, сейчас самостоятельно учимся писать буквы и читать простые слова...

Спасение утопающих, дело рук самих утопающих.
Люди - учите своих детей сами, не доверяйте системе!


У нас так принято. И родители учат, и в садике. Но теперь мы заимствуем западный опыт. Там давно учат до 10 считать в первом классе. У меня есть несколько знакомых в разных странах (Германия, Англия), которые из-за этого учили детей в школах при российском посольстве. А в Германии одну бывшую мою соседку чуть ни уволили из садика за то, что она ... учила с детьми буквы и счёт. Нельзя!


ну а фигли. там провозглашено всеобщее равенство, при этом очень много эммигрантов из Индии, Турции, арабских стран. они интеллектом далеко не блещут. соотвественно и их дети такие же, бывают конечно исключения - но на то это и исключение что их не много. вот и подгоняют программу под самых слабых.
в результате эммигрантам очень комфортно. они получают пособие, не надо напргяаться и чего то добиваться. а если что, то можно орать что они подвергаются дискриминации по чему угодно (можно выбрать - религия, пол, раса, национальность, цвет кожи и т.д.) - а на Западе это серьезное обвинение. и идут голосовать на выборах за того, кто им это даст возможно жить на халяву и дальше. в результате общий уровень жизни и образования все ниже и ниже.

p.s. есть японская поговорка: если родители работают, а их дети веселяться и не работают, то их внуки будут просит милостыню.

p.p.s. в американском университете профессор социологии спросил студентов, верят ли они что все люди равны. студенты - молодые люди, хором скала что верят. профессор согласился и сказал что раз так, то с этого момента будет выводить среднюю оценку всей группы и ставить ее всем. в результате. отличники получают 5, троечники 3. все группе ставит 4. троечники радуются что на халяву получили 4 и забивают на учебу полностью. следующая работа отличники 5, бывшие троечники получают 2. всем средняя оценка 3. получившие 4 и 5 начинают возмущаться и тоже кое кто начинает забивать на учебу и т.д. когда средний бал стал 2. студенты сказали - на хрен такое равенство.
  гримм 26.09.2016 в 09:24:43   # 546958
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь