03.03.2009
Пошлина раздора
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30387323&pos=5;-111#pos=5;-111
Перспектива повышения пошлин на ввоз иномарок расколола автомобильный рынок: производители считают, что высокие пошлины поддержат рынок, автодилеры опасаются ухода части игроков в «серый» сегмент
В середине февраля министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник предложил повысить таможенные пошлины на импортные автомобили с нынешних 10% до 30%. По его мнению, данная мера защитит внутренний рынок от ввоза устаревших машин, приведет к повышению доходов республиканского бюджета, а также позволит развивать в республике автопроизводство.
Предложение прозвучало на фоне резкого снижения объемов производства автомобилей внутри Казахстана и сужения авторынка в целом из-за общего падения спроса.
Неудивительно, что оно вызвало острые дискуссии среди участников рынка. Они расходятся в оценке возможных последствий введения повышенных пошлин - по мнению одних игроков, это лишь заставит автодилеров уменьшить маржу, зато будет способствовать созданию собственной автомобильной отрасли, по мнению других - будет способствовать росту коррупции и нелегальных продаж.
А есть ли мальчик?
Предлагая увеличить ввозные пошлины на иномарки, казахстанское правительство, очевидно, следует по пути коллег из России - там в целях защиты отечественного производителя с нового года пошлины были увеличены до 30%. В Казахстане работает усть-каменогорский завод «Азия Авто» (контролируется акционерами «БИПЭК АВТО»), но его мощности невелики. В 2008 году предприятие выпустило 3271 автомобиль на общую сумму 5,341 млрд тенге против 6311 единиц на 11,031 млрд тенге в 2007−м. При этом предприятие реализовало 4096 автомобилей, что на 18% меньше по сравнению с 2007 годом. Всего в РК в прошлом году было продано 23,5 тыс. новых машин только официальными дилерами - считается, что это около 15% от общего объема импорта машин в Казахстан.
Оживить отечественное автомобилестроение должно было вхождение российского АвтоВАЗа в капитал усть-каменогорского «Азия Авто». Предполагалось, что россияне не только приобретут блокирующий пакет акций предприятия, но и увеличат производство до 120 тыс. машин в год из комплектующих, поставляемых тольяттинским заводом. Осенью прошлого года об этом было заявлено публично. Одним из условий соглашения, по неофициальным данным, было поднятие таможенных пошлин на ввоз иномарок в Казахстан до российского уровня. Отметим, что в случае гармонизации ставок пошлина на новые авто поднимется в РК в три раза, а растаможка на подержанные - в 10 раз.
Однако ближе к зиме сообщения о сделке исчезли со страниц СМИ. Как нам пояснил президент «Азии Авто» Ержан Мандиев: «Мы не устанавливаем для себя жестких сроков по сделке». По его словам, учитывая важность сделки, стороны тщательно прорабатывают вопросы слияния, что требует времени. На сегодняшний день проведен аудит и оценка, зарегистрирована дополнительная эмиссия акций, ведется работа по формированию полного пакета документов и проведению экспертизы сделки со стороны АРЕМ. «Сумму сделки мы официально объявим не раньше ее завершения», - уточняет г-н Мандиев. В свою очередь руководитель пресс-службы ОАО «АвтоВАЗ» Александр Шмыгов заверил, что российская компания не отказывается от покупки пакета акций завода «Азия Авто». Проект находится в проработке. Он по-прежнему является актуальным для АвтоВАЗа.
Однако многие участники рынка сомневаются в том, что в Казахстане вообще есть кого защищать. До сих пор «Азия Авто» не сумела достичь заявленной мощности производства в 45 тыс. автомобилей в год (по данным «Эксперта Казахстан», на самом предприятии заявляют, что завод способен производить до 60 тыс. машин в год), несмотря на то что
правительство РК уже предприняло ряд мер по ограничению импорта: с января 2007 года запрещен ввоз праворульных машин. Но г-н Мандиев уверен в будущем своего предприятия. «Через два-три года, когда кризис пойдет на убыль, недостаток мощностей в этом регионе будет как никогда актуален. Поэтому инвестиции в проект АвтоВАЗа и “Азии Авто” (предполагается создание полномасштабного производства автомобилей марок NISSAN и RENAULT, включающего в себя штамповку, сварку и окраску) нужно делать именно сегодня», - заявляет он.
В Astana group, одной из крупнейших дилерских компаний страны, завод «Азия Авто» характеризуют как «отверточную сборочную линию, не использующую казахстанскую индустрию и не способную формировать добавленную стоимость». По словам коммерческого директора компании «Арыстан Авто» Каната Сарсенбаева: «Если мы не знаем точно, кого защищаем, то лучше отложить решение о введении новых пошлин».
Бюджета маловато
Глава Мининдустрии уверен, что повышение пошлины будет способствовать наполнению госбюджета. Статистика 2008 года свидетельствует о явных потерях бюджета и недоборе средств, поступающих в виде пошлин.
Казахстан в прошлом (2008) году импортировал 155221 легковой автомобиль и 13631 грузовой, на 60,3 и 60,8% меньше по сравнению с 2007 годом.
Г-н Школьник сравнил цены на новые автомобили в Казахстане и России, где применяются разные ставки пошлины (10 и 30% соответственно). По его словам, в автосалонах обеих стран цены одинаковые, значит, часть прибыли дилеры укрывают от налогообложения, а разницу кладут в собственный карман.
В Astana group одинаковые цены в автосалонах России и Казахстана объясняют тем, что их российские коллеги еще не успели поднять цены на автомобили в связи с девальвацией рубля и распродают запасы 2008 года. Через один-два месяца, как только к россиянам поступят машины 2009 года, они будут вынуждены поднять цены в среднем на 20%, и тогда цены в автосалонах вновь станут корректными: казахстанские дилеры будут реализовывать авто дешевле, чем российские.
Но существует опасность, что в случае повышения таможенных пошлин казахстанские дилеры будут вынуждены искать другие зоны с более благоприятным таможенным регулированием. Так как в России применяется
30−процентная, а в Узбекистане -
90−процентная ставка таможенной пошлины, остается лишь одна страна - Киргизия, через которую могут завозиться иномарки.
Такая ситуация была характерна для Казахстана 90−х годов, когда по дорогам страны колесили тысячи автомашин с желтыми номерами: авто растаможивалось в Киргизии и ввозилось в страну в режиме временного ввоза.
Страна драндулетов
Согласно еще одному аргументу, приведенному главой Мининдустрии, повышение пошлин станет препятствием на пути проникновения в страну подержанных машин.
Как нам заявили в Национальной лиге потребителей, в случае резкого сокращения ввоза подержанных машин потенциальные покупатели будут вынуждены перейти с первичного на вторичный рынок, а это еще более ухудшит экологию крупных городов.
Сегодня Казахстан - одно из немногих государств, куда законодательно не ограничен ввоз автомобилей.
Даже в странах третьего мира, не имеющих на своей территории автопромышленности, уровень импортных пошлин многократно выше казахстанских. Причем в нашем случае доля подержанных автомобилей превышает 70−процентный порог: большую их часть составляют «семилетки» и старше. Указывая на переполненные склады и низкую покупательскую активность, глава компании Qncepto Consulting Олег Алферов уверен, что в ближайшем будущем подорожание бывших в употреблении автомашин нам не грозит - их скопилось более 300 тыс. единиц. При текущих темпах продаж этих запасов, по его оценкам, хватит минимум на два года.
С другой стороны, по прогнозам экспертов, рынок подержанных машин в Казахстане далек от насыщения, поэтому увеличение таможенных пошлин не остановит импорт. Подержанные автомобили пользуются большим спросом, поскольку новые могут себе позволить далеко не все. С этим согласен директор по развитию консалтинговой компании «Бейкер Тили Казахстан» Владимир Колченко, считающий, что повышение цен на импортные машины сделает их труднодоступными.
Подорожание автодилеры будут компенсировать уходом от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии, часть потерь им будут оплачивать потребители.
Автолюбителям останется приобретать относительно свежее авто на внутреннем рынке или продлевать до бесконечности ресурс имеющейся в наличии техники. В результате автопарк обветшает и Казахстан может превратиться в страну драндулетов - тогда нет никакого смысла говорить об улучшении экологии больших городов.
Вопрос политический
Некоторые эксперты предполагают, что введение пошлин создаст благоприятные условия для развития автопрома в будущем. Такой точки зрения придерживается Олег Алферов. Правда, он предостерегает от того, чтобы ставить знак равенства между существующими в Казахстане автосборочными предприятиями и автопромом в том виде, в котором его видят в Мининдустрии. «Новые пошлины, - говорит он, - лишь среда для привлечения инвестиций в новую отрасль. Здесь мы не изобретаем велосипед: ни в одной развивающейся экономике мира - от Китая до Узбекистана - автопроизводство не начиналось иначе, как с построения защитного таможенного режима».
Другие игроки не верят в решимость правительства повысить пошлины. «Оцениваю перспективы введения новых пошлин в ближайшее время на уровне не более 15%, - полагает торговый консультант Toyota Center Almaty Максим Ольшевский. - Девальвация сделала импорт дорогим, и он резко упал. Повышение пошлины в условиях роста цен на импорт наглухо закроет казахстанский авторынок».
Но, по всей видимости, введения новых пошлин не избежать. Ведь вопрос имеет не только экономический, но и политический аспект. В Казахстане также имеются обязательства в рамках единого таможенного союза с Россией и Беларусью. Цена вопроса - создание единого таможенного пространства - явно превосходит возможные издержки и прибыли от изменения правил игры на автомобильном рынке Казахстана.