Горючие слёзы
dead 03 Февраля 2008 в 19:57:10
Жанар СЕРДАЛИНА, Астана
Цены в Казахстане сравняются с мировыми. С 1 апреля. Таков прогноз министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева. И хотя он вроде бы придумал, как остановить рост цен на горючее, страна еще долго будет наступать на старые нефтяные грабли.
Для начала анекдот. Приходит к матери невеста перед своей первой брачной ночью. «Какую же мне сорочку надеть – с голубыми или розовыми кружевами?» – спрашивает девица. Мать: «Одевай, дочь моя, не одевай, все равно с тобой сделают то, что делают с девушками в первую брачную ночь».
Примерно в такой же ситуации оказалось правительство. Там вроде бы знают, как остановить ежегодный рост цен на топливо. Но на деле чиновников ждет верная капитуляция. Как нашу пресловутую невесту.
Пожалуй, впервые чиновники откровенно признали: с 1 апреля цены на АИ-80, керосин и дизтопливо вырастут. Признание прозвучало на минувшем совещании правительства из уст главы Минэнерго Сауата Мынбаева. Как сильно подорожает топливо, министр не уточнил, предсказав лишь: «Цены на внутреннем рынке на уровне мировых». Зато господин Мынбаев твердо знает, кто виноват.
– Это внешние рынки, – заявил он с трибуны. Дескать, в условиях высоких мировых цен недропользователи предпочитают заливать добытой нефтью зарубежных покупателей, нежели работать на внутренние интересы.
– А если и поставляют на внутренний рынок, то стараются максимально наверстать упущенную выгоду, – посетовал Сауат Мынбаев.
Словом, парадокс еще тот: Казахстан – нефтяная держава, метящая в первую пятерку мировых экспортеров нефти. Своей нефти в стране хоть залейся, но цены на бензоколонках летят и летят вверх. Ситуация один в один, как на рынке зерна: из года в год страна собирает небывалые урожаи, а хлеб упорно не дешевеет.
Решить проблему Минэнерго планирует с помощью таможенных пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов из Казахстана. Расчеты у министра такие: если мировая цена нефти составит 60 долларов за баррель, пошлина составит 103,4 доллара за тонну. Если цена барреля замрет на отметке в 88 долларов, как сейчас, то пошлина потянет уже на 173,8 доллара. По подсчетам Сауата Мынбаева, при первом варианте чистые доходы бюджета составят 1,3 млрд долларов. При варианте № 2 – 2,2 млрд долларов США. Но и тут не все гладко.
– Попытка в одностороннем порядке ввести экспортную таможенную пошлину приведет к масштабному противостоянию недропользователей со всеми вытекающими отсюда последствиями, – подчеркнул министр. – Нам это ни к чему.
По расчетам главы Минэнерго, пошлинные переговоры с недропользователями протянутся до конца года. Но вся беда в том, что держать цены на керосин, дизтопливо и АИ-80 правительство сможет лишь в первом квартале 2008 года. На чаше весов – и исход переговоров по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию. Формально запретить нефтяную пошлину нам никто не может, однако ее введение «осложнит переговорный процесс».
На подготовку окончательного решения премьер-министр отвел Министерству энергетики один месяц. Но в принципе идея с введением пошлины ему понравилась. Теперь руководство госхолдинга «Самрук» пребывает в тревоге. Там возможные экспортные изменения расценили ни много ни мало как угрозу безопасности Казахстана. Председатель правления холдинга Канат Бозумбаев заявил: переход на пошлину обесценит акции «КазМунайГаза» на заграничных биржах.
– Цена госпакета акций «КазМунайГаза» порядка 7 млрд долларов снизится вдвое, – ужаснулся он. Любопытно, но уже по завершении заседания Кабмина Канат Бозумбаев призвал журналистов не цитировать его.
– А то вы нанесете урон безопасности страны, – заявил он представителям прессы. – Я думал, вы (журналисты. – Авт.) меня не слышите.
О том, кто больше опасен – чиновники, которые в последнее время раздражают страну своими исключительно черными вестями, или журналисты, вынужденные по-честному информировать общество – разговор, наверное, отдельный. Куда больше впечатляет не дутая мнительность VIP-персон, а партизанское молчание королей столичных бензоколонок. И крупных, и не очень. Так в офисе «Гелиоса» посоветовали переадресовать вопросы в Алматы, в головную компанию. В приемной компании «Аурика» сослались на занятость своего босса. Что до владельцев независимых АЗС, то они согласились говорить только при выключенном диктофоне. На «всякий пожарный».
«Попытки решить проблему с ценами на ГСМ очередным давлением ничего не дадут», – в один голос заверяют наши собеседники. По их мнению, насытить рынок качественными нефтепродуктами «все равно не удастся». Доводы такие. Во-первых, мощности нефтеперерабатывающих заводов давно исчерпали свои возможности. Как только один из НПЗ останавливается хотя бы на неделю – всё, цены вздымаются вверх. Значит, стране нужен новый нефтеперерабатывающий завод. Но на его строительство уйдут годы.
Другая проблема – фирмы-перекупщики, опутавшие каждый из трех НПЗ. «Покупать бензин напрямую – несбыточная мечта», – вздыхают короли бензоколонок. Цены неконтролируемы еще и потому, что «часть казахстанских АЗС принадлежит нефтяным компаниям». Их обеспечивают без перебоев, частников – кто и как придется. Что делать автолюбителям? К чему готовиться? На этот вопрос «Мегаполиса» осторожные владельцы АЗС посоветовали заливать баки впрок. Либо пересаживаться на более экономичные авто.
Мегаполис
Цены в Казахстане сравняются с мировыми. С 1 апреля. Таков прогноз министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева. И хотя он вроде бы придумал, как остановить рост цен на горючее, страна еще долго будет наступать на старые нефтяные грабли.
Для начала анекдот. Приходит к матери невеста перед своей первой брачной ночью. «Какую же мне сорочку надеть – с голубыми или розовыми кружевами?» – спрашивает девица. Мать: «Одевай, дочь моя, не одевай, все равно с тобой сделают то, что делают с девушками в первую брачную ночь».
Примерно в такой же ситуации оказалось правительство. Там вроде бы знают, как остановить ежегодный рост цен на топливо. Но на деле чиновников ждет верная капитуляция. Как нашу пресловутую невесту.
Пожалуй, впервые чиновники откровенно признали: с 1 апреля цены на АИ-80, керосин и дизтопливо вырастут. Признание прозвучало на минувшем совещании правительства из уст главы Минэнерго Сауата Мынбаева. Как сильно подорожает топливо, министр не уточнил, предсказав лишь: «Цены на внутреннем рынке на уровне мировых». Зато господин Мынбаев твердо знает, кто виноват.
– Это внешние рынки, – заявил он с трибуны. Дескать, в условиях высоких мировых цен недропользователи предпочитают заливать добытой нефтью зарубежных покупателей, нежели работать на внутренние интересы.
– А если и поставляют на внутренний рынок, то стараются максимально наверстать упущенную выгоду, – посетовал Сауат Мынбаев.
Словом, парадокс еще тот: Казахстан – нефтяная держава, метящая в первую пятерку мировых экспортеров нефти. Своей нефти в стране хоть залейся, но цены на бензоколонках летят и летят вверх. Ситуация один в один, как на рынке зерна: из года в год страна собирает небывалые урожаи, а хлеб упорно не дешевеет.
Решить проблему Минэнерго планирует с помощью таможенных пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов из Казахстана. Расчеты у министра такие: если мировая цена нефти составит 60 долларов за баррель, пошлина составит 103,4 доллара за тонну. Если цена барреля замрет на отметке в 88 долларов, как сейчас, то пошлина потянет уже на 173,8 доллара. По подсчетам Сауата Мынбаева, при первом варианте чистые доходы бюджета составят 1,3 млрд долларов. При варианте № 2 – 2,2 млрд долларов США. Но и тут не все гладко.
– Попытка в одностороннем порядке ввести экспортную таможенную пошлину приведет к масштабному противостоянию недропользователей со всеми вытекающими отсюда последствиями, – подчеркнул министр. – Нам это ни к чему.
По расчетам главы Минэнерго, пошлинные переговоры с недропользователями протянутся до конца года. Но вся беда в том, что держать цены на керосин, дизтопливо и АИ-80 правительство сможет лишь в первом квартале 2008 года. На чаше весов – и исход переговоров по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию. Формально запретить нефтяную пошлину нам никто не может, однако ее введение «осложнит переговорный процесс».
На подготовку окончательного решения премьер-министр отвел Министерству энергетики один месяц. Но в принципе идея с введением пошлины ему понравилась. Теперь руководство госхолдинга «Самрук» пребывает в тревоге. Там возможные экспортные изменения расценили ни много ни мало как угрозу безопасности Казахстана. Председатель правления холдинга Канат Бозумбаев заявил: переход на пошлину обесценит акции «КазМунайГаза» на заграничных биржах.
– Цена госпакета акций «КазМунайГаза» порядка 7 млрд долларов снизится вдвое, – ужаснулся он. Любопытно, но уже по завершении заседания Кабмина Канат Бозумбаев призвал журналистов не цитировать его.
– А то вы нанесете урон безопасности страны, – заявил он представителям прессы. – Я думал, вы (журналисты. – Авт.) меня не слышите.
О том, кто больше опасен – чиновники, которые в последнее время раздражают страну своими исключительно черными вестями, или журналисты, вынужденные по-честному информировать общество – разговор, наверное, отдельный. Куда больше впечатляет не дутая мнительность VIP-персон, а партизанское молчание королей столичных бензоколонок. И крупных, и не очень. Так в офисе «Гелиоса» посоветовали переадресовать вопросы в Алматы, в головную компанию. В приемной компании «Аурика» сослались на занятость своего босса. Что до владельцев независимых АЗС, то они согласились говорить только при выключенном диктофоне. На «всякий пожарный».
«Попытки решить проблему с ценами на ГСМ очередным давлением ничего не дадут», – в один голос заверяют наши собеседники. По их мнению, насытить рынок качественными нефтепродуктами «все равно не удастся». Доводы такие. Во-первых, мощности нефтеперерабатывающих заводов давно исчерпали свои возможности. Как только один из НПЗ останавливается хотя бы на неделю – всё, цены вздымаются вверх. Значит, стране нужен новый нефтеперерабатывающий завод. Но на его строительство уйдут годы.
Другая проблема – фирмы-перекупщики, опутавшие каждый из трех НПЗ. «Покупать бензин напрямую – несбыточная мечта», – вздыхают короли бензоколонок. Цены неконтролируемы еще и потому, что «часть казахстанских АЗС принадлежит нефтяным компаниям». Их обеспечивают без перебоев, частников – кто и как придется. Что делать автолюбителям? К чему готовиться? На этот вопрос «Мегаполиса» осторожные владельцы АЗС посоветовали заливать баки впрок. Либо пересаживаться на более экономичные авто.
Мегаполис
|