«Посадили, собрали, продали…»

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 13 Февраля 2008 в 14:32:49
Дмитрий СУРИКОВ



– Зачем мы будем вступать в ВТО, если кроме добычи сырья не представляем интереса для глобальной экономики? Если бы мы что-то производили, можно было бы стремиться туда. А сейчас, когда мы все промышленные товары импортируем, смысл членства во Всемирной торговой организации для нас какой? Но министерство индустрии и торговли упрямо тащит нашу страну туда. Глуповато это, – говорит Талгат Доскенов, президент Центрально-Казахстанской Ассоциации предпринимателей. Кроме стремления в ВТО, господин Доскенов, активный участник работы бизнес-ассоциаций страны, видит и другие болевые точки взаимодействия власти со средними и мелкими предпринимателями. О них он и рассказал корреспонденту «Позиции.kz».

– Проанализировав влияние законотворческой практики и правоприменения на жизнь бизнес-сообщества, я делаю вывод, что нормотворческий зуд парламента, некоторых министерств приводит к излишней государственной регуляции, – отмечает ТалгатДоскенов. – В результате этого, во-первых, исчезает конкурентная среда, во-вторых, возникают серьезные издержки для предпринимательства.
– Например?

– Есть очень простой пример с такси. Сначала министерством транспорта и коммуникаций была предложена норма, чтобы на всех такси были таксометры. Недавно появилось еще одно новшество – чтобы все автомобили-такси были покрашены в желтый цвет. Про желтый цвет – это вообще нонсенс. На мой взгляд, в этом случае министерство и правительство откровенно лоббирует интересы крупного капитала. Судите сами: перекрасить свои автомобили могли бы крупные таксопарки, у которых есть свои автомобили. Крупным компаниям даже выгодно, чтобы все их машины были одного «фирменного» цвета. Но как быть небольшим фирмам, работающим с водителями личных авто? И как быть индивидуальным предпринимателям, вообще занимающимся частным извозом? Если такой человек не покрасит свою машину в желтый цвет, он не сможет заниматься частным извозом. Почему государство его лишает такого права? Может, у меня в семье родился четвертый ребенок, и я хочу ночью подработать. Или у меня сестра замуж выходит – я хочу сделать ей подарок, коплю деньги. Почему же у меня не должно быть возможности делать это легально? Получается ненормальная ситуация. Такая же ненормальная, как желтый цвет. Хорошо, хоть не голубой… С одной стороны, существует доктрина развития малого предпринимательства. С другой – фактически по вине министерства транспорта и коммуникаций, инициаторов данного проекта, желтый цвет губит легальный частный извоз.

– Получается, частников загоняют обратно в «тень»?

– Именно так и получается. Вы помните, как трудно было заставить извозчиков-частников перейти на легальную форму работы? Мы ругались, воевали, потом придумали такую форму налоговой отчетности, как патент. То есть хочешь покатать людей – купил патент на один день, повозил сегодня – завтра он тебе уже не нужен. А что же теперь? Конкуренция между крупными таксопарками и мелкими приводит к тому, что остаются только крупные. Понятно, что с уменьшением уровня конкурентности рынка цены на услуги будут расти… Или возьмите другую инновацию, которая препятствует развитию бизнеса. Это лицензия на пиво. У нас есть депутаты, которые не совсем ответственно подходят к некоторым вещам. Решили, что надо ввести лицензию на пиво – и все. В итоге у нас в Караганде на какое-то время пивзавод остановился, потому что лицензию не могли оформить. А почему? Потому что деньги на изготовление бланков лицензий должны быть в бюджете заложены. Их не оказалось. Отсюда цепочка – предприниматель не может взять пиво с пивоваренного завода и его реализовывать, потому что это незаконно. Его хлопнут – зачем ему это надо? Он отказывает пивоваренному заводу. Пивзаводы сварили пиво, а у него же сроки хранения – куда им девать его? Приходится сливать в канализацию! Такова цена законотворчества.

– Какие из министерств особенно «удружили» предпринимателям?

– Чтобы не быть голословным, приведу некоторые моменты. Особенно яркие они по инициативам двух знаменитых женщин нашей страны – экс-министра финансов Натальи Коржовой и министра юстиции Загипы Балиевой. Если говорить по министерству финансов – не может не удивлять инициатива с введением экспортной декларации. Помните, эта норма появилась минувшим летом? Когда от предпринимателей таможенные органы стали требовать экспортную декларацию при ввозе товаров даже из тех стран, в которых такой экспортной декларации нет! В результате что случилось: приходят грузы в Казахстан из Германии, некоторых других стран, предприниматель приносит бумаги в таможню. Говорит – там экспортной декларации нет в практике. А ему в ответ – у нас в законе она есть, так что давай. Списки стран, в которых такая экспортная декларация не существует, подготовлены не были. В результате предприниматели просто попали. Получилась ситуация, в которой бизнесмен был виноват со всех сторон, как не посмотри. То есть чтобы выполнить закон, надо было фикцию принести – фиктивную экспортную декларацию. Но за эту «липу» можно понести наказание! А без фикции товар не растаможивается. Как говорится, попадалово по-любому…

– Вы добивались коррекции такого вопиющего несоответствия закона и здравого смысла?

– Этот вопрос рассматривался долго. Мы писали запросы и депутатам парламента, и в другие инстанции. Но ситуация до сих пор не выровнена окончательно... Так что предприниматель не по своей вине становится не то вором, не то уголовником. Еще более показательный в этом случае пример – по лжепредпринимательству. Это новшество также проходило по ведомству госпожи Коржовой. Поясню – задним числом ответственность за неуплату налогов фирмами-однодневками возлагалась на реального, легального предпринимателя, который имеет свой завод, свое строительное подразделение и так далее. В этом случае попадали люди так: при совершении сделки в бизнес-практике принято заключать договор. Например, на поставку товара, запасных частей и так далее. Затем к этому договору прилагается доверенность, счет-фактура. Кроме того, предприниматель заходит в Интернет и на веб-сайте министерства финансов смотрит, есть ли его партнер в списке лжепредприятий. Если его нет, то предприниматель со спокойной душой проплачивает деньги за товар в соответствии с договором, дает поручение банку и так далее. Проходит несколько лет, и вдруг предприятие, с которым предприниматель заключал договор, задним числом оказывается лжепредприятием. То есть на момент заключения это было нормальное предприятие, а потом выскочило, что это фирма-однодневка. И в соответствии с данной новой дефиницией, нормой, диспозицией, внесенной в законодательство по инициативе минфина, нормальный предприниматель, который выполнил все нормы по всем бумагам, вынужден платить налоги с суммы, переведенной лжепредприятию. А эти налоги у него не предусмотрены в экономической деятельности, это лишние налоги, это налоги за того парня. Многие небольшие компании из-за этого встали на грань банкротства. Вот, два примера я вам привел по этому ведомству – по экспортной декларации и по лжепредприятиям. Вы видите, каким образом сказывается на бизнесе непродуманное государственное регулирование. Это нормотворческий зуд – и он реально мешает.

– А чем выделилось министерство юстиции – самое сильное в юридическом плане, казалось бы?

– У минюста есть новация, которую мы поддерживаем, – это то, что касается предоставления услуг по принципу одного окна. На первом этапе были недоработки, но сейчас это все уже нормализовалось, отточилось. Яростная борьба у нас была по другому вопросу, связанному с минюстом. Проблема была связана с тем, что государство «нечаянно» отдало центрам по недвижимости свою государственную функцию выдачи свидетельств о праве на собственность. Это Конституцией запрещено. То есть от лица государства имеет право выдавать данный документ – свидетельство о праве на собственность – только государственная организация, но ни в коем случае не государственное предприятие. Все это оговорено в законодательстве, но, тем не менее, как-то так в стране у нас получилось… В течение пяти лет мы обращались по этому вопросу куда только можно, была нешуточная борьба, что только обо мне не говорили! Но в результате эту функцию у центров по недвижимости все же забрали, передали ее в департаменты юстиции. Как это и должно быть. В результате все стабилизировалось, но в недрах министерства юстиции родилась еще одна новация. Касается она так называемой технической инвентаризации зданий, сооружений. Все передается в государственную монополию, тогда как раньше эти услуги были в конкурентной среде. Мы с таким новшеством категорически не согласны и потому предлагаем другой вариант изменений. Мы готовимся предоставить свои предложения минюсту более подробно.

– В чем причина такого количества бумажного брака?

– Дело в том, что сегодня, к сожалению, в мажилисе парламента нет специалистов, которые могли бы давать экспертный прогноз влияния законодательных новшеств на экономическую, правовую деятельность предпринимателей.

– А советы предпринимателей, созданные при министерствах и ведомствах по поручению президента страны, не работают?

– Они работают, но там же все на общественных началах. Средства не выделяются. Я, например, могу ездить и езжу за свой счет в министерства. Где-то успеваю принять участие в работе, где-то нет. Вот сегодня мне пришло 15 законопроектов. За ночь я должен провести их экспертизу, но это просто невозможно. Вал законотворчества большой, а возможности давать оценку всем документам у общественных объединений нет. Поэтому нам и приходится по хвостам лупить…

– Сложно менять уже принятые законы?

– На то, чтобы изменить законодательство – по тем же экспортным декларациям, лжепредпринимательству, – обычно уходит от 6 до 12 месяцев. Столько времени надо на то, чтобы доказать очевидные вещи! Но есть проблемы, не решаемые вообще, и при этом очень загадочные для меня лично. Например, я трем премьер-министрам задавал вопрос: прочему винно-водочные магазины должны располагаться в радиусе не менее 100 метров от школ? Что это за норма? «В радиусе» – это вообще не юридический термин. И почему не менее 100 метров? Почему не километр, не 200 метров? Никто мне ответа не дал. Кто-то придумал это магическое число 100, и ни один человек теперь эту норму не может отменить.

– Вы считаете, это злонамеренно делается? По чьему-то заказу лоббируются определенные интересы?

– У нас все законодательство каким-то странным образом выстраивается для потребностей финансово-промышленных групп. В стране существует доктрина поддержки малого предпринимательства, и одновременно существует очень серьезное лобби финансово-промышленных групп. У нас же на сегодня два столпа в экономике – нефть и банки. Оба эти столпа время от времени могут слабеть. Единственно устойчивым может быть малый и средний бизнес. Он сможет оперативно реагировать на конъюнктуру. Нужны продукты питания – посадили, собрали, продали. Всем хорошо. Но у нас так не получается… Нынешнее состояние законотворчества приводит к зарегулированности экономики. Законотворчество становится чрезмерным, иногда непонятным. В результате идет монополизация тех или иных рынков. Кстати, один из факторов повышения цен на продукты – это неразвитость конкуренции на этом рынке. И все это мы имеем, стремясь в ВТО…

«Позиции.kz»
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь