Из каких "кусочков" собирается бюджет Казахстана
Гость 06 Марта 2017 в 14:57:41
Наша страна постепенно идет к деиндустриализации. Этот вывод напрашивается при анализе бюджета Казахстана за последние годы.
Причина не в коррупции или нежелании чиновников работать. Главная проблема в том, что ответственные за составление бюджета, похоже, не совсем понимают, что происходит в экономике. И как всем этим управлять.
Все потрясения в стране можно увидеть через подати в бюджет. Шесть их видов дают 80 процентов всех поступлений. Без учета “нефтяных” денег из Национального фонда. Это корпоративный подоходный налог (КПН), индивидуальный подоходный налог (ИПН), социальный налог, налог на собственность, налоги на товары и услуги – в основном это НДС. И неналоговые поступления, в которые входят всевозможные штрафы и пени, доходы от приватизации, отчисления от недропользователей.
Давайте посмотрим, из каких кусочков собирается наш “кошель”.
2010
За базу взят бюджет 2010 года. В 2009 году минфин закончил реформу бюджетной системы. Он пожелал перейти от контроля над затратами к идеологии управления результатами. Это будет удобнее, когда регионы получат больше власти после децентрализации системы управления РК. Тогда же, в 2009 году, минфин начал формировать бюджет сразу на 3 года. За год система должна была быть приспособлена к нашим условиям.
Всего в том году комитет госдоходов министерства финансов (КГД) получил 3 триллиона 98 миллиардов тенге. Налог на товары и услуги дал 985 миллиардов тенге, КПН – 837 миллиардов, ИПН – 312 миллиардов, соцналог – 254 миллиарда, налог на собственность – 148 миллиардов. Сумма неналоговых поступлений – 104 миллиарда. Вместе они дали 85 процентов всех поступлений в бюджет страны. Это самый высокий показатель за шесть минувших лет.
2011
КГД получил уже 4,17 триллиона тенге. Рост доходов просто сумасшедший – почти 35 процентов. Поступление по всем видам налогов растет примерно такими же темпами.
Главный двигатель экономики – цена на нефть. Если в 2010 году нефть колебалась в районе 70–80 долларов за баррель, то в 2011-м – больше 110 долларов. Наша экономика захлебывалась от такого количества денег. Казалось, что мы наконец перескочили кризис.
2012
Когда эйфория закончилась, стало видно, как сильно мы зависим от нефти. Доходы от налоговиков выросли на скромные 6 процентов – до 4,43 триллиона тенге. Выросли поступления по всем видам налогов. Кроме КПН. По итогам года доходы от него сократились на 1 процент. Так работает “голландская болезнь”: нефтедоллары душат местную экономику. Производить товары внутри страны для собственного населения невыгодно. Проще и дешевле купить импортное.
В то же время рынок в стране не увеличивается. Рост налогов от продажи товаров и услуг вырос всего на 6 процентов. Ровно на столько, на сколько выросли и другие. Если убрать инфляцию – она составила те же 6 процентов, – то этот рынок не вырос совсем. Видно, торговцы научились находить общий язык с мытарями.
Но в этом же году подскочил объем штрафов и санкций – ровно в 2 раза, до 285 миллиардов тенге. Составив 6 с половиной процентов от бюджета. Это был максимум, который, к счастью, мы больше не достигали.
Цена на нефть тоже сильно играет – от 97 до 122 долларов за баррель.
2013
100 долларов за баррель уже не кажутся плохой ценой. В экономике Казахстана разбушевался самый настоящий кризис. Это видно по КПН – 1 триллион 32 миллиарда тенге. Еще минус 1 процент от уровня 2012 года. В этот год доля КПН в доходах страны была минимальной – всего 21 процент.
Формально в этот год должны были быть первые результаты от Государственной программы ФИИР-1. Но налоговая база сократилась. Это означает, что программа не достигла своих целей.
Объемы сбора всех остальных налогов растут более или менее равномерно. Резко выросли поступления налога с продаж – сразу на треть. Видимо, по печальным результатам прошлого года в министерстве финансов сделали выводы и внушили налоговикам, как нужно правильно работать, – в этот год те собрали по НДС и другим налогам на продажи сразу 1,77 триллиона тенге. Что на треть больше, чем в 2012 году.
Общий доход страны – 4,98 триллиона тенге. Рост – 12 процентов.
2014
Кризис продолжается. Теперь он перекинулся на сам рынок. Налоги с продаж упали сразу на 7 процентов – до 1,65 триллиона тенге. Почему так произошло? Непонятно. Возможно, это результат прошлогодней работы мытарей. Но, вероятнее всего, население почувствовало кризис. Тем более цена на нефть в этом году начала свое ралли, упав за 12 месяцев со 106 до 55 долларов за баррель. В результате рынок сжался.
Осенью этого года министр национальной экономики Ерболат Досаев сообщил о снижении прогноза по ВВП и по доходам от торговли. По его словам, наибольшее снижение поступлений ожидается по НДС на импортируемые товары – 225,3 миллиарда тенге – и налогам на международную торговлю и внешние операции – 173,8 миллиарда тенге.
Тогда же был принят уточненный бюджет. По новому документу было решено компенсировать потери за счет увеличения дефицита бюджета. Увеличение дефицита всегда ведет к росту инфляции. Что и случилось. Инфляция по году выросла до 7,4 процента.
Общий доход страны составил 5,37 триллиона тенге. Рост – 7,8 процента. То есть, если убрать инфляцию, роста не было.
2015
Девальвация. Из-за поддержания высокого курса тенге торговый баланс страны стал отрицательным. От чего начали страдать все сегменты экономики. Это видно по снижению темпов роста податей. КПН вырос на 4,7 процента, ИПН – на 8 процентов против 12 процентов в 2014 году. Налоги на торговлю – самые значимые для бюджета – просто упали на 15 процентов. В итоге и доходы бюджета упали на 3,5 процента.
Падение было бы еще больше, но сработали резервы Национального фонда. Плюс активно насыщались деньгами промышленность и село. Инфляция составила 13,6 процента.
2016
Самый противоречивый. Формально наша страна все еще находится в кризисе. Но стали давать какие-то результаты вливания по государственным программам. Поступления по КПН снова выросли до 1,44 триллиона тенге, вырос ИПН до 692 миллиардов тенге. Вновь до трети доходов бюджета выросли поступления от НДС и других налогов на торговлю. Но выросли и доходы от штрафов. Сумма неналоговых поступлений скакнула сразу на четверть по сравнению с 2015 годом.
Бюджет принимали трижды. Новый год встречали с первой версией. Наурыз – со второй. Провожали осень – с третьей. Оно и понятно. Когда писали проект, цена на нефть была 50 долларов. Но сразу после Нового года она упала до 35. Наверное, страх был, что главный товар страны подешевеет еще. Затянув ремни на поясе, начали переписывать. Приняли закон, а нефть раз – и подорожала снова до 50.
В итоге в бюджет собрали 6,45 триллиона тенге. Почти на 25 процентов больше, чем в 2014-м.
Вывод
Значение КПН для бюджета постоянно падает. В 2010-м его доля была 27 процентов. В 2016-м – 22,3 процента. По бюджету на 2017 год его доля будет еще меньше – 18,1 процента. Фактически это означает деиндустриализацию страны. Вот так минфин и МИР оценивают все наши программы развития.
Примерно на одном уровне сохраняется значение ИПН – 10–11 процентов, соцналога – 8–9 процентов и налога на имущество – 4–5 процентов. Все эти платежи отражают доходы и имущество не компаний, а населения. Рост по всем этим налогам есть. Но если убрать инфляцию, то увеличение будет в пределах 2–5 процентов.
Одними из главных целей программ “Дорожная карта занятости”, ФИИР, по развитию промышленности заявлялись увеличение производительности труда, повышение квалификации и рост доходов населения. Судя по налогам, этого не произошло.
Одновременно вырос вес неналоговых платежей. За 7 лет они выросли в 3,5 раза. Значит, давление налоговиков на экономику выросло. Это сигнал от правительства, что оно не уверено в своих решениях. А это уже повод проверить квалификацию тех людей, которые принимают решения, с кого какие подати брать и на что эти деньги тратить.
https://www.caravan.kz/gazeta/iz-kakikh-kusochkov-sobiraetsya-byudzhet-kazakhstana-infografika-391466/
Причина не в коррупции или нежелании чиновников работать. Главная проблема в том, что ответственные за составление бюджета, похоже, не совсем понимают, что происходит в экономике. И как всем этим управлять.
Все потрясения в стране можно увидеть через подати в бюджет. Шесть их видов дают 80 процентов всех поступлений. Без учета “нефтяных” денег из Национального фонда. Это корпоративный подоходный налог (КПН), индивидуальный подоходный налог (ИПН), социальный налог, налог на собственность, налоги на товары и услуги – в основном это НДС. И неналоговые поступления, в которые входят всевозможные штрафы и пени, доходы от приватизации, отчисления от недропользователей.
Давайте посмотрим, из каких кусочков собирается наш “кошель”.
2010
За базу взят бюджет 2010 года. В 2009 году минфин закончил реформу бюджетной системы. Он пожелал перейти от контроля над затратами к идеологии управления результатами. Это будет удобнее, когда регионы получат больше власти после децентрализации системы управления РК. Тогда же, в 2009 году, минфин начал формировать бюджет сразу на 3 года. За год система должна была быть приспособлена к нашим условиям.
Всего в том году комитет госдоходов министерства финансов (КГД) получил 3 триллиона 98 миллиардов тенге. Налог на товары и услуги дал 985 миллиардов тенге, КПН – 837 миллиардов, ИПН – 312 миллиардов, соцналог – 254 миллиарда, налог на собственность – 148 миллиардов. Сумма неналоговых поступлений – 104 миллиарда. Вместе они дали 85 процентов всех поступлений в бюджет страны. Это самый высокий показатель за шесть минувших лет.
2011
КГД получил уже 4,17 триллиона тенге. Рост доходов просто сумасшедший – почти 35 процентов. Поступление по всем видам налогов растет примерно такими же темпами.
Главный двигатель экономики – цена на нефть. Если в 2010 году нефть колебалась в районе 70–80 долларов за баррель, то в 2011-м – больше 110 долларов. Наша экономика захлебывалась от такого количества денег. Казалось, что мы наконец перескочили кризис.
2012
Когда эйфория закончилась, стало видно, как сильно мы зависим от нефти. Доходы от налоговиков выросли на скромные 6 процентов – до 4,43 триллиона тенге. Выросли поступления по всем видам налогов. Кроме КПН. По итогам года доходы от него сократились на 1 процент. Так работает “голландская болезнь”: нефтедоллары душат местную экономику. Производить товары внутри страны для собственного населения невыгодно. Проще и дешевле купить импортное.
В то же время рынок в стране не увеличивается. Рост налогов от продажи товаров и услуг вырос всего на 6 процентов. Ровно на столько, на сколько выросли и другие. Если убрать инфляцию – она составила те же 6 процентов, – то этот рынок не вырос совсем. Видно, торговцы научились находить общий язык с мытарями.
Но в этом же году подскочил объем штрафов и санкций – ровно в 2 раза, до 285 миллиардов тенге. Составив 6 с половиной процентов от бюджета. Это был максимум, который, к счастью, мы больше не достигали.
Цена на нефть тоже сильно играет – от 97 до 122 долларов за баррель.
2013
100 долларов за баррель уже не кажутся плохой ценой. В экономике Казахстана разбушевался самый настоящий кризис. Это видно по КПН – 1 триллион 32 миллиарда тенге. Еще минус 1 процент от уровня 2012 года. В этот год доля КПН в доходах страны была минимальной – всего 21 процент.
Формально в этот год должны были быть первые результаты от Государственной программы ФИИР-1. Но налоговая база сократилась. Это означает, что программа не достигла своих целей.
Объемы сбора всех остальных налогов растут более или менее равномерно. Резко выросли поступления налога с продаж – сразу на треть. Видимо, по печальным результатам прошлого года в министерстве финансов сделали выводы и внушили налоговикам, как нужно правильно работать, – в этот год те собрали по НДС и другим налогам на продажи сразу 1,77 триллиона тенге. Что на треть больше, чем в 2012 году.
Общий доход страны – 4,98 триллиона тенге. Рост – 12 процентов.
2014
Кризис продолжается. Теперь он перекинулся на сам рынок. Налоги с продаж упали сразу на 7 процентов – до 1,65 триллиона тенге. Почему так произошло? Непонятно. Возможно, это результат прошлогодней работы мытарей. Но, вероятнее всего, население почувствовало кризис. Тем более цена на нефть в этом году начала свое ралли, упав за 12 месяцев со 106 до 55 долларов за баррель. В результате рынок сжался.
Осенью этого года министр национальной экономики Ерболат Досаев сообщил о снижении прогноза по ВВП и по доходам от торговли. По его словам, наибольшее снижение поступлений ожидается по НДС на импортируемые товары – 225,3 миллиарда тенге – и налогам на международную торговлю и внешние операции – 173,8 миллиарда тенге.
Тогда же был принят уточненный бюджет. По новому документу было решено компенсировать потери за счет увеличения дефицита бюджета. Увеличение дефицита всегда ведет к росту инфляции. Что и случилось. Инфляция по году выросла до 7,4 процента.
Общий доход страны составил 5,37 триллиона тенге. Рост – 7,8 процента. То есть, если убрать инфляцию, роста не было.
2015
Девальвация. Из-за поддержания высокого курса тенге торговый баланс страны стал отрицательным. От чего начали страдать все сегменты экономики. Это видно по снижению темпов роста податей. КПН вырос на 4,7 процента, ИПН – на 8 процентов против 12 процентов в 2014 году. Налоги на торговлю – самые значимые для бюджета – просто упали на 15 процентов. В итоге и доходы бюджета упали на 3,5 процента.
Падение было бы еще больше, но сработали резервы Национального фонда. Плюс активно насыщались деньгами промышленность и село. Инфляция составила 13,6 процента.
2016
Самый противоречивый. Формально наша страна все еще находится в кризисе. Но стали давать какие-то результаты вливания по государственным программам. Поступления по КПН снова выросли до 1,44 триллиона тенге, вырос ИПН до 692 миллиардов тенге. Вновь до трети доходов бюджета выросли поступления от НДС и других налогов на торговлю. Но выросли и доходы от штрафов. Сумма неналоговых поступлений скакнула сразу на четверть по сравнению с 2015 годом.
Бюджет принимали трижды. Новый год встречали с первой версией. Наурыз – со второй. Провожали осень – с третьей. Оно и понятно. Когда писали проект, цена на нефть была 50 долларов. Но сразу после Нового года она упала до 35. Наверное, страх был, что главный товар страны подешевеет еще. Затянув ремни на поясе, начали переписывать. Приняли закон, а нефть раз – и подорожала снова до 50.
В итоге в бюджет собрали 6,45 триллиона тенге. Почти на 25 процентов больше, чем в 2014-м.
Вывод
Значение КПН для бюджета постоянно падает. В 2010-м его доля была 27 процентов. В 2016-м – 22,3 процента. По бюджету на 2017 год его доля будет еще меньше – 18,1 процента. Фактически это означает деиндустриализацию страны. Вот так минфин и МИР оценивают все наши программы развития.
Примерно на одном уровне сохраняется значение ИПН – 10–11 процентов, соцналога – 8–9 процентов и налога на имущество – 4–5 процентов. Все эти платежи отражают доходы и имущество не компаний, а населения. Рост по всем этим налогам есть. Но если убрать инфляцию, то увеличение будет в пределах 2–5 процентов.
Одними из главных целей программ “Дорожная карта занятости”, ФИИР, по развитию промышленности заявлялись увеличение производительности труда, повышение квалификации и рост доходов населения. Судя по налогам, этого не произошло.
Одновременно вырос вес неналоговых платежей. За 7 лет они выросли в 3,5 раза. Значит, давление налоговиков на экономику выросло. Это сигнал от правительства, что оно не уверено в своих решениях. А это уже повод проверить квалификацию тех людей, которые принимают решения, с кого какие подати брать и на что эти деньги тратить.
https://www.caravan.kz/gazeta/iz-kakikh-kusochkov-sobiraetsya-byudzhet-kazakhstana-infografika-391466/
|