В полушаге от социального взрыва
dead 20 Июня 2011 в 14:50:24
Совсем немного времени осталось до начала события, которое может серьезно изменить дальнейшее развитие как экономики, так и внутренней политики нашей страны. Как это ни странно, но речь идет о таком безобидном с виду вступлении в силу с 1 июля текущего года в рамках Таможенного союза единых правил на ввоз легковых автомашин.
Для тех, кто никогда не имел в своем хозяйстве «железного коня», сообщения средств массовой информации о застрявших в заграничных портах купленных гражданами Казахстана автомобилях кажутся абсолютно не существенными. Дескать, у них никогда не было, да и вряд ли будут деньги на приобретение машины, а потому и обращать внимание на такие пустяки как-то недосуг.
Не особо беспокоятся по этому поводу и чиновники нашей страны. Для них поставленные Нурсултаном Назарбаевым задачи по всемерной поддержке будущего единого таможенного пространства намного важнее, чем проблемы людей, пожелавших обзавестись, как это сейчас подается, «автохламом из-за рубежа».
Увы, но в обоих случаях налицо абсолютная недальновидность, поскольку проблемы, с которыми в итоге после 1 июля неизбежно столкнется все население Казахстана, могут иметь самые негативные последствия.
От посольских проку мало
Начнем с того, что лежит на поверхности. Согласно поступающей информации, в настоящий момент в Латвии, Литве, Китае, Азербайджане, Туркменистане, Арабских Эмиратах и Иране застряла отнюдь не сотня, а десятки тысяч автомобилей. Тех самых автомобилей, за которые казахстанцы в общей сложности уже заплатили миллионы долларов США.
Разговор не идет о машинах, принадлежащих неким компаниям, занимающимся продажей новых автомобилей на территории нашей страны. У них канал поставок уже давно налажен и работает практически безукоризненно. Речь о тех машинах, за которыми стоят реальные граждане, решившие воспользоваться последним шансом пересесть на пусть и подержанную, но качественную иномарку, выпущенную 5—7 лет назад. Ради этой радости (а более свежая машина — всегда серьезное событие для любой семьи) большинство из тех, кто ныне попадает в «веселую» ситуацию, либо заняли деньги у друзей и знакомых, либо взяли в банке кредит на потребительские нужды.
Пока эти десятки тысяч наших сограждан еще живут надеждами. У них еще осталась вполне естественная вера в то, что правительство все же пойдет им навстречу и поможет решить возникшую проблему с их автомобилями. Но вера эта явно беспочвенная. Судя по тому, как стремительно развиваются события, не похоже, что официальную Астану как-либо волнуют проблемы граждан.
Кто-нибудь, например, слышал об активных действиях нашей гениальной дипломатии, успешно проводящей саммиты ОБСЕ, ШОС или ОИК по разрешению конфликтной ситуации с задержанными в зарубежных портах автомашинами граждан Казахстана? Надо полагать, что нет. Во всяком случае, сообщений подобного рода от различных информационных агентств до сих пор точно не поступало. А ведь и в Китае, и в Иране, и в ОАЭ, и даже в Латвии и Литве сидят послы Республики Казахстан.
Зато представители Таможенного комитета в этом вопросе «засветились» уже неоднократно. Общий посыл их однозначен — из-за подписанных межгосударственных договоров продления льготной растаможки не будет, а с задержкой машин в зарубежных портах граждане должны разбираться самостоятельно.
Самостоятельно разобраться люди, безусловно, попробуют. Однако шансы их найти Ее Величество Правду в хитросплетениях международной юриспруденции, скажем прямо, крайне невелики. Что за этим последует, предсказать не особо сложно. Оставшись без машин и денег, но с существенными долгами, многотысячная армия граждан начнет публично высказывать претензии. И не к «проклятым капиталистам» из западных стран и не к судебному органу Таможенного союза, стоящего на страже интересов экономики Российской Федерации, а к властям Казахстана.
Посыл протестов будет прост — если власть не в состоянии отстаивать интересы граждан своей страны, то зачем такая власть нужна?! Соответственно, не исключено, что по примеру движений дольщиков и ипотечников в Казахстане появится очередная головная боль для Астаны — движение несостоявшихся автовладельцев.
Когда плевок — всего лишь мелочь
Впрочем, возможное появление подобных общественных объединений для официальной Астаны может стать лишь малой частью из тех проблем, что могут обрушиться на страну в связи с непродуманным в «Ак орде» решением окончательно согласиться с едиными таможенными пошлинами на ввоз легковых автомашин. В связи с неизбежным увеличением цен на автомобили уже примерно через год власти Казахстана имеют шанс столкнуться с новым всплеском социального недовольства. И проявляться оно будет сразу в нескольких направлениях.
Несомненно, станет более очевидной пропасть между зажиточными людьми, имеющими возможность купить «железного коня», и основной массой населения. В вопросе приобретения автомобиля возможности большинства граждан Казахстана после 1 июля 2011 года будут значительно ограничены. Уповать же на российский и отечественный автопром особо не стоит. Наши отверточные производства находятся в зачаточном состоянии, производя на свет не самые популярные и далеко не дешевые автомобили.
Не лучше дела обстоят и в Российской Федерации. За исключением автогигантов в Ульяновске и Тольятти, выпускающих морально устаревшие и абсолютно не конкурентоспособные на мировом рынке «УАЗы» и «лады», но даже эти, по лицензии собирающие иномарки, автосборочные заводы до сих пор не в состоянии удовлетворить все потребности своего внутреннего рынка. Соответственно, россиянам порой по полгода приходится стоять в очереди за вожделенным авто.
Спрашивается, на что при таком раскладе рассчитывать рядовым казахстанцам? На все те же «жигули» или «уазики»? Но тот, кто, образно говоря, привык кушать свежий хлеб, во имя некой «великой» идеи одного человека, разъезжающего в дорогущем «мерседесе», вряд ли захочет довольствоваться заплесневелой черствой горбушкой. И выразит это при первом же удобном случае в самой нелестной для носителя «идеи» и его окружения форме.
Впрочем, некоторый вариант все же есть. Например, массово пересесть на автомобили BYD, Dadi и Greаt Wall, которые произведены в... Китае. Опять же, если найдутся 15—20 тысяч долларов. Но это еще не беда. В отсутствие конкуренции со стороны 5—7-летних иномарок от ведущих мировых компаний китайские автопроизводители в условиях жесткого ограничения продаж автомобилей в крупнейших городах КНР своей коммерческой выгоды на нашем рынке уж точно не упустят.
Поскольку работают они всегда с особым размахом, то с их приходом, наряду с ограничением по ввозу подержанных авто из Европы и Америки, следует ожидать и существенного снижения числа автомобильных рынков по всему Казахстану. А это, между прочим, уже удар под дых представителям казахстанского среднего класса, значительная часть которого непосредственно связана с поставками запчастей и занята на обслуживании подержанных легковых автомашин из США, Германии, Франции и Японии.
Перспективы не самые радужные. Если в течение последующих 12 месяцев после 1 июля 2011 года 50% представителей среднего класса Казахстана останутся на том же социальном уровне, то это будет хорошо. И не факт, что те, чей уровень жизни начнет падать, все воспримут с философским спокойствием.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и криминальную составляющую. Уже три года прошло с того времени, как владельцы дорогих седанов и внедорожников крупных городов Казахстана непосредственно столкнулись с таким явлением, как угон автомашин. Ленты новостей до сих пор полны сообщениями подобного рода. То новенький Land Cruiser уведут, то автомобиля Mercedes S-класса на месте не окажется. Чаще всего дорогие авто исчезали бесследно.
В этой связи правоохранительным органам стоит особо подготовиться к периоду после 1 июля 2011 года. По логике вещей, после этой даты буйствовать должны начать не только автомобильные барымтачи, интерес которых к различным маркам новых, а значит, дорогих машин будет значительно расширен. Есть высокая доля вероятности появления, как и в настоящий момент в России, некоторого количества «пожарников», которым доставляет особое удовольствие посмотреть, как полыхает новенький Porsсhe или BMW...
Три шага, которые власть не сделает
Теоретически у властей страны еще есть шанс не допустить накала страстей в обществе. Для этого надо сделать несколько шагов навстречу рядовым казахстанцам.
Во-первых (самое главное), разрешить растаможивание всех без исключения машин, которые были куплены за рубежом до конца апреля текущего года. Так как во всех объявлениях последних двух лет о помощи в доставке автомобилей из США указывался срок выполнения заказа в течение 2 месяцев. Даже если речь идет о сотне тысяч автомашин, погоду на территории Таможенного союза они не сделают.
Во-вторых, было бы неплохо, если бы кабинет министров и ФНБ «Самрук-Казына» через свои банки второго уровня начали принципиально новую программу автокредитования. Где ставка кредита для покупки нового автомобиля на срок от 3 до 5 лет составляла бы не 16—18% в год, как это предлагается сейчас, а хотя бы по примеру России 8, максимум 10, процентов годовых (не будем уж говорить, что средняя заработная плата в РФ почти на 25% выше, чем в Казахстане).
Третьим шагом, позволяющим успокоить не только население, но и отечественных автопроизводителей, могла быть стать отмена НДС на 5 предстоящих лет.
Фантастика? Не совсем. По такому пути пошло немало стран, и все они только выиграли от подобных шагов. Другое дело, что в наших условиях, когда «Ак орда» ради получения призрачного по своей сути международного авторитета стремится всеми правдами и неправдами посадить в кресло руководителя «Газпрома» вместо Алексея Миллера Тимура Кулибаева, шагов навстречу рядовым гражданам Казахстана ожидать не следует. Официальной Астане проще дубинки в ход пустить да суверенитетом поступиться, нежели реально о людях подумать. Впрочем, с начала независимости нашей страны так было всегда...
Источник: Газета "Голос Республики"
|