«Рэкетир» бьет «Да Винчи»
dead 20 Декабря 2007 в 15:24:09
Камилла САДЫКОВА, 20.12.2007
Первая казахстанская криминальная драма «Рэкетир», вышедшая в прокат в ноябре, бьет все рекорды по сборам.
Картина, которая еще идет вторым экраном (то есть при помощи использованных в первые недели копий), в некоторых кинотеатрах уже собрала кассу в два раза больше, чем смог собрать в Казахстане один из самых ожидаемых фильмов последних лет «Код да Винчи». При бюджете в восемьсот тысяч долларов общая прибыль от показов в Алматы, Астане и нескольких областных центрах составила больше миллиона. К этим цифрам можно прибавить доходы от предстоящего выхода в свет DVD на трех языках и прокат за границами Казахстана, сообщает газета «Эхо» (Азербайджан).
Отечественных кинематографистов нередко обвиняют в том, что для них кино – это чистое искусство, тогда как во всем цивилизованном мире – еще и бизнес. Если фестивальная судьба казахстанских картин еще хоть как-то вселяет надежду на то, что о нашей стране в мире будут знать не только как об экономическом, но и культурном ядре Центральной Азии, то о коммерческом успехе наших картин говорить пока не приходилось. Большие надежды в этом плане возлагались на фильм «Монгол». Однако и в случае с картиной о великом Чингисхане нельзя не отметить одно «но». Во-первых, не стоит забывать о бюджете «Монгола», который превышает смету «Рэкетира» в несколько раз. Во-вторых, хоть фильм и был снят при активном участии казахстанских продюсеров и при серьезной финансовой помощи минкультуры, назвать «Монгола» стопроцентно казахстанским кино нельзя. Создателем картины является хоть и любимый в нашей стране, но все-таки российский режиссер Сергей Бодров, в команде с которым работали японские, китайские и российские актеры. Даже роли в массовке большей частью достались не казахстанцам, а жителям Монголии.
«Рэкетир» же «от и до» снят казахстанской командой во главе с режиссером Аханом Сатаевым, который до этого был известен своими работами в рекламном бизнесе. Возможно, именно это обстоятельство и помогло ему сделать свой дебютный проект продаваемым и проданным, причем не только на территории Казахстана.
То, что любой фильм станет коммерчески успешным, вложи в него пару сцен с перестрелками, любовную историю и харизматичного героя, который мечется между добром и злом, – истина настолько же проверенная, как и та, что обещает известность обезьяне, которую 28 раз в день будут показывать по телевизору. Этой формулой получения максимальной прибыли при небольших финансовых вложениях не первый год пользуются российские киношники, которые ежегодно кормят нас слезливо-поучительными историями а-ля «Бумер» и «Бригада». Что самое интересное, народ на каждую такую картину идет, как говорится, строем.
Получается, что художественная сторона картины, актерская игра и качество картинки, над которыми потеют заморские создатели триллеров, не так уж важны. То есть если они есть, то это хорошо – можно претендовать на «Оскар», к примеру, и прочитать добрые слова о создателях такого шедевра в колонке авторитетного кинокритика. Но при меньших амбициях (как правило, просто заработать денег) все перечисленные инвестиции можно разделить на два и собрать кассу не меньшую, чем какая-нибудь голливудская комедия или историческая драма с бешеным бюджетом. Главное – правильно выбранная концепция (в данном случае жанр криминальной драмы с мощнейшей рекламой и приглашенной звездой). Примерно к такому выводу, видимо, и пришло руководство Satai film, прежде чем полтора года назад начать снимать свою картину об алматинском парне Саяне, который стал плохим мальчиком, а потому, в конце концов, остался умирать один на мокром асфальте с дыркой в животе.
Можно, конечно, удивиться, чего это вдруг история, до боли напоминающая уже давно отшумевший сериал «Бригада», заставила казахстанцев сходить на «Рэкетира» по несколько раз. Да, у картины тот же посыл, что и в упомянутом сериале, который разворачивается в контексте примерно того же временного отрезка – конец 80-х – начало 90-х; и похожие герои, которых нельзя назвать отрицательными, но и положительными язык тоже не повернется. Секрет, наверное, в своем, национальном колорите. Как оказалось, казахский мат, виды родных гор и похожие на парня из соседнего двора герои способны заставить тысячи зрителей заплатить минимум 500 тенге за билет на фильм, который можно было бы, по сути, назвать «Бригада. Наша версия».
Специалист по учету проката и отчетности одной из самых крупных сетей кинотеатров «Отау синема» Альмира Онгенбаева тоже удивляется успеху фильма. По ее словам, ни одна картина стопроцентно казахстанского производства еще не могла соперничать даже не с самым раскрученным иностранным продуктом:
– Сейчас сборы от фильма «Рэкетир» примерно такие же, что были у «Монгола». Если честно, мы предполагали, что соберем неплохую кассу от этой ленты, но не ожидали, что она будет настолько успешной. При этом вторая часть российского блокбастера «Бой с тенью», который шел примерно в то же время, не оправдал наших прогнозов и собрал намного меньшую сумму, чем «Рэкетир». Этот фильм в два раза обогнал нашумевший «Код да Винчи». Такой феномен можно объяснить простыми законами кинобизнеса – еще до того, как фильм был снят, у нас уже спрашивали о времени выхода его в прокат, что говорит о грамотном пиаре фильма еще в процессе съемок. Видя заинтересованность публики, мы решили поставить «Рэкетир» на первые две недели проката на три сеанса в прайм-тайм в трех самых посещаемых кинотеатрах сети, а потом и вовсе пустили полным экраном, то есть целый день в одном из залов шел исключительно этот фильм. И несмотря на то что у нас не действовали студенческие скидки на сеансы с «Рэкетиром», многие молодые люди ходили на фильм по несколько раз. Если сравнить ситуацию с другими прокатами местных картин, то можно привести в пример картину производства «Казахфильм» под названием «Кек», которую из-за отсутствия промоушна поставили в малопосещаемые кинотеатры, где она провалилась.
Сам же создатель «Рэкетира» Ахан Сатаев еще во время пресс-показа своего детища в конце октября этого года признался журналистам, что рассчитывает прежде всего на коммерческий успех картины. И главная роль в этой миссии отведена именно национальному колориту, а не сценарию, операторской работе, оригинальной идее, актерской игре, спецэффектам или техническим находкам. Возможно, по тому же рецепту будет приготовлена и следующая работа Satai film.
– Вторую часть «Рэкетира», несмотря на народную любовь к картине, мы снимать не собираемся, – говорит режиссер картины. – Финальной сценой фильма мы хотели озвучить свой посыл ленты: «зло всегда возвращается к тебе» и не хотели бы его смазывать сиквелом, «оживлением» Саяна. Но вполне возможно, что весной этого года наша компания приступит к работе над новым кинопроектом, который будет также коммерческим, но уже с большим бюджетом и рассчитан на международную зрительскую аудиторию.
Видимо, теперь Ахану и его команде придется постараться сделать ставку на другие приоритеты. Ведь даже российского зрителя уже не подкупишь нелегкой судьбой доброго парня-рэкетира, тем более казахстанского.
– У нас была история, рассчитанная как раз на ту часть населения, которая является самой активной в плане посещения кинотеатров – казахстанцы в возрасте от 14 до 25 лет. Был определен бюджет, который реально вернуть за счет внутреннего проката, в который входил промоушн картины. Но стоит заметить: при, казалось бы, активном пиаре фильма мы потратили на него не более 20 000 долларов. Это удалось благодаря активной поддержке со стороны многих отечественных СМИ, которые давали «зеленый свет» нашей команде. В итоге, увидев тот «бокс-офис», который собрал «Рэкетир», можно с уверенностью сказать, что снимать у нас в стране можно, не боясь остаться у разбитого корыта. К тому же не обязательно делать это при помощи совсем попсовых картин, ведь крайности редко бывают оправданны. Фильм может быть успешным среди масс и при этом удовлетворять вкусы фестивальной публики. Примером этого в мировом масштабе может служить фильм «Американский гангстер», который выдвинут на «Золотой глобус», при том что авторы картины нацелены на коммерческий успех своей работы. «Рэкетир» в этом плане тоже весьма неоднозначный продукт, – считает Сатаев.
О «Золотом глобусе» мечтать пока рано, но коммерческие перспективы у «Рэкетира» до конца еще не освоены. Две российские компании уже готовы заключить контракт на прокат фильма в некоторых регионах России и выпуск DVD для продажи на территории всей федерации.
Первая казахстанская криминальная драма «Рэкетир», вышедшая в прокат в ноябре, бьет все рекорды по сборам.
Картина, которая еще идет вторым экраном (то есть при помощи использованных в первые недели копий), в некоторых кинотеатрах уже собрала кассу в два раза больше, чем смог собрать в Казахстане один из самых ожидаемых фильмов последних лет «Код да Винчи». При бюджете в восемьсот тысяч долларов общая прибыль от показов в Алматы, Астане и нескольких областных центрах составила больше миллиона. К этим цифрам можно прибавить доходы от предстоящего выхода в свет DVD на трех языках и прокат за границами Казахстана, сообщает газета «Эхо» (Азербайджан).
Отечественных кинематографистов нередко обвиняют в том, что для них кино – это чистое искусство, тогда как во всем цивилизованном мире – еще и бизнес. Если фестивальная судьба казахстанских картин еще хоть как-то вселяет надежду на то, что о нашей стране в мире будут знать не только как об экономическом, но и культурном ядре Центральной Азии, то о коммерческом успехе наших картин говорить пока не приходилось. Большие надежды в этом плане возлагались на фильм «Монгол». Однако и в случае с картиной о великом Чингисхане нельзя не отметить одно «но». Во-первых, не стоит забывать о бюджете «Монгола», который превышает смету «Рэкетира» в несколько раз. Во-вторых, хоть фильм и был снят при активном участии казахстанских продюсеров и при серьезной финансовой помощи минкультуры, назвать «Монгола» стопроцентно казахстанским кино нельзя. Создателем картины является хоть и любимый в нашей стране, но все-таки российский режиссер Сергей Бодров, в команде с которым работали японские, китайские и российские актеры. Даже роли в массовке большей частью достались не казахстанцам, а жителям Монголии.
«Рэкетир» же «от и до» снят казахстанской командой во главе с режиссером Аханом Сатаевым, который до этого был известен своими работами в рекламном бизнесе. Возможно, именно это обстоятельство и помогло ему сделать свой дебютный проект продаваемым и проданным, причем не только на территории Казахстана.
То, что любой фильм станет коммерчески успешным, вложи в него пару сцен с перестрелками, любовную историю и харизматичного героя, который мечется между добром и злом, – истина настолько же проверенная, как и та, что обещает известность обезьяне, которую 28 раз в день будут показывать по телевизору. Этой формулой получения максимальной прибыли при небольших финансовых вложениях не первый год пользуются российские киношники, которые ежегодно кормят нас слезливо-поучительными историями а-ля «Бумер» и «Бригада». Что самое интересное, народ на каждую такую картину идет, как говорится, строем.
Получается, что художественная сторона картины, актерская игра и качество картинки, над которыми потеют заморские создатели триллеров, не так уж важны. То есть если они есть, то это хорошо – можно претендовать на «Оскар», к примеру, и прочитать добрые слова о создателях такого шедевра в колонке авторитетного кинокритика. Но при меньших амбициях (как правило, просто заработать денег) все перечисленные инвестиции можно разделить на два и собрать кассу не меньшую, чем какая-нибудь голливудская комедия или историческая драма с бешеным бюджетом. Главное – правильно выбранная концепция (в данном случае жанр криминальной драмы с мощнейшей рекламой и приглашенной звездой). Примерно к такому выводу, видимо, и пришло руководство Satai film, прежде чем полтора года назад начать снимать свою картину об алматинском парне Саяне, который стал плохим мальчиком, а потому, в конце концов, остался умирать один на мокром асфальте с дыркой в животе.
Можно, конечно, удивиться, чего это вдруг история, до боли напоминающая уже давно отшумевший сериал «Бригада», заставила казахстанцев сходить на «Рэкетира» по несколько раз. Да, у картины тот же посыл, что и в упомянутом сериале, который разворачивается в контексте примерно того же временного отрезка – конец 80-х – начало 90-х; и похожие герои, которых нельзя назвать отрицательными, но и положительными язык тоже не повернется. Секрет, наверное, в своем, национальном колорите. Как оказалось, казахский мат, виды родных гор и похожие на парня из соседнего двора герои способны заставить тысячи зрителей заплатить минимум 500 тенге за билет на фильм, который можно было бы, по сути, назвать «Бригада. Наша версия».
Специалист по учету проката и отчетности одной из самых крупных сетей кинотеатров «Отау синема» Альмира Онгенбаева тоже удивляется успеху фильма. По ее словам, ни одна картина стопроцентно казахстанского производства еще не могла соперничать даже не с самым раскрученным иностранным продуктом:
– Сейчас сборы от фильма «Рэкетир» примерно такие же, что были у «Монгола». Если честно, мы предполагали, что соберем неплохую кассу от этой ленты, но не ожидали, что она будет настолько успешной. При этом вторая часть российского блокбастера «Бой с тенью», который шел примерно в то же время, не оправдал наших прогнозов и собрал намного меньшую сумму, чем «Рэкетир». Этот фильм в два раза обогнал нашумевший «Код да Винчи». Такой феномен можно объяснить простыми законами кинобизнеса – еще до того, как фильм был снят, у нас уже спрашивали о времени выхода его в прокат, что говорит о грамотном пиаре фильма еще в процессе съемок. Видя заинтересованность публики, мы решили поставить «Рэкетир» на первые две недели проката на три сеанса в прайм-тайм в трех самых посещаемых кинотеатрах сети, а потом и вовсе пустили полным экраном, то есть целый день в одном из залов шел исключительно этот фильм. И несмотря на то что у нас не действовали студенческие скидки на сеансы с «Рэкетиром», многие молодые люди ходили на фильм по несколько раз. Если сравнить ситуацию с другими прокатами местных картин, то можно привести в пример картину производства «Казахфильм» под названием «Кек», которую из-за отсутствия промоушна поставили в малопосещаемые кинотеатры, где она провалилась.
Сам же создатель «Рэкетира» Ахан Сатаев еще во время пресс-показа своего детища в конце октября этого года признался журналистам, что рассчитывает прежде всего на коммерческий успех картины. И главная роль в этой миссии отведена именно национальному колориту, а не сценарию, операторской работе, оригинальной идее, актерской игре, спецэффектам или техническим находкам. Возможно, по тому же рецепту будет приготовлена и следующая работа Satai film.
– Вторую часть «Рэкетира», несмотря на народную любовь к картине, мы снимать не собираемся, – говорит режиссер картины. – Финальной сценой фильма мы хотели озвучить свой посыл ленты: «зло всегда возвращается к тебе» и не хотели бы его смазывать сиквелом, «оживлением» Саяна. Но вполне возможно, что весной этого года наша компания приступит к работе над новым кинопроектом, который будет также коммерческим, но уже с большим бюджетом и рассчитан на международную зрительскую аудиторию.
Видимо, теперь Ахану и его команде придется постараться сделать ставку на другие приоритеты. Ведь даже российского зрителя уже не подкупишь нелегкой судьбой доброго парня-рэкетира, тем более казахстанского.
– У нас была история, рассчитанная как раз на ту часть населения, которая является самой активной в плане посещения кинотеатров – казахстанцы в возрасте от 14 до 25 лет. Был определен бюджет, который реально вернуть за счет внутреннего проката, в который входил промоушн картины. Но стоит заметить: при, казалось бы, активном пиаре фильма мы потратили на него не более 20 000 долларов. Это удалось благодаря активной поддержке со стороны многих отечественных СМИ, которые давали «зеленый свет» нашей команде. В итоге, увидев тот «бокс-офис», который собрал «Рэкетир», можно с уверенностью сказать, что снимать у нас в стране можно, не боясь остаться у разбитого корыта. К тому же не обязательно делать это при помощи совсем попсовых картин, ведь крайности редко бывают оправданны. Фильм может быть успешным среди масс и при этом удовлетворять вкусы фестивальной публики. Примером этого в мировом масштабе может служить фильм «Американский гангстер», который выдвинут на «Золотой глобус», при том что авторы картины нацелены на коммерческий успех своей работы. «Рэкетир» в этом плане тоже весьма неоднозначный продукт, – считает Сатаев.
О «Золотом глобусе» мечтать пока рано, но коммерческие перспективы у «Рэкетира» до конца еще не освоены. Две российские компании уже готовы заключить контракт на прокат фильма в некоторых регионах России и выпуск DVD для продажи на территории всей федерации.
|