Казахстан: Назарбаев создает фундамент для смены власти
Бекел 12 Февраля 2013 в 17:21:41
Едва наступил новый 2013 год, как в Казахстане произошли события, которые окажут определяющее влияние на дальнейшее будущее республики. Это - масштабные кадровые перестановки в ключевых государственных органах.
Казалось бы, для нашей страны кадровая чехарда не является чем-то из ряда вон выходящим. Казахстанское общество уже привыкло к периодически проводимым Н. Назарбаевым различным перестановкам в органах власти. Многие понимают, что во многом благодаря этому он поддерживает баланс сил элитных группировок. Но на этот раз кадровые перестановки носили несколько иной характер.
Главным их итогом стало восстановление безоговорочного доминирования президентской власти во всей политической системе Казахстана. В предыдущий период экс-глава администрации президента А.Мусин, по сути дела, замкнул на себе управление страной, расставив на различных центральных и региональных должностях своих приближенных. В результате многие областные акимы (главы администраций. - прим. ред.) стали проводить самостоятельную от президентской власти деятельность, управляя областями как своими вотчинами. Впрочем, такого рода настроения были присущи большей части правящей элиты. Во многом этому способствовали предположения о надвигающейся смене верховной власти в Казахстане в виду заявления (бывшего зятя президента, ныне опального эмигранта. - прим. ред.) Рахата Алиева о якобы наличии у Нурсултана Назарбаева смертельной болезни - рака предстательной железы. В пользу высокой вероятности близкой смены верховной власти в Казахстане также говорили досрочные выборы президента в апреле 2011 года, заявление Е.Ертысбаева о Тимуре Кулибаеве как о потенциальном преемнике Н.Назарбаева и т.д.
События в Жанаозене показали, что Н.Назарбаев ослабил контроль над деятельностью элитных группировок в стране. Эта трагедия, по всей видимости, произошла за счет усилий некоторых казахстанских элитариев. Посредством этого, возможно, конкуренты пытались нейтрализовать Т.Кулибаева как потенциального преемника Н.Назарбаева и как человека, контролирующего нефтедобывающие разработки региона. Конфликт в Жанаозене продемонстрировал Ак орде мощь местных элит, их претензии на распределение доходов от нефтяных разработок.
Талгат Мамырайымов
Трагедия в Жанаозене стала в первую очередь реакцией на надвигающийся постназарбаевский период. В таком же русле можно рассматривать и террористические акты, произошедшие в стране за последние два года. Следует отметить, что большинство террористических актов по своему характеру были призваны продемонстрировать некомпетентность комитета национальной безопасности – главного антитеррористического органа. Поэтому, вполне возможно, главной целью терактов, помимо демонстрации слабости казахстанской верховной власти, было стремление устранить с поста председателя Комитета Национальной безопасности (КНБ) Нуртая Абыкаева, как одного из вероятных претендентов на пост второго президента Казахстана.
Таким образом, начиная с 2011 года, внутриэлитная борьба в Казахстане стала разворачиваться главным образом на основе ожиданий постназарбаевского периода. Казахстанские элитарии понимают, что рано или поздно этот период наступит. Поэтому им необходимо уже сейчас иметь гарантии неприкосновенности своих интересов в будущем. А для этого необходимы политические рычаги, в первую очередь - силовые структуры. Поэтому за них и разворачивается борьба, ведущая к столкновениям внутри элиты. (В этой связи показательно, что в своем выступлении 30 января 2013 года на совещании Н.Назарбаева с руководителями правоохранительных органов генеральный прокурор А.Даулбаев фактически признал наличие конфликта между различными силовыми структурами в Казахстане и стремление его прекратить.)
Кроме того, многие политические игроки, набравшие силу, не прочь заняться переделом крупного бизнеса. Это, соответственно, сталкивает их с другими представителями элит. Тем более что крупный бизнес в некоторых сферах становится все прибыльнее и прибыльнее. Например, в этом году должна начаться эксплуатация Кашагана. Она в разы увеличит выработку и экспортирование казахстанской нефти. Соответственно, расширится борьба как за теневой, так и за легальный рынки сбыта нефти. Эта борьба уже начинается. Видимо, этим обусловлен недавний выброс информации о том, что китайцы якобы контролируют 40% казахстанского рынка нефти. То есть в данном случае разворачивается борьба в первую очередь за контроль над КазМунайГазом. И события в Жанаозене были началом этой борьбы.
Представляется, что именно такой разворот событий во внутриполитическом поле вынудил Н.Назарбаева пойти на перезагрузку политической системы Казахстана за счет наведения порядка в среде правящей элиты: укрепления президентской власти и ее доминирования над региональными и центральными органами власти.
Этот процесс был запущен уже в 2012 году с уходом с поста руководителя администрации президента А.Мусина, кадровых перестановок в системе исполнительной власти, силовых структур, аттестации сотрудников правоохранительных органов. Необходимо отметить, что аттестация сотрудников правоохранительных органов была запущена еще до отставки А.Мусина. Соответственно, он как глава президентской администрации должен был контролировать этот процесс. Но руководителем комиссии по надзору за данной аттестацией стал тогда еще премьер-министр К.Масимов.
Недавние кадровые перестановки стали, таким образом, продолжением перезагрузки Н.Назарбаевым политической системы Казахстана. Она продолжилась в первую очередь в виде укрепления контроля президентской власти над региональными властями. Произошло это за счет создания министерства регионального развития, которое возглавил близкий Н.Назарбаеву человек – Бакытжан Сагинтаев. Теперь данное министерство будет, по сути, курировать региональную политику и деятельность акимов на местах. Поэтому-то Б.Сагинтаеву был дан высокий статус вице-премьера.
Большую роль в надзоре за деятельностью региональных властей будет играть, разумеется, и администрация Н.Назарбаева. Этим, видимо, займется Габидулла Абдрахимов, назначенный заместителем руководителя администрации президента. Он в силу большого опыта работы в агентстве по делам государственной службы может заняться подбором лояльных президенту кадров - как для региональных, так и для центральных органов власти.
Новый секретарь совета безопасности республики Кайрат Кожамжаров, имеющий большой опыт работы в финансовой полиции и прокуратуре, может заниматься надзором за деятельностью региональных и центральных элит, особенно в аспекте столкновения их интересов в борьбе за различные ресурсы.
Контроль над деятельностью региональных властей будет также, по-видимому, обеспечиваться с помощью влияния пропрезидентской партии «Нур Отан». Не случайно на прошедшем 23 января совещании Н.Назарбаев заявил о необходимости повышения активности региональных филиалов правящей партии. Во многом это будет обеспечиваться идеологической работой. После назначения бывшего заместителя руководителя президентской администрации Б.Байбека на пост первого заместителя председателя НДП «Нур Отан», возможно, последует разработка ее внятной идеологической платформы, которая на настоящий момент отсутствует. Соответственно, в реализации новой идеологии будут принимать участие и региональные власти, входящие в структуру правящей партии.
Кадровые перестановки января 2013 года стали также своеобразной перезагрузкой баланса сил элитных группировок. Это произошло благодаря замещению кадрового состава центральных и региональных органов, сформированного ранее А.Мусиным и другими крупными политическими игроками. Видимо, эту же цель преследовало сокращение двух агентств - Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Агентства по управлению земельными ресурсами - путем введения их в состав нового министерства регионального развития. Тем самым, руководители этих агентств были лишены крупных ресурсных баз.
Причем, некоторые кадровые перестановки, возможно, планировались еще в конце 2011 или начале 2012 года. Показательным в этом плане является переход А.Кусаинова с поста акима Карагандинской области на неравноценную позицию председателя Федерации профсоюзов. По-видимому, поэтому А.Кусаинова в январе прошлого года сначала назначили акимом Карагандинской области, прежде чем устранить его от ключевых постов. По-иному говоря, сделали это аккуратно. Также аккуратно поступили и в отношении Д.Мынбая, пониженного с поста министра культуры и информации до директора Национального музея. Напомню, что Д.Мынбай в январе 2012 года перешел на пост министра культуры и информации с должности заведующего отделом внутренней политики администрации Н.Назарбаева.
Одной из ключевых кадровых подвижек в плане укрепления власти Н.Назарбаева следует рассматривать назначение Марата Тажина на пост государственного секретаря, подчиняющегося непосредственно президенту. С этой позиции М.Тажин, видимо, будет наблюдать за всеми процессами во внутренней и внешней политике, особенно ее выработку в администрации президента и, соответственно, докладывать Н.Назарбаеву. То есть, Тажин будет также своеобразным противовесом руководству администрации президента. В настоящее время Карим Масимов стал «главным приближенным» к Н.Назарбаеву. В то же время печальный опыт А.Мусина, который на посту руководителя администрации президента замкнул на себе, по сути, управление всей страной, вероятно, подвинул Н.Назарбаева создать противовес К.Масимову в лице государственного секретаря М.Тажина. Вообще, должность государственного секретаря, видимо, и создавалась для противовеса в первую очередь руководству администрации президента. Иначе говоря, М.Тажин будет оком Н.Назарбаева во внутренней и внешней политике.
Теперь для полного завершения «перезагрузки» политической системы и кардинальной смены правящей элиты Казахстана Н.Назарбаеву следует сделать кадровые перестановки и в других ключевых государственных органах, особенно в силовых структурах. И они, по всей видимости, последуют в скором времени.
Свидетельством этому стало прошедшее 30 января совещание Н.Назарбаева с руководителями правоохранительных органов. На этом совещании президент и, видимо, с его подачи генеральный прокурор А.Даулбаев раскритиковали деятельность практически всех силовых структур. Причем больше всего досталось судебной системе, министерству внутренних дел и комитету национальной безопасности. Соответственно, следует ожидать смены руководства в первую очередь этих структур.
Уход Калмуханбета Касымова уже практически подготовлен за счет смены руководства структурных подразделений МВД, произошедших, как в прошлом году, так и в январе текущего года. Но это не означает, что, например, карьера Н.Абыкаева пойдет на спад. Наоборот, Н.Абыкаев в ближайшее время, по-видимому, получит некий пост, который является стратегическим в плане преемственности верховной власти в Казахстане.
Усиление, вернее говоря, восстановление тотального доминирования президентской власти, в свою очередь, может быть направлено на обеспечение безболезненной преемственности верховной власти в Казахстане. В этом аспекте назначение Кайрата Кожамжарова (в свое время учившегося вместе с Дмитрием Медведевым) секретарем Совета безопасности может также означать, что безопасность президентской власти, ее преемственность, будет обеспечиваться в тесной кооперации с ОДКБ.
В последнее время Н.Назарбаев провел ряд совещаний, выступлений, в ходе которых он словно демонстрировал казахстанской и мировой общественности свою способность контролировать и направлять дальнейшую жизнедеятельность Казахстана, его элиты и народа. В ходе этих выступлений он также коснулся стратегических основ будущего страны. Это в полной мере показало его послание «Казахстан-2050», похожее на «завещание» казахстанской элите и общественности. Все это дает основание полагать, что кадровые перестановки настоящего времени, которые получат свое продолжение в ближайшем будущем, можно рассматривать как попытку Н.Назарбаева создать фундамент для передачи своей власти второму президенту Казахстана.
Талгат Мамырайымов, политолог, эксперт по проблемам национальной безопасности
|