Подрыв Средней Азии
admin 15 Августа 2014 в 16:00:46
В то время как всё внимание приковано к гражданской войне на территории Украины, в Средней Азии разворачиваются не менее важные процессы, которые в дальнейшем могут определять судьбу России и Евразийского союза не меньше, чем украинский кризис.
Недавно в СМИ Киргизии появилось сообщение о том, что одним из требований Ташкента для возобновления подачи газа в киргизский город Ош является предоставление коридора в анклав Сох. Этот способ давления на Киргизию используется Ташкентом не впервые. Точно так же 25 января 2001 года Узбекистан прекратил поставки газа в Киргизию под предлогом аварии на газопроводе. Тогда в Киргизии появились данные, что газ предложен в обмен на передачу Узбекистану около 20 кв. км вдоль дороги к анклаву Сох. Ташкент это отрицал, но активизировал переговоры. 26 февраля 2001 года был принят двусторонний меморандум о делимитации госграницы, где подчёркивалась «целесообразность» соединения анклава Сох с Узбекистаном. В обмен киргизам предложили равную по площади территорию Узбекистана. Соглашение тогда не было реализовано, так как предложенная к обмену земля оказалась безжизненным горным массивом. Бишкек отверг такой обмен.
На первый взгляд Ташкент, прикрываясь получением коридора для соединения своего анклава с остальной частью республики, готовит хитрую ловушку для Киргизии. Загвоздка в том, что если Киргизия предоставит Узбекистану этот коридор, то Баткенский и Ляйлякские районы сами станут анклавами. В таком случае Ташкент блокирует не только юго-западную часть Киргизии, в блокаде останется и Таджикистан.
Пресловутый узбекский анклав
После распада Советского Союза жителей Ферганской долины разделили границы трёх республик. Появились анклавы.
Запутанность границ в Ферганской долине уходит корнями во времена образования СССР. В 20-е года прошлого века на территории Средней Азии создавались новые социалистические республики. Земли бывшего Кокандского и Хивинского ханств, Бухарского эмирата и Туркестанского генерал-губернаторства были поделены между «титульными национальностями» региона. Анклавы же появились на основании языка, на котором говорило большинство населения, проживавшего на этой территории.
В данное время в Ферганской долине существуют восемь анклавов, включая четыре узбекских анклава в Киргизстане и киргизскую деревню Барак на узбекской территории. Таджикистан имеет два анклава на территории Киргизстана и деревню Савак внутри Узбекистана.
Одним из таких анклавов, находящихся внутри территории Киргизии, является анклав Сох. Анклав возник в 1955 году, и с того момента конфликты по его поводу между Киргизией и Узбекистаном не прекращаются. Выше мы упоминали о том, что анклавы создавались по языковому признаку. Сох был исключением из этого правила. Сейчас уже никто не может объяснить, как область, подавляющее большинство которой составляют таджики, вдруг стала узбекским анклавом. Существует даже легенда у народа, якобы узбекский партийный лидер выиграл эти территории у киргизского коллеги в карты.
По территории этого анклава проходила единственная дорога, соединяющая Баткенскую область с остальной частью Киргизии. Пересечение анклава для граждан Киргизстана оказалось сущим адом. Пограничники и таможенники отбирали у них деньги, товары. Даже возвращавшиеся домой из РФ, уже пройдя границы России и Казахстана, боялись пересекать этот маленький анклав. В свою очередь, пограничники Киргизии не слишком отличались от своих узбекских коллег.
Всё это приводило к множеству конфликтов между жителями анклава и гражданами Киргизии.
Любое действие рождает противодействие
Конечно же, долго так продолжаться не могло. Киргизия начала строить дороги, которые проходят только по территории республики. Сейчас большинство этих дорог вокруг анклава, которые соединяют приграничные сёла с районными центрами, уже построены. После прошлогоднего конфликта власти Узбекистана поняли, что теперь Киргизия не пойдёт ни на какие уступки в урегулировании приграничных проблем вокруг этого анклава. А наоборот, будет принуждать Ташкент к таким уступкам. В результате обе республики закрыли свои границы, что привело к обоюдной блокаде анклавов. Киргизия установила 9 погранпостов по периметру Соха и обязала его жителей проходить в «большой» Узбекистан только через один пограничный пост возле города Кадамжай.
Эта ситуация наглядно демонстрирует: решить проблему пограничных конфликтов с позиции силы невозможно. Как и нельзя делать жителей анклавов заложниками в политических спорах. Бишкеку и Ташкенту следует помнить: дальнейшие взаимные упрёки приведут только к эскалации конфликта. И вместо того, чтобы искать разногласия в позициях, надо искать точки соприкосновения позиций.
Оптимальным путём решения проблемы границ в этом регионе эксперты считают вовлечение Узбекистана в деятельность ТС. Предметным же проявлением реинтеграционной политики может стать создание экономического региона «Ферганская долина» под совместным управлением Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана. В регионе не должно быть внутренних границ, хотя внешние, до поры, следует укрепить. Республикам нужно вернуться к единому планированию экономики региона, которое было нарушено превращением республиканских границ в государственные.
Есть объективная истина: невозможно решить проблему анклавов силовым путём. Можно использовать анклавы для политического давления на соседей, однако этот метод имеет свои пределы эффективности, поскольку соседи сами могут его применять. Кроме того, все стороны противостояния тратят немалые ресурсы на создание инфраструктуры, которая либо дублирует существующую, но не используется из-за конфликта, либо блокирует существующую с целью оказания пресловутого давления. Это классическая игра на истощение.
В противном же случае Ферганская долина могла бы стать если не драйвером развития, то средством сближения среднеазиатских республик. А проблема анклавов попросту растворилась бы в этом локальном интеграционном проекте.
В текущем году на киргизско-таджикской границе произошло уже два серьёзных конфликта. В январе пограничники двух республик устроили перестрелку из-за споров о том, где должна проходить дорога в объезд анклава Ворух по территории Киргизстана. В мае на этом же участке границы произошло столкновение между жителями приграничных сёл. Хотя ситуация на данном участке таджикско-киргизской границы всегда была достаточно напряжённой, но до сих пор это не приводило к такому накалу противостояния и такому резкому охлаждению в отношениях между двумя республиками. Дошло до того, что жители киргизских приграничных сёл потребовали от властей немедленного начала процесса делимитации границ с Таджикистаном.
Нельзя сказать, что эти требования застали руководство республики врасплох. В преддверии вступления Киргизии в Таможенный Союз, демаркация и делимитация государственных границ с Узбекистаном и с Таджикистаном является одним из первоочередных вопросов. При этом проблемные участки южной границы республики приобретает особую актуальность из-за борьбы между властью и оппозицией. Растёт недовольство жителей приграничных районов, на жизни которых приграничные конфликты отражаются непосредственно. Оппозиционные политики пытаются использовать это недовольство для раскачивания политической ситуации в Киргизии. Не повторят ли нынешняя власть роковую ошибку предшественников, которая приведет к очередному перевороту?
Особенности киргизских революций
Как известно, каждой «цветной революции» требуется повод для недовольства (если повода нет, его нужно создать). Зачастую этим поводом становятся выборы, вернее их результаты. По такому сценарию состоялись перевороты в Грузии (2003 г.), на Украине (2004 г.) и в Киргизии (2005 г.). Помимо основного повода, который создаёт тлеющее недовольство, нужны дополнительные поводы (толчки), которые превратят пассивное недовольство в активное и выведут народные массы на баррикады. В роли таких дополнительных поводов может выступить всё что угодно: от повышения цен на услуги мобильной связи и до коррупции среди государственных служащих. Главное, чтобы толчок был значимым, болезненным, успешно генерировал ненависть в отношении власть имущих.
Одной из важных предпосылок обеих (2005 и 2010 гг.) революций в Киргизии стала проблема делимитации границ с Китаем и с Казахстаном. В обоих случаях оппозиция обвинила действующую власть в продаже земель соседним государствам. В 1999 году Киргизия в соответствии с киргизско-китайским дополнительным соглашением о делимитации передала Китаю участок Узенги-Кууш. Это послужило одним из поводов т.н. тюльпановой революции в марте 2005 года. А во время переворота 2010 г. таким поводом стала ратификация Жогорку Кенешем [парламентом республики] предложенного правительством соглашения о киргизско-казахской границе, согласно которому, часть земель вблизи реки Каркыра отошла Казахстану.
Политический цугцванг властей Киргизии
С учётом такого опыта действующая власть в республике стоит перед дилеммой: законсервировать проблему границ до лучших времен или закончить демаркацию и делимитацию сейчас, раз и навсегда погасив тлеющий очаг недовольства, перерастающего в перевороты. Но казус в том, что оба варианта потенциально могут быть использованы оппозицией для раскачивания политических ситуаций в Киргизии.
В первом случае (консервация) количество и качество конфликтов на границе будет расти, текущая динамика иного не предполагает. В перспективе приграничные столкновения могут перерасти даже в открытую войну с Таджикистаном.
Параллельно с ростом количества столкновений на границе будет расти недоверие граждан — готовый повод, на котором не преминёт сыграть оппозиция. И не только она, но и соседний Узбекистан, от которого Киргизстан и Таджикистан зависят примерно в равной степени. И до тех пор, пока проблема приграничных территорий сохраняется, Узбекистан может быть спокоен: конфликтующим республикам нескоро удастся выступить с согласованной позицией.
Выбирая второй вариант, следует держать в уме, что делимитировать границы нужно не только с Таджикистаном, но и с Узбекистаном, а это может затянуться ещё на несколько десятилетий, так как Ташкенту выгодно использовать неопределённость границ как рычаг давления на соседние страны. Можно форсировать решение проблемы готовностью идти на уступки, однако тогда уступать придётся обоим республикам. Кроме того, если власти Киргизии уступят слишком много, то им точно не избежать народного гнева. Как говорится, куда не кинь — всюду клин.
Как избежать приграничного капкана
При этом следует постоянно держать в памяти немаловажный момент: приграничные конфикты между Киргизстаном и Таджикистаном в конечном счёте определяют цену и доступность героина в любой точке Евразийского союза. Поэтому и РФ, и Беларусь и, в первую очередь, Казахстан будут естественными союзниками в решении Бишкека укрепить свои южные границы. Однако при этом такое укрепление не должно быть вещью в себе. Этой процесс определяется содержательной стороной, заключение формальных соглашений с Таджикистаном можно отложить. Тем более, что решать вопрос анклавов будет куда как проще, когда граница действительно станет границей, а позиция Бишкека будет находить опору в общих интересах с Минском, Москвой и Астаной.
Разумеется, что оппозиция всеми способами будет подталкивать действующую власть к приграничному капкану. И в этом уже состоит внутренний интерес Бишкека по скорейшему установлению системы безопасности границ совместно с членами Таможенного союза. Такая система безопасности поставит приграничные конфликты на паузу, но совсем не на ту, на которую рассчитывает киргизская оппозиция (тлеющее недовольство и взрыв). В нашем случае речь идёт о паузе, во время которой Киргизстан 1) не останется со своими проблемами в одиночестве; 2) будет постепенно наращивать вес в регионе за счёт влиятельных союзников. Только так Бишкеку удастся выпутаться из лабиринта приграничных конфликтов и миновать угрозу нового переворота.
Алманбет Мисиралиев
Родился 1981 году в городе Баткен. Окончил Киргизский Национальный Университет. Преподаватель физики.
Недавно в СМИ Киргизии появилось сообщение о том, что одним из требований Ташкента для возобновления подачи газа в киргизский город Ош является предоставление коридора в анклав Сох. Этот способ давления на Киргизию используется Ташкентом не впервые. Точно так же 25 января 2001 года Узбекистан прекратил поставки газа в Киргизию под предлогом аварии на газопроводе. Тогда в Киргизии появились данные, что газ предложен в обмен на передачу Узбекистану около 20 кв. км вдоль дороги к анклаву Сох. Ташкент это отрицал, но активизировал переговоры. 26 февраля 2001 года был принят двусторонний меморандум о делимитации госграницы, где подчёркивалась «целесообразность» соединения анклава Сох с Узбекистаном. В обмен киргизам предложили равную по площади территорию Узбекистана. Соглашение тогда не было реализовано, так как предложенная к обмену земля оказалась безжизненным горным массивом. Бишкек отверг такой обмен.
На первый взгляд Ташкент, прикрываясь получением коридора для соединения своего анклава с остальной частью республики, готовит хитрую ловушку для Киргизии. Загвоздка в том, что если Киргизия предоставит Узбекистану этот коридор, то Баткенский и Ляйлякские районы сами станут анклавами. В таком случае Ташкент блокирует не только юго-западную часть Киргизии, в блокаде останется и Таджикистан.
Пресловутый узбекский анклав
После распада Советского Союза жителей Ферганской долины разделили границы трёх республик. Появились анклавы.
Запутанность границ в Ферганской долине уходит корнями во времена образования СССР. В 20-е года прошлого века на территории Средней Азии создавались новые социалистические республики. Земли бывшего Кокандского и Хивинского ханств, Бухарского эмирата и Туркестанского генерал-губернаторства были поделены между «титульными национальностями» региона. Анклавы же появились на основании языка, на котором говорило большинство населения, проживавшего на этой территории.
В данное время в Ферганской долине существуют восемь анклавов, включая четыре узбекских анклава в Киргизстане и киргизскую деревню Барак на узбекской территории. Таджикистан имеет два анклава на территории Киргизстана и деревню Савак внутри Узбекистана.
Одним из таких анклавов, находящихся внутри территории Киргизии, является анклав Сох. Анклав возник в 1955 году, и с того момента конфликты по его поводу между Киргизией и Узбекистаном не прекращаются. Выше мы упоминали о том, что анклавы создавались по языковому признаку. Сох был исключением из этого правила. Сейчас уже никто не может объяснить, как область, подавляющее большинство которой составляют таджики, вдруг стала узбекским анклавом. Существует даже легенда у народа, якобы узбекский партийный лидер выиграл эти территории у киргизского коллеги в карты.
По территории этого анклава проходила единственная дорога, соединяющая Баткенскую область с остальной частью Киргизии. Пересечение анклава для граждан Киргизстана оказалось сущим адом. Пограничники и таможенники отбирали у них деньги, товары. Даже возвращавшиеся домой из РФ, уже пройдя границы России и Казахстана, боялись пересекать этот маленький анклав. В свою очередь, пограничники Киргизии не слишком отличались от своих узбекских коллег.
Всё это приводило к множеству конфликтов между жителями анклава и гражданами Киргизии.
Любое действие рождает противодействие
Конечно же, долго так продолжаться не могло. Киргизия начала строить дороги, которые проходят только по территории республики. Сейчас большинство этих дорог вокруг анклава, которые соединяют приграничные сёла с районными центрами, уже построены. После прошлогоднего конфликта власти Узбекистана поняли, что теперь Киргизия не пойдёт ни на какие уступки в урегулировании приграничных проблем вокруг этого анклава. А наоборот, будет принуждать Ташкент к таким уступкам. В результате обе республики закрыли свои границы, что привело к обоюдной блокаде анклавов. Киргизия установила 9 погранпостов по периметру Соха и обязала его жителей проходить в «большой» Узбекистан только через один пограничный пост возле города Кадамжай.
Эта ситуация наглядно демонстрирует: решить проблему пограничных конфликтов с позиции силы невозможно. Как и нельзя делать жителей анклавов заложниками в политических спорах. Бишкеку и Ташкенту следует помнить: дальнейшие взаимные упрёки приведут только к эскалации конфликта. И вместо того, чтобы искать разногласия в позициях, надо искать точки соприкосновения позиций.
Оптимальным путём решения проблемы границ в этом регионе эксперты считают вовлечение Узбекистана в деятельность ТС. Предметным же проявлением реинтеграционной политики может стать создание экономического региона «Ферганская долина» под совместным управлением Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана. В регионе не должно быть внутренних границ, хотя внешние, до поры, следует укрепить. Республикам нужно вернуться к единому планированию экономики региона, которое было нарушено превращением республиканских границ в государственные.
Есть объективная истина: невозможно решить проблему анклавов силовым путём. Можно использовать анклавы для политического давления на соседей, однако этот метод имеет свои пределы эффективности, поскольку соседи сами могут его применять. Кроме того, все стороны противостояния тратят немалые ресурсы на создание инфраструктуры, которая либо дублирует существующую, но не используется из-за конфликта, либо блокирует существующую с целью оказания пресловутого давления. Это классическая игра на истощение.
В противном же случае Ферганская долина могла бы стать если не драйвером развития, то средством сближения среднеазиатских республик. А проблема анклавов попросту растворилась бы в этом локальном интеграционном проекте.
В текущем году на киргизско-таджикской границе произошло уже два серьёзных конфликта. В январе пограничники двух республик устроили перестрелку из-за споров о том, где должна проходить дорога в объезд анклава Ворух по территории Киргизстана. В мае на этом же участке границы произошло столкновение между жителями приграничных сёл. Хотя ситуация на данном участке таджикско-киргизской границы всегда была достаточно напряжённой, но до сих пор это не приводило к такому накалу противостояния и такому резкому охлаждению в отношениях между двумя республиками. Дошло до того, что жители киргизских приграничных сёл потребовали от властей немедленного начала процесса делимитации границ с Таджикистаном.
Нельзя сказать, что эти требования застали руководство республики врасплох. В преддверии вступления Киргизии в Таможенный Союз, демаркация и делимитация государственных границ с Узбекистаном и с Таджикистаном является одним из первоочередных вопросов. При этом проблемные участки южной границы республики приобретает особую актуальность из-за борьбы между властью и оппозицией. Растёт недовольство жителей приграничных районов, на жизни которых приграничные конфликты отражаются непосредственно. Оппозиционные политики пытаются использовать это недовольство для раскачивания политической ситуации в Киргизии. Не повторят ли нынешняя власть роковую ошибку предшественников, которая приведет к очередному перевороту?
Особенности киргизских революций
Как известно, каждой «цветной революции» требуется повод для недовольства (если повода нет, его нужно создать). Зачастую этим поводом становятся выборы, вернее их результаты. По такому сценарию состоялись перевороты в Грузии (2003 г.), на Украине (2004 г.) и в Киргизии (2005 г.). Помимо основного повода, который создаёт тлеющее недовольство, нужны дополнительные поводы (толчки), которые превратят пассивное недовольство в активное и выведут народные массы на баррикады. В роли таких дополнительных поводов может выступить всё что угодно: от повышения цен на услуги мобильной связи и до коррупции среди государственных служащих. Главное, чтобы толчок был значимым, болезненным, успешно генерировал ненависть в отношении власть имущих.
Одной из важных предпосылок обеих (2005 и 2010 гг.) революций в Киргизии стала проблема делимитации границ с Китаем и с Казахстаном. В обоих случаях оппозиция обвинила действующую власть в продаже земель соседним государствам. В 1999 году Киргизия в соответствии с киргизско-китайским дополнительным соглашением о делимитации передала Китаю участок Узенги-Кууш. Это послужило одним из поводов т.н. тюльпановой революции в марте 2005 года. А во время переворота 2010 г. таким поводом стала ратификация Жогорку Кенешем [парламентом республики] предложенного правительством соглашения о киргизско-казахской границе, согласно которому, часть земель вблизи реки Каркыра отошла Казахстану.
Политический цугцванг властей Киргизии
С учётом такого опыта действующая власть в республике стоит перед дилеммой: законсервировать проблему границ до лучших времен или закончить демаркацию и делимитацию сейчас, раз и навсегда погасив тлеющий очаг недовольства, перерастающего в перевороты. Но казус в том, что оба варианта потенциально могут быть использованы оппозицией для раскачивания политических ситуаций в Киргизии.
В первом случае (консервация) количество и качество конфликтов на границе будет расти, текущая динамика иного не предполагает. В перспективе приграничные столкновения могут перерасти даже в открытую войну с Таджикистаном.
Параллельно с ростом количества столкновений на границе будет расти недоверие граждан — готовый повод, на котором не преминёт сыграть оппозиция. И не только она, но и соседний Узбекистан, от которого Киргизстан и Таджикистан зависят примерно в равной степени. И до тех пор, пока проблема приграничных территорий сохраняется, Узбекистан может быть спокоен: конфликтующим республикам нескоро удастся выступить с согласованной позицией.
Выбирая второй вариант, следует держать в уме, что делимитировать границы нужно не только с Таджикистаном, но и с Узбекистаном, а это может затянуться ещё на несколько десятилетий, так как Ташкенту выгодно использовать неопределённость границ как рычаг давления на соседние страны. Можно форсировать решение проблемы готовностью идти на уступки, однако тогда уступать придётся обоим республикам. Кроме того, если власти Киргизии уступят слишком много, то им точно не избежать народного гнева. Как говорится, куда не кинь — всюду клин.
Как избежать приграничного капкана
При этом следует постоянно держать в памяти немаловажный момент: приграничные конфикты между Киргизстаном и Таджикистаном в конечном счёте определяют цену и доступность героина в любой точке Евразийского союза. Поэтому и РФ, и Беларусь и, в первую очередь, Казахстан будут естественными союзниками в решении Бишкека укрепить свои южные границы. Однако при этом такое укрепление не должно быть вещью в себе. Этой процесс определяется содержательной стороной, заключение формальных соглашений с Таджикистаном можно отложить. Тем более, что решать вопрос анклавов будет куда как проще, когда граница действительно станет границей, а позиция Бишкека будет находить опору в общих интересах с Минском, Москвой и Астаной.
Разумеется, что оппозиция всеми способами будет подталкивать действующую власть к приграничному капкану. И в этом уже состоит внутренний интерес Бишкека по скорейшему установлению системы безопасности границ совместно с членами Таможенного союза. Такая система безопасности поставит приграничные конфликты на паузу, но совсем не на ту, на которую рассчитывает киргизская оппозиция (тлеющее недовольство и взрыв). В нашем случае речь идёт о паузе, во время которой Киргизстан 1) не останется со своими проблемами в одиночестве; 2) будет постепенно наращивать вес в регионе за счёт влиятельных союзников. Только так Бишкеку удастся выпутаться из лабиринта приграничных конфликтов и миновать угрозу нового переворота.
Алманбет Мисиралиев
Родился 1981 году в городе Баткен. Окончил Киргизский Национальный Университет. Преподаватель физики.
|