Русские поселения Южного Казахстана
admin 16 Марта 2016 в 13:24:50
Первые переселенцы из центральных российских губерний создали в 1887 - 1893 годах в Чимкентском уезде 16 русских поселений. Они расположились вдоль почтового тракта с разветвлениями на Оренбург и Верный. Способствовал началу массового переселения «Манифест об отмене крепостного права в России» в 1861 году, который дал возможность крестьянам свободно передвигаться по территории Российской империи.
Царизм был заинтересован в этом процессе, так как он обеспечивал крестьян центральных губерний землей и помогал созданию на окраинах крепких хозяйственников, которые поддерживали бы власть.
После разгрома Кокандского ханства в 1867-1868 годах Александр II подписал «Положение об управлении Туркестанским краем», в котором отмечалось, что к переселению допускались «русские подданные христианского вероисповедания, принадлежащие к состоянию сельских обывателей». В 1872 году переселенцы получали по 7-8 десятин земли в наследственное пользование и по 15 десятин на мужскую душу без права отчуждения. Но с годами индивидуальные участки могли перейти в собственность, если земля регулярно обрабатывалась в течение десяти лет. И это правило существовало до 1903 года.
В Сырдарьинской области коренное население уступало земли под русские поселения, по выражению императорского статиста А. Кауфмана, «полудобровольно, полупринудительно», в результате чего у русских развивалась склонность игнорировать законные права казахов. Приводится такой случай в селе Высокое, когда коренной житель оспаривал у русского переселенца участок земли. Половина спорного участка была возвращена казаху. Переселенец, почесав затылок, произнес в глубоком недоумении: «Видно, они перед Государем заслужили!»
При генерал-губернаторе Туркестанского края К. фон Кауфмане, скончавшемся в мае 1882 года, европейцам, в том числе русским, запрещалось покупать земли у коренного населения, а разрешалось занимать только свободные земли. Поэтому за два десятилетия российского управления Туркестанским краем здесь официально поселились всего 2170 переселенцев-крестьян.
По переписи 1897 года в крае на 1478398 человек приходилось лишь 3,03 процента славян. Но с годами ситуация менялась, русских становилось больше.
Первые русские поселения Антоновское, Тамерлановское и Корниловское Чимкентского уезда образованы в 1887 году. По одним источникам датой возникновения поселения Беловодское (Аксукент) значится 1868-ой, по другим - 1889-ый.
Одно из самых крупных — поселение Егорьевское (Георгиевское) в сто дворов. При водворении на казахские земли русские крестьяне получили на все село казенное пособие в 2432 рубля, то есть по 24 рубля 32 копейки на каждую семью. Переселенцы уже через год выстроили 93 избы, стоимость одной обошлась менее чем в 50 рублей. В подворьях появилось 69 лошадей, 102 вола, 60 коров, 6 верблюдов, 61 молодняк крупного рогатого скота. Подсчитано, сколько стоит нажитое имущество с учетом существующих цен. Оказалось, 9860 рублей. Вычтя из полученной суммы казенные деньги, получим 7428. (Столько заработали егорьевцы всего лишь за год, что говорит об их трудолюбии и предприимчивости). В Егорьевском поселилось несколько мордовских семей, которые занимались вязанием из козьего пуха так называемых оренбургских платков. Продавали их в Ташкенте по высокой цене — от 4 до 18 рублей за один платок. Вязали они и бумажные (хлопкобумажные) скатерти. Знаменитыми были и егорьевские сапожники, которые мастерски тачали обувь. Пара стоила от 45 до 50 копеек. Шили и шубы, продавали их от рубля до 1 руб. 20 копеек за штуку.
А уж лучшего молока, чем егорьевское, по всему уезду не было. Оно пахло горным разнотравьем! И имело большой спрос в ближних поселениях.
В Егорьевском у живородящего родника был построен храм Георгия Победоносца. Со временем и село стало называться Георгиевкой (ныне Коксаек).
- На поселение в нем было дано разрешение тем, кто выражал желание перейти в казачье сословие. Им предоставлялась земля в аренду, - рассказывает Х. Кичкембаева, сотрудница облархива. - Так в Егорьевском появились казаки.
Но самым крупным было поселение Дорофеевка в 106 дворов, расположенное в 15 верстах от Егорьевского. В областном архиве сохранился поименный список первых жителей Дорофеевки. Здесь можно обнаружить данные, что в 72 дворах села проживали малороссы — украинцы, в остальных — русские.
В 1893 году в селе было 168 волов, 66 голов крупного и 53 мелкого рогатого скота, 41 лошадь и 20 русских коров, то есть перевезенных из российских губерний.
Переселенцы также привозили с собой семена традиционных для себя культур, но и получали от властей те, что уже высевались. Происходило взаимное обогащение опытом местных жителей с приезжими. Переселенцы из Харьковской области, жители села Вревское, расположенного в 20 верстах от Чимкента, получили в виде пособия 200 пудов кубанки, хлебного зерна для посева. На казенные средства купили плуги, предложенные на льготных условиях фирмой «Работник».
В 1889 году образовалось русское поселение Ванновка.
В 1890 году в центральных губерниях Российской империи случился голод, из-за которого крестьяне потянулись за лучшей долей в Среднюю Азию.
Летом 1891 года на левом берегу Арыси образовались села Мамаевка и Обручево.
Мамаевка богатела царской дарминой, которую заготавливали для сантонинного завода, построенного в Чимкенте купцом Н. Ивановым. Но жить хотелось еще и культурно, и духовно. Крестьянин Андрей Лапин превратил свою избу в школу и молитвенный дом. Получив разрешение у властей на строительство храма, он, повесив на грудь кружку, отправился за сбором средств для его строительства. За месяц таким образом Лапин собрал сто рублей.
А в образованное русское поселение Обручево в 47 дворов переселенцы из Ставропольской, Астраханской и Воронежской губерний «завезли 250 мериносов, 510 голов простых овец» и другого разнообразного скота. Уже на следующий год на местных рынках появились скупщики шерсти с российских фабрик. Обручевцы тут же повысили цену на свою продукцию. На крупный рогатый скот из этого села был спрос даже в Оренбурге, куда на ярмарку отправили 50 голов скота. Его весь разобрали гуртовщики по сто рублей за каждое животное, обручевцы заработали за одну весну немыслимые деньги - пять тысяч рублей.
В 1892 году в Ташкентском уезде образовалось шесть поселков, три из них - Черняевское (ныне Жибек жолы Сарыагашского района), Константиновское и Кауфманское (ныне Дербисек). Константиновское - из немцев Саратовской области, Кауфманское и Черняевское - из русских.
В 1896 году была сформирована рабочая экспедиция для выявления в Туркестанском крае излишков земли. Через несколько лет председатель правительства С. Витте будет обеспокоен переселением крестьян из центральных губерний в хлопковые районы Туркестанского края. Его волновало, что неприспособленность русских к выращиванию хлопка-сырца, а также сокращение посевов под ним из-за изъятия у местного населения земли лишит российские фабрики дешевого сырья. Тем не менее Николай II заявил, что «надо настойчивыо двигать колонизацию этого края».
Колонизация, как известно, историками оценивается по-разному, но тем не менее нельзя не признать такой важный факт, как обогащение разных культур, обмен практикой. Переселенцы признавали умение казахов вести скотоводство, ремесленичество, а местные жители учились у переселенцев растениеводству.
- Нарабатывался опыт проживания людей разных религиозных взгядов, культур, традиций, передаваемых из поколения в поколение, - высказывает свою точку зрения на происходящий процесс в XIX веке К. Ауанасова, доктор исторических наук, профессор университета Дружбы народов. -
Возможно, из тех далеких лет идет умение жить в межэтническом сообществе. И этот опыт обогащался и укреплялся во время Великой Отечественной войны, когда Южный Казахстан принимал эвакуированных из приграничных районов СССР, в период освоения целинных и залежных земель. Стабильность и покой - вот наши достижения, которые помогают стране развиваться.
А в истории остались названия: Корниловское, Славянка, Ванновка, Дорофеевка... Как часть нашего общего прошлого.
Л. Ковалева
http://www.yujanka.kz/news/detail/6426
Царизм был заинтересован в этом процессе, так как он обеспечивал крестьян центральных губерний землей и помогал созданию на окраинах крепких хозяйственников, которые поддерживали бы власть.
После разгрома Кокандского ханства в 1867-1868 годах Александр II подписал «Положение об управлении Туркестанским краем», в котором отмечалось, что к переселению допускались «русские подданные христианского вероисповедания, принадлежащие к состоянию сельских обывателей». В 1872 году переселенцы получали по 7-8 десятин земли в наследственное пользование и по 15 десятин на мужскую душу без права отчуждения. Но с годами индивидуальные участки могли перейти в собственность, если земля регулярно обрабатывалась в течение десяти лет. И это правило существовало до 1903 года.
В Сырдарьинской области коренное население уступало земли под русские поселения, по выражению императорского статиста А. Кауфмана, «полудобровольно, полупринудительно», в результате чего у русских развивалась склонность игнорировать законные права казахов. Приводится такой случай в селе Высокое, когда коренной житель оспаривал у русского переселенца участок земли. Половина спорного участка была возвращена казаху. Переселенец, почесав затылок, произнес в глубоком недоумении: «Видно, они перед Государем заслужили!»
При генерал-губернаторе Туркестанского края К. фон Кауфмане, скончавшемся в мае 1882 года, европейцам, в том числе русским, запрещалось покупать земли у коренного населения, а разрешалось занимать только свободные земли. Поэтому за два десятилетия российского управления Туркестанским краем здесь официально поселились всего 2170 переселенцев-крестьян.
По переписи 1897 года в крае на 1478398 человек приходилось лишь 3,03 процента славян. Но с годами ситуация менялась, русских становилось больше.
Первые русские поселения Антоновское, Тамерлановское и Корниловское Чимкентского уезда образованы в 1887 году. По одним источникам датой возникновения поселения Беловодское (Аксукент) значится 1868-ой, по другим - 1889-ый.
Одно из самых крупных — поселение Егорьевское (Георгиевское) в сто дворов. При водворении на казахские земли русские крестьяне получили на все село казенное пособие в 2432 рубля, то есть по 24 рубля 32 копейки на каждую семью. Переселенцы уже через год выстроили 93 избы, стоимость одной обошлась менее чем в 50 рублей. В подворьях появилось 69 лошадей, 102 вола, 60 коров, 6 верблюдов, 61 молодняк крупного рогатого скота. Подсчитано, сколько стоит нажитое имущество с учетом существующих цен. Оказалось, 9860 рублей. Вычтя из полученной суммы казенные деньги, получим 7428. (Столько заработали егорьевцы всего лишь за год, что говорит об их трудолюбии и предприимчивости). В Егорьевском поселилось несколько мордовских семей, которые занимались вязанием из козьего пуха так называемых оренбургских платков. Продавали их в Ташкенте по высокой цене — от 4 до 18 рублей за один платок. Вязали они и бумажные (хлопкобумажные) скатерти. Знаменитыми были и егорьевские сапожники, которые мастерски тачали обувь. Пара стоила от 45 до 50 копеек. Шили и шубы, продавали их от рубля до 1 руб. 20 копеек за штуку.
А уж лучшего молока, чем егорьевское, по всему уезду не было. Оно пахло горным разнотравьем! И имело большой спрос в ближних поселениях.
В Егорьевском у живородящего родника был построен храм Георгия Победоносца. Со временем и село стало называться Георгиевкой (ныне Коксаек).
- На поселение в нем было дано разрешение тем, кто выражал желание перейти в казачье сословие. Им предоставлялась земля в аренду, - рассказывает Х. Кичкембаева, сотрудница облархива. - Так в Егорьевском появились казаки.
Но самым крупным было поселение Дорофеевка в 106 дворов, расположенное в 15 верстах от Егорьевского. В областном архиве сохранился поименный список первых жителей Дорофеевки. Здесь можно обнаружить данные, что в 72 дворах села проживали малороссы — украинцы, в остальных — русские.
В 1893 году в селе было 168 волов, 66 голов крупного и 53 мелкого рогатого скота, 41 лошадь и 20 русских коров, то есть перевезенных из российских губерний.
Переселенцы также привозили с собой семена традиционных для себя культур, но и получали от властей те, что уже высевались. Происходило взаимное обогащение опытом местных жителей с приезжими. Переселенцы из Харьковской области, жители села Вревское, расположенного в 20 верстах от Чимкента, получили в виде пособия 200 пудов кубанки, хлебного зерна для посева. На казенные средства купили плуги, предложенные на льготных условиях фирмой «Работник».
В 1889 году образовалось русское поселение Ванновка.
В 1890 году в центральных губерниях Российской империи случился голод, из-за которого крестьяне потянулись за лучшей долей в Среднюю Азию.
Летом 1891 года на левом берегу Арыси образовались села Мамаевка и Обручево.
Мамаевка богатела царской дарминой, которую заготавливали для сантонинного завода, построенного в Чимкенте купцом Н. Ивановым. Но жить хотелось еще и культурно, и духовно. Крестьянин Андрей Лапин превратил свою избу в школу и молитвенный дом. Получив разрешение у властей на строительство храма, он, повесив на грудь кружку, отправился за сбором средств для его строительства. За месяц таким образом Лапин собрал сто рублей.
А в образованное русское поселение Обручево в 47 дворов переселенцы из Ставропольской, Астраханской и Воронежской губерний «завезли 250 мериносов, 510 голов простых овец» и другого разнообразного скота. Уже на следующий год на местных рынках появились скупщики шерсти с российских фабрик. Обручевцы тут же повысили цену на свою продукцию. На крупный рогатый скот из этого села был спрос даже в Оренбурге, куда на ярмарку отправили 50 голов скота. Его весь разобрали гуртовщики по сто рублей за каждое животное, обручевцы заработали за одну весну немыслимые деньги - пять тысяч рублей.
В 1892 году в Ташкентском уезде образовалось шесть поселков, три из них - Черняевское (ныне Жибек жолы Сарыагашского района), Константиновское и Кауфманское (ныне Дербисек). Константиновское - из немцев Саратовской области, Кауфманское и Черняевское - из русских.
В 1896 году была сформирована рабочая экспедиция для выявления в Туркестанском крае излишков земли. Через несколько лет председатель правительства С. Витте будет обеспокоен переселением крестьян из центральных губерний в хлопковые районы Туркестанского края. Его волновало, что неприспособленность русских к выращиванию хлопка-сырца, а также сокращение посевов под ним из-за изъятия у местного населения земли лишит российские фабрики дешевого сырья. Тем не менее Николай II заявил, что «надо настойчивыо двигать колонизацию этого края».
Колонизация, как известно, историками оценивается по-разному, но тем не менее нельзя не признать такой важный факт, как обогащение разных культур, обмен практикой. Переселенцы признавали умение казахов вести скотоводство, ремесленичество, а местные жители учились у переселенцев растениеводству.
- Нарабатывался опыт проживания людей разных религиозных взгядов, культур, традиций, передаваемых из поколения в поколение, - высказывает свою точку зрения на происходящий процесс в XIX веке К. Ауанасова, доктор исторических наук, профессор университета Дружбы народов. -
Возможно, из тех далеких лет идет умение жить в межэтническом сообществе. И этот опыт обогащался и укреплялся во время Великой Отечественной войны, когда Южный Казахстан принимал эвакуированных из приграничных районов СССР, в период освоения целинных и залежных земель. Стабильность и покой - вот наши достижения, которые помогают стране развиваться.
А в истории остались названия: Корниловское, Славянка, Ванновка, Дорофеевка... Как часть нашего общего прошлого.
Л. Ковалева
http://www.yujanka.kz/news/detail/6426
|