Сюжет: Казахстан - это не шутки
admin 20 Сентября 2007 в 10:34:41
Как отмечают западные наблюдатели, еще ни одни выборы в Казахстане за 16 лет независимости этой страны не были честными и справедливыми. Им не стоило надеяться на какие-то перемены в лучшую сторону: на вчерашних выборах в мажилис (нижняя палата казахстанского парламента) возглавляемая президентом Нурсултаном Назарбаевым партия "Нур Отан" (Свет Отечества) набрала 88,05 процента голосов, получив, таким образом, все места в законодательном органе страны. Не оправдались надежды на то, что оппозиция обеспечит себе хотя бы символическое присутствие в широко разрекламированном "новом парламенте реформ". Ни Общенациональная социал-демократическая партия, ни партия "Ак жол" (Светлый путь) не получили в нем ни одного места. И все это произошло после того, как президентский аппарат Назарбаева вроде бы начал поддерживать участие в выборах оппозиции - хотя возможно, что делалось это лишь для создания соответствующего имиджа Казахстана на Западе.
Но они должны были понимать происходящее. По словам Виктора Кияницы, который до недавнего времени был высокопоставленным государственным чиновником, а теперь является независимым политическим аналитиком, администрация Назарбаева действительно готовилась к тому, что в новом мажилисе будет хотя бы номинально представлена оппозиция. Но как объясняет Кияница, "результаты выборов определяют не они, а региональные власти". Назарбаевская администрация рассчитывала на получение 77 процентов для партии "Нур Отан", однако региональные губернаторы рьяно соревновались друг с другом в демонстрации лояльности президенту и перевыполнили данные им квоты. Иногда авторитарная власть не в состоянии совладать сама с собой.
У Запада свой интерес к казахской демократии. Бывшая советская республика Казахстан, расположенная в Центральной Азии, является крупнейшим поставщиком углеводородов. Не менее важен и уникальный потенциал этой страны с ее преимущественно мусульманским населением как стабильного, современного и толерантного в религиозном плане светского государства, выгодно выделяющегося на общем фоне нестабильности в этом неспокойном регионе, которому угрожает исламский экстремизм. На протяжении 16 лет Назарбаев использует свою неограниченную власть для активного проведения либеральных реформ в экономике и обеспечения экономической стабильности - причем в значительной степени за счет политических свобод. И тем не менее, режим стал слишком косным и политически негибким, чтобы обеспечивать долгосрочную стабильность и дальнейший рост. Как казахстанские, так и западные политики давно уже говорят о необходимости демократических политических реформ, чтобы Казахстан мог следовать устойчивым курсом.
Действительно, Назарбаев активно и убедительно рекламировал эти выборы, говоря о них как о мощном сигнале начала долгожданных перемен. Новый мажилис будет работать после принятия целого пакета конституционных поправок, позволяющих этому законодательному органу утверждать в должности премьер-министра и большую часть членов правительства. Но внесенные в конституцию изменения также дают Назарбаеву возможность оставаться пожизненным президентом, если он того пожелает. Его сторонники утверждают, что он должен иметь такую возможность, чтобы оставаться в роли контролера, следящего за развитием дающей первые ростки и все еще хрупкой демократии. Однако результаты выборов говорят о том, что мажилис будет находиться под полным контролем президента - точно так же, как и в прежнем составе. Одержавшая победу партия "Нур Отан" займет в нем 98 из 107 мест. Остальные 9 займут представители Ассамблеи народов Казахстана - консультативного органа в подчинении Назарбаева и под его председательством.
Хотя эти выборы в мажилис по форме и замыслу во многом отличаются от предыдущих, они так и не смогли решить основную проблему, волнующую казахстанскую элиту и Запад: будет ли Назарбаев проводить давно обещанные реальные политические реформы, передаст ли он часть своих неограниченных полномочий парламенту, кабинету министров и системе судебной власти. Теперь вопрос заключается в следующем: если он не сделает этого, не прекратится ли поступательное развитие страны, не начнется ли в ней политический застой и распад? Ведь это доказанные временем осечки и естественные последствия авторитарной системы.
Евгений Еремин, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 20 августа 2007, 13:29
Оригинал публикации: Democracy Kazakh-Style
Но они должны были понимать происходящее. По словам Виктора Кияницы, который до недавнего времени был высокопоставленным государственным чиновником, а теперь является независимым политическим аналитиком, администрация Назарбаева действительно готовилась к тому, что в новом мажилисе будет хотя бы номинально представлена оппозиция. Но как объясняет Кияница, "результаты выборов определяют не они, а региональные власти". Назарбаевская администрация рассчитывала на получение 77 процентов для партии "Нур Отан", однако региональные губернаторы рьяно соревновались друг с другом в демонстрации лояльности президенту и перевыполнили данные им квоты. Иногда авторитарная власть не в состоянии совладать сама с собой.
У Запада свой интерес к казахской демократии. Бывшая советская республика Казахстан, расположенная в Центральной Азии, является крупнейшим поставщиком углеводородов. Не менее важен и уникальный потенциал этой страны с ее преимущественно мусульманским населением как стабильного, современного и толерантного в религиозном плане светского государства, выгодно выделяющегося на общем фоне нестабильности в этом неспокойном регионе, которому угрожает исламский экстремизм. На протяжении 16 лет Назарбаев использует свою неограниченную власть для активного проведения либеральных реформ в экономике и обеспечения экономической стабильности - причем в значительной степени за счет политических свобод. И тем не менее, режим стал слишком косным и политически негибким, чтобы обеспечивать долгосрочную стабильность и дальнейший рост. Как казахстанские, так и западные политики давно уже говорят о необходимости демократических политических реформ, чтобы Казахстан мог следовать устойчивым курсом.
Действительно, Назарбаев активно и убедительно рекламировал эти выборы, говоря о них как о мощном сигнале начала долгожданных перемен. Новый мажилис будет работать после принятия целого пакета конституционных поправок, позволяющих этому законодательному органу утверждать в должности премьер-министра и большую часть членов правительства. Но внесенные в конституцию изменения также дают Назарбаеву возможность оставаться пожизненным президентом, если он того пожелает. Его сторонники утверждают, что он должен иметь такую возможность, чтобы оставаться в роли контролера, следящего за развитием дающей первые ростки и все еще хрупкой демократии. Однако результаты выборов говорят о том, что мажилис будет находиться под полным контролем президента - точно так же, как и в прежнем составе. Одержавшая победу партия "Нур Отан" займет в нем 98 из 107 мест. Остальные 9 займут представители Ассамблеи народов Казахстана - консультативного органа в подчинении Назарбаева и под его председательством.
Хотя эти выборы в мажилис по форме и замыслу во многом отличаются от предыдущих, они так и не смогли решить основную проблему, волнующую казахстанскую элиту и Запад: будет ли Назарбаев проводить давно обещанные реальные политические реформы, передаст ли он часть своих неограниченных полномочий парламенту, кабинету министров и системе судебной власти. Теперь вопрос заключается в следующем: если он не сделает этого, не прекратится ли поступательное развитие страны, не начнется ли в ней политический застой и распад? Ведь это доказанные временем осечки и естественные последствия авторитарной системы.
Евгений Еремин, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 20 августа 2007, 13:29
Оригинал публикации: Democracy Kazakh-Style
|