Пропаганда госполитики обходится Казахстану дороже социальной сферы
admin 03 Марта 2017 в 13:43:48
В Астане представили аудиторскую проверку основных получателей государственного информационного заказа, которые неэффективно используют финансирование из республиканского бюджета из года в год. Выясняется, что многие государственные СМИ крайне убыточны.
Юрист общественной организации «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова заявила в четверг в Астане на диалоговой площадке по государственному финансированию прессы, что за последние семь лет Счетный комитет провел три проверки десяти СМИ, основных получателей государственного информационного заказа. Первая была в 2009 году, последняя проверка в 2016 году. Выяснилось, что одни и те же редакции получали деньги налогоплательщиков из бюджета и совершали те же нарушения, приносили те же убытки, говорится в этом отчете.
НЕПРОДАННЫЕ ГАЗЕТЫ, ПУСТУЮЩИЕ СТУДИИ
В прошлом году правительство Казахстана на государственный информационный заказ потратило более 48 миллиардов тенге (свыше 150 миллионов долларов по текущему обменному курсу). Но эти деньги, как теперь признаётся и официально, вслед традиционной критике со стороны гражданских активистов, используются неэффективно.
Последняя аудиторская проверка Счетного комитета выявила, как реализуется программа «Информационный Казахстан — 2020» в таких СМИ, как телеканалы «Казахстан» и «Хабар», республиканские главные официальные газеты «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда» и другие. Цифры, которые, тем не менее, требуют пояснений со стороны критикуемых редакций СМИ, были довольно внушительными. Тут и сотни миллионов тенге платежей без подтверждающих оригиналов первичных документов и тысячи квадратных метров пустующих студийных и иных дорогостоящих помещений. Некоторые редакции, судя по аудиту, списывают непроданные газеты на миллионы тенге, но продолжают получать деньги на реализацию государственного заказа. Из 400 разработанных интернет-ресурсов для печатных СМИ на момент аудиторской поверки были неактивны 124 сайта, говорится в официальном отчете.
Итогами последней проверки Счетного комитета, по словам Гульмиры Биржановой, стала сумма финансовых нарушений на 145 миллионов тенге, неэффективно использованных бюджетных средств на 14,6 миллиарда тенге и процедурных нарушений на сумму более 41 миллиарда тенге. Юрист Гульмира Биржанова отмечает, что пять должностных лиц привлекли к дисциплинарной ответственности.
— Но в рекомендациях Счетного комитета есть одна рекомендация: чтобы дела передали в правоохранительные органы. И все-таки по этому факту видите, какие деньги пошли на ветер. Я думаю, что людей надо привлекать построже, — считает Гульмира Биржанова.
Было также отмечено, что нет прозрачности выделяемых на госзаказ денежных сумм, нет информации о том, как реализуются эти деньги, и что много вопросов вызывают лоты под названиями «формирование позитивного имиджа».
Но представитель министерства информации и коммуникаций (МИК) Ляззат Суиндык утверждает, что проблем с нереализуемыми государственными газетами в Казахстане сейчас уже нет и они полностью реализуются в розницу. Но проверить слова официального лица было невозможно: никаких данных или сравнительных таблиц она на встрече не представила.
НУЖНА ЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕССА?
В ходе дискуссии на этом собрании разговор в какой-то момент повернулся в сторону того, нужна ли такая государственная пресса вообще, если ее эффективность низка, а денег на ее содержание выделяется много. Представитель министерства информации и коммуникаций Ляззат Суиндык говорит, что государственные газеты нужны по той причине, что не во всех сёлах Казахстана есть Интернет, а Астане надо как-то доносить до малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, какие приняты законы и нормативные акты.
— Госинформзаказ не ориентирован на пиар государственных органов, он в первую очередь ориентирован на создание права граждан на получение информации о принимаемых государственных инициативах. Также в 2015 году рекламный рынок в Казахстане рухнул на 30 процентов, и госзаказ ориентирован на стимулирование контента отечественного производства, — говорит Ляззат Суиндык.
Также, по ее словам, так называемые лоты государственного информационного заказа «о пиаре чиновников» не формируют на республиканском уровне. По ее предположению, этим занимаются отдельные акиматы на местах. Эту ситуацию в МИК пообещали исправить проведением семинаров и тренингов по обучению этих чиновников.
Медиаомбудсмен из Эстонии Тарму Таммерк на мероприятии посоветовал чиновникам из Астаны: не обязательно иметь государственные республиканские газеты, чтобы там публиковать законы. Это можно сделать и в бюллетене, но даже от этого многие европейские страны сейчас уже отошли и публикуют изменения законов на веб-сайтах в электронном формате.
И в Казахстане люди используют Интернет всё больше и больше. Кто читает законы в республиканских газетах?
— В Эстонии бюллетени не печатают уже семь лет, всё онлайн. Зачем тратить деньги, если в законы всё время вносятся поправки, и печатать новые газеты? И в Казахстане люди используют Интернет всё больше и больше. Кто читает законы в республиканских газетах? Это только юристы и предприниматели, но они всё равно получают эту информацию в Интернете, там должна быть официальная газета, — говорит Тарму Таммерк.
Гость из Эстонии также посоветовал казахстанским чиновникам внести принципы журналистской независимости в соответствующие законы, даже если СМИ получают государственный информационный заказ от власти, чтобы чиновники и политики не вмешивались в журналистскую автономность, а главный редактор и генеральный директор были независимы от политического давления, тогда, может быть, и меньше будет нареканий на финансирование от государства.
http://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-gosinformzakaz/28343719.html
АСТАНА, 2 мар - Sputnik. Правительство Казахстана ежегодно тратит более 45 миллиардов тенге на проведение государственной информационной политики. При этом зачастую расходы на информполитику или пропаганду превышают финансирование других социально важных статей бюджета, указал в своей аналитике белорусский эксперт, экономист Владимир Ковалкин.
Ковалкин специализируется на анализе госбюджета в Беларуси, но, по его словам, бюджеты почти всех стран строятся по единым принципам, не сложно сопоставить статьи расходов и обозначить риски.
Эксперт указал на Индекс восприятия коррупции. По данным международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International, Россия, Беларусь и Казахстан находятся в зоне высокого риска. В настоящее время Казахстан занимает 131 строчку в рейтинге.
"Чем выше коррупция, тем хуже дела обстоят со свободой слова и прессы. В отношении СМИ у стран с высоким риском наблюдаются два риска, особенно в отношении расходования средств налогоплательщиков", – пояснил Владимир Ковалкин в ходе экспертной диалоговой площадки по вопросам госфинансирования прессы в Астане.
Первый – "разбазаривание" денег налогоплательщиков, прямая коррупция и ситуация, когда бюджетные деньги расходуются не эффективно, то есть выделяются, а продукт или услуга не оказываются, либо они такого качества, что конечный клиент – гражданин – его и потреблять не хочет.
Второй риск – желание политиков и чиновников "оседлать прессу" и передать информацию так, чтоб власти выглядели выгодно. Тогда информполитика превращается в пропаганду. Это ключевое отличие – когда мы даем объективную информацию или стараемся как-то приукрасить реальность в чью-либо пользу, считает эксперт.
Чтобы наглядно показать, что это означает, Ковалкин использовал "метод 38 попугаев", – сопоставив различные статьи в той или иной сфере с расходами на информационную политику. Простыми словами, в Казахстане на освещение развития языка тратится денег больше, чем на само развитие языка.
"Я сопоставил госрасходы по разным статьям, чтобы люди поняли, что с чем соотносится, поскольку гражданине в своей жизни мало оперирует миллионами и миллиардами – им непонятно. А вот когда вы можете увидеть, сопоставить расходы на образование с расходами на информполитику (48 миллиардов тенге), становится понятно, сколько можно было бы отправить в школы или на здравоохранение, и на сколько это соотносится с затратами на пропаганду", - заявил экономист.
Так, расходы на дошкольное образование в Казахстане в 2016 году составили 116 миллиардов тенге, на помощь онкобольным – 8 миллиардов тенге, соцобеспечение сирот – 10 миллиардов тенге, на развитие водоснабжения – 13 миллиардов тенге, на развитие ЖКХ – 4 миллиарда тенге.
"Безусловно, каждое государство проводит информационную политику, это важная часть расходов любого бюджета, от нее отказаться нельзя, но сопоставить расходы по этой и другим статьям налогоплательщик имеет право", – указал белорусский эксперт.
По информации Transparency International, в странах с высоким коррупционным риском примерно 20-25% средств, выделяемых на госзакупки, тратятся неэффективно, то есть разворовываются, из них примерно половина – это прямые откаты и взятки, вторая половина – неэффективное расходование средств, связанное с покупкой чего-то ненужного, некачественного.
"Таким образом, 20%, или 9,6 миллиарда тенге, можно спокойно отправить на важные социальные нужды населения. Это то, что вы можете требовать у политиков и чиновников, а если они будут отзывчивы к вашим требованиям, то пойдут вам навстречу и помогут вам, как налогоплательщикам, сэкономить эти деньги и улучшить другие социальные программы", – заключил Ковалкин.
https://m.ru.sputniknews.kz/economy/20170302/1697938/propaganda-gospolitiki-obhoditsya-kazahstanu-dorozhe-socialnoj-sfery.html
Юрист общественной организации «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова заявила в четверг в Астане на диалоговой площадке по государственному финансированию прессы, что за последние семь лет Счетный комитет провел три проверки десяти СМИ, основных получателей государственного информационного заказа. Первая была в 2009 году, последняя проверка в 2016 году. Выяснилось, что одни и те же редакции получали деньги налогоплательщиков из бюджета и совершали те же нарушения, приносили те же убытки, говорится в этом отчете.
НЕПРОДАННЫЕ ГАЗЕТЫ, ПУСТУЮЩИЕ СТУДИИ
В прошлом году правительство Казахстана на государственный информационный заказ потратило более 48 миллиардов тенге (свыше 150 миллионов долларов по текущему обменному курсу). Но эти деньги, как теперь признаётся и официально, вслед традиционной критике со стороны гражданских активистов, используются неэффективно.
Последняя аудиторская проверка Счетного комитета выявила, как реализуется программа «Информационный Казахстан — 2020» в таких СМИ, как телеканалы «Казахстан» и «Хабар», республиканские главные официальные газеты «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда» и другие. Цифры, которые, тем не менее, требуют пояснений со стороны критикуемых редакций СМИ, были довольно внушительными. Тут и сотни миллионов тенге платежей без подтверждающих оригиналов первичных документов и тысячи квадратных метров пустующих студийных и иных дорогостоящих помещений. Некоторые редакции, судя по аудиту, списывают непроданные газеты на миллионы тенге, но продолжают получать деньги на реализацию государственного заказа. Из 400 разработанных интернет-ресурсов для печатных СМИ на момент аудиторской поверки были неактивны 124 сайта, говорится в официальном отчете.
Итогами последней проверки Счетного комитета, по словам Гульмиры Биржановой, стала сумма финансовых нарушений на 145 миллионов тенге, неэффективно использованных бюджетных средств на 14,6 миллиарда тенге и процедурных нарушений на сумму более 41 миллиарда тенге. Юрист Гульмира Биржанова отмечает, что пять должностных лиц привлекли к дисциплинарной ответственности.
— Но в рекомендациях Счетного комитета есть одна рекомендация: чтобы дела передали в правоохранительные органы. И все-таки по этому факту видите, какие деньги пошли на ветер. Я думаю, что людей надо привлекать построже, — считает Гульмира Биржанова.
Было также отмечено, что нет прозрачности выделяемых на госзаказ денежных сумм, нет информации о том, как реализуются эти деньги, и что много вопросов вызывают лоты под названиями «формирование позитивного имиджа».
Но представитель министерства информации и коммуникаций (МИК) Ляззат Суиндык утверждает, что проблем с нереализуемыми государственными газетами в Казахстане сейчас уже нет и они полностью реализуются в розницу. Но проверить слова официального лица было невозможно: никаких данных или сравнительных таблиц она на встрече не представила.
НУЖНА ЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕССА?
В ходе дискуссии на этом собрании разговор в какой-то момент повернулся в сторону того, нужна ли такая государственная пресса вообще, если ее эффективность низка, а денег на ее содержание выделяется много. Представитель министерства информации и коммуникаций Ляззат Суиндык говорит, что государственные газеты нужны по той причине, что не во всех сёлах Казахстана есть Интернет, а Астане надо как-то доносить до малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, какие приняты законы и нормативные акты.
— Госинформзаказ не ориентирован на пиар государственных органов, он в первую очередь ориентирован на создание права граждан на получение информации о принимаемых государственных инициативах. Также в 2015 году рекламный рынок в Казахстане рухнул на 30 процентов, и госзаказ ориентирован на стимулирование контента отечественного производства, — говорит Ляззат Суиндык.
Также, по ее словам, так называемые лоты государственного информационного заказа «о пиаре чиновников» не формируют на республиканском уровне. По ее предположению, этим занимаются отдельные акиматы на местах. Эту ситуацию в МИК пообещали исправить проведением семинаров и тренингов по обучению этих чиновников.
Медиаомбудсмен из Эстонии Тарму Таммерк на мероприятии посоветовал чиновникам из Астаны: не обязательно иметь государственные республиканские газеты, чтобы там публиковать законы. Это можно сделать и в бюллетене, но даже от этого многие европейские страны сейчас уже отошли и публикуют изменения законов на веб-сайтах в электронном формате.
И в Казахстане люди используют Интернет всё больше и больше. Кто читает законы в республиканских газетах?
— В Эстонии бюллетени не печатают уже семь лет, всё онлайн. Зачем тратить деньги, если в законы всё время вносятся поправки, и печатать новые газеты? И в Казахстане люди используют Интернет всё больше и больше. Кто читает законы в республиканских газетах? Это только юристы и предприниматели, но они всё равно получают эту информацию в Интернете, там должна быть официальная газета, — говорит Тарму Таммерк.
Гость из Эстонии также посоветовал казахстанским чиновникам внести принципы журналистской независимости в соответствующие законы, даже если СМИ получают государственный информационный заказ от власти, чтобы чиновники и политики не вмешивались в журналистскую автономность, а главный редактор и генеральный директор были независимы от политического давления, тогда, может быть, и меньше будет нареканий на финансирование от государства.
http://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-gosinformzakaz/28343719.html
АСТАНА, 2 мар - Sputnik. Правительство Казахстана ежегодно тратит более 45 миллиардов тенге на проведение государственной информационной политики. При этом зачастую расходы на информполитику или пропаганду превышают финансирование других социально важных статей бюджета, указал в своей аналитике белорусский эксперт, экономист Владимир Ковалкин.
Ковалкин специализируется на анализе госбюджета в Беларуси, но, по его словам, бюджеты почти всех стран строятся по единым принципам, не сложно сопоставить статьи расходов и обозначить риски.
Эксперт указал на Индекс восприятия коррупции. По данным международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International, Россия, Беларусь и Казахстан находятся в зоне высокого риска. В настоящее время Казахстан занимает 131 строчку в рейтинге.
"Чем выше коррупция, тем хуже дела обстоят со свободой слова и прессы. В отношении СМИ у стран с высоким риском наблюдаются два риска, особенно в отношении расходования средств налогоплательщиков", – пояснил Владимир Ковалкин в ходе экспертной диалоговой площадки по вопросам госфинансирования прессы в Астане.
Первый – "разбазаривание" денег налогоплательщиков, прямая коррупция и ситуация, когда бюджетные деньги расходуются не эффективно, то есть выделяются, а продукт или услуга не оказываются, либо они такого качества, что конечный клиент – гражданин – его и потреблять не хочет.
Второй риск – желание политиков и чиновников "оседлать прессу" и передать информацию так, чтоб власти выглядели выгодно. Тогда информполитика превращается в пропаганду. Это ключевое отличие – когда мы даем объективную информацию или стараемся как-то приукрасить реальность в чью-либо пользу, считает эксперт.
Чтобы наглядно показать, что это означает, Ковалкин использовал "метод 38 попугаев", – сопоставив различные статьи в той или иной сфере с расходами на информационную политику. Простыми словами, в Казахстане на освещение развития языка тратится денег больше, чем на само развитие языка.
"Я сопоставил госрасходы по разным статьям, чтобы люди поняли, что с чем соотносится, поскольку гражданине в своей жизни мало оперирует миллионами и миллиардами – им непонятно. А вот когда вы можете увидеть, сопоставить расходы на образование с расходами на информполитику (48 миллиардов тенге), становится понятно, сколько можно было бы отправить в школы или на здравоохранение, и на сколько это соотносится с затратами на пропаганду", - заявил экономист.
Так, расходы на дошкольное образование в Казахстане в 2016 году составили 116 миллиардов тенге, на помощь онкобольным – 8 миллиардов тенге, соцобеспечение сирот – 10 миллиардов тенге, на развитие водоснабжения – 13 миллиардов тенге, на развитие ЖКХ – 4 миллиарда тенге.
"Безусловно, каждое государство проводит информационную политику, это важная часть расходов любого бюджета, от нее отказаться нельзя, но сопоставить расходы по этой и другим статьям налогоплательщик имеет право", – указал белорусский эксперт.
По информации Transparency International, в странах с высоким коррупционным риском примерно 20-25% средств, выделяемых на госзакупки, тратятся неэффективно, то есть разворовываются, из них примерно половина – это прямые откаты и взятки, вторая половина – неэффективное расходование средств, связанное с покупкой чего-то ненужного, некачественного.
"Таким образом, 20%, или 9,6 миллиарда тенге, можно спокойно отправить на важные социальные нужды населения. Это то, что вы можете требовать у политиков и чиновников, а если они будут отзывчивы к вашим требованиям, то пойдут вам навстречу и помогут вам, как налогоплательщикам, сэкономить эти деньги и улучшить другие социальные программы", – заключил Ковалкин.
https://m.ru.sputniknews.kz/economy/20170302/1697938/propaganda-gospolitiki-obhoditsya-kazahstanu-dorozhe-socialnoj-sfery.html
|