Казахстанцы предлагают повсеместно открыть бесплатные курсы казахского языка и активизировать обучение с детского сада
atheist 20 Ноября 2012 в 09:07:58
Бюро DEMOSCOPE при Международном центре журналистики MediaNet провело очередной опрос на тему отношения к проблеме развития государственного языка в Казахстане. Респондентам было предложено назвать возможные причины медленного освоения казахского языка населением, а также варианты решения данной проблемы.
Согласно официальным данным, предоставленным Комитетом по языкам Министерства культуры и информации РК Международному центру журналистики MediaNet, на развитие государственного языка в 2011 году только из республиканского бюджета было выделено 4,2 миллиарда тенге, в 2012 году – 2,5 миллиарда тенге. Однако, как известно, несмотря на выделяемые средства, темпы освоения госязыка населением оставляют желать лучшего.
Одной из главных причин этого в рамках опроса казахстанцы назвали «недостаточные усилия в изучении» невладеющей казахским языком частью населения (35%). Примечательно, что преимущественно эту точку зрения поддержали жители Северо-Казахстанской области (СКО) (69% опрошенных по этой области), а также Кызылординской (58%), Атырауской (52%), Восточно-Казахстанской (ВКО) (50%), Жамбылской (50%) и Павлодарской (48%) областей. В наименьшей степени этой причиной проблемы развития госязыка видят жители Костанайской (10%), Мангистауской (23,5%) областей и Алматы (18,5%).
Четверть населения страны придерживается мнения, что «значительная часть, выделяемых на язык средств, возможно, расхищается». Такую версию, с «криминальным оттенком» в качестве причины назвали преимущественно респонденты из Костанайской (40% опрошенных по области), Южно-Казахстанской (ЮКО) (31%), Мангистауской (29,5%) областей, а также Астаны (33%) и Алматы (30%).
20% из числа всех опрошенных считают, что «система и методика преподавания казахского языка устарели и нуждаются в обновлении, а значит, бюджетные средства направляются на уже неактуальные цели». Эту точку зрения поддержали при опросе в основном жители Карагандинской (40%), Актюбинской (32%) областей и ЮКО (31%).
Среди причин проблемы освоения казахского языка населением респонденты также называли: отсутствие или недостаточность бесплатных курсов, в том числе при организациях, дороговизну учебников и пособий, трудность терминологии, дефицит профессиональных преподавателей и качественной методики, частое изменение школьных программ, необходимость постепенного внедрения системы обучения с детского сада. Кроме этого, опрошенными указывалось, что значительная часть невладеющих госязыком – пенсионеры, которым обучение дается гораздо труднее, чем молодым.
Отвечая на вопрос о том, как решить данный вопрос, 18,5% респондентов в целом высказали необходимость проверить все имеющиеся методики преподавания казахского языка на предмет эффективности и оставить только самые результативные. Этот вариант решения поддержали главным образом жители Атырауской (28% опрошенных по области), Актюбинской (25%), Павлодарской (24%) областей, а также СКО (26,5%) и ВКО (23,5%).
Ужесточить контроль в этой сфере, проверив, как конкретно осваивались выделяемые на данные цели средства в течение последних лет – предложили 17% от общего числа опрошенных. Среди них, прежде всего, жители ЮКО (40% от опрошенных по области), Кызылординской (28,5%), Жамбылской (25%) областей и Астаны (25%).
11% респондентов от общего количества опрошенных считают, что нужно изучить успешный мировой опыт по языковому обучению населения и внедрить его в Казахстане. Эту позицию активно поддерживают в основном жители Костанайской области (33,5%) и Алматы (21,5%).
Представители Костанайской области также высказались за внедрение общественного контроля за средствами на развитие языка. 22% респондентов из этой области поддержали такой вариант решения вопроса. В целом же по стране этот вариант поддержали только 7,5% населения.
Также в рамках опроса населением были высказаны самые различные варианты решения языкового вопроса, среди которых преобладали: повсеместное открытие бесплатных или максимально доступных курсов по изучению казахского языка (77%), улучшение методики преподавания (59%) (в частности высказывалось недовольство отсутствием единой системы преподавания, терминологии, различные версии переводов некоторых слов преподавателями и др.), необходимость более интенсивного обучения казахскому языку в детских учреждениях.
Также значительная часть респондентов (58,5%) предлагала изменить тактику внедрения госязыка с агрессивно-напористой на лояльную и поэтапно-синхронную, отметив, что «желание изучать язык есть, но нет общей системы, и отбивать это желание не надо». При этом очень часто респондентами высказывалась просьба снизить требования по овладению языком для пожилых.
Часть опрошенных (21%), наоборот, высказалась за более радикальные методы решения – от материальных (штрафы/поощрения) до увольнения и даже депортации.
Телефонным и интернет-опросом было охвачено 2091 человек в крупнейших городах Казахстана. Опрос проводится на казахском и русском языках в зависимости от предпочтений респондентов.
Согласно официальным данным, предоставленным Комитетом по языкам Министерства культуры и информации РК Международному центру журналистики MediaNet, на развитие государственного языка в 2011 году только из республиканского бюджета было выделено 4,2 миллиарда тенге, в 2012 году – 2,5 миллиарда тенге. Однако, как известно, несмотря на выделяемые средства, темпы освоения госязыка населением оставляют желать лучшего.
Одной из главных причин этого в рамках опроса казахстанцы назвали «недостаточные усилия в изучении» невладеющей казахским языком частью населения (35%). Примечательно, что преимущественно эту точку зрения поддержали жители Северо-Казахстанской области (СКО) (69% опрошенных по этой области), а также Кызылординской (58%), Атырауской (52%), Восточно-Казахстанской (ВКО) (50%), Жамбылской (50%) и Павлодарской (48%) областей. В наименьшей степени этой причиной проблемы развития госязыка видят жители Костанайской (10%), Мангистауской (23,5%) областей и Алматы (18,5%).
Четверть населения страны придерживается мнения, что «значительная часть, выделяемых на язык средств, возможно, расхищается». Такую версию, с «криминальным оттенком» в качестве причины назвали преимущественно респонденты из Костанайской (40% опрошенных по области), Южно-Казахстанской (ЮКО) (31%), Мангистауской (29,5%) областей, а также Астаны (33%) и Алматы (30%).
20% из числа всех опрошенных считают, что «система и методика преподавания казахского языка устарели и нуждаются в обновлении, а значит, бюджетные средства направляются на уже неактуальные цели». Эту точку зрения поддержали при опросе в основном жители Карагандинской (40%), Актюбинской (32%) областей и ЮКО (31%).
Среди причин проблемы освоения казахского языка населением респонденты также называли: отсутствие или недостаточность бесплатных курсов, в том числе при организациях, дороговизну учебников и пособий, трудность терминологии, дефицит профессиональных преподавателей и качественной методики, частое изменение школьных программ, необходимость постепенного внедрения системы обучения с детского сада. Кроме этого, опрошенными указывалось, что значительная часть невладеющих госязыком – пенсионеры, которым обучение дается гораздо труднее, чем молодым.
Отвечая на вопрос о том, как решить данный вопрос, 18,5% респондентов в целом высказали необходимость проверить все имеющиеся методики преподавания казахского языка на предмет эффективности и оставить только самые результативные. Этот вариант решения поддержали главным образом жители Атырауской (28% опрошенных по области), Актюбинской (25%), Павлодарской (24%) областей, а также СКО (26,5%) и ВКО (23,5%).
Ужесточить контроль в этой сфере, проверив, как конкретно осваивались выделяемые на данные цели средства в течение последних лет – предложили 17% от общего числа опрошенных. Среди них, прежде всего, жители ЮКО (40% от опрошенных по области), Кызылординской (28,5%), Жамбылской (25%) областей и Астаны (25%).
11% респондентов от общего количества опрошенных считают, что нужно изучить успешный мировой опыт по языковому обучению населения и внедрить его в Казахстане. Эту позицию активно поддерживают в основном жители Костанайской области (33,5%) и Алматы (21,5%).
Представители Костанайской области также высказались за внедрение общественного контроля за средствами на развитие языка. 22% респондентов из этой области поддержали такой вариант решения вопроса. В целом же по стране этот вариант поддержали только 7,5% населения.
Также в рамках опроса населением были высказаны самые различные варианты решения языкового вопроса, среди которых преобладали: повсеместное открытие бесплатных или максимально доступных курсов по изучению казахского языка (77%), улучшение методики преподавания (59%) (в частности высказывалось недовольство отсутствием единой системы преподавания, терминологии, различные версии переводов некоторых слов преподавателями и др.), необходимость более интенсивного обучения казахскому языку в детских учреждениях.
Также значительная часть респондентов (58,5%) предлагала изменить тактику внедрения госязыка с агрессивно-напористой на лояльную и поэтапно-синхронную, отметив, что «желание изучать язык есть, но нет общей системы, и отбивать это желание не надо». При этом очень часто респондентами высказывалась просьба снизить требования по овладению языком для пожилых.
Часть опрошенных (21%), наоборот, высказалась за более радикальные методы решения – от материальных (штрафы/поощрения) до увольнения и даже депортации.
Телефонным и интернет-опросом было охвачено 2091 человек в крупнейших городах Казахстана. Опрос проводится на казахском и русском языках в зависимости от предпочтений респондентов.
|