Коммунальные тарифы: тень и рифы
GoodZone 11 Марта 2017 в 10:55:05
“Считаю своим долгом предостеречь от продвижения законопроекта “О естественных монополиях” в его нынешнем виде” - с такой фразы начинались мои, председателя ассоциации “Прозрачный тариф” и члена совета по тарифной политике Нацпалаты предпринимателей “Атамекен”, безответные (увы!) письма, адресованные руководству мажилиса и НПП. Соль моей тревоги в том, что действующий уже два десятка лет закон о естественных монополиях, бесконечно дополняемый-дорабатываемый, на этот раз решено заменить радикально новым, однако тарифный регулятор - комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК) - полностью скрывает, как наседка яйца, весь законотворческий процесс.
Все предельно просто: в законопроекте перечислено несколько применяемых в разных странах методов тарифного регулирования с отсылкой, что регулятор сам будет решать, когда и к кому какой применять. В самую пору вспомнить откровенную формулу каудильо Испании Франко: “Друзьям - все, врагам - закон”. В смысле в друзьях окажутся те, кто будет тайно, за семью замками разруливать в кабинетной тиши вопросы повышения тарифов, а не участвующим в этих сделках достанется в лучшем случае индексация тарифов под причитающуюся долю инфляции.
Тайна же обеспечивается целеустремленным недопущением кого бы то ни было к парному кабинетному общению чиновника КРЕМиЗК и монополиста-просителя. А для пущей закрытости приписаны нормы из разряда пресловутых публичных слушаний, на которых все равно ничего не решается, а также такое новшество, как совет по тарифной политике. Он будет действовать на безвозмездной основе, в него войдут парламентарии, представители НПП, другие должностные лица, а также некие эксперты. Причем подбирать подходящих кандидатов будет... сам регулятор, что превращает всю затею в эдакую как бы общественную ширму для прикрытия.
Тут надо еще сказать вот что: положение в электроэнергетике и тепло-, водо-, газоснабжении, находящихся под государственным тарифным регулированием, драматично с обеих сторон. Со стороны потребителей - это изматывающий постоянный рост тарифов, подведенный уже к краю реальной платежеспособности. А со стороны электростанций, котельных, предприятий водоснабжения и водоотведения, электрических и тепловых сетей - также изматывающая нехватка средств на замену изношенного и восполнение нехватки мощностей, а подчас и просто на эксплуатационные нужды. А между нехваткой средств и у потребителей, и у поставщиков эдакая непрозрачная кабинетная щель, куда - смело можно предполагать - проваливается существенная часть денег.
Сколько именно денег отводится на коррупцию - понятно, никто не скажет, но можно утверждать, что много. Хотя бы потому, что тарифная сфера с профессиональной точки зрения сложна и проверяющие туда просто опасаются заходить. Кстати (так, для сведения), объем рынка электроснабжения и централизованного тепло- и водоснабжения по регулируемым государством тарифам оценивается в сумму более 1,5 трлн. тенге. Поэтому снижение коррупционной составляющей хотя бы на один процент способно высвободить для полезного инвестирования не менее 15 млрд. тенге ежегодно. Тогда как коррупционную ренту в тарифах приходится оценивать не в единичных, а, по всей видимости, в двузначных процентах.
В тех упомянутых моих письмах содержались и альтернативные предложения. Например, опереть тарифное регулирование на две основы: ежегодный профессиональный независимый аудит основных затрат (эксплуатационных и инвестиционных) монополистов и включение в процесс полноправной третьей стороны - потребителя.
Причем и то и другое может, а значит, и должна организовать НПП “Атамекен”. Ведь если все предприниматели обязаны объединяться в ней, то и она обязана решать все важные для предпринимателей вопросы. А что (кроме кредита, конечно) может быть важнее для того же малого-среднего бизнеса, как не приемлемый тариф! А на такой основе можно будет представлять и защищать и интересы населения.
Знаю, что по тем моим письмам были проведены совещания, но, судя по упорному продвижению законопроекта в прежнем содержании, безрезультатные.
Пётр СВОИК
http://www.time.kz/articles/ugol/2017/03/10/kommunalnie-tarifi-ten-i-rifi
Все предельно просто: в законопроекте перечислено несколько применяемых в разных странах методов тарифного регулирования с отсылкой, что регулятор сам будет решать, когда и к кому какой применять. В самую пору вспомнить откровенную формулу каудильо Испании Франко: “Друзьям - все, врагам - закон”. В смысле в друзьях окажутся те, кто будет тайно, за семью замками разруливать в кабинетной тиши вопросы повышения тарифов, а не участвующим в этих сделках достанется в лучшем случае индексация тарифов под причитающуюся долю инфляции.
Тайна же обеспечивается целеустремленным недопущением кого бы то ни было к парному кабинетному общению чиновника КРЕМиЗК и монополиста-просителя. А для пущей закрытости приписаны нормы из разряда пресловутых публичных слушаний, на которых все равно ничего не решается, а также такое новшество, как совет по тарифной политике. Он будет действовать на безвозмездной основе, в него войдут парламентарии, представители НПП, другие должностные лица, а также некие эксперты. Причем подбирать подходящих кандидатов будет... сам регулятор, что превращает всю затею в эдакую как бы общественную ширму для прикрытия.
Тут надо еще сказать вот что: положение в электроэнергетике и тепло-, водо-, газоснабжении, находящихся под государственным тарифным регулированием, драматично с обеих сторон. Со стороны потребителей - это изматывающий постоянный рост тарифов, подведенный уже к краю реальной платежеспособности. А со стороны электростанций, котельных, предприятий водоснабжения и водоотведения, электрических и тепловых сетей - также изматывающая нехватка средств на замену изношенного и восполнение нехватки мощностей, а подчас и просто на эксплуатационные нужды. А между нехваткой средств и у потребителей, и у поставщиков эдакая непрозрачная кабинетная щель, куда - смело можно предполагать - проваливается существенная часть денег.
Сколько именно денег отводится на коррупцию - понятно, никто не скажет, но можно утверждать, что много. Хотя бы потому, что тарифная сфера с профессиональной точки зрения сложна и проверяющие туда просто опасаются заходить. Кстати (так, для сведения), объем рынка электроснабжения и централизованного тепло- и водоснабжения по регулируемым государством тарифам оценивается в сумму более 1,5 трлн. тенге. Поэтому снижение коррупционной составляющей хотя бы на один процент способно высвободить для полезного инвестирования не менее 15 млрд. тенге ежегодно. Тогда как коррупционную ренту в тарифах приходится оценивать не в единичных, а, по всей видимости, в двузначных процентах.
В тех упомянутых моих письмах содержались и альтернативные предложения. Например, опереть тарифное регулирование на две основы: ежегодный профессиональный независимый аудит основных затрат (эксплуатационных и инвестиционных) монополистов и включение в процесс полноправной третьей стороны - потребителя.
Причем и то и другое может, а значит, и должна организовать НПП “Атамекен”. Ведь если все предприниматели обязаны объединяться в ней, то и она обязана решать все важные для предпринимателей вопросы. А что (кроме кредита, конечно) может быть важнее для того же малого-среднего бизнеса, как не приемлемый тариф! А на такой основе можно будет представлять и защищать и интересы населения.
Знаю, что по тем моим письмам были проведены совещания, но, судя по упорному продвижению законопроекта в прежнем содержании, безрезультатные.
Пётр СВОИК
http://www.time.kz/articles/ugol/2017/03/10/kommunalnie-tarifi-ten-i-rifi
|