Су-34 / Фронтовой бомбардировщик

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 26 Декабря 2012 в 09:41:13

История создания

Главным конструктором двухместного истребителя-бомбардировщика с первоначальным обозначением Су-27ИБ (заводской шифр самолета Т-10Б) был назначен Р.Г. Мартиросов, общее руководство возглавил Генеральный конструктор М.П.Симонов. В начале разработки истребитель-бомбардировщик рассматривался как модификация двухместного учебно-боевого варианта Су-27УБ, сохраняющая практически без изменения конструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство технических решений и боевые возможности прототипа в режиме "воздух-воздух". Летчика и штурмана-оператора предполагалось разместить рядом, вместо прежней схемы "тандем".

Это позволяло избавиться от дублирования некоторых приборов и органов управления, облегчить взаимодействие членов экипажа и обеспечить им приемлемые эргономические и санитарные нормы, возможность для отдыха и питания в ходе многочасового полета. Заданную дальность полета должна была быть обеспечена системой дозаправки топливом в воздухе. Это потребовало перекомпоновки самолета, особенно головной части его фюзеляжа.

Проектирование и доработка одного из серийных Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10Б-1 были завершены, в основном, к 1990 г. Машина с бортовым номером 42 представляла собой серийную "спарку", у которой штатная головная часть фюзеляжа была заменена новой двухместной кабиной и входом через нишу передней опоры шасси, новыми наплывами крыла и другими изменениями согласно проекту истребителя-бомбардировщика. Первый полет опытной машины, которую пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.А.Иванов, состоялся 13.04.1990 г. на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова. В дальнейшем проходили всесторонние испытания самолета с новой головной частью фюзеляжа, отработка дозаправки топливом в воздухе и другие исследования.

Для серийного производства нового самолета было избрано НАПО им. В.П.Чкалова, известного ранее как завод №153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ). Первый самолет был построен в конце осени 1993 г., а 18 декабря летчики-испытатели И.В.Вотинцев и Е.Г.Ревунов подняли его в первый полет в сопровождении бомбардировщика Су-24 с экипажем в составе летчиков-испытателей Е.Н. Рудакаса и А.И. Гайворонского.

В 1995 г. перекрашенный Су-34 с бортовым номером 45 был представлен на международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция) под названием Su-32FN (Fighter Navy - морской истребитель). Это было третье наименование одного и того же самолета (заказчик по-прежнему именует его Су-27ИБ, фирма-разработчик – Су-34, за рубежом - Су-32, на заводе изготовителе - Т-10Б).

Первый этап ГСИ завершился 30 октября 2006 года с выполнением более 200 полётов (участвовало 5 Су-34).[8] Заключительный этап ГСИ завершен 19 сентября 2011 года

12 и 22 декабря 2011 года на воронежскую авиабазу Балтимор прибыло шесть новых бомбардировщиков Су-34, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение эти машины.

Всего, до 2015 года будет закуплено 70 самолётов Су-34.[15] В общей сложности ВВС намерены приобрести 120 самолётов этого типа (5 эскадрилий).

Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.

Назначение


Истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для нанесения мощных и точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в его оперативно-тактической глубине. Наличие совершенного радиоэлектронного оборудования и управляемого ракетного оружия класса "воздух-воздух", а также высокие летные и маневренные характеристики позволяют использовать его как истребитель для ведения воздушного боя. Поэтому он может рассматриваться как многоцелевой самолет, а в качестве единственного зарубежного аналога - американский тактический истребитель F-15E, принятый на вооружение ВВС США в 1988 г.

Фюзеляж


Головная часть фюзеляжа начинается эллиптическим радиопрозрачным обтекателем бортовой РЛС с острыми боковыми кромками. В ней оборудована кабина экипажа и ниша для передней опоры шасси. В носовой части обтекателя РЛС размещена штанга основного ПВД с антеннами радионавигационного оборудования, а на опытных экземплярах, дополнительно, датчики углов атаки и сноса.

В бронированной кабине летчик и штурман-оператор размещаются рядом. Вход в нее осуществляется через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Кабина позволяет летчику или штурману встать в полный рост. Она оборудована термосом, прибором для подогрева пищи, аптечкой, ассенизационным устройством. Для защиты экипажа от пуль и снарядов кабина выполнена в виде единой бронекапсулы. Головная часть фюзеляжа заканчивается закабинным отсеком, в котором размещен основной объем радиоэлектронного оборудования с доступом к нему через нишу передней опоры шасси и патронный ящик с боекомплектом пушки.

Самолет оснащен унифицированными катапультными креслами К-36ДМ для аварийного покидания машины во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая движение по аэродрому. Катапультирование осуществляется вверх через проемы двух сбрасываемых створок фонаря. Каждый член экипажа имеет НАЗ с автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом, продуктовым запасом, лагерным снаряжением, средствами сигнализации и медикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмов или высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплекта кислородного оборудования.

Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки. В центральной балке размещены задний топливный бак, отсек контейнера с тормозными парашютами и отсек радиоэлектронного оборудования. Заканчивается она выступающим назад радиопрозрачным обтекателем большого диаметра.

Крыло и оперение


Крыло самолета состоит из центроплана и отъемных консолей. Угол стреловидности по передней кромке составляет 42 градуса, удлинение – 3,5, сужение – 3,4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами с углом отклонения от +35 до -20 град., выполняющих функции закрылков и элеронов, и двухсекционным поворотным носком (угол отклонения 30 град.). Выпуск флаперонов и отклонение носка производятся на взлетно-посадочных режимах и при маневрировании. В консолях крыла кессонной схемы оборудованы топливные баки-отсеки. На каждой консоли имеются узлы установки четырех пилонов, в т.ч. один на торце крыла, для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой радиоэлектронного противодействия.

Горизонтальное оперение представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор с электродистанционной системой управления. Консоли трапециевидной формы с углом стреловидности по передней кромке 45 град., размахом 9,8 м и площадью 12,2 м. Стабилизатор может отклоняться в пределах от +15 до -20 градусов. Управление по крену может происходить путем дифференциального отклонения половин горизонтального оперения с “ножницами” в 10 градусов.

Вертикальное оперение - двухкилевое, стреловидное (угол стреловидности по передней кромке 40 град), площадью 15,4 м. Каждый киль оснащен рулем направления, площадь двух рулей 3,5 м, углы отклонения – 25 град. в каждую сторону. В верхней части килей под радиопрозрачными обтекателями размещены антенны радиотехнических устройств.

Переднее горизонтальное оперение установлено в торце наплыва крыла и состоит из двух цельноповоротных консолей (размах 6,4 м, площадь около 3 м) с углом стреловидности по передней кромке консолей 53,5 градусов.

Шасси

Шасси самолета трехопорное, убираемое в полете. На передней опоре полурычажного типа установлена спарка колес КН-27, на основных телескопических – двухколесные тележки с размещением колес КТ-206 по схеме “тандем”. Основные опоры шасси убираются вперед по полету в ниши центроплана с разворотом тележек, передняя убирается назад в отсек под кабиной экипажа. База шасси составляет 6,6 м, колея - 4,4 м.

Силовая установка


Силовая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф (АЛ-31ФМ, АЛ-35Ф) с тягой от 12800 до 14000 кгс. Они размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, что устраняет их аэродинамическое взаимовлияние и позволяет подвешивать на пилонах между ними различное вооружение и контейнеры с оборудованием.

Топливная система самолета включает четыре бака увеличенного объема (три - в фюзеляже и центроплане, один - в консолях крыла), насосы подкачки (перекачки) топлива и топливоизмерительную аппаратуру. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков. Для дозаправки топливом в полете имеется выпускаемая штанга-топливоприемник в головной части фюзеляжа с двумя фарами ночной заправки. Дозаправка осуществляется от оборудованных самолетов-заправщиков Ил-78 (Ил-78М) и Су-24М.

Системы

Самолет оборудован независимыми гидросистемами закрытого типа с приводом каждой от своего двигателя. Они используются для выпуска и уборки шасси, торможения колес, работы системы дистанционного управления, питания приводов (бустеров) органов управления, гидроцилиндров механизации крыла, выпуска и уборки защитных сеток воздухозаборников.

Воздушная система используется в качестве аварийной для выпуска шасси, для наддува кабины и блоков оборудования, другого.

Система электрооборудования обеспечивает постоянным и переменным током. Включает генераторы постоянного и переменного тока, приводимые в действие от роторов работающих двигателей, преобразователи однофазного и трехфазного тока, аккумуляторные батареи в качестве резервного источника электроснабжения.

Специальное бортовое оборудование

На серийных самолетах Су-34 предполагается установка обзорно-прицельного, пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, аппаратуры бортового комплекса обороны, системы объективного контроля и регистрации параметров.

В составе обзорно-прицельного оборудования может быть многорежимный радиолокатор переднего обзора и оптико-электронная прицельная система с лазерно-телевизионной аппаратурой и нашлемной системой целеуказания, а также локатор заднего обзора. Часть аппаратуры может быть размещена в сменных подвесных контейнерах. Для отображения информации от систем прицельно-навигационного комплекса может использоваться индикатор на лобовом стекле и многофункциональные индикаторы на жидких кристаллах на приборной доске кабины.

Пилотажно-навигационное оборудование может включать систему воздушных сигналов, систему автоматического управления, инерциальную навигационную систему, доплеровский измеритель скорости и углов сноса, систему спутниковой навигации, радиотехнические системы ближней и дальней навигации, маркерный приемник, самолетный ответчик, другую аппаратуру.

В составе бортового комплекса обороны могут быть станции радиотехнической разведки и активных помех, аппаратура обнаружения пуска ракет по их тепловому излучению, устройства выброса пассивных помех.

Для управления бортовым оборудованием может быть установлено 5-7 цифровых вычислительных машины.

Вооружение

Под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения. На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в т.ч. один на торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой РЭП.

В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве находится установка 30-мм одноствольной скорострельной автоматической пушки. В нем выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали.

Вооружение включает встроенную 30-мм пушку ГШ-301 и управляемое ракетное оружие. На 12 точках подвески может быть размещено: до 6 ракет типа класса "воздух-воздух" Р-27, Р-73 различных модификаций или до 8 ракет РВВ-АЕ; управляемое и корректируемое вооружение класса "воздух-поверхность" (до 3 ракет Х-59М или бомб КАБ-1500, до 6 ракет Х-25М и Х-29 различных модификаций, С-25Л, Х-31П (А) или бомб типа КАБ-500); неуправляемое вооружение (авиабомбы калибра от 100 до 500 кг, контейнерные системы (типа КМГУ), неуправляемые авиационные ракеты С-8 в 20-ствольных блоках Б-8М, С-13 в 5-ствольных блоках УБ-13 и С-25 в одноразовых пусковых устройствах О-25). Максимальная масса боевой нагрузки самолета достигает 8000 кг.

Самолет имеет значительный потенциал модернизации.

Помимо бомбардировочной модификации ведутся работы по созданию Су-34 в варианте самолета-разведчика и самолета РЭБ (радиоэлектронной борьбы).

Рассматривался вариант создания Су-34, предназначенного для борьбы с кораблями и подводными лодками. По предварительным проработкам (1995-97 гг.) предлагалось разместить в хвостовом обтекателе средства поиска подводных лодок - магнитометры и гидроакустические буи, а в состав вооружения ввести противокорабельные ракеты типа "Москит" и "Альфа". Впервые этот вариант был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-97 в г. Жуковский.

Поставки

15 декабря 2006 года в состав ВВС России были переданы первые 2 Су-34. Самолёт с бортовым номером «01» поступил в 929-й ГЛИЦ для продолжения госиспытаний.
3 августа 2007 года в состав Липецкого ЦБП и ПЛС принят бортовой номер «02».
В декабре 2008 года был передан ВВС бортовой номер «03».
19 декабря 2009 года получено ещё 2 Су-34 — бортовые номера «04» и «05».
20 декабря 2010 года передано еще 4 бомбардировщика.
10 декабря 2011 года западный военный округ принял на вооружение 6 Су-34.
25 декабря 2012 года Воронежская авиабаза Западного военного округа (ЗВО) получила 5 машин.

Боевое применение

Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёт использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125 Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами. Контейнер активных помех групповой защиты Су-34 показал в ходе ведения боевых действий высокую эффективность. В ходе боевого применения Су-34 уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.

Основные тактико-технические характеристики Су-34

Размах крыльев, м 14,7
Длина фюзеляжа, м 23,3
Высота, м 6,0
Площадь крыла, кв.м 62,0
Тип двигателя 2 ТРД АЛ-31Ф
Тяга двигателя нефорсированная, кгс 2х14000
Масса взлетная нормальная, кг 39000
Масса взлетная максимальная, кг: 44360
Максимальная боевая нагрузка, кг 8000
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1900
на уровне моря 1400
Максимальная скорость, М 1,8
Практический потолок, м* 17000
Практическая дальность полета, км** 4500
Боевой радиус действия, км 600-1130
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7
Экипаж, чел. 2

Фото


1024x819
( 204.07Кб)

1200x854
( 97.55Кб)

1350x900
( 139.7Кб)

1980x1317
( 768.52Кб)

1200x837
( 505.66Кб)

2000x1333
( 246.78Кб)

1280x946
( 240.43Кб)

1024x768
( 104.82Кб)

1980x1311
( 486.5Кб)

1920x1200
( 346.47Кб)

4100x2444
( 2587.23Кб)

2000x1329
( 361.47Кб)

1280x1024
( 176.08Кб)

1280x850
( 395.75Кб)

1200x834
( 153.48Кб)

1024x747
( 152.57Кб)

1742x1164
( 922.55Кб)

1280x944
( 126Кб)

1280x853
( 117.65Кб)

1200x802
( 242.18Кб)

1152x848
( 236.59Кб)


Видео

Ударная Сила, Громовержец (Су-34)



Видео о боевых возможностях многофункционального истребителя-бомбардировщика Су-34.



Документальный фильм "Битва за небо. Су-34. В небе 21-го века" расскажет об истребителе-бомбардировщике Су-3

Комментарии, по рейтингу, по дате
  toliktommy 26.12.2012 в 12:23:18   # 243555
Птички у России замечательные, слов нет!
  Максимыч 26.12.2012 в 12:27:48   # 243560
Ляпота!
  Skype 26.12.2012 в 17:28:40   # 243621
Есть чем дать по еплету
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь