Взгляд: "Назарбаев верит в «Светлый путь»"
GoodZone 12 Ноября 2014 в 12:08:21
Гигантские резервы, накопленные Казахстаном за счет продажи нефти, решено потратить на строительство дорог. Таким образом президент страны Нурсултан Назарбаев рассчитывает поддержать падающие темпы роста казахстанской экономики. Казахстанский НЭП уже называют «своевременной реакцией на геополитические изменения в мире».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «отвечая на вызовы, которые стоят перед нами», объявил о начале реализации новой экономической политики под названием «Нурлы жол» («Светлый путь»). Главная задача новой политики – выполнение масштабной инфраструктурной программы. Необходимо создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны радиусами расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали, говорит президент.
Новая экономическая политика «Нурлы жол» должна стать двигателем роста экономики республики в ближайшие годы – кризисные годы для мировой экономики. «Только за счет строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест. «Нурлы жол» произведет мультипликативный эффект для других отраслей экономики Казахстана»», – говорит Назарбаев.
При этом ежегодно в течение следующих лет из Национального фонда будет выделяться по 3 млрд долларов дополнительно на реализацию приоритетных проектов. Казахстан может себе это позволить, учитывая, что объем накопленных в Нацфонде средств превышает 105 млрд долларов.
«Все эти годы доходы от добычи сырья и его продажи мы откладывали в этот фонд. 10 миллиардов долларов мы направили на борьбу с кризисом 2007–2009 годов. Остальные деньги мы не проели и не потратили, а сохранили и приумножили. Сейчас наступает тот самый период, когда мы должны использовать эти резервы. Они помогут преодолеть непростые времена и стимулировать рост нашей экономики», – заявил в послании к народу президент Казахстана. Средства из фонда будут направлены также не развитие энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, добавил он.
В частности, в инфраструктуру ЖКХ требуется инвестировать не менее 2 трлн тенге. Назарбаев обещает выделять на нее ежегодно не менее 200 млрд тенге (50,7 млрд долларов) вплоть до 2020 года.
В целом план по развитию инфраструктуры рассчитан на пять лет и совпадает со второй пятилеткой реализации программ индустриально-инновационного развития страны, где намерены участвовать более 100 зарубежных стран. Инвестиционный портфель оценивается в 6 трлн тенге или порядка 40 млрд долларов, при этом доля государства составит всего 15%.
Экономика Казахстана сегодня является одной из наиболее стабильных в СНГ, ее показатели более высокие, говорит Платон Магута из «Фонда Магута». Так, рост ВВП – 4% (что по сравнению с минусом на Украине и 0,3% в России очень неплохо), инфляция не превысит 6,5%, тенге после девальвации в 2013 году держится довольно стабильно.
Корни успеха лежат еще в кризисе 1998 года, из которого Казахстану удалось выйти быстрее и менее болезненно. С 2000 года Казахстан стал наиболее инвестиционно привлекательным государством СНГ, в мировом рейтинге он занял 81-е место, для сравнения, Россия была на 95-м, напоминает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
«Казахстану удалось значительно продвинуться в развитии собственной экономики за счет иностранных инвесторов. В стране приняли достаточно либеральное налоговое законодательство, по которому средняя ставка подоходного налога составила 8,5%. В результате доля иностранных инвестиций в экономику Казахстана была втрое выше, нежели в российской», – рассказывает она.
Однако в этом году Казахстан столкнулся с замедлением темпов роста своей экономики. Если раньше страна росла на 8–10% ежегодно благодаря высоким ценам на нефть и притоку дешевых денег в банковскую систему, то в 2012 году она выросла только на 5% по сравнению с 7,5% годом ранее. На 2014–2016 годы правительство ожидало рост экономики на 6–7,1% ежегодно. Однако уже в первом полугодии стало понятно, что этого не получится. За 10 месяцев года ВВП страны вырос только на 4%. По итогам года власти ждут лишь 4,3%.
Замедление произошло из-за снижения промышленного производства, которое связано с замедлением темпов экономического роста основного торгового партнера – России. В итоге спрос в России на экспорт из Казахстана снижается. Падение мировых цен на нефть во втором полугодии также бьет по республике.
Чтобы вернуться на шести-семипроцентный рост ВВП, Назарбаев и делает ставку на развитие инфраструктуры, в первую очередь дорог. «Нурлы жол» является своевременной реакцией на геополитические изменения в мире, а ставка на инфраструктурные проекты – уже проверенным рецептом для страны, считает представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов. Казахстан уже давно активно строит дороги, что отражалось на росте ВВП.
«Я думаю, ближайшие проблемы – это падение цен на сырье, в первую очередь нефть, и стагнация на основных мировых рынках – ЕС, Китая и России, а также снижение иностранных инвестиций. Все это будет негативно влиять на экономику Казахстана в ближайшее время», – говорит Шибутов. В связи с этим Астана дала стандартный антикризисный ответ – развитие внутренней инфраструктуры. В России МЭР также постоянно на этом настаивает, хотя есть и противники политики трат, а не накоплений.
«Почему именно инфраструктура? Ответ прост: развитие этой системы позволяет получить синергетический эффект, то есть даст положительный результат сразу по нескольким направлениям», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Казахстан расположен на стыке Европы и Азии. Так как Москва и Пекин укрепляют сотрудничество, то скоро самым перспективным направлением станет Россия – Казахстан – Китай и обратно. «Благодаря новым дорогам сократится время доставки, снизятся транспортные издержки, а в конечном результате также себестоимость и конечная стоимость товаров. Товары казахстанского производства станут более конкурентоспособными. Кроме того, в структуре национальной экономики появится мощная статья дохода – транспортные перевозки», – говорит Касьянова.
«Это позволит оживить экономику и при этом создать новые точки роста внутри страны – не секрет, что у нас многие товары не поступают на рынки только потому, что их невозможно туда своевременно довезти. Так что я думаю, так как рецепт испытанный и проверенный – он будет успешным. Кроме того, примерно 40% из потраченных средств тут же возвращается обратно государству в виде налогов. Так что «Нурлы жол» поможет стране, особенно если дороги будут хорошие», – считает Шибутов, которого цитирует BNews.kz. При этом, по его мнению, упор надо делать на развитие железных дорог и контейнерных перевозок, наливных эстакад и складов.
Впрочем, Касьянова сомневается, что на этот раз Астана сможет привлечь такие же объемы иностранных инвестиций, как раньше. Многим странам, в том числе ЕС и России, предстоит решать свои внутренние проблемы, поэтому им не до инвестирования в другие экономики. Однако главным потенциальным инвестором в ближайшие годы станут государства АТР, на что, скорее всего, и будут рассчитывать в Астане.
Так как Казахстан является членом Таможенного союза, а с 1 января заработает Евразийский экономический союз, то успехи Астаны будут только на руку Москве. «Реализация новой программы Казахстана благоприятно скажется не только на его национальной экономике, но и на уровне развития соседних стран и активизации интеграционных процессов на евразийском пространстве», – уверена Касьянова.
http://vz.ru/economy/2014/11/11/714787.html
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «отвечая на вызовы, которые стоят перед нами», объявил о начале реализации новой экономической политики под названием «Нурлы жол» («Светлый путь»). Главная задача новой политики – выполнение масштабной инфраструктурной программы. Необходимо создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны радиусами расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали, говорит президент.
Новая экономическая политика «Нурлы жол» должна стать двигателем роста экономики республики в ближайшие годы – кризисные годы для мировой экономики. «Только за счет строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест. «Нурлы жол» произведет мультипликативный эффект для других отраслей экономики Казахстана»», – говорит Назарбаев.
При этом ежегодно в течение следующих лет из Национального фонда будет выделяться по 3 млрд долларов дополнительно на реализацию приоритетных проектов. Казахстан может себе это позволить, учитывая, что объем накопленных в Нацфонде средств превышает 105 млрд долларов.
«Все эти годы доходы от добычи сырья и его продажи мы откладывали в этот фонд. 10 миллиардов долларов мы направили на борьбу с кризисом 2007–2009 годов. Остальные деньги мы не проели и не потратили, а сохранили и приумножили. Сейчас наступает тот самый период, когда мы должны использовать эти резервы. Они помогут преодолеть непростые времена и стимулировать рост нашей экономики», – заявил в послании к народу президент Казахстана. Средства из фонда будут направлены также не развитие энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, добавил он.
В частности, в инфраструктуру ЖКХ требуется инвестировать не менее 2 трлн тенге. Назарбаев обещает выделять на нее ежегодно не менее 200 млрд тенге (50,7 млрд долларов) вплоть до 2020 года.
В целом план по развитию инфраструктуры рассчитан на пять лет и совпадает со второй пятилеткой реализации программ индустриально-инновационного развития страны, где намерены участвовать более 100 зарубежных стран. Инвестиционный портфель оценивается в 6 трлн тенге или порядка 40 млрд долларов, при этом доля государства составит всего 15%.
Экономика Казахстана сегодня является одной из наиболее стабильных в СНГ, ее показатели более высокие, говорит Платон Магута из «Фонда Магута». Так, рост ВВП – 4% (что по сравнению с минусом на Украине и 0,3% в России очень неплохо), инфляция не превысит 6,5%, тенге после девальвации в 2013 году держится довольно стабильно.
Корни успеха лежат еще в кризисе 1998 года, из которого Казахстану удалось выйти быстрее и менее болезненно. С 2000 года Казахстан стал наиболее инвестиционно привлекательным государством СНГ, в мировом рейтинге он занял 81-е место, для сравнения, Россия была на 95-м, напоминает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
«Казахстану удалось значительно продвинуться в развитии собственной экономики за счет иностранных инвесторов. В стране приняли достаточно либеральное налоговое законодательство, по которому средняя ставка подоходного налога составила 8,5%. В результате доля иностранных инвестиций в экономику Казахстана была втрое выше, нежели в российской», – рассказывает она.
Однако в этом году Казахстан столкнулся с замедлением темпов роста своей экономики. Если раньше страна росла на 8–10% ежегодно благодаря высоким ценам на нефть и притоку дешевых денег в банковскую систему, то в 2012 году она выросла только на 5% по сравнению с 7,5% годом ранее. На 2014–2016 годы правительство ожидало рост экономики на 6–7,1% ежегодно. Однако уже в первом полугодии стало понятно, что этого не получится. За 10 месяцев года ВВП страны вырос только на 4%. По итогам года власти ждут лишь 4,3%.
Замедление произошло из-за снижения промышленного производства, которое связано с замедлением темпов экономического роста основного торгового партнера – России. В итоге спрос в России на экспорт из Казахстана снижается. Падение мировых цен на нефть во втором полугодии также бьет по республике.
Чтобы вернуться на шести-семипроцентный рост ВВП, Назарбаев и делает ставку на развитие инфраструктуры, в первую очередь дорог. «Нурлы жол» является своевременной реакцией на геополитические изменения в мире, а ставка на инфраструктурные проекты – уже проверенным рецептом для страны, считает представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов. Казахстан уже давно активно строит дороги, что отражалось на росте ВВП.
«Я думаю, ближайшие проблемы – это падение цен на сырье, в первую очередь нефть, и стагнация на основных мировых рынках – ЕС, Китая и России, а также снижение иностранных инвестиций. Все это будет негативно влиять на экономику Казахстана в ближайшее время», – говорит Шибутов. В связи с этим Астана дала стандартный антикризисный ответ – развитие внутренней инфраструктуры. В России МЭР также постоянно на этом настаивает, хотя есть и противники политики трат, а не накоплений.
«Почему именно инфраструктура? Ответ прост: развитие этой системы позволяет получить синергетический эффект, то есть даст положительный результат сразу по нескольким направлениям», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Казахстан расположен на стыке Европы и Азии. Так как Москва и Пекин укрепляют сотрудничество, то скоро самым перспективным направлением станет Россия – Казахстан – Китай и обратно. «Благодаря новым дорогам сократится время доставки, снизятся транспортные издержки, а в конечном результате также себестоимость и конечная стоимость товаров. Товары казахстанского производства станут более конкурентоспособными. Кроме того, в структуре национальной экономики появится мощная статья дохода – транспортные перевозки», – говорит Касьянова.
«Это позволит оживить экономику и при этом создать новые точки роста внутри страны – не секрет, что у нас многие товары не поступают на рынки только потому, что их невозможно туда своевременно довезти. Так что я думаю, так как рецепт испытанный и проверенный – он будет успешным. Кроме того, примерно 40% из потраченных средств тут же возвращается обратно государству в виде налогов. Так что «Нурлы жол» поможет стране, особенно если дороги будут хорошие», – считает Шибутов, которого цитирует BNews.kz. При этом, по его мнению, упор надо делать на развитие железных дорог и контейнерных перевозок, наливных эстакад и складов.
Впрочем, Касьянова сомневается, что на этот раз Астана сможет привлечь такие же объемы иностранных инвестиций, как раньше. Многим странам, в том числе ЕС и России, предстоит решать свои внутренние проблемы, поэтому им не до инвестирования в другие экономики. Однако главным потенциальным инвестором в ближайшие годы станут государства АТР, на что, скорее всего, и будут рассчитывать в Астане.
Так как Казахстан является членом Таможенного союза, а с 1 января заработает Евразийский экономический союз, то успехи Астаны будут только на руку Москве. «Реализация новой программы Казахстана благоприятно скажется не только на его национальной экономике, но и на уровне развития соседних стран и активизации интеграционных процессов на евразийском пространстве», – уверена Касьянова.
http://vz.ru/economy/2014/11/11/714787.html
|