Чёрный август для России
admin 18 Августа 2009 в 11:22:40
Саяно-Шушенская катастрофа
На самой крупной ГЭС в России произошла авария
Рано утром 17 августа на крупнейшей гидроэлектростанции в России — Саяно-Шушенской — произошла авария, в результате которой погибли по меньше мере восемь человек и более 50 пропали без вести. Местное население, наученное горьким опытом предыдущих техногенных катастроф, в панике начало покидать свои дома. Местные власти пытаются успокоить людей, заявляя, что угрозы затопления городов нет.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС произошла около восьми утра по местному времени (около 4:00 по Москве). Первоначально о характере аварии было известно мало — сообщалось лишь о некоем повреждении третьего и четвертого водоводов ГЭС, которое привело к разрушению стены и подтоплению машинного зала. Для неспециалистов — а ими в большинстве своем являются журналисты — эти слова не говорили практически ничего, так же как и то, что ЧП произошло во время ремонта одного из гидроагрегатов.
Однако то, что в результате этого происшествия есть жертвы, ясно говорило об одном — случай не рядовой. Число погибших все время менялось и до сих пор доподлинно не установлено. Помимо официально объявленных погибшими восьми работников ГЭС сообщается о восьми (по другим данным — семи) пострадавших и более полусотни (в изложении СКП РФ — 54, по мнению регионального МЧС — 68) пропавших без вести.
Во многом разнятся данные и о самой аварии. Следственный комитет при прокуратуре, возбудивший уголовное дело по статье "нарушение правил охраны труда", считает, что на станции произошел взрыв. Как сообщил ИТАР-ТАСС официальный представитель СКП Владимир Маркин, в машинном зале шел ремонт одного из агрегатов, во время которого взорвался масляный трансформатор. Взрыв пробил стену зала и обрушил его потолок. Вслед за этим помещение начало заполняться водой, что, возможно, и стало причиной гибели людей.
В свою очередь компания "РусГидро", которая эксплуатирует ГЭС, утверждает, что никакого взрыва не было, а авария произошла в результате "сильнейшего толчка (предположительно гидроудара), причина которого выясняется". По данным компании, после этого толчка был полностью разрушен второй гидроагрегат ГЭС и частично разрушен машинный зал. Кроме того, сильные повреждения получили седьмой и девятый гидроагрегаты.
Тут необходимо пояснение. Всего в машинном зале Саяно-Шушенской ГЭС находятся 10 гидроагрегатов, которые преобразуют энергию тока воды в электроэнергию. Таким образом, помещение, разрушенное в результате аварии, является одним из ключевых на всей ГЭС.
Примерно через час после ЧП специалисты станции и спасатели МЧС закрыли аварийные затворы всех гидроагрегатов, после чего доступ воды прекратился. В "РусГидро" отметили, что разрушений плотины, гидротехнических сооружений и водоводов не обнаружено.
Тем не менее, авария серьезно сказалась на работе многих предприятий, получающих электроэнергию от ГЭС. В частности, по данным РИА Новости, были отключены Саянский и Хакасский алюминиевые заводы, снижена нагрузка на Красноярский алюминиевый завод, Кемеровский завод ферросплавов и Новокузнецкий алюминиевый завод. На Алтае было остановлено шесть заводов. С ограничением подачи электроэнергии столкнулся ряд кузбасских угольных шахт. Кроме того, веерные отключения электроэнергии начали томские энергетики, причем это коснулось как предприятий, так и жилых домов. Энергоснабжение Хакасии, Алтайского края и Кемеровской области также было решено ограничить.
При этом и энергетики, и спасатели заверяют, что жителям Сибири ничего не грозит. Однако о сложившейся ситуации вскоре после ЧП было доложено и президенту Дмитрию Медведеву, и премьер-министру Владимиру Путину. Они поручили главе МЧС РФ Сергею Шойгу вылететь в Абакан и лично проконтролировать работы по ликвидации аварии. Кроме того, такой же наказ был дан главе Минэнерго Сергею Шматко. Вице-премьеру Игорю Сечину поручено сформировать комиссию по скорейшему восстановлению работы Саяно-Шушенской ГЭС.
На месте аварии уже работает оперативный штаб, созданный вскоре после происшествия, который возглавил исполняющий обязанности председателя правления ОАО "РусГидро" Василий Зубакин. Кроме того, по данным РИА Новости, на ГЭС вылетело все руководство организации-проектировщика станции — петербургского "Ленгидропроекта".
Вскоре после аварии Сергей Шойгу провел брифинг, на котором еще раз заявил, что для жителей населенных пунктов, расположенных в районе ГЭС, никакой угрозы нет, так как плотина не повреждена. Он предупредил, что в ситуациях, подобных этой, всегда найдутся люди, которые будут сеять панику. Но было поздно — паника уже началась.
По словам очевидцев, которые связались с РИА Новости, "Комсомольской правдой" и другими изданиями, первым делом спохватились жители поселка Черемушки — ближайшего населенного пункта к ГЭС. Паника возникла из-за слухов, что плотина может не выдержать и воды Енисея смоют все, что попадется на их пути. Затем эти опасения охватили жителей Саяногорска, Шушенского и Минусинска. И дошли до столицы Хакасии — Абакана.
К этому моменту в Абакан уже ехали колонны автомобилей тех, кто решил, что там будет безопаснее, чем дома. На заправках и шоссе образовались многокилометровые пробки; люди скупали спички, свечи, продукты и предметы первой необходимости в магазинах, которые постепенно закрывались. Начали сбоить сотовая связь и интернет — сеть не выдерживала нагрузку.
При этом каких-то реальных поводов для такой паники не было — уровень воды в Енисее не поднимался, города даже не начало подтапливать, а эвакуация не объявлялась. Более того, к местному населению обратились руководители региона — председатель правительства Хакасии Виктор Зимин и мэр Абакана Николай Булакин, которые опровергли слухи о возможном затоплении и попросили людей успокоиться. Однако сделать это было не так просто — память о замалчивании произошедшего на Чернобыльской АЭС свежа даже по прошествии 23 лет.
Между тем уже звучат предположения о том, когда Саяно-Шушенская ГЭС вновь начнет работу. Глава ОАО "РусГидро" Василий Зубакин предположил, что на восстановление ГЭС уйдет несколько месяцев. При этом он добавил, что восстановление полностью разрушенных гидроагрегатов может занять годы. С этим согласился Сергей Шойгу, который подчеркнул важность распределения энергопотоков таким образом, чтобы местное население и предприятия не почувствовали дефицита электроснабжения.
После аварии возникло еще несколько вопросов, которые необходимо решить в кратчайшие сроки. Первый из них — это ликвидация масляного пятна длиной пять километров, образовавшегося в результате аварии. По данным пресс-службы ОАО "РусГидро", это пятно уже локализовано в районе Майнской ГЭС, однако спасателям еще предстоит его собрать.
Другая задача — выплата компенсаций родственникам погибших и пострадавших. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу компании РОСНО, в которой застрахованы сотрудники ГЭС, они могут получить до 500 тысяч рублей страховых выплат. При этом, как уже говорилось, количество погибших и пострадавших не может быть установлено до тех пор, пока не будут найдены около 50 пропавших без вести сотрудников станции.
"Русские витязи" сбились на репетиции
МАКС-2009 начинается с катастрофы
Вчерашний День военно-воздушного флота России был отмечен серией катастроф и авиапроисшествий. Самое крупное ЧП произошло на генеральной репетиции авиакосмического салона МАКС-2009 в подмосковном Жуковском: в воздухе столкнулись и разбились два истребителя Су-27 элитной пилотажной группы "Русские витязи". Погиб ведущий пилот группы Игорь Ткаченко. Горящие обломки его самолета разрушили два частных дома, а пятеро их жителей попали в больницы.
Ранним утром в небе над аэродромом Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М. М. Громова в подмосковном городе Жуковском показали свое искусство вертолетчики и пилоты нового российского гражданского самолета Superjet 100 ОКБ Сухого, а в полдень их место заняли представители военно-воздушной элиты — летчики пилотажных групп "Русские витязи", "Стрижи", управляющие Су-27 и Миг-29 соответственно.
Совместное выступление "Витязей" и "Стрижей" должно было стать гвоздем программы и визитной карточкой всего мероприятия. Как рассказал "Ъ" один из организаторов авиасалона, предполагается, что 18 августа на открытие МАКС-2009 приедет президент России Дмитрий Медведев. Сотрудники администрации объяснили руководителям ЛИИ, что времени у него будет немного, максимум час, поэтому летчики готовились показать главе государства самое яркое и запоминающееся зрелище всего пятидневного мероприятия — выполнение фигур высшего пилотажа пятью Су-27 "Витязей" и четырьмя Миг-29 "Стрижей" в так называемом смешанном варианте.
Для отработки и показа "президентской программы" обе группы и прилетели к полудню со своего аэродрома базирования в подмосковной Кубинке. Проверял подготовку шоу военных летчиков лично главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, на глазах которого и произошла катастрофа.
Как рассказали "Ъ" сотрудники главкома ВВС, выступлением своих подчиненных генерал остался доволен. "За все время, пока самолеты были в небе, генерал Зелин буквально ни разу не опустил голову,— рассказал "Ъ" один из очевидцев происшествия.— Посмотреть действительно было на что: пилоты выполняли сложнейшие элементы высшего пилотажа, находясь так близко друг от друга, что с земли казалось, будто их машины касаются крыльями одна другую".
Примерно в 13 часов, как рассказывают участники генеральной репетиции, пять Су-27 "Витязей", отработав свою программу, пошли на юг, в сторону Бронниц, рассчитывая с правым разворотом уходить домой, на Кубинку.
При этом даже свой уход военные летчики решили оформить красиво. Перед облаками группа эффектно разделилась: ведущий Игорь Ткаченко, управлявший Су-27 "спарка" и ведомый им истребитель как бы поднырнули под облака, а три других машины, наоборот, взмыли вверх. В этот момент и произошло непредвиденное: один из трех истребителей, уходивших над облаками, как рассказывают зрители, вдруг начал пикировать вниз и влево, идя фактически наперерез машине полковника Ткаченко. Из облачности вынырнули все пять машин, но полет двух из них, как утверждают многочисленные свидетели, был уже неконтролируемым. Еще мгновение спустя собравшиеся на репетицию услышали взрывы и стали снимать на видеокамеры взметнувшиеся в небо столбы черного дыма. Кто-то разглядел купола одного или двух парашютов.
Через восемь минут в воздух был поднят спасательный Ми-8 ЛИИ имени Громова. "В зоне аварии работало сразу несколько радиомаяков с разбившихся машин, которые "забивали" друг друга,— рассказал "Ъ" один из поисковиков.— Поэтому нам пришлось ориентироваться в основном на визуальный осмотр. Разбитые машины мы обнаружили по дыму, а летчиков — по раскрывшимся красно-белым парашютам".
По словам спасателей, первым они эвакуировали замкомандира "Русских витязей" Виталия Мельника, который, по мнению свидетелей, и протаранил ведущий истребитель. Пилот висел на дереве, зацепившись за него стропами парашюта. Свою машину с горящим двигателем подполковник Мельник направил в поле, расположенное за деревней Каменное Тяжино.
Быстро нашли и самолет ведущего Ткаченко — он упал на садовое товарищество "Сосны" возле деревни Захариха. Машина угодила в строящийся дом, в котором, к счастью, не оказалось строителей. При этом загорелось два соседних деревянных дома, а пятеро дачников, попытавшихся спасти свое имущество, получили ожоги и попали в больницу. Одна из дачниц, по словам сотрудников раменской горбольницы, получила ожоги 70% тела и находится в очень тяжелом состоянии.
В "спарке" находились два летчика: за штурвалом был командир 237-го центра показа авиатехники ВВС России в Кубинке полковник Игорь Ткаченко, а помогал ему штурман центра, тоже полковник, Игорь Куриленко. Штурмана нашли неподалеку от места катастрофы — он благополучно катапультировался и приземлился в поле. Командира центра, руководившего звеном "Витязей", поблизости не оказалось, да и воздушная разведка докладывала, что его парашют обнаружить не удается.
Как выяснилось чуть позже, пилот Ткаченко не был виден с воздуха потому, что рядом с ним, в отличие от других летчиков, не было красно-белого парашютного полотнища. Его парашют так и остался в кресле-катапульте, а зеленый гирокостюм самого летчика сливался с окружающим ландшафтом. Труп командира обнаружили случайно, причем не поисковики, а местные жители, позвонившие затем в милицию.
Сразу после обнаружения тела командира Ткаченко к месту его гибели на вертолетах спасателей прилетели представители военно-следственного управления Московского военного округа при прокуратуре России и главком ВВС Зелин. Последний, по словам очевидцев, долго молча стоял над трупом пилота Ткаченко, который успели упаковать в черный полиэтиленовый мешок. Уголовное дело возбудили по факту нарушения правил безопасности полетов. По одной из версий, Су-27 "свалился" на другой истребитель после того, как в воздухозаборник его машины попала птица. По другой, которая представляется участникам расследования более вероятной, пилот, сбивший ведущего, просто потерял ориентацию в пространстве.
Представители "Русских витязей" сказали, что готовы принять участие в МАКСе: "У нас есть запасные самолеты и квалифицированные пилоты". Однако в ВВС склоняются к тому, чтобы сократить участие военных в шоу, опасаясь повторения трагедии во Львове — 27 июля 2002 года во время показательных полетов на праздновании 60-летия 14-го авиационного корпуса над аэродромом Скнылив истребитель Су-27 рухнул на толпу. Погибло 77 человек, а 292 получили травмы разной степени тяжести.
Как заявил "Ъ" гендиректор ОАО "Авиасалон" (организатор авиакосмического салона МАКС-2009) Владимир Борисов, сейчас пока неизвестно, будут ли участвовать "Русские витязи" в летной программе салона. "ВВС России понесли тяжелый урон, окончательное решение принимать они будут сами",— сказал он, отметив, что полеты других пилотажных групп ВВС должны состояться. По словам господина Борисова, вопрос о том, кто будет возмещать ущерб пострадавшим от инцидента, еще не решен. "Нужно обеспечить полное возмещение причиненного ущерба всем пострадавшим, в том числе на земле, такая задача поставлена,— отметил господин Борисов.— Определением границ ответственности сейчас уже занимаются специалисты уполномоченных страховых компаний — и нашей (официальная страховая компания авиасалона МАКС-2009 — страховая группа "Авикос-Афес".— "Ъ"), и Военно-страховой компании, которая обслуживает ВВС".
Фотоальбом
На самой крупной ГЭС в России произошла авария
Рано утром 17 августа на крупнейшей гидроэлектростанции в России — Саяно-Шушенской — произошла авария, в результате которой погибли по меньше мере восемь человек и более 50 пропали без вести. Местное население, наученное горьким опытом предыдущих техногенных катастроф, в панике начало покидать свои дома. Местные власти пытаются успокоить людей, заявляя, что угрозы затопления городов нет.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС произошла около восьми утра по местному времени (около 4:00 по Москве). Первоначально о характере аварии было известно мало — сообщалось лишь о некоем повреждении третьего и четвертого водоводов ГЭС, которое привело к разрушению стены и подтоплению машинного зала. Для неспециалистов — а ими в большинстве своем являются журналисты — эти слова не говорили практически ничего, так же как и то, что ЧП произошло во время ремонта одного из гидроагрегатов.
Однако то, что в результате этого происшествия есть жертвы, ясно говорило об одном — случай не рядовой. Число погибших все время менялось и до сих пор доподлинно не установлено. Помимо официально объявленных погибшими восьми работников ГЭС сообщается о восьми (по другим данным — семи) пострадавших и более полусотни (в изложении СКП РФ — 54, по мнению регионального МЧС — 68) пропавших без вести.
Во многом разнятся данные и о самой аварии. Следственный комитет при прокуратуре, возбудивший уголовное дело по статье "нарушение правил охраны труда", считает, что на станции произошел взрыв. Как сообщил ИТАР-ТАСС официальный представитель СКП Владимир Маркин, в машинном зале шел ремонт одного из агрегатов, во время которого взорвался масляный трансформатор. Взрыв пробил стену зала и обрушил его потолок. Вслед за этим помещение начало заполняться водой, что, возможно, и стало причиной гибели людей.
В свою очередь компания "РусГидро", которая эксплуатирует ГЭС, утверждает, что никакого взрыва не было, а авария произошла в результате "сильнейшего толчка (предположительно гидроудара), причина которого выясняется". По данным компании, после этого толчка был полностью разрушен второй гидроагрегат ГЭС и частично разрушен машинный зал. Кроме того, сильные повреждения получили седьмой и девятый гидроагрегаты.
Тут необходимо пояснение. Всего в машинном зале Саяно-Шушенской ГЭС находятся 10 гидроагрегатов, которые преобразуют энергию тока воды в электроэнергию. Таким образом, помещение, разрушенное в результате аварии, является одним из ключевых на всей ГЭС.
Примерно через час после ЧП специалисты станции и спасатели МЧС закрыли аварийные затворы всех гидроагрегатов, после чего доступ воды прекратился. В "РусГидро" отметили, что разрушений плотины, гидротехнических сооружений и водоводов не обнаружено.
Тем не менее, авария серьезно сказалась на работе многих предприятий, получающих электроэнергию от ГЭС. В частности, по данным РИА Новости, были отключены Саянский и Хакасский алюминиевые заводы, снижена нагрузка на Красноярский алюминиевый завод, Кемеровский завод ферросплавов и Новокузнецкий алюминиевый завод. На Алтае было остановлено шесть заводов. С ограничением подачи электроэнергии столкнулся ряд кузбасских угольных шахт. Кроме того, веерные отключения электроэнергии начали томские энергетики, причем это коснулось как предприятий, так и жилых домов. Энергоснабжение Хакасии, Алтайского края и Кемеровской области также было решено ограничить.
При этом и энергетики, и спасатели заверяют, что жителям Сибири ничего не грозит. Однако о сложившейся ситуации вскоре после ЧП было доложено и президенту Дмитрию Медведеву, и премьер-министру Владимиру Путину. Они поручили главе МЧС РФ Сергею Шойгу вылететь в Абакан и лично проконтролировать работы по ликвидации аварии. Кроме того, такой же наказ был дан главе Минэнерго Сергею Шматко. Вице-премьеру Игорю Сечину поручено сформировать комиссию по скорейшему восстановлению работы Саяно-Шушенской ГЭС.
На месте аварии уже работает оперативный штаб, созданный вскоре после происшествия, который возглавил исполняющий обязанности председателя правления ОАО "РусГидро" Василий Зубакин. Кроме того, по данным РИА Новости, на ГЭС вылетело все руководство организации-проектировщика станции — петербургского "Ленгидропроекта".
Вскоре после аварии Сергей Шойгу провел брифинг, на котором еще раз заявил, что для жителей населенных пунктов, расположенных в районе ГЭС, никакой угрозы нет, так как плотина не повреждена. Он предупредил, что в ситуациях, подобных этой, всегда найдутся люди, которые будут сеять панику. Но было поздно — паника уже началась.
По словам очевидцев, которые связались с РИА Новости, "Комсомольской правдой" и другими изданиями, первым делом спохватились жители поселка Черемушки — ближайшего населенного пункта к ГЭС. Паника возникла из-за слухов, что плотина может не выдержать и воды Енисея смоют все, что попадется на их пути. Затем эти опасения охватили жителей Саяногорска, Шушенского и Минусинска. И дошли до столицы Хакасии — Абакана.
К этому моменту в Абакан уже ехали колонны автомобилей тех, кто решил, что там будет безопаснее, чем дома. На заправках и шоссе образовались многокилометровые пробки; люди скупали спички, свечи, продукты и предметы первой необходимости в магазинах, которые постепенно закрывались. Начали сбоить сотовая связь и интернет — сеть не выдерживала нагрузку.
При этом каких-то реальных поводов для такой паники не было — уровень воды в Енисее не поднимался, города даже не начало подтапливать, а эвакуация не объявлялась. Более того, к местному населению обратились руководители региона — председатель правительства Хакасии Виктор Зимин и мэр Абакана Николай Булакин, которые опровергли слухи о возможном затоплении и попросили людей успокоиться. Однако сделать это было не так просто — память о замалчивании произошедшего на Чернобыльской АЭС свежа даже по прошествии 23 лет.
Между тем уже звучат предположения о том, когда Саяно-Шушенская ГЭС вновь начнет работу. Глава ОАО "РусГидро" Василий Зубакин предположил, что на восстановление ГЭС уйдет несколько месяцев. При этом он добавил, что восстановление полностью разрушенных гидроагрегатов может занять годы. С этим согласился Сергей Шойгу, который подчеркнул важность распределения энергопотоков таким образом, чтобы местное население и предприятия не почувствовали дефицита электроснабжения.
После аварии возникло еще несколько вопросов, которые необходимо решить в кратчайшие сроки. Первый из них — это ликвидация масляного пятна длиной пять километров, образовавшегося в результате аварии. По данным пресс-службы ОАО "РусГидро", это пятно уже локализовано в районе Майнской ГЭС, однако спасателям еще предстоит его собрать.
Другая задача — выплата компенсаций родственникам погибших и пострадавших. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу компании РОСНО, в которой застрахованы сотрудники ГЭС, они могут получить до 500 тысяч рублей страховых выплат. При этом, как уже говорилось, количество погибших и пострадавших не может быть установлено до тех пор, пока не будут найдены около 50 пропавших без вести сотрудников станции.
"Русские витязи" сбились на репетиции
МАКС-2009 начинается с катастрофы
Вчерашний День военно-воздушного флота России был отмечен серией катастроф и авиапроисшествий. Самое крупное ЧП произошло на генеральной репетиции авиакосмического салона МАКС-2009 в подмосковном Жуковском: в воздухе столкнулись и разбились два истребителя Су-27 элитной пилотажной группы "Русские витязи". Погиб ведущий пилот группы Игорь Ткаченко. Горящие обломки его самолета разрушили два частных дома, а пятеро их жителей попали в больницы.
Ранним утром в небе над аэродромом Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М. М. Громова в подмосковном городе Жуковском показали свое искусство вертолетчики и пилоты нового российского гражданского самолета Superjet 100 ОКБ Сухого, а в полдень их место заняли представители военно-воздушной элиты — летчики пилотажных групп "Русские витязи", "Стрижи", управляющие Су-27 и Миг-29 соответственно.
Совместное выступление "Витязей" и "Стрижей" должно было стать гвоздем программы и визитной карточкой всего мероприятия. Как рассказал "Ъ" один из организаторов авиасалона, предполагается, что 18 августа на открытие МАКС-2009 приедет президент России Дмитрий Медведев. Сотрудники администрации объяснили руководителям ЛИИ, что времени у него будет немного, максимум час, поэтому летчики готовились показать главе государства самое яркое и запоминающееся зрелище всего пятидневного мероприятия — выполнение фигур высшего пилотажа пятью Су-27 "Витязей" и четырьмя Миг-29 "Стрижей" в так называемом смешанном варианте.
Для отработки и показа "президентской программы" обе группы и прилетели к полудню со своего аэродрома базирования в подмосковной Кубинке. Проверял подготовку шоу военных летчиков лично главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, на глазах которого и произошла катастрофа.
Как рассказали "Ъ" сотрудники главкома ВВС, выступлением своих подчиненных генерал остался доволен. "За все время, пока самолеты были в небе, генерал Зелин буквально ни разу не опустил голову,— рассказал "Ъ" один из очевидцев происшествия.— Посмотреть действительно было на что: пилоты выполняли сложнейшие элементы высшего пилотажа, находясь так близко друг от друга, что с земли казалось, будто их машины касаются крыльями одна другую".
Примерно в 13 часов, как рассказывают участники генеральной репетиции, пять Су-27 "Витязей", отработав свою программу, пошли на юг, в сторону Бронниц, рассчитывая с правым разворотом уходить домой, на Кубинку.
При этом даже свой уход военные летчики решили оформить красиво. Перед облаками группа эффектно разделилась: ведущий Игорь Ткаченко, управлявший Су-27 "спарка" и ведомый им истребитель как бы поднырнули под облака, а три других машины, наоборот, взмыли вверх. В этот момент и произошло непредвиденное: один из трех истребителей, уходивших над облаками, как рассказывают зрители, вдруг начал пикировать вниз и влево, идя фактически наперерез машине полковника Ткаченко. Из облачности вынырнули все пять машин, но полет двух из них, как утверждают многочисленные свидетели, был уже неконтролируемым. Еще мгновение спустя собравшиеся на репетицию услышали взрывы и стали снимать на видеокамеры взметнувшиеся в небо столбы черного дыма. Кто-то разглядел купола одного или двух парашютов.
Через восемь минут в воздух был поднят спасательный Ми-8 ЛИИ имени Громова. "В зоне аварии работало сразу несколько радиомаяков с разбившихся машин, которые "забивали" друг друга,— рассказал "Ъ" один из поисковиков.— Поэтому нам пришлось ориентироваться в основном на визуальный осмотр. Разбитые машины мы обнаружили по дыму, а летчиков — по раскрывшимся красно-белым парашютам".
По словам спасателей, первым они эвакуировали замкомандира "Русских витязей" Виталия Мельника, который, по мнению свидетелей, и протаранил ведущий истребитель. Пилот висел на дереве, зацепившись за него стропами парашюта. Свою машину с горящим двигателем подполковник Мельник направил в поле, расположенное за деревней Каменное Тяжино.
Быстро нашли и самолет ведущего Ткаченко — он упал на садовое товарищество "Сосны" возле деревни Захариха. Машина угодила в строящийся дом, в котором, к счастью, не оказалось строителей. При этом загорелось два соседних деревянных дома, а пятеро дачников, попытавшихся спасти свое имущество, получили ожоги и попали в больницу. Одна из дачниц, по словам сотрудников раменской горбольницы, получила ожоги 70% тела и находится в очень тяжелом состоянии.
В "спарке" находились два летчика: за штурвалом был командир 237-го центра показа авиатехники ВВС России в Кубинке полковник Игорь Ткаченко, а помогал ему штурман центра, тоже полковник, Игорь Куриленко. Штурмана нашли неподалеку от места катастрофы — он благополучно катапультировался и приземлился в поле. Командира центра, руководившего звеном "Витязей", поблизости не оказалось, да и воздушная разведка докладывала, что его парашют обнаружить не удается.
Как выяснилось чуть позже, пилот Ткаченко не был виден с воздуха потому, что рядом с ним, в отличие от других летчиков, не было красно-белого парашютного полотнища. Его парашют так и остался в кресле-катапульте, а зеленый гирокостюм самого летчика сливался с окружающим ландшафтом. Труп командира обнаружили случайно, причем не поисковики, а местные жители, позвонившие затем в милицию.
Сразу после обнаружения тела командира Ткаченко к месту его гибели на вертолетах спасателей прилетели представители военно-следственного управления Московского военного округа при прокуратуре России и главком ВВС Зелин. Последний, по словам очевидцев, долго молча стоял над трупом пилота Ткаченко, который успели упаковать в черный полиэтиленовый мешок. Уголовное дело возбудили по факту нарушения правил безопасности полетов. По одной из версий, Су-27 "свалился" на другой истребитель после того, как в воздухозаборник его машины попала птица. По другой, которая представляется участникам расследования более вероятной, пилот, сбивший ведущего, просто потерял ориентацию в пространстве.
Представители "Русских витязей" сказали, что готовы принять участие в МАКСе: "У нас есть запасные самолеты и квалифицированные пилоты". Однако в ВВС склоняются к тому, чтобы сократить участие военных в шоу, опасаясь повторения трагедии во Львове — 27 июля 2002 года во время показательных полетов на праздновании 60-летия 14-го авиационного корпуса над аэродромом Скнылив истребитель Су-27 рухнул на толпу. Погибло 77 человек, а 292 получили травмы разной степени тяжести.
Как заявил "Ъ" гендиректор ОАО "Авиасалон" (организатор авиакосмического салона МАКС-2009) Владимир Борисов, сейчас пока неизвестно, будут ли участвовать "Русские витязи" в летной программе салона. "ВВС России понесли тяжелый урон, окончательное решение принимать они будут сами",— сказал он, отметив, что полеты других пилотажных групп ВВС должны состояться. По словам господина Борисова, вопрос о том, кто будет возмещать ущерб пострадавшим от инцидента, еще не решен. "Нужно обеспечить полное возмещение причиненного ущерба всем пострадавшим, в том числе на земле, такая задача поставлена,— отметил господин Борисов.— Определением границ ответственности сейчас уже занимаются специалисты уполномоченных страховых компаний — и нашей (официальная страховая компания авиасалона МАКС-2009 — страховая группа "Авикос-Афес".— "Ъ"), и Военно-страховой компании, которая обслуживает ВВС".
Фотоальбом
|