Амиржан КОСАНОВ. Тайная вечеря, или О междусобойчике миллиардеров
dead 14 Декабря 2007 в 20:41:17
Картину великого Леонардо да Винчи с таким названием вспомнил я, когда начал читать, как всегда, бравурные и витиеватые отчеты государственных СМИ о прошедшем на прошлой неделе в Астане очередном заседании Совета иностранных инвесторов.
Слов нет, такого рода встречи любого главы государства нужны. И должны практиковаться, как способ непосредственного общения действующей власти со своими инвестиционными партнерами, как выявление самых болевых точек совместной работы правительства и зарубежного бизнеса.
Но в казахстанской действительности эти формы работы с зарубежным бизнес-сообществом приобретают ярко выраженный характер закрытости и так и нераскрытых тайн. За кормой остаются острые и насущные проблемы.
Конечно, наш мощный нефтяной омут способен затянуть и поглотить и не таких грандов мирового бизнеса. И ежику понятно, что любая компания, вложившая свои немалые кровные в экономику Казахстана и намеревающаяся заработать на этом миллионы, никогда и ни при каких обстоятельствах не будет критиковать власть. Это – аксиома, если хотите, догма для всех инвесторов. И для тех, кто действительно транснационален, узнаваем и уважаем в мире большого бизнеса. И тех, кто создает подобную видимость под различными благозвучными иностранными названиями.
В этом смысле такого рода заседания – хорошая возможность для власти показать свою инвестиционную привлекательность и, по большому счету, свою причастность к такому уважаемому кругу. Но это реально при соблюдении двух условий: когда партнеры и их связи с властью легитимны и когда разговор начистоту.
И, конечно, жаль, что президент ни словом не обмолвился об имеющихся в обществе непростых вопросах в отношении некоторых скандально известных компаний-миллиардеров, вокруг которых столько недомолвок. Ведь если эти утверждения несправедливы, он мог одним только своим словом восстановить их имидж в глазах общественности и раз и навсегда покончить с инсинуациями (если таковые есть). А так получается, что молчание – знак согласия с обвинениями.
Почему президент не прокомментировал инициативы ОСДП о необходимости соблюдения прозрачности контрактов на использование природных ресурсов, об их обязательной ратификации в парламенте, о публикации балансов этих предприятий, об обеспечении транспарентности их реальных собственников. И самое главное – о требовании нашей партии по справедливому распределению доходов от продажи богатства недр. Или в этом случае молчание – знак отсутствия контраргументов?
Почему не говорилось о том, что лакомым куском для потенциальных иностранных инвесторов является лишь наше сырье? Что делает власть, чтобы привлечь их в другие производственные, высокотехнологические сферы, в аграрный сектор, наконец? Есть ли у нее конкретный план переориентации инвестиционных потоков? Ведь нефть и газ открывают дорогу инвестициям и в самые тиранические страны. И по этой причине хвалиться миллиардами из-за рубежа, пришедшими исключительно на специфический запах с привкусом серы, по крайней мере, не очень корректно.
В подобной ситуации повестка дня, ограниченная только вопросом об экологии (несомненно, актуальной) призвана лишь отвлечь внимание от насущных проблем работы с иноинвесторами. Тем более что Астана все еще подвержена сверхамбициозности и гигантомании, выдвигая такие проекты, как “Евразийский центр воды в… Астане”. Это где у самого Ишима своих проблем хватает! Или проведение “Саммита Земли”… в том же городе. Просто зуд какой-то вселенского масштаба!
Конечно, было бы намного эффективней, если бы заработал другой Совет инвесторов – отечественных. Но это уже другая тема…
Приоткрыть завесу тайны нефте-газо-алюминиево-хромовой вечери могла вторая встреча НН с иностранцами, которая состоялась в эти дни. Точнее, с дипломатическим корпусом.
Но не получилось. Почему?
Думаю, что тому есть ряд причин. Среди них и объективные. Например, жанр дипломатии, не всегда допускающий открытость в подобных встречах. Тем более, их критический характер. Надо учитывать также и геополитические, военные и энергетические интересы отдельных стран. И не зря от имени всего дипкорпуса выступил никто иной, а именно посол соседнего и не отличающегося шибкой демократичностью Узбекистана. И его ода в адрес власти воспринималась всеми адекватно…
Не секрет, что наша власть использует все методы и способы, чтобы задобрить западных чиновников и СМИ. На фоне не слишком активных (и не очень платежеспособных) соседей это приносит определенные внешнеполитические дивиденды. Мы не понаслышке знаем, какие дорогущие западные лоббистские компании нанимаются нашим хлебосольным правительством для улучшения своего подпорченного имиджа.
Как человек, с середины 90-х вплотную работающий с международными демократическими институтами, должен признать: в том, что страна, жестоко преследующая инакомыслие и имеющая политосужденных, становится во главе ОБСЕ, есть и наша “заслуга”.
Как-то мой хороший знакомый, тогдашний председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы лорд Рассел посоветовал мне: “У демократических сил за рубежом должен быть один голос. И только тогда вы добьетесь результатов в вашей внешнеполитической деятельности”. Мне кажется, что в последнее время это правило было нарушено. Появились разночтения, разноголосица. Мы в РНПК и Форуме демократических сил старались выходить на международную арену с одним и, потому понятным, посланием, единой командой. Думаю, что надо возвращаться к этой схеме.
И последнее. Все мы – патриоты своей страны. Все хотим, чтобы наш флаг гордо реял над миром, в том числе и в ОБСЕ. Но когда такое происходит путем обмана и нереализуемых обещаний, это тревожно. Ведь власть уже сейчас проводит массированную кампанию, показывая, что этим своим решением ОБСЕ как бы однозначно поддерживает все ее действия, в том числе и в области реализации политических прав граждан. Но это же далеко не так. И взятые властью на себя предварительные обязательства – тому свидетельство.
Ибо все тайное становится явным. И после тайной вечери, на которой присутствовал Иуда. И после закрытых встреч с немногословными послами. И после секретных переговоров с инвесторами.
“Тасжарган” № 47 (75) от 13 декабря 2007 г.
Слов нет, такого рода встречи любого главы государства нужны. И должны практиковаться, как способ непосредственного общения действующей власти со своими инвестиционными партнерами, как выявление самых болевых точек совместной работы правительства и зарубежного бизнеса.
Но в казахстанской действительности эти формы работы с зарубежным бизнес-сообществом приобретают ярко выраженный характер закрытости и так и нераскрытых тайн. За кормой остаются острые и насущные проблемы.
Конечно, наш мощный нефтяной омут способен затянуть и поглотить и не таких грандов мирового бизнеса. И ежику понятно, что любая компания, вложившая свои немалые кровные в экономику Казахстана и намеревающаяся заработать на этом миллионы, никогда и ни при каких обстоятельствах не будет критиковать власть. Это – аксиома, если хотите, догма для всех инвесторов. И для тех, кто действительно транснационален, узнаваем и уважаем в мире большого бизнеса. И тех, кто создает подобную видимость под различными благозвучными иностранными названиями.
В этом смысле такого рода заседания – хорошая возможность для власти показать свою инвестиционную привлекательность и, по большому счету, свою причастность к такому уважаемому кругу. Но это реально при соблюдении двух условий: когда партнеры и их связи с властью легитимны и когда разговор начистоту.
И, конечно, жаль, что президент ни словом не обмолвился об имеющихся в обществе непростых вопросах в отношении некоторых скандально известных компаний-миллиардеров, вокруг которых столько недомолвок. Ведь если эти утверждения несправедливы, он мог одним только своим словом восстановить их имидж в глазах общественности и раз и навсегда покончить с инсинуациями (если таковые есть). А так получается, что молчание – знак согласия с обвинениями.
Почему президент не прокомментировал инициативы ОСДП о необходимости соблюдения прозрачности контрактов на использование природных ресурсов, об их обязательной ратификации в парламенте, о публикации балансов этих предприятий, об обеспечении транспарентности их реальных собственников. И самое главное – о требовании нашей партии по справедливому распределению доходов от продажи богатства недр. Или в этом случае молчание – знак отсутствия контраргументов?
Почему не говорилось о том, что лакомым куском для потенциальных иностранных инвесторов является лишь наше сырье? Что делает власть, чтобы привлечь их в другие производственные, высокотехнологические сферы, в аграрный сектор, наконец? Есть ли у нее конкретный план переориентации инвестиционных потоков? Ведь нефть и газ открывают дорогу инвестициям и в самые тиранические страны. И по этой причине хвалиться миллиардами из-за рубежа, пришедшими исключительно на специфический запах с привкусом серы, по крайней мере, не очень корректно.
В подобной ситуации повестка дня, ограниченная только вопросом об экологии (несомненно, актуальной) призвана лишь отвлечь внимание от насущных проблем работы с иноинвесторами. Тем более что Астана все еще подвержена сверхамбициозности и гигантомании, выдвигая такие проекты, как “Евразийский центр воды в… Астане”. Это где у самого Ишима своих проблем хватает! Или проведение “Саммита Земли”… в том же городе. Просто зуд какой-то вселенского масштаба!
Конечно, было бы намного эффективней, если бы заработал другой Совет инвесторов – отечественных. Но это уже другая тема…
Приоткрыть завесу тайны нефте-газо-алюминиево-хромовой вечери могла вторая встреча НН с иностранцами, которая состоялась в эти дни. Точнее, с дипломатическим корпусом.
Но не получилось. Почему?
Думаю, что тому есть ряд причин. Среди них и объективные. Например, жанр дипломатии, не всегда допускающий открытость в подобных встречах. Тем более, их критический характер. Надо учитывать также и геополитические, военные и энергетические интересы отдельных стран. И не зря от имени всего дипкорпуса выступил никто иной, а именно посол соседнего и не отличающегося шибкой демократичностью Узбекистана. И его ода в адрес власти воспринималась всеми адекватно…
Не секрет, что наша власть использует все методы и способы, чтобы задобрить западных чиновников и СМИ. На фоне не слишком активных (и не очень платежеспособных) соседей это приносит определенные внешнеполитические дивиденды. Мы не понаслышке знаем, какие дорогущие западные лоббистские компании нанимаются нашим хлебосольным правительством для улучшения своего подпорченного имиджа.
Как человек, с середины 90-х вплотную работающий с международными демократическими институтами, должен признать: в том, что страна, жестоко преследующая инакомыслие и имеющая политосужденных, становится во главе ОБСЕ, есть и наша “заслуга”.
Как-то мой хороший знакомый, тогдашний председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы лорд Рассел посоветовал мне: “У демократических сил за рубежом должен быть один голос. И только тогда вы добьетесь результатов в вашей внешнеполитической деятельности”. Мне кажется, что в последнее время это правило было нарушено. Появились разночтения, разноголосица. Мы в РНПК и Форуме демократических сил старались выходить на международную арену с одним и, потому понятным, посланием, единой командой. Думаю, что надо возвращаться к этой схеме.
И последнее. Все мы – патриоты своей страны. Все хотим, чтобы наш флаг гордо реял над миром, в том числе и в ОБСЕ. Но когда такое происходит путем обмана и нереализуемых обещаний, это тревожно. Ведь власть уже сейчас проводит массированную кампанию, показывая, что этим своим решением ОБСЕ как бы однозначно поддерживает все ее действия, в том числе и в области реализации политических прав граждан. Но это же далеко не так. И взятые властью на себя предварительные обязательства – тому свидетельство.
Ибо все тайное становится явным. И после тайной вечери, на которой присутствовал Иуда. И после закрытых встреч с немногословными послами. И после секретных переговоров с инвесторами.
“Тасжарган” № 47 (75) от 13 декабря 2007 г.
|