Кто в ответе за топливный кризис?
dead 23 Сентября 2011 в 10:15:48
Не нами открыто, что госрегулирование цен приводит к дефициту, снижению качества продукции и формированию теневой экономики, а в конечном счете – либо к еще большему дефициту, либо к росту цен. Последствия размахивания административной «дубинкой» госчиновниками мы можем сегодня наблюдать на внутреннем рынке нефтепродуктов. Но, как известно, не меньшее негативное влияние могут оказывать безответственные действия высокопоставленных лиц в угоду узкогрупповым интересам.
Все это, вместе взятое, привело к тому, что заправиться по установленным Министерством нефти и газа предельным ценам на ГСМ автовладельцам в Казахстане не то что сложно, а порой невозможно. Либо бензин АИ92 и солярка по-прежнему реализуются по талонам и картам, либо топливо оказывается низкого качества, либо ценник показывает такие цифры, что пропадает всякое желание заправлять своего железного коня.
Между тем работа госчиновников сводится всего лишь к сотрясанию воздуха и написанию ни к чему не обязывающих пресс-релизов о проделанной работе. Не будем голословными и приведем только один пример.
Буквально на прошлой неделе ФНБ «Самрук-Казына» на своем сайте распространил сообщение, в котором говорилось о том, что благодаря «оперативному вмешательству руководства» фонда предотвращен «транспортный коллапс в Алматинском регионе». Вот так – ни больше и ни меньше.
Причем в информации госфонда приводились впечатляющие цифры «интенсивной отгрузки» дополнительных объемов светлых нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов. Хотя, судя по электронным табло на заправках Алматы, воз стоит на месте. Поняв, что ситуация на рынке не меняется, мы решили вновь вернуться к поиску причин острой нехватки нефтепродуктов.
ГСМ в цифрах Поскольку наш внутренний рынок не так уж велик, чтобы в нем заблудиться, мы начали с анализа статистических данных по производству ГСМ на трех казахстанских НПЗ. Сразу просим прощения у читателей за подробный разбор статистики, но это необходимо для того, чтобы наглядно показать, какая печальная ситуация сложилась с производством бензина и дизтоплива в стране.
За первое полугодие текущего года, по информации «КазТрансОйла», поставки сырой нефти на казахстанские НПЗ упали до 6,18 млн тонн, или на 4,2% по сравнению с аналогичным показателем 2010-го. При этом поставки на Атырауский и Шымкентский НПЗ достигли 1,878 млн и 2, 273 млн тонн соответственно, увеличившись на 5%, но на Павлодарский НХЗ упали на 18,7%, до 2,03 млн тонн. К слову, косвенно все эти цифры подтверждаются полугодовыми отчетами региональных филиалов стат агентства.
Однако наибольший интерес у нас вызвала структура производства ГСМ, в которой наметился сильный крен в сторону темных нефтепродуктов. Начнем с АНПЗ. Несмотря на рост объемов переработки сырой нефти на этом заводе, по многим товарным позициям произошел спад производства. Если за шесть месяцев прошлого года АНПЗ дал 323,4 тыс. тонн автобензина, то за тот же период этого года – всего 258 тыс., или на 20,3% меньше! Если брать производство дизтоплива, то падение составило 1,5%, до 603 тыс.тонн. По реактивному топливу ТС-1 снижение и вовсе достигло 35%, до 19 тыс. тонн, а по печному топливу – 45,2%, до 37 тыс. тонн. Зато заметно выросло производство товарного мазута, на долю которого пришлась половина всех нефтепродуктов, произведенных АНПЗ, а именно 944 тыс. тонн. Все эти цифры взяты с официального сайта завода.
На Шымкентском НПЗ ситуация в целом выглядела аналогичной, с той лишь разницей, что там не произошло резкого падения производства светлых нефтепродуктов. Поскольку компания не захотела предоставлять статистику по производственным показателям, мы взяли цифры южноказахстанского филиала статагентства. При этом следует отметить, что производств такого масштаба, как на ШНПЗ, в области больше нет, поэтому все выкладки статистиков можно смело отнести к результатам именно его деятельности.
Вопреки росту поставок нефти, производство ГСМ на Шымкентском НПЗ за первое полугодие этого года по сравнению с тем же периодом прошлого упало на 4,1%, до 2,2 млн тонн. Моторного топлива произведено 523 тыс.тонн, или меньше на 0,7%, дизтоплива – 681 тыс. тонн со снижением на 7,2%. Зато производство топочного мазута выросло на 6,1%, до 511,5 тыс.тонн.
Но самый большой неприятный сюрприз преподнес Павлодарский НХЗ. Из-за сокращения поставок нефти за первое полугодие на заводе произошло общее падение производства вкупе с изменениями в структуре выпускаемых им нефтепродуктов.
За основу анализа мы взяли выкладки павлодарского филиала статагентства, поскольку в самой компании наотрез отказались предоставлять информацию.
Согласно цифрам статистиков, за первое полугодие этого года по сравнению с аналогичным периодом 2010го производство нефтепродуктов упало до 1,97 млн тонн, или на 25,9%! Причем наименьшее падение зафиксировано по топочному мазуту – на 21,5%, или на 112 тыс. тонн, до 410,7 тыс. По дизелю спад достиг 24%, или 204,7 тыс. тонн, до 653,4 тыс. А по бензину производство сократилось до 485 тыс. тонн, или на внушительные 33,6%! Последствия госрегулирования В итоге из-за спада производства автомобильного бензина на 20,2% в целом по трем НПЗ в первой половине этого года на рынке образовалась брешь размером почти 323 тыс. тонн. Наполовину она была заполнена более дорогим и «элитным» российским бензином, поставки которого в этот период выросли на 157%, до 484,3 тыс. тонн.
Но более дорогое топливо из России и нехватка отечественных ГСМ стали основными катализаторами роста стоимости АИ-96 и АИ-98.
При этом на фоне спада производства в стране бензина «народной» марки АИ-92 (более высокооктановый бензин в Казахстане производят в небольших объемах из-за неспособности НПЗ производить его в достаточных количествах) образовался его дефицит.
По дизтопливу ситуация сложилась и того хуже. В России оно сильно подорожало, что отразилось на его импорте в Казахстан, сократившемся за первые шесть месяцев этого года на 83,7%, до 30,4 тыс. тонн. Но даже этот объем при ресурсах рынка в 2,3-2,5 млн тонн солярки не больше чем укус комара.
Первопричиной и тут стал спад собственного производства, главным образом на ПНХЗ, производящем, по словам министра нефти и газа Сауата Мынбаева, половину всего дизтоплива в стране.
Снижение выпуска дизеля на 3,8% на трех НПЗ за первые шесть месяцев этого года и сокращение импорта из России урезали внутренние ресурсы почти на 10%.
Причем пятая часть (или 436,5 тыс. тонн), по информации статагентства, еще и утекла на экспорт.
Помимо внутреннего рынка, по данным статистиков, спад производства дизельного топлива в Казахстане отразился на Украине, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Беларуси и Болгарии, куда поставки либо прекратились вообще, либо упали, что называется, «ниже плинтуса». В то же время в КНР, Латвию, Грузию и на Кипр экспорт казахстанской солярки вырос в разы (вывоз отдельных видов дизтоплива пока не запрещен).
Зато с производством мазута у нас все тип-топ. За шесть месяцев этого года на трех казахстанских НПЗ оно выросло на 7,8%, до 2,17 млн тонн. И, несмотря на сокращение импорта, который незначителен, ресурсы увеличились на 7,6%. Правда, это привело к росту объемов экспорта на 16,1%, до 1,6 млн тонн.
Логика роста внутреннего производства мазута в ущерб выпуску светлых нефтепродуктов объясняется просто. В Казахстане еще с мая прошлого года введен периодически продлеваемый кабмином запрет на экспорт бензина, керосина и газойлей,но отсутствует табу на вывоз мазута.
Получается, что правительство, «пропахав» топливный рынок административной «бороздой» (регулирование розничных цен, запрет на экспорт отдельных ГСМ), вынудило нефтеперерабатывающие заводы производить те виды нефтепродуктов, на которые не распространяются запреты и контроль госчиновников. Все это, как видно из приведенных цифр, привело к спаду производства и дефициту в стране бензина и дизтоплива.
ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ»
об обнаружении нарушений антимонопольного законодательства ТОО «Санойл», АО «Нефтяная компания КОР» и ТОО Refinery Company RT. Если даже бегло просмотреть реестр казахстанских монополистов, легко заметить аффилированность этих компаний с ведущими НПЗ, два из которых – Атырауский и Павлодарский – полностью подконтрольны государству через ФНБ «Самрук-Казына», «КазМунайГаз» и их дочерние структуры, тогда как третий – Шымкентский – на паритетной основе принадлежит КМГ с китайской CNPC. Именно эти компании, по мнению антимонопольного агентства, необоснованно увеличивали стоимость ГСМ на внутреннем рынке. Но китайцы приходят и уходят, для них работа на нашем рынке – всего лишь бизнес, а вот как и почему в список нарушителей попала «дочка» КМГ – Refinery Company RT, владеющая 58% акций ПНХЗ, которыми в конечном счете «рулит» средний зять Назарбаева?
И СНОВА НА СЦЕНЕ ЗЯТЬ
Однако и это еще не все. Рукотворным топливным кризисом чиновников они же и хотят воспользоваться, в перспективе вновь повысив внутренние цены на ГСМ. Не будем голословными и приведем аргументы.
Еще 12 августа на сайте МНГ появилась информация, в которой в завуалированной форме говорится о том, что ждет казахстанских потребителей: «Поэтапное увеличение стоимости ГСМ на рынке республики связано не только с ростом мировых цен на нефть, но и является одной из мер поддержки работы Павлодарского НХЗ. Складывающиеся обстоятельства не позволят АО «ПНХЗ» произвести закуп нефти, для последующей ее переработки, что в свою очередь влечет остановку завода и соответственно рост дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке».
Другими словами, МНГ намекает, что рост стоимости ГСМ неизбежен. Понятное дело, что расплачиваться за это придется потребителям, хотя, по нашему мнению, сделать это должен кое-кто другой. Кто? Объясним подробнее.
Как известно, до 2014 года Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о беспошлинной поставке сырой российской нефти на Павлодарский НХЗ в объеме 7 млн тонн ежегодно.
Однако еще задолго до подписания схема поставок на ПНХЗ была простой и называлась замещаемой. Россия поставляла оговоренное количество сырой нефти на Павлодарский НХЗ, а Казахстан по трубе Атырау – Самара отправлял северному соседу равноценный объем.
Такая схема устраивала обе стороны.
Но с подписанием вышеупомянутого договора лоббировавший его Тимур Кулибаев в одночасье сломал давно устоявшийся и эффективно действовавший механизм. В результате поставки нефти из России на ПНХЗ оказались не выгодными для россиян. В то же время Казахстан теперь получает доход от продажи на экспорт шедшего ранее на обмен «черного золота» плюс экономит на экспортной пошлине (ЭТП) по российской нефти, поставляемой на ПНХЗ. От этого государство получает дополнительный доход в размере $1,5-2 млрд ежегодно.
Казалось бы, нынешнему главе ФНБ «Самрук-Казына» нужно давать медаль за такую «инновационную» схему. Но то, что оказалось хорошо «нефтяному принцу» и подконтрольным ему структурам, вышло боком для внутреннего рынка. Оказывается, покупать российскую нефть даже без ЭТП, но по мировым ценам невыгодно Павлодарскому НХЗ в условиях госрегулирования внутреннего рынка ГСМ.
Вот как это коротко и ясно объясняется на сайте Министерства нефти и газа: «Перерабатывая российскую нефть, приобретенную по мировым ценам, и реализовывая нефтепродукты по внутренним ценам РК, убыток ПНХЗ составил 14,2 миллиарда тенге». Тем самым чиновники намекают, что, если не поднять предельные цены на нефтепродукты внутри страны, завод встанет.
Но спрашивается: почему бы не вернуться к прежнему механизму, если «тимуровская» схема дает сбой? Ответ очевиден: возврат к прежней схеме грозит ФНБ и его нефтяным «дочкам» сокращением доходов от продажи сырой нефти, ранее шедшей на «бартер» в Россию, и окончанием «халявы» на $1,5-2 млрд по ЭТП.
Хотя также очевидно, что возврат к прежнему механизму пойдет на благо казахстанским потребителям. Почему? Потому что российская нефть по схеме замещения будет поставляться на ПНХЗ в нужном объеме и независимо от мировых цен. Это позволит максимально загрузить мощности завода и справиться с дефицитом на внутреннем рынке нефтепродуктов. Вот только есть большие сомнения, что к этому механизму вернется нынешнее госруководство.
В общем, хотим мы этого или нет, но нам придется мериться с тем, что нам навязали «сверху». А навязали нам очередную схему, когда КМГ и ее «дочки» будут, во-первых, дальше вывозить сырую нефть, во-вторых, получать доходы от беспошлинного ввоза в страну российского «черного золота» и, в-третьих, за счет роста стоимости на нефтепродукты внутри страны поддерживать эту схему и ПНХЗ на плаву. Тем самым из-за «мудрости» Тимура Аскаровича казахстанские потребители будут вынуждены платить более высокую цену за топливо, а в перспективе – и за услуги транспорта и товары народного потребления.
Арман ДЖАКУБ, Сергей ЗЕЛЕПУХИН Республика
Все это, вместе взятое, привело к тому, что заправиться по установленным Министерством нефти и газа предельным ценам на ГСМ автовладельцам в Казахстане не то что сложно, а порой невозможно. Либо бензин АИ92 и солярка по-прежнему реализуются по талонам и картам, либо топливо оказывается низкого качества, либо ценник показывает такие цифры, что пропадает всякое желание заправлять своего железного коня.
Между тем работа госчиновников сводится всего лишь к сотрясанию воздуха и написанию ни к чему не обязывающих пресс-релизов о проделанной работе. Не будем голословными и приведем только один пример.
Буквально на прошлой неделе ФНБ «Самрук-Казына» на своем сайте распространил сообщение, в котором говорилось о том, что благодаря «оперативному вмешательству руководства» фонда предотвращен «транспортный коллапс в Алматинском регионе». Вот так – ни больше и ни меньше.
Причем в информации госфонда приводились впечатляющие цифры «интенсивной отгрузки» дополнительных объемов светлых нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов. Хотя, судя по электронным табло на заправках Алматы, воз стоит на месте. Поняв, что ситуация на рынке не меняется, мы решили вновь вернуться к поиску причин острой нехватки нефтепродуктов.
ГСМ в цифрах Поскольку наш внутренний рынок не так уж велик, чтобы в нем заблудиться, мы начали с анализа статистических данных по производству ГСМ на трех казахстанских НПЗ. Сразу просим прощения у читателей за подробный разбор статистики, но это необходимо для того, чтобы наглядно показать, какая печальная ситуация сложилась с производством бензина и дизтоплива в стране.
За первое полугодие текущего года, по информации «КазТрансОйла», поставки сырой нефти на казахстанские НПЗ упали до 6,18 млн тонн, или на 4,2% по сравнению с аналогичным показателем 2010-го. При этом поставки на Атырауский и Шымкентский НПЗ достигли 1,878 млн и 2, 273 млн тонн соответственно, увеличившись на 5%, но на Павлодарский НХЗ упали на 18,7%, до 2,03 млн тонн. К слову, косвенно все эти цифры подтверждаются полугодовыми отчетами региональных филиалов стат агентства.
Однако наибольший интерес у нас вызвала структура производства ГСМ, в которой наметился сильный крен в сторону темных нефтепродуктов. Начнем с АНПЗ. Несмотря на рост объемов переработки сырой нефти на этом заводе, по многим товарным позициям произошел спад производства. Если за шесть месяцев прошлого года АНПЗ дал 323,4 тыс. тонн автобензина, то за тот же период этого года – всего 258 тыс., или на 20,3% меньше! Если брать производство дизтоплива, то падение составило 1,5%, до 603 тыс.тонн. По реактивному топливу ТС-1 снижение и вовсе достигло 35%, до 19 тыс. тонн, а по печному топливу – 45,2%, до 37 тыс. тонн. Зато заметно выросло производство товарного мазута, на долю которого пришлась половина всех нефтепродуктов, произведенных АНПЗ, а именно 944 тыс. тонн. Все эти цифры взяты с официального сайта завода.
На Шымкентском НПЗ ситуация в целом выглядела аналогичной, с той лишь разницей, что там не произошло резкого падения производства светлых нефтепродуктов. Поскольку компания не захотела предоставлять статистику по производственным показателям, мы взяли цифры южноказахстанского филиала статагентства. При этом следует отметить, что производств такого масштаба, как на ШНПЗ, в области больше нет, поэтому все выкладки статистиков можно смело отнести к результатам именно его деятельности.
Вопреки росту поставок нефти, производство ГСМ на Шымкентском НПЗ за первое полугодие этого года по сравнению с тем же периодом прошлого упало на 4,1%, до 2,2 млн тонн. Моторного топлива произведено 523 тыс.тонн, или меньше на 0,7%, дизтоплива – 681 тыс. тонн со снижением на 7,2%. Зато производство топочного мазута выросло на 6,1%, до 511,5 тыс.тонн.
Но самый большой неприятный сюрприз преподнес Павлодарский НХЗ. Из-за сокращения поставок нефти за первое полугодие на заводе произошло общее падение производства вкупе с изменениями в структуре выпускаемых им нефтепродуктов.
За основу анализа мы взяли выкладки павлодарского филиала статагентства, поскольку в самой компании наотрез отказались предоставлять информацию.
Согласно цифрам статистиков, за первое полугодие этого года по сравнению с аналогичным периодом 2010го производство нефтепродуктов упало до 1,97 млн тонн, или на 25,9%! Причем наименьшее падение зафиксировано по топочному мазуту – на 21,5%, или на 112 тыс. тонн, до 410,7 тыс. По дизелю спад достиг 24%, или 204,7 тыс. тонн, до 653,4 тыс. А по бензину производство сократилось до 485 тыс. тонн, или на внушительные 33,6%! Последствия госрегулирования В итоге из-за спада производства автомобильного бензина на 20,2% в целом по трем НПЗ в первой половине этого года на рынке образовалась брешь размером почти 323 тыс. тонн. Наполовину она была заполнена более дорогим и «элитным» российским бензином, поставки которого в этот период выросли на 157%, до 484,3 тыс. тонн.
Но более дорогое топливо из России и нехватка отечественных ГСМ стали основными катализаторами роста стоимости АИ-96 и АИ-98.
При этом на фоне спада производства в стране бензина «народной» марки АИ-92 (более высокооктановый бензин в Казахстане производят в небольших объемах из-за неспособности НПЗ производить его в достаточных количествах) образовался его дефицит.
По дизтопливу ситуация сложилась и того хуже. В России оно сильно подорожало, что отразилось на его импорте в Казахстан, сократившемся за первые шесть месяцев этого года на 83,7%, до 30,4 тыс. тонн. Но даже этот объем при ресурсах рынка в 2,3-2,5 млн тонн солярки не больше чем укус комара.
Первопричиной и тут стал спад собственного производства, главным образом на ПНХЗ, производящем, по словам министра нефти и газа Сауата Мынбаева, половину всего дизтоплива в стране.
Снижение выпуска дизеля на 3,8% на трех НПЗ за первые шесть месяцев этого года и сокращение импорта из России урезали внутренние ресурсы почти на 10%.
Причем пятая часть (или 436,5 тыс. тонн), по информации статагентства, еще и утекла на экспорт.
Помимо внутреннего рынка, по данным статистиков, спад производства дизельного топлива в Казахстане отразился на Украине, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Беларуси и Болгарии, куда поставки либо прекратились вообще, либо упали, что называется, «ниже плинтуса». В то же время в КНР, Латвию, Грузию и на Кипр экспорт казахстанской солярки вырос в разы (вывоз отдельных видов дизтоплива пока не запрещен).
Зато с производством мазута у нас все тип-топ. За шесть месяцев этого года на трех казахстанских НПЗ оно выросло на 7,8%, до 2,17 млн тонн. И, несмотря на сокращение импорта, который незначителен, ресурсы увеличились на 7,6%. Правда, это привело к росту объемов экспорта на 16,1%, до 1,6 млн тонн.
Логика роста внутреннего производства мазута в ущерб выпуску светлых нефтепродуктов объясняется просто. В Казахстане еще с мая прошлого года введен периодически продлеваемый кабмином запрет на экспорт бензина, керосина и газойлей,но отсутствует табу на вывоз мазута.
Получается, что правительство, «пропахав» топливный рынок административной «бороздой» (регулирование розничных цен, запрет на экспорт отдельных ГСМ), вынудило нефтеперерабатывающие заводы производить те виды нефтепродуктов, на которые не распространяются запреты и контроль госчиновников. Все это, как видно из приведенных цифр, привело к спаду производства и дефициту в стране бензина и дизтоплива.
ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ»
об обнаружении нарушений антимонопольного законодательства ТОО «Санойл», АО «Нефтяная компания КОР» и ТОО Refinery Company RT. Если даже бегло просмотреть реестр казахстанских монополистов, легко заметить аффилированность этих компаний с ведущими НПЗ, два из которых – Атырауский и Павлодарский – полностью подконтрольны государству через ФНБ «Самрук-Казына», «КазМунайГаз» и их дочерние структуры, тогда как третий – Шымкентский – на паритетной основе принадлежит КМГ с китайской CNPC. Именно эти компании, по мнению антимонопольного агентства, необоснованно увеличивали стоимость ГСМ на внутреннем рынке. Но китайцы приходят и уходят, для них работа на нашем рынке – всего лишь бизнес, а вот как и почему в список нарушителей попала «дочка» КМГ – Refinery Company RT, владеющая 58% акций ПНХЗ, которыми в конечном счете «рулит» средний зять Назарбаева?
И СНОВА НА СЦЕНЕ ЗЯТЬ
Однако и это еще не все. Рукотворным топливным кризисом чиновников они же и хотят воспользоваться, в перспективе вновь повысив внутренние цены на ГСМ. Не будем голословными и приведем аргументы.
Еще 12 августа на сайте МНГ появилась информация, в которой в завуалированной форме говорится о том, что ждет казахстанских потребителей: «Поэтапное увеличение стоимости ГСМ на рынке республики связано не только с ростом мировых цен на нефть, но и является одной из мер поддержки работы Павлодарского НХЗ. Складывающиеся обстоятельства не позволят АО «ПНХЗ» произвести закуп нефти, для последующей ее переработки, что в свою очередь влечет остановку завода и соответственно рост дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке».
Другими словами, МНГ намекает, что рост стоимости ГСМ неизбежен. Понятное дело, что расплачиваться за это придется потребителям, хотя, по нашему мнению, сделать это должен кое-кто другой. Кто? Объясним подробнее.
Как известно, до 2014 года Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о беспошлинной поставке сырой российской нефти на Павлодарский НХЗ в объеме 7 млн тонн ежегодно.
Однако еще задолго до подписания схема поставок на ПНХЗ была простой и называлась замещаемой. Россия поставляла оговоренное количество сырой нефти на Павлодарский НХЗ, а Казахстан по трубе Атырау – Самара отправлял северному соседу равноценный объем.
Такая схема устраивала обе стороны.
Но с подписанием вышеупомянутого договора лоббировавший его Тимур Кулибаев в одночасье сломал давно устоявшийся и эффективно действовавший механизм. В результате поставки нефти из России на ПНХЗ оказались не выгодными для россиян. В то же время Казахстан теперь получает доход от продажи на экспорт шедшего ранее на обмен «черного золота» плюс экономит на экспортной пошлине (ЭТП) по российской нефти, поставляемой на ПНХЗ. От этого государство получает дополнительный доход в размере $1,5-2 млрд ежегодно.
Казалось бы, нынешнему главе ФНБ «Самрук-Казына» нужно давать медаль за такую «инновационную» схему. Но то, что оказалось хорошо «нефтяному принцу» и подконтрольным ему структурам, вышло боком для внутреннего рынка. Оказывается, покупать российскую нефть даже без ЭТП, но по мировым ценам невыгодно Павлодарскому НХЗ в условиях госрегулирования внутреннего рынка ГСМ.
Вот как это коротко и ясно объясняется на сайте Министерства нефти и газа: «Перерабатывая российскую нефть, приобретенную по мировым ценам, и реализовывая нефтепродукты по внутренним ценам РК, убыток ПНХЗ составил 14,2 миллиарда тенге». Тем самым чиновники намекают, что, если не поднять предельные цены на нефтепродукты внутри страны, завод встанет.
Но спрашивается: почему бы не вернуться к прежнему механизму, если «тимуровская» схема дает сбой? Ответ очевиден: возврат к прежней схеме грозит ФНБ и его нефтяным «дочкам» сокращением доходов от продажи сырой нефти, ранее шедшей на «бартер» в Россию, и окончанием «халявы» на $1,5-2 млрд по ЭТП.
Хотя также очевидно, что возврат к прежнему механизму пойдет на благо казахстанским потребителям. Почему? Потому что российская нефть по схеме замещения будет поставляться на ПНХЗ в нужном объеме и независимо от мировых цен. Это позволит максимально загрузить мощности завода и справиться с дефицитом на внутреннем рынке нефтепродуктов. Вот только есть большие сомнения, что к этому механизму вернется нынешнее госруководство.
В общем, хотим мы этого или нет, но нам придется мериться с тем, что нам навязали «сверху». А навязали нам очередную схему, когда КМГ и ее «дочки» будут, во-первых, дальше вывозить сырую нефть, во-вторых, получать доходы от беспошлинного ввоза в страну российского «черного золота» и, в-третьих, за счет роста стоимости на нефтепродукты внутри страны поддерживать эту схему и ПНХЗ на плаву. Тем самым из-за «мудрости» Тимура Аскаровича казахстанские потребители будут вынуждены платить более высокую цену за топливо, а в перспективе – и за услуги транспорта и товары народного потребления.
Арман ДЖАКУБ, Сергей ЗЕЛЕПУХИН Республика
|