Американские военные через фейковые аккаунты в соцсетях доказывали, что китайская вакцина содержит свиной желатин и не может применяться в мусульманских странах
В разгар пандемии COVID-19 Пентагон запустил секретную кампанию по дискредитации китайской вакцины Sinovac с целью подорвать растущее влияние Пекина на Филиппинах, свидетельствуют результаты проведенного Reuters расследования
https://www.reuters.com/investigates/special-report/usa-covid-propaganda/. Агентство установило, что усилия американских военных по борьбе с китайской вакциной начались весной 2020 года и были прекращены в середине 2021-го.
Бывшие военные чиновники США, знакомые с операцией на Филиппинах, помогли агентству выявить как минимум 300 аккаунтов в X (ранее Twitter, заблокирована в России), которые были созданы летом 2020 года и построены на лозунге: «COVID пришел из Китая и вакцина пришла из Китая — не верьте Китаю!». По запросу Reuters соцсеть удалила профили, определив, что они появились в результате скоординированной кампании ботов.
Высокопоставленный представитель Минобороны США признал, что американские военные вели секретную пропаганду с целью дискредитировать китайскую вакцину в развивающихся странах, но отказался сообщить подробности. Пресс-секретарь Пентагона в ответ на запрос агентства заявил, что Китай сам начал «кампанию дезинформации, чтобы ложно обвинить США в распространении COVID-19». МИД Китая напомнил Reuters, что правительство США давно манипулирует соцсетями и распространяет дезинформацию.
Агентство напоминает, что в мае 2020 года Пекин пообещал развивающимся странам доступность вакцины Sinovac и невысокие цены на нее. При этом Вашингтон выступал за вакцинацию в первую очередь американцев и не налагал никаких ограничений на фармацевтические компании США по поводу цен на других рынках. «Мы не очень хорошо поделились вакцинами с партнерами. Поэтому нам оставалось лишь бросить тень на Китай», — рассказал Reuters высокопоставленный офицер США, непосредственно участвовавший в пропагандистской кампании в Юго-Восточной Азии.
Источники, участвовавшие в планировании и реализации программы, рассказали агентству, что Пентагон осуществлял ее через военный центр психологических операций в Тампе (штат Флорида). При этом мнение высокопоставленных дипломатов США, предупреждавших о смертельной опасности такой пропаганды для филиппинцев, во внимание не принималось. «Мы не рассматривали это с точки зрения здравоохранения. Мы думали лишь о том, как втоптать Китай в грязь», — объяснил офицер, участвовавший в программе.
Борьба с китайской вакциной затронула не только страны Юго-Восточной Азии. В 2020 году старшие офицеры Центрального командования США, которое курирует военные операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, запустили собственную версию психологической операции, рассказали Reuters трое бывших военных чиновников. Тогда в Sinovac заявили, что ее вакцина «произведена без использования свиного сырья». Тем не менее Пентагон использовал фейковые аккаунты в соцсетях, доказывая, что китайская вакцина содержит свиной желатин и не может применяться в мусульманских странах. Кампания была нацелена на страны Центральной Азии, включая Казахстан, Киргизию и Узбекистан.
Согласно внутреннему документу X, с которым ознакомился Reuters, в рамках внутреннего расследования были выявлены более 150 фальшивых учетных записей, которые управлялись из Тампы. Кроме того, летом 2020 года руководство Facebook (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) предупредило Пентагон о фальшивых учетных записях ведомства в соцсети. Но, как рассказали агентству информированные источники, Минобороны США попросило не удалять контент, так как фейковые аккаунты якобы используются для борьбы с терроризмом.
Тем не менее жалобы привели к внутренней проверке в Пентагоне в конце 2021 года, которая выявила операцию по борьбе с вакцинами, рассказал Reuters высокопоставленный представитель Минобороны США. Был сделан вывод, что главный военный подрядчик, проводивший кампанию, — General Dynamics IT — использовал небрежные методы работы и предпринимал неадекватные шаги, чтобы скрыть происхождение фейковых аккаунтов, сообщил человек, непосредственно знакомый с ходом аудита.
Тем не менее, тайные пропагандистские усилия Пентагона будут продолжаться, уверен Reuters. Агентство напоминает о несекретном стратегическом документе Минобороны США от 2023 года, в котором говорится, что американские военные могут подорвать доверие общества и основы правления в Китае и России, используя «дезинформацию, распространяемую в соцсетях, и ложные сообщения, замаскированные под новости». Кроме того, в феврале 2024 года General Dynamics IT выиграла новый конкурс на контракт с Пентагоном — на $493 млн.