Зиц-председатель ОБСЕ на час: Астана, подставив Москву, заполучила «Филькину грамоту» на год
dead 11 Декабря 2007 в 16:33:59
Впервые председателем ОБСЕ станет одно из бывших советских государств - Казахстан. Такое решение принято в Мадриде на заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) стран-участниц ОБСЕ. Казахстан примет обязанности председателя в 2010 г. По мнению госсекретаря Казахстана К.Саудабаева, «председательство Казахстана в ОБСЕ укрепит доверие к этой Организации со стороны стран Восточной Европы и СНГ». Так ли это – покажет время, а пока давайте проследим за перипетиями этой истории, в которой ключевую роль сыграла Россия.
Москва поставила ряд условий в отношении деятельности ОБСЕ и ее специализированных институтов. Основная цель, которой руководствуется РФ - прекращение практики «двойных стандартов» в работе ОБСЕ, срочное реформирование этой Организации и некоторых инструментов ее деятельности.
В числе условий, выдвинутых Москвой, был вопрос о председательстве Казахстана в ОБСЕ. В случае невыполнения этих требований Россия пригрозила «выйти из Организации». Таким образом, российская сторона лоббировала интересы Казахстана, требуя «сделать его председателем ОБСЕ» в 2009 г. Предельно жестко это требование сформулировал глава МИД РФ С.Лавров: «Председателем ОБСЕ в 2009 г. должен быть Казахстан, и никто другой». Особых выгод для Москвы это не несло, но, как уточнили источники в МИД РФ, «высшее руководство России посчитало возможным поддержать давнюю инициативу Н.Назарбаева, которого считает другом РФ».
В контексте сказанного звонкой пощечиной российской дипломатии стало поведение казахской миссии при ОБСЕ и делегации РК на заседании СМИД. Министр иностранных дел Казахстана М.Тажин в ходе встречи в Мадриде принялся с энтузиазмом «защищать ОБСЕ от нападок России». Вместо того, чтобы поддержать требования РФ в отношении ОБСЕ, казахский «коллега» М.Тажин выступил на стороне США, которые сопротивляются российской позиции в рамках Организации. Таким образом, российская делегация неожиданно оказалась в ситуации «ненужного переговорщика».
Более того, напрямую дезавуируя прежнюю позицию Астаны по вопросу Бюро по демократическим институтам ОБСЕ, М.Тажин заявил: «Казахстан выступает за сохранение БДИПЧ и его существующего мандата и не будет поддерживать никаких попыток ослабить его в будущем». Для тех, кто плохо знаком с этим вопросом, поясню - Казахстан вместе с Россией и еще пятью странами СНГ (Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) подписался под представленным в Мадриде проектом «Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами». Этот документ должен был серьезно скорректировать «полномочия мониторинговых миссий БДИПЧ», которые в последние годы фактически превратились в авангард многоцветных «революций», оставивших кровавый след на территории многих государств мира.
Большего предательства и «азиатского коварства» от своих союзников за последнее десятилетие Россия еще не переживала. Этот удар в спину оказался тем более болезненным, что Москва ради прихоти своего престарелого союзника - Н.Назарабаева пошла на открытую конфронтацию с группой западных стран во главе с США. Неудивительно, что источники в российском МИД назвали заявление М.Тажина и поведение казахских дипломатов «предательской подножкой» и «проституирующим поведением Астаны, привыкшей давать всем без разбору». Заведующий отделом Казахстана и Средней Азии Института стран СНГ А.Грозин подтвердил мнение наших дипломатов и так прокомментировал данную ситуацию: «Это стандартная казахстанская позиция «и нашим, и вашим», которая в принятом казахском политесе теперь именуется «многовекторностью».
Для Астаны вопрос председательства в ОБСЕ стал «делом чести» не совсем честной семьи Н.Назарбаева. Примечательно, что главным переговорщиком о «председательстве» на протяжении последних лет был посол, генерал, дипломат и разведчик в «тылу» президента, а нынче «венский сиделец», бывший зять президента Казахстана Р.Алиев.
Недомыслие давно уже стало фирменной маркой казахских политиков. Оно же присутствовало в выступлении госсекретаря К.Саудабаева, который, нисколько не постеснявшись, де-факто признал ряд очевидных причин, по сути, мешавших председательству Казахстана в ОБСЕ. По его словам, «Казахстан успешно справится с возложенной на него миссией, у страны есть конкретная программа дальнейшей демократизации страны и ясное представление о тех вызовах, которые стоят перед ОБСЕ». Более того, срок – 2010 год, требует от Астаны «ежемесячной отчетности по демократизации». Не дай бог одно требование не выполни, тогда председательства в ОБСЕ не видеть как своих ушей вплоть до 2030 года…
«Беременным наполовину» быть ни у кого еще получалось: демократия либо есть, либо ее нет (и нечего тогда прыгать выше собственной головы). В итоге, РК признает, что она еще только собирается «демократизироваться», а в качестве «предоплаты» за место председателя сдает своих союзников.
Возникает вопрос - почему казахстанская делегация провела сепаратные переговоры с американцами, англичанами и другими западными партнерами, резко выступавшими против самого Казахстана?
После такого поведения тяжело даже представить, каким образом РК намеревается «дать ясное представление о тех вызовах, которые стоят перед ОБСЕ»? Если работа Астаны заключается в «продаже» своих геополитических союзников, то следует признать, что и у ОБСЕ, и у Казахстана в этом плане предстоит не совсем «безоблачное» будущее, так как стоящие перед организацией проблемы следует по-настоящему решать, а не «разводить», как это нынче принято у казахстанских политиков.
Сегодняшний Казахстан – это страна, которая находится в преддверии широкомасштабного экономического и политического кризиса. И, в принципе, ответить на него нечем. Единственной силой, способной помочь в такой ситуаций, была и остается лишь Россия. Впрочем, остается пресловутая «многовекторность» - самое «ценное» приобретение Казахстана за эти годы. Жаль, что никто так ее толком и не видел, не понял и не узнал. А если под этим многовекторным поведением подразумевается то, как повела себя казахская делегация на СМИД ОБСЕ, то на этом далеко не уедешь.
Отдельно следует указать на предстоящее развитие событий. Уклонение от «взятых на себя обязательств перед ОБСЕ», которого не избежать Астане, вызовет острую критику со стороны европейских стран. Как результат, сегодняшний «дипломатический триумф Казахстана» станет политическим концом для «лучшего друга России» Н.Назарбаева. Те же страны-участницы ОБСЕ, которые так рьяно препятствовали председательству РК, и к которым так «неожиданно» примкнула сама эта страна, будут пристрастно наблюдать за действиями астанинского режима в течение 2008-2010 гг.
С внешнеполитическими амбициями Астаны все, в принципе, понятно. А что же в остальном представляет из себя сегодняшний Казахстан? Полуко(с)мическая «держава» - как же, хоть и бесполезный, но свой спутник имеется, плюс Байконур - источник бесценного гептила. Полунефтяная «кладовая» - скоро все нефтяные запасы китайцам отойдут, они за счет казахской нефти поднимут экономику СУАР. Взамен РК получит ближний кусочек Китая у себя под боком, со всеми вытекающими последствиями: давлением и доминированием китайского этноса и товаров, а также убитыми реками Или и Иртыш. Полуядерная республика, гордящаяся тем, что отдала ядерное оружие, но сохранила полигоны и приумножила ядерные свалки. Так и здесь уже американцы и китайцы «правят бал»! Полудемократическая клептократия - только в Казахстане мужественные политики, сводя счеты с жизнью, стреляют в себя недрогнувшей рукой по 3 раза, и за это никому ничего не бывает. В конце концов, только в Казахстане любимый зять прослушивает разговоры первого лица страны, а потом весь мир, кроме казахстанцев, их увлеченно слушает и читает.
И все это на фоне того, что Казахстан уже по уши, мягко говоря, в «болоте» под названием долговая яма. В предстоящие 10 лет ежегодно более половины нефтяных доходов РК будет уходить на погашение внешних кредитов, что будет способствовать дальнейшему обнищанию народа. Итог казахского председательства, ради которого правительство РК продало Западу самые лакомые куски своих минеральных ресурсов, вполне предсказуем. Все будет, как в Латинской Америке: ослепительные дворцы вороватых чиновников и «семейных» олигархов на фоне лачуг в гетто Бакай и Шанырак. В один прекрасный момент ЦРУ совместно с МИ-6, при тактической поддержке итальянского спецназа, выступающего от имени компании «ENI», организует переворот «силами оппозиции» и посадит «своего президента». Того самого, что нынче примеривает одежду венских портных на свою несколько обрюзгшую фигуру. И попробуй в таких условиях удержать власть в своих руках – «председательство» не позволит. А на следующий год страна проснется и поймет, что потеряла суверенитет еще в 1997г.
Фуад Асимов
Москва поставила ряд условий в отношении деятельности ОБСЕ и ее специализированных институтов. Основная цель, которой руководствуется РФ - прекращение практики «двойных стандартов» в работе ОБСЕ, срочное реформирование этой Организации и некоторых инструментов ее деятельности.
В числе условий, выдвинутых Москвой, был вопрос о председательстве Казахстана в ОБСЕ. В случае невыполнения этих требований Россия пригрозила «выйти из Организации». Таким образом, российская сторона лоббировала интересы Казахстана, требуя «сделать его председателем ОБСЕ» в 2009 г. Предельно жестко это требование сформулировал глава МИД РФ С.Лавров: «Председателем ОБСЕ в 2009 г. должен быть Казахстан, и никто другой». Особых выгод для Москвы это не несло, но, как уточнили источники в МИД РФ, «высшее руководство России посчитало возможным поддержать давнюю инициативу Н.Назарбаева, которого считает другом РФ».
В контексте сказанного звонкой пощечиной российской дипломатии стало поведение казахской миссии при ОБСЕ и делегации РК на заседании СМИД. Министр иностранных дел Казахстана М.Тажин в ходе встречи в Мадриде принялся с энтузиазмом «защищать ОБСЕ от нападок России». Вместо того, чтобы поддержать требования РФ в отношении ОБСЕ, казахский «коллега» М.Тажин выступил на стороне США, которые сопротивляются российской позиции в рамках Организации. Таким образом, российская делегация неожиданно оказалась в ситуации «ненужного переговорщика».
Более того, напрямую дезавуируя прежнюю позицию Астаны по вопросу Бюро по демократическим институтам ОБСЕ, М.Тажин заявил: «Казахстан выступает за сохранение БДИПЧ и его существующего мандата и не будет поддерживать никаких попыток ослабить его в будущем». Для тех, кто плохо знаком с этим вопросом, поясню - Казахстан вместе с Россией и еще пятью странами СНГ (Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) подписался под представленным в Мадриде проектом «Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами». Этот документ должен был серьезно скорректировать «полномочия мониторинговых миссий БДИПЧ», которые в последние годы фактически превратились в авангард многоцветных «революций», оставивших кровавый след на территории многих государств мира.
Большего предательства и «азиатского коварства» от своих союзников за последнее десятилетие Россия еще не переживала. Этот удар в спину оказался тем более болезненным, что Москва ради прихоти своего престарелого союзника - Н.Назарабаева пошла на открытую конфронтацию с группой западных стран во главе с США. Неудивительно, что источники в российском МИД назвали заявление М.Тажина и поведение казахских дипломатов «предательской подножкой» и «проституирующим поведением Астаны, привыкшей давать всем без разбору». Заведующий отделом Казахстана и Средней Азии Института стран СНГ А.Грозин подтвердил мнение наших дипломатов и так прокомментировал данную ситуацию: «Это стандартная казахстанская позиция «и нашим, и вашим», которая в принятом казахском политесе теперь именуется «многовекторностью».
Для Астаны вопрос председательства в ОБСЕ стал «делом чести» не совсем честной семьи Н.Назарбаева. Примечательно, что главным переговорщиком о «председательстве» на протяжении последних лет был посол, генерал, дипломат и разведчик в «тылу» президента, а нынче «венский сиделец», бывший зять президента Казахстана Р.Алиев.
Недомыслие давно уже стало фирменной маркой казахских политиков. Оно же присутствовало в выступлении госсекретаря К.Саудабаева, который, нисколько не постеснявшись, де-факто признал ряд очевидных причин, по сути, мешавших председательству Казахстана в ОБСЕ. По его словам, «Казахстан успешно справится с возложенной на него миссией, у страны есть конкретная программа дальнейшей демократизации страны и ясное представление о тех вызовах, которые стоят перед ОБСЕ». Более того, срок – 2010 год, требует от Астаны «ежемесячной отчетности по демократизации». Не дай бог одно требование не выполни, тогда председательства в ОБСЕ не видеть как своих ушей вплоть до 2030 года…
«Беременным наполовину» быть ни у кого еще получалось: демократия либо есть, либо ее нет (и нечего тогда прыгать выше собственной головы). В итоге, РК признает, что она еще только собирается «демократизироваться», а в качестве «предоплаты» за место председателя сдает своих союзников.
Возникает вопрос - почему казахстанская делегация провела сепаратные переговоры с американцами, англичанами и другими западными партнерами, резко выступавшими против самого Казахстана?
После такого поведения тяжело даже представить, каким образом РК намеревается «дать ясное представление о тех вызовах, которые стоят перед ОБСЕ»? Если работа Астаны заключается в «продаже» своих геополитических союзников, то следует признать, что и у ОБСЕ, и у Казахстана в этом плане предстоит не совсем «безоблачное» будущее, так как стоящие перед организацией проблемы следует по-настоящему решать, а не «разводить», как это нынче принято у казахстанских политиков.
Сегодняшний Казахстан – это страна, которая находится в преддверии широкомасштабного экономического и политического кризиса. И, в принципе, ответить на него нечем. Единственной силой, способной помочь в такой ситуаций, была и остается лишь Россия. Впрочем, остается пресловутая «многовекторность» - самое «ценное» приобретение Казахстана за эти годы. Жаль, что никто так ее толком и не видел, не понял и не узнал. А если под этим многовекторным поведением подразумевается то, как повела себя казахская делегация на СМИД ОБСЕ, то на этом далеко не уедешь.
Отдельно следует указать на предстоящее развитие событий. Уклонение от «взятых на себя обязательств перед ОБСЕ», которого не избежать Астане, вызовет острую критику со стороны европейских стран. Как результат, сегодняшний «дипломатический триумф Казахстана» станет политическим концом для «лучшего друга России» Н.Назарбаева. Те же страны-участницы ОБСЕ, которые так рьяно препятствовали председательству РК, и к которым так «неожиданно» примкнула сама эта страна, будут пристрастно наблюдать за действиями астанинского режима в течение 2008-2010 гг.
С внешнеполитическими амбициями Астаны все, в принципе, понятно. А что же в остальном представляет из себя сегодняшний Казахстан? Полуко(с)мическая «держава» - как же, хоть и бесполезный, но свой спутник имеется, плюс Байконур - источник бесценного гептила. Полунефтяная «кладовая» - скоро все нефтяные запасы китайцам отойдут, они за счет казахской нефти поднимут экономику СУАР. Взамен РК получит ближний кусочек Китая у себя под боком, со всеми вытекающими последствиями: давлением и доминированием китайского этноса и товаров, а также убитыми реками Или и Иртыш. Полуядерная республика, гордящаяся тем, что отдала ядерное оружие, но сохранила полигоны и приумножила ядерные свалки. Так и здесь уже американцы и китайцы «правят бал»! Полудемократическая клептократия - только в Казахстане мужественные политики, сводя счеты с жизнью, стреляют в себя недрогнувшей рукой по 3 раза, и за это никому ничего не бывает. В конце концов, только в Казахстане любимый зять прослушивает разговоры первого лица страны, а потом весь мир, кроме казахстанцев, их увлеченно слушает и читает.
И все это на фоне того, что Казахстан уже по уши, мягко говоря, в «болоте» под названием долговая яма. В предстоящие 10 лет ежегодно более половины нефтяных доходов РК будет уходить на погашение внешних кредитов, что будет способствовать дальнейшему обнищанию народа. Итог казахского председательства, ради которого правительство РК продало Западу самые лакомые куски своих минеральных ресурсов, вполне предсказуем. Все будет, как в Латинской Америке: ослепительные дворцы вороватых чиновников и «семейных» олигархов на фоне лачуг в гетто Бакай и Шанырак. В один прекрасный момент ЦРУ совместно с МИ-6, при тактической поддержке итальянского спецназа, выступающего от имени компании «ENI», организует переворот «силами оппозиции» и посадит «своего президента». Того самого, что нынче примеривает одежду венских портных на свою несколько обрюзгшую фигуру. И попробуй в таких условиях удержать власть в своих руках – «председательство» не позволит. А на следующий год страна проснется и поймет, что потеряла суверенитет еще в 1997г.
Фуад Асимов
|