Военные получили первую промышленную рельсовую пушку
admin 08 Февраля 2012 в 12:46:54
Рабочий образец электромагнитного морского орудия прибыл в исследовательскую лабораторию ВМС США в Далгрене (штат Вирджиния). В ближайшие недели должны начаться его огневые испытания.
Первый промышленный прототип боевого рельсотрона построен известной оружейной корпорацией BAE Systems. Устройство не предназначено для принятия на вооружение, но на данный момент является самым близким образцом к будущей серийной «электропушке».
Последняя должна обладать дальностью стрельбы в 90-185 километров в начальном варианте, а в перспективе, после улучшений и изменений, – до 400 км.
Такие характеристики рельсотрону обеспечивает высокая начальная скорость снаряда – 2-2,5 км/с. И это вполне реальные величины, уже достигнутые на тестах предыдущего стационарного прообраза.
Напомним, ВМС США уже несколько лет продвигают программу по созданию электромагнитной рельсовой пушки (Electromagnetic Railgun — EMRG), пригодной для установки на корабль.
Учёные в разных странах проводили немало опытов с рельсотронами. Но они разгоняли до высоких скоростей лишь довольно лёгкие снаряды (десятки граммов). Это ещё нельзя было назвать оружием, да и эксперименты те выполнялись в научных целях.
Новая установка, как и все рельсотроны, представляет собой импульсный электродный ускоритель, использующий для разгона снаряда силу Лоренца (фото US Navy/ John F. Williams).
Но вот четыре года назад исследовательская лаборатория ВМС США в Далгрене построила и испытала самую мощную в мире систему такого типа. Целью была как раз адаптация давно известного принципа метания снарядов к применению на поле боя.
Кстати, вес снарядов той лабораторной пушки составляет несколько килограммов. Это уже серьёзно. При скорости соударения с целью, оцениваемой в 1,6-1,7 км/с, таким снарядам и взрывчатка не нужна.
Так рельсовая пушка должна выглядеть на палубе корабля (иллюстрация BAE Systems).
В декабре 2010 года колоссальное электромагнитное орудие поставило мировой рекорд по энергии выстрела для рельсотронов – 33 мегаджоуля. (Один мегаджоуль сравним с кинетической энергией 1-тонного автомобиля, несущегося на скорости 160 км/ч.)
Тесты лабораторной пушки EMRG в 2008-2010 годах подтвердили реальность концепции электромагнитного корабельного орудия. Теперь учёным и конструкторам предстоит окончательно отшлифовать идею и довести её до серийного изделия (кадры U. S. Navy/ Office of Naval Research).
Ныне в программе начался новый этап – тестирование прототипов боевых установок. В их проектах подрядчики учли все данные, полученные от испытаний собственной пушки EMRG лаборатории ВМС.
Управление военно-морских исследований сообщает, что демонстратор, созданный BAE Systems, использует передовые композитные материалы и должен показать большую живучесть ствола, нежели его лабораторный предшественник. Новая пушка, кстати, рассчитана на энергию выстрела в 32 мегаджоуля.
Вскоре к военным должен поступить и второй прототип боевого рельсотрона, построенный General Atomics.
Вариант пушки-рельсотрона от General Atomics будет испытываться параллельно с орудием от BAE (фото с сайта wired.com).
Тем временем, как передаёт PhysOrg.com, вся программа готовится к следующему раунду.
Инженерам из промышленных компаний дано задание разработать систему автоматической подачи снарядов для таких орудий, систему охлаждения (для «рейлганов» — очень актуальная проблема) и ещё — мощных и энергоёмких импульсных систем питания.
Электромагнитная пушка в сочетании со снарядами, разрушающими цель только за счёт кинетической энергии, означает и большую безопасность эксплуатации орудия и хранения боеприпасов. Наряду с большой дальностью поражения это одна из причин развития проекта EMRG (иллюстрация BAE Systems).
Благодаря перечисленным особенностям грядущие модели EMRG должны не только обеспечивать высокую начальную скорость снарядов, но и выполнять требование военных по скорострельности, то есть делать по 6-10 выстрелов в минуту без перегрева.
На выполнение этого пункта плана ВМС отводит партнёрам ещё пять лет. Для финансирования нового этапа работ уже выделено $10 миллионов, заключены соответствующие контракты. Помимо General Atomics и BAE Systems к проекту присоединилась компания Raytheon.
|