Как продавали Казахстан? - ПИКи и гиганты индустрии

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Stalker77 28 Апреля 2015 в 09:47:09
Исторически сложилось так, что Казахская ССР получила в наследство только три формы собственности – государственную, кооперативную и личную собственность граждан на предметы потребления. И, поскольку главным условием кредитов от западных консультантов являлась либерализация экономики и разгосударствление, молодые новые независимые государства принялись с остервенением рвать основы плановой экономики. Нельзя сказать, что государство при должном умении бывших советских управленцев не смогло бы управлять огромной госсобственностью и наладить суверенное производство самостоятельно, без кремлевского пригляда. Видимо, смогло бы, и бюджет, при соответствующей помощи кредиторов и создания СП на первоначальном этапе потянул бы. Но нам дали четкую установку…

Естественно, запахло выгодой для приближенных к госсектору людей, «красных директоров», зарубежных инвесторов и ряда «мутных», криминальных субъектов. Общая, теоретическая цель – создание среднего класса, предпринимательства, малого и среднего бизнеса могла бы остаться за кадром, но помог мультипликативный эффект от распределения государственного пирога. Все равно новую олигархию нужно обслуживать, и так или иначе процесс создания предпринимательства вроде бы привел к планируемому результату…

Богатое наследство

Экстренная эвакуация из империи целой страны дала неплохой эффект. Наследство осталось немалое, и им надо как-то управлять. Государство отказалось от плановой экономики в принципе, вступив на путь либерализации и капитализма. Помогло то, что почва была взрыхлена годами перестройки. Перестроилось само сознание людей у госкормушки и тех, кто к ней мечтал прильнуть. Именно факт подготовки позволил Казахстану за достаточно краткий срок осуществить разгосударствление. Чего, судя по всему не произошло в Белоруссии, где по сей день процесс держат на тормозах.

Отчет по первым двум этапам приватизации, прошедшим в 1991-1995 годах готовился Центром социально-экономических исследований в рамках Образовательного проекта, посвященного реформам в постсоветских государствах, финансируемого Фондом им. Стефана Батория, Варшава, Польша. Исследователи отметили: «В 1991 г. в государственном секторе работало 87% занятых в народном хозяйстве, в том числе 75% — на госпредприятиях. Оставшиеся 13% работали в кооперативном секторе, который лишь формально отличался от государственного.
Балансовая стоимость материальных активов государственных предприятий в конце 1991 г. составляла почти 200 млрд. руб., или 11 тыс. руб. на одного жителя Казахстана, то есть на 70% выше, чем в других республиках Средней Азии, а также ощутимо выше, чем на Украине и в республиках Закавказья, однако приблизительно на 20% ниже, чем в России и прибалтийских республиках.

В начале 1991 г., накануне запуска программы приватизации, в Казахстане насчитывалось ок. 21 тыс. полностью государственных предприятий. В список приватизируемых объектов попали 3 473 госпредприятий и 17,5 тыс. небольших предприятий общественного питания торговли и сферы услуг.

Промышленность, включая энергетику, была представлена в 1991 г. 2 458 предприятиями (73% всех госпредприятий). Предприятия этой отрасли производили 41% чистого материального продукта, на них приходилось 38% всех основных фондов в народном хозяйстве. Самые крупные промышленные предприятия базировались на богатых отечественных запасах полезных ископаемых, таких как железная и медная руда, уголь, нефть, золото, известь и фосфаты. На горнодобывающую, металлургическую и химическую промышленность в 1991 г. приходилось 57% основных фондов промышленности. Государственные предприятия производили 90% промышленной продукции в стране. Частные предприниматели производили менее 1% продукции».

Эффект катапульты
Первоначальная правительственная программа приватизации предусматривала три этапа, в результате чего должны были быть акционированы и приватизированы практически все государственные предприятия. На первом этапе (1991-1992 гг.) предусматривалась приватизация 50% малых и средних предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, а также большинства небольших объектов торговли и сферы услуг. На втором этапе (1993-1996 гг.) предполагалось сконцентрироваться на приватизации средних и крупных предприятий. На третьем этапе (1997-2000 гг.) приватизация должна быть завершена.

На первом этапе было приватизировано государственное имущество стоимостью почти 2 млрд. (1,918,9 млн.) тенге, что составляло приблизительно одну четверть (25,2%) всего зарегистрированного государственного имущества. На втором этапе было приватизировано имущество на сумму 2,573.7 млн. тенге, т. е. еще одна треть (33,8%).

К концу первого этапа преобразовано в собственность 6,2 тыс. предприятий, т. е. одну треть всех хозяйствующих субъектов, вместо 50% по плану. Подавляющее большинство приватизированных малых предприятий (63,8%) относилось к торговле (магазины, универмаги), услугам и общественному питанию (кафе и рестораны). Десять процентов приватизированных объектов приходилось на сельское хозяйство и 8% — на промышленность. Стоимость активов приватизированных объектов (по балансовой стоимости на 1991 год) составляла около 30 млрд. руб., или 15% чистых активов всех государственных предприятий. Около 77% приватизированных объектов находилось в коммунальной собственности. На сельское хозяйство, промышленность и строительство приходилось соответственно только 10%, 9% и 5% приватизированных объектов.
К середине 1992 года 1 261 предприятие, или 34%, было продано в частную собственность, 57% было передано трудовым коллективам, около 6% объектов осталось в виде акционерных обществ, в которых 25-30% акций принадлежало трудовым коллективам и свыше 50% — государству.

Таким образом, в ходе первого этапа приватизации в частные руки перешло 35,4% объектов, в основном — малых предприятий.
5 марта 1993 г. правительство Республики Казахстан приняло вторую программу приватизации, которая предусматривала малую приватизацию, массовую приватизацию, приватизацию по индивидуальным проектам и приватизацию сельского хозяйства.

Малая приватизация должна была охватить предприятия, на которых работало до 200 чел. Приватизация по индивидуальным проектам касалась очень крупных предприятий — свыше 5 тыс. работников. В свою очередь, массовая приватизация должна была охватить предприятия, на которых работало от 200 до 5 000 чел. Приватизация сельского хозяйства сконцентрировалась на совхозах.

В результате к концу второго этапа приватизации было продано 10 765 предприятий, являющихся объектами малой приватизации (63%).

Программа массовой приватизации была разработана Госкомимуществом совместно с консультантами из Всемирного банка и Агентства США по международному развитию (USAID). Она предусматривала систему распределения приватизационных купонов и схему проведения купонных аукционов. Купонные книжки распределялись среди населения: городские жители получали по 100 ПИКов, сельские — по 120 ПИКов.

До конца второго этапа было распределено 1 846 млн. ПИКов. Из них 1 172 млн. (63,5%) были использованы на купонных аукционах, 35% ПИКов осталось на руках населения и у них истек срок действия.

Лицензию получило 169 инвестфондов, из них только 77,5% направляли заявки на аукционы.
В массовую программу было включено 3 473 предприятия. Каждое предприятие должно было быть предварительно акционировано.

В результате проведения 22 купонных аукционов на торги были выставлены акции 1666 предприятий (48% предприятий, предназначенных для массовой приватизации) на сумму 5 454 688,9 тыс. тенге (13,2% стоимости выставленных на продажу предприятий). Полностью проданы выставленные на продажу акции 1 560 предприятий. При этом купонной приватизацией охвачено было только 10 % крупных предприятий. Небольшие размеры предприятий нашли свое отражение и в их балансовой стоимости — на одно предприятие приходилось в среднем 13 085 708 тенге (195 000 долларов США).

В результате массовой приватизации был сделан поразительный вывод: в Казахстане насчитывалось около 16 млн. акционеров инвестиционных приватизационных фондов, что означало, что практически каждый житель Казахстана является акционером.
И, наконец, в январе 1995 года было решено реализовать на денежных аукционах пакеты акций 837 предприятий, приватизируемых в рамках массовой приватизации.

Гиганты…

Quote:
Cреди объектов, переданных в управление,оказались такие известные предприятия,как Павлодарский алюминиевый завод.Тургайское и Краснооктябрьское бокситовые рудоуправления,Соколовско-сарбайский ГОК(сегодня входит в состав ENRC)и Донской ГОК(ныне предприятие АО "ТНК "Казхром"),"Карметкомбинат",оказавшийся на грани остановки,"Жезказганцветмет",которое находилось на грани банкротства


Приватизация по индивидуальным проектам должна была охватить особо крупные предприятия, на которых работает свыше 5 000 человек. В эту программу было включено 142 предприятия, 5 из которых были проданы полностью, 32 — частично, 44 переданы в доверительное управление, а до 10% акций 7 предприятий было направлено на купонные аукционы. Первыми в тот период были проданы по индивидуальным проектам Алматинский табачный комбинат и Чимкентская кондитерская фабрика.

Наиболее популярными среди инвесторов оказались контракты на управление. Всего на тендерной основе было заключено 44 контракта на управление на срок 5 лет (прежде всего в черной и цветной металлургии, угледобывающей промышленности). Шесть контрактов было расторгнуто из-за невыполнения управляющей группой своих обязательств. В результате к началу третьего этапа действующими были 38 контрактов, в том числе 12 — с иностранными фирмами. Среди объектов, переданных в управление, оказались такие известные предприятия, как Павлодарский алюминиевый завод, Тургайское и Краснооктябрьское бокситовые рудоуправления, Соколовско-Сарбайский ГОК (сегодня входит в состав ENRC)и Донской ГОК (ныне – предприятие АО «ТНК «Казхром»), «Карметкомбинат», оказавшийся на грани остановки, «Жезказганцветмет», которое находилось на грани банкротства.

Это был, так сказать, старт для формирования собственной базы инвесторов. Поэтому уже на третьем этапе (1996-1998) началась приватизация объектов электроэнергетики и нефтегазовой отрасли, а также социальной сферы — здравоохранения, образования, науки и культуры. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные предприятия.

Вячеслав Щекунских
10-11-2014, 13:11 Источник: Радиоточка

http://radiotochka.kz/5290-kak-prodavali-kazahstan-piki-i-giganty-industrii.html
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь