Золотая моя солярка
Гость 31 Мая 2017 в 11:21:35
В первый день лета автозаправки “обрадуют” казахстанцев новыми ценами на дизельное топливо
Горючее вырастет в цене благодаря не дефициту, как это раньше бывало, и не аппетитам торгующих компаний, а повышению акцизов. Причем налог на солярку вырастет почти в 17 раз - с 540 тенге за тонну до 9300 тенге. Ожидается, что литр дизеля теперь будет стоить около 143 тенге.
Такая цена могла установиться еще в апреле этого года. С соответствующей инициативой сезонного повышения акциза Министерство национальной экономики обратилось в правительство в прошлом году. Три месяца назад идею повышать этот вид налога ежегодно в апреле не поддержали Минэнерго и Минсельхоз - в разгар посевной это было бы убийственно для аграриев. Ведь и без того в нынешнем году льготная стоимость дизельного топлива выросла более чем на 10 тенге: в прошлом году с завода они получали горючее по 105 тенге за литр.
Как же складывается цена с учетом налогов? Акциз уплачивается давальцем нефти при производстве дизельного топлива. Для сохранения экономики переработки черного золота на нефтеперерабатывающих заводах страны при увеличении ставки акциза давальцы будут вынуждены повысить оптовые цены на дизтопливо на равнозначную величину. При этом верхний порог оптовой цены солярки казахстанского производства будет ограничиваться оптовой ценой дизтоплива, импортируемого из России.
Сегодня российское топливо на пограничных переходах предлагается на уровне 132-135 тенге за литр с учетом уплаты налогов, но без учета расходов по его доставке до регионов нашей страны, хранению на нефтебазах и содержанию на АЗС. В результате рыночная розничная цена российского дизеля на казахстанской автозаправке составляет сегодня 145-146 тенге за литр.
Между тем стоимость дизтоплива на АЗС в приграничных регионах России - 37,19 рубля за литр, что эквивалентно 201 тенге. Если учитывать разницу в казахстанском и российском налогообложении, то эта цена составит 157 тенге с учетом казахстанского акциза на дизельное топливо и НДС. Поэтому есть основания ожидать, что цена казахстанского дизтоплива в приграничных регионах будет приближаться к российской. При этом казахстанский дизель как по оптовой цене, так и в розницу должен быть дешевле российского примерно на 9-10 процентов, что обеспечит его конкурентоспособность и своевременный вывоз нефтепродукта с наших заводов.
Дешевле отдавать отечественную солярку тоже нельзя. Иначе возобновится ее переток в Россию, как это наблюдалось в прошлом году. Тогда в августе правительство, как известно, приняло решение уйти от госрегулирования цен на дизельное топливо.
По мнению экспертов, уйдя от прямого регулирования цен на ГСМ, правительство будет стараться другими мерами держать такой баланс цен на этом рынке, чтобы, с одной стороны, избежать дефицита, а с другой - экспансии российского топлива.
- Основной причиной повышения акциза на дизтопливо называют необходимость выравнивания цен этого продукта казахстанского и российского производства на приграничных территориях. Однако к решению проблемы подошли, как всегда, достаточно однобоко - система налогообложения в наших странах существенно отличается, и, по сути, такое повышение больших дивидендов не принесет, - комментирует экономист Галим ХУСАИНОВ. - Во-первых, в России в величину акциза включен транспортный налог. Во-вторых, величина НДС в России выше в полтора раза. В-третьих, топливо там существенно качественнее. При этом дизельное топливо является социально значимым продуктом, в основном используется в сельскохозяйственной и горнорудной отраслях, а также в установках для производства света и тепла.
По словам Хусаинова, подорожание дизтоплива приведет к удорожанию стоимости выпускаемой продукции и далее по цепочке будет ретранслировано в основные производимые в Казахстане товары, работы и услуги, что приведет к увеличению инфляции в стране.
- Другим достаточно спорным фактором является сезонность установления акцизов, - считает эксперт. - Это обстоятельство всегда будет приводить к волатильности потребления дизельного топлива и формированию неравномерного спроса в периоды, когда планируются изменения акциза. Это в свою очередь будет провоцировать рост цен в преддверии повышения акцизов и способствовать увеличению оборотных средств. Так как спрос будет превышать предложение, посредники будут поднимать цены на дизельное топливо до начала действия нового акциза. В этих условиях не исключен всплеск экспорта российского дизтоплива в ущерб интересам казахстанского производителя. Более разумным вариантом, на мой взгляд, было бы использование российского опыта, перенос в величину акциза транспортного налога, разделение акциза по классам экологичности. Чем экологичнее топливо, тем меньше акциз.
А напоследок немного арифметики. Если учитывать, что в Казахстане ежегодно производится более 4 млн. тонн дизеля и почти половина нынче уже произведена, то при умножении разницы между пока действующей ставкой акциза (540 тенге за тонну) и вводимой с завтрашнего дня (9300 тенге) - 8760 тенге на 2 млн. тонн - получается свыше 17 млрд. тенге. Столько дополнительно должно поступить в бюджет страны в ходе сезонного роста акцизов на дизельное топливо.
А вот сколько по времени продержится эта так называемая сезонная величина акциза на дизель в 9300 тенге, не сообщается. Не исключено, что слово “сезонная” просто тихо сойдет на нет...
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Астана
http://www.time.kz/articles/zloba/2017/05/30/zolotaja-moja-soljarka
Кстати
Страда нечаянно нагрянет...
В Минсельхозе в связи с повышением акциза на дизтопливо обсуждают вопрос о приемлемых для аграриев ценах на ГСМ в предстоящую уборочную кампанию, сообщил на днях вице-премьер, глава аграрного ведомства Аскар МЫРЗАХМЕТОВ.
- Мы в свое время вынесли на обсуждение вопрос об отсрочке акцизов с 1 апреля на 1 июня. Таким образом, нам удалось провести весенне-полевые работы по тем ценам, которые были до ввода акцизов, - отметил он.
В свою очередь компания “ҚазМұнайГаз Өнімдері” сообщила:
“С 1 июня 2017 года акцизная ставка на реализацию дизельного топлива составит 9300 тенге за тонну. Увеличение оптовой цены только за счет увеличения акциза составит около 7,3 тенге/литр, что повлияет на стоимость топлива в сетях АЗС”.
Цена дизтоплива в крупных сетях АЗС в настоящее время составляет 135-136 тенге/литр. При этом стоимость топлива для аграриев во время посевной была зафиксирована на уровне 122-128 тенге/литр.
По информации КазТАГ
Горючее вырастет в цене благодаря не дефициту, как это раньше бывало, и не аппетитам торгующих компаний, а повышению акцизов. Причем налог на солярку вырастет почти в 17 раз - с 540 тенге за тонну до 9300 тенге. Ожидается, что литр дизеля теперь будет стоить около 143 тенге.
Такая цена могла установиться еще в апреле этого года. С соответствующей инициативой сезонного повышения акциза Министерство национальной экономики обратилось в правительство в прошлом году. Три месяца назад идею повышать этот вид налога ежегодно в апреле не поддержали Минэнерго и Минсельхоз - в разгар посевной это было бы убийственно для аграриев. Ведь и без того в нынешнем году льготная стоимость дизельного топлива выросла более чем на 10 тенге: в прошлом году с завода они получали горючее по 105 тенге за литр.
Как же складывается цена с учетом налогов? Акциз уплачивается давальцем нефти при производстве дизельного топлива. Для сохранения экономики переработки черного золота на нефтеперерабатывающих заводах страны при увеличении ставки акциза давальцы будут вынуждены повысить оптовые цены на дизтопливо на равнозначную величину. При этом верхний порог оптовой цены солярки казахстанского производства будет ограничиваться оптовой ценой дизтоплива, импортируемого из России.
Сегодня российское топливо на пограничных переходах предлагается на уровне 132-135 тенге за литр с учетом уплаты налогов, но без учета расходов по его доставке до регионов нашей страны, хранению на нефтебазах и содержанию на АЗС. В результате рыночная розничная цена российского дизеля на казахстанской автозаправке составляет сегодня 145-146 тенге за литр.
Между тем стоимость дизтоплива на АЗС в приграничных регионах России - 37,19 рубля за литр, что эквивалентно 201 тенге. Если учитывать разницу в казахстанском и российском налогообложении, то эта цена составит 157 тенге с учетом казахстанского акциза на дизельное топливо и НДС. Поэтому есть основания ожидать, что цена казахстанского дизтоплива в приграничных регионах будет приближаться к российской. При этом казахстанский дизель как по оптовой цене, так и в розницу должен быть дешевле российского примерно на 9-10 процентов, что обеспечит его конкурентоспособность и своевременный вывоз нефтепродукта с наших заводов.
Дешевле отдавать отечественную солярку тоже нельзя. Иначе возобновится ее переток в Россию, как это наблюдалось в прошлом году. Тогда в августе правительство, как известно, приняло решение уйти от госрегулирования цен на дизельное топливо.
По мнению экспертов, уйдя от прямого регулирования цен на ГСМ, правительство будет стараться другими мерами держать такой баланс цен на этом рынке, чтобы, с одной стороны, избежать дефицита, а с другой - экспансии российского топлива.
- Основной причиной повышения акциза на дизтопливо называют необходимость выравнивания цен этого продукта казахстанского и российского производства на приграничных территориях. Однако к решению проблемы подошли, как всегда, достаточно однобоко - система налогообложения в наших странах существенно отличается, и, по сути, такое повышение больших дивидендов не принесет, - комментирует экономист Галим ХУСАИНОВ. - Во-первых, в России в величину акциза включен транспортный налог. Во-вторых, величина НДС в России выше в полтора раза. В-третьих, топливо там существенно качественнее. При этом дизельное топливо является социально значимым продуктом, в основном используется в сельскохозяйственной и горнорудной отраслях, а также в установках для производства света и тепла.
По словам Хусаинова, подорожание дизтоплива приведет к удорожанию стоимости выпускаемой продукции и далее по цепочке будет ретранслировано в основные производимые в Казахстане товары, работы и услуги, что приведет к увеличению инфляции в стране.
- Другим достаточно спорным фактором является сезонность установления акцизов, - считает эксперт. - Это обстоятельство всегда будет приводить к волатильности потребления дизельного топлива и формированию неравномерного спроса в периоды, когда планируются изменения акциза. Это в свою очередь будет провоцировать рост цен в преддверии повышения акцизов и способствовать увеличению оборотных средств. Так как спрос будет превышать предложение, посредники будут поднимать цены на дизельное топливо до начала действия нового акциза. В этих условиях не исключен всплеск экспорта российского дизтоплива в ущерб интересам казахстанского производителя. Более разумным вариантом, на мой взгляд, было бы использование российского опыта, перенос в величину акциза транспортного налога, разделение акциза по классам экологичности. Чем экологичнее топливо, тем меньше акциз.
А напоследок немного арифметики. Если учитывать, что в Казахстане ежегодно производится более 4 млн. тонн дизеля и почти половина нынче уже произведена, то при умножении разницы между пока действующей ставкой акциза (540 тенге за тонну) и вводимой с завтрашнего дня (9300 тенге) - 8760 тенге на 2 млн. тонн - получается свыше 17 млрд. тенге. Столько дополнительно должно поступить в бюджет страны в ходе сезонного роста акцизов на дизельное топливо.
А вот сколько по времени продержится эта так называемая сезонная величина акциза на дизель в 9300 тенге, не сообщается. Не исключено, что слово “сезонная” просто тихо сойдет на нет...
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Астана
http://www.time.kz/articles/zloba/2017/05/30/zolotaja-moja-soljarka
Кстати
Страда нечаянно нагрянет...
В Минсельхозе в связи с повышением акциза на дизтопливо обсуждают вопрос о приемлемых для аграриев ценах на ГСМ в предстоящую уборочную кампанию, сообщил на днях вице-премьер, глава аграрного ведомства Аскар МЫРЗАХМЕТОВ.
- Мы в свое время вынесли на обсуждение вопрос об отсрочке акцизов с 1 апреля на 1 июня. Таким образом, нам удалось провести весенне-полевые работы по тем ценам, которые были до ввода акцизов, - отметил он.
В свою очередь компания “ҚазМұнайГаз Өнімдері” сообщила:
“С 1 июня 2017 года акцизная ставка на реализацию дизельного топлива составит 9300 тенге за тонну. Увеличение оптовой цены только за счет увеличения акциза составит около 7,3 тенге/литр, что повлияет на стоимость топлива в сетях АЗС”.
Цена дизтоплива в крупных сетях АЗС в настоящее время составляет 135-136 тенге/литр. При этом стоимость топлива для аграриев во время посевной была зафиксирована на уровне 122-128 тенге/литр.
По информации КазТАГ
|