ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Мандела - живая легенда
dead 23 Января 2008 в 12:10:06
8 июля 1918 года в южноафриканской деревне у одного из вождей племени тембу народности коса родился первенец. Согласно легенде, новорожденное дитя машинально схватило своими руками склонившуюся над ним ветку дерева. Отец, недолго думая, назвал его Ролихлахла, то есть "срывающий ветви деревьев". Имя оказалось пророческим, со временем он будет срывать не только "ветки", но и вырывать с корнем вековые громадные "деревья", отжившие свой век.
Потомок вождя
Однако его поведение в детстве трудно назвать образцовым: он в составе буйной ватаги воровал скот, участвовал в драках, а потом всячески выкручивал, когда старейшины племени призывали его к ответу. Но шалости вскоре прошли, и он с упоением стал слушать ностальгические рассказы своих соплеменников о добрых старых временах до прихода белых, когда народ, управляемый добрым королем, жил свободно и без всяких препон перемещался по своей стране. Старейшины рассказывали о мужественной борьбе их предков за свободу, о славных героях и полководцах, защищавших свою землю. Ролихлахла мечтал продолжить их дело и внести свой вклад в борьбу за свободу.
Подросший мальчуган стал ходить в местную миссионерскую школу. Чернокожий учитель сразу обратил внимание на буйного и смышленого мальчика, которого стал называть Нельсоном - в честь великого английского флотоводца Горацио Нельсона. Прозвище прижилось и превратилось в его второе имя. С тех пор он стал называться Нельсон Ролихлахла Мандела. В двенадцать лет он потерял отца, и его воспитанием занялся верховный вождь. Учитель настаивал на том, чтобы юноша обязательно поехал в город и продолжил свое образование. Нельсон поступил в колледж для африканцев Форт-Хейр. В 1940 году за участие в студенческой забастовке его исключили из колледжа, но он продолжил обучение заочно и стал работать охранником на одной из шахт Йоханнесбурга. После окончания колледжа поступил в университет в Уитвотерсренде и получил юридическую специальность.
Еще будучи студентом, он увлекся политической деятельностью, а после окончания университета в 1944 году вступил в молодежную лигу Африканского Национального Конгресса (АНК), организованного в 1912 году. Основала эту организацию группа образованных людей: адвокаты, клерки, священники, журналисты и учителя из городской среды, а также крупные вожди племен и крупные крестьяне из сельской местности. Она боролась за создание нерасового государства на основе правления большинства. Очень скоро Мандела стал лидером ее молодежного крыла. Его неоднократно арестовывают, но это его не останавливает. Здесь мы прервем рассказ о Манделе, и для того, чтобы были ясны мотивы последующих его действий, поведаем о той стране, в которой ему пришлось жить и бороться.
Южная Африка и апартеид
Южно-Африканская республика, имеющая сравнительно большую территорию в 1,22 миллионов квадратных километров, огромные природные ресурсы и занимающая важное геостратегическое положение на стыке Атлантического и Индийского океанов, - страна с очень своеобразной историей. Ее древнейшими обитателями были бушмены, готтентоты и многочисленные негроидные народы банту, причем на долю последних приходится более 85 процентов коренного населения. Юг африканского континента в 1488 году открыл знаменитый португальский мореход Бартоломеу Диаш, но дальнейшая борьба за него развернулась между голландцами и англичанами.
Голландская Ост-Индская компания основала здесь свое первое поселение в 1652 году, а первая опорная база англичан появилась в 1785 году. С этого периода давление англичан усиливается, и они постепенно оттесняют голландских поселенцев - буров в глубь континента и на восток. Когда буры достигли территории зулу в северо-западном Натале, они встретили ожесточенное сопротивление. Только объединенным силам буров и англичан, имевшим современное вооружение, удалось в декабре 1838 года разбить войско храбрых зулу. И к середине ХIХ века на юге Африки образуются две бурские республики - Оранжевое свободное государство и Трансвааль, а также две британские колонии - Капская и Натал.
В 60-х годах ХIХ века на территории бурских республик были открыты крупные месторождения алмазов, а в 80-е - золота. Великобритания стремилась их захватить и в октябре 1899 года под благовидным предлогом развязала войну, среди участников которой был и будущий британский премьер Уинстон Черчилль - он отправился на юг Африки в качестве военного корреспондента. А 31 мая 1910 года был создан Южно-Африканский союз (ЮАС), вошедший в состав Британской империи. Главой первого правительства стал бурский генерал Луис Бота, главнокомандующий войсками Трансвааля в англо-бурской войне.
Из Второй мировой войны Великобритания вышла ослабленной, а в ЮАС экономика окрепла за счет удовлетворения военных заказов не только своей, но и британской армии. В 1948 году к власти пришла откровенно расистская националистическая партия, которая провозгласила политику апартеида. Апартеид с африкаанс переводится как "раздельное развитие", "отделение". Каждая расовая группа должна была развиваться своим путем, разумеется, под неусыпным руководством белых.
Белые расисты приняли целый ряд законодательных актов, закрепляющих апартеид: в 1949-м - законы, запрещающие смешанные браки; в 1950-м - закон о регистрации населения, который фиксировал расовую принадлежность каждого жителя в рамках четырех групп: белой, черной, цветной и азиатской; в 1957-м - о защите морали, усиливающий закон 1949 года и предусматривающий тюремный срок за расовое смешение до 7 лет, в 1966-м - закон о групповых территориях, по которому все расовые группы должны были проживать строго отдельно друг от друга. Каждой группе были выделены определенные районы города или поселка. Небелым было запрещено жить в тех районах, где жили белые. Передвижение небелого населения по стране регламентировалось специальной системой пропусков.
Были заведены особые правила и порядки. Чернокожим запрещалось сидеть рядом с европейцем в салоне автомобиля, а за нарушение полагался штраф. В общественном транспорте они могли находиться только на специально отгороженных площадках, куда входили через отдельную дверь. Была издана серия законов об образовании, согласно которым дети разных расовых групп обучались в отдельных учебных заведениях и по разным программам и учебникам. Причем образование основной массы банту ограничивалось начальной школой.
Для тех, кто не был особо знаком с системой апартеида, я думаю, этого достаточно, чтобы получить ясное представление о ней.
Таким образом, политика апартеида получила не только политическое, но и законодательное обоснование. В результате вся руководящая, законодательная, судебная и экономическая власть полностью сосредоточилась в руках белых, прежде всего, африканеров, и в стране установился жесткий полицейский режим, поддерживавший "расу господ" в подавлении "расы рабов". И подобный порядок освящала Голландская реформатская (кальвинистская) церковь.
Под давлением большинства членов Британского содружества ЮАС 31 мая 1961 года вышла из него и, проведя референдум, объявила себя Южно-Африканской республикой. После этого лучшие земли, составившие около 87 процентов, стали "белой территорией", а остальные 13 процентов малоплодородных и засушливых земель, не имеющих ценных природных ресурсов, были поделены на 10 бантустанов ("хоумлендов").
К началу 90-х годов прошлого века в ЮАР сложилась примерно такая этно-демографическая картина, с официальным разделением населения на 4 группы. Всего населения около 40 миллионов, в том числе черные - 29,1 миллиона человек (причем в эту группу попали только банту, а бушмены и готтентоты оказались в "цветных"); белые - 5,5 миллиона (58 процентов - африканеры или буры, 38 процентов - англоязычные, один процент - немцы, один процент - евреи и другие); "цветные", то есть метисы, - 3,3 миллиона; и азиаты (в основном индийцы) - один миллион.
Избирательным правом и правом быть избранными обладали белые, "цветные" и азиаты. Парламент состоял из Палаты собрания для белых, Палаты представителей для "цветных" и Палаты делегатов для индийцев, избираемых на 5 лет раздельным голосованием, по расовым группам. Кабинет министров, состоящий из белых и формируемый белым президентом, занимался государственными делами, но кроме него существовали еще декоративные советы министров, создаваемые тремя палатами - для решения "собственных вопросов" этих расовых групп. (Половинчатые и строго контролируемые права "цветным" и азиатам были предоставлены только с этого времени, на основе так называемых "конституционных реформ", для раскола общего движения небелого населения за гражданские права).
Начало борьбы
Таким образом, режим апартеида разбил общество по расовым признакам, коренных жителей - по этническим, разобщил их по разным административным единицам и полностью лишил прав более 80 процентов черных. Учитывая то, что режим имел мощнейший репрессивный аппарат, бороться с ним было очень сложно.
В 50-е годы Мандела - один из наиболее непримиримых борцов с апартеидом, его неоднократно арестовывает полиция, однако это его не останавливает.
К этому времени в африканском национализме складываются два течения. Первое под руководством Маркуса Гервея, лозунгами которого являются: "Африка - для африканцев", "Белые, вон из Африки" и "Столкнем белого человека в море", второе - выражаемое лидером "Молодежной лиги" Нельсоном Манделой, который считает, что в стране должны остаться различные расовые группы, но должно быть ликвидировано господство белых и установлен межрасовый мир. Однако для достижения этого африканцы должны бороться. Первым этапом стала акция неповиновения, начатая Африканским национальным конгрессом и Южноафриканским индийским конгрессом в июне 1952 года. Фабричные рабочие и служащие, врачи, адвокаты, учителя, студенты и священники; африканцы, индийцы и даже некоторые европейцы откликнулись на этот призыв и стали нарушать законы о пропусках, законы, запрещающие появляться на улицах в неположенное время, правила апартеида на железных дорогах. К концу года 8,5 тысячи человек всех рас и национальностей совершили акты неповиновения, многие потеряли свою работу, немало людей попали в тюрьмы, но эта акция воодушевила и сплотила людей. Началом второго этапа стала разработка так называемого плана "М", предложенного Манделой. План исходил из того, что дальше не имеет смысла бороться старыми методами - путем созыва публичных собраний и печатания обращений.
Мандела призывает своих соратников быть готовыми к любым трудностям и опасностям и в качестве примера приводит слова Джавахарлала Неру: "Нигде нет легкого пути к свободе, и многим из нас придется не раз пройти долиной теней и смерти, прежде чем мы достигнем сияющих вершин наших устремлений". Он убеждает своих сторонников, что без преодоления отчаянного сопротивления победа не придет сама. Нельзя ждать сложа руки, пока будущий парламент по своей воле предоставит им права, надо решительно бороться самим.
23 июня 1955 года начался Конгресс народов ЮАС, который в лице 2844 делегатов 26 июня принял Хартию свободы. Она гласила: "Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет, - черным и белым. Никакое правительство не может обоснованно претендовать на власть, если оно не выражает волю народа...Управляет народ... Все национальные группы пользуются равными правами.Богатства страны принадлежат всему народу. Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает.Все равны перед законом".
Этот просто изложенный и лаконичный документ сыграет огромную консолидирующую роль.
"Копье нации"
14 декабря 1960 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Многовековая колониальная система разваливалась на глазах, почти все коренные народы Африки взяли власть в свои руки, а белые в ЮАР и не думали сдавать своих позиций. Тогда "черные", "цветные" и желтые южноафриканцы пришли к мнению, что мирными средствами нельзя изменить сложившееся положение дел. В июне 1961 года лидеры АНК решили перейти к вооруженным методам борьбы и создали подпольную военную организацию "Умконто ве сизве" - "копье нации". Во главе нее стал Нельсон Мандела, убежденный в том, что "длинные речи, размахивание кулаками, удары по столу и громкие резолюции вне связи с действительностью не приведут массы в действие". 16 декабря 1961 года в Йоханнесбурге, Порт-Элизабете и Дурбане были совершены первые нападения на правительственные учреждения и электростанции, при этом нападавшие старались не допускать человеческих жертв.
После этого АНК была запрещена, и репрессивный аппарат предпринимает жесткие меры по подавлению сопротивления.
В 1963 году арестовано 3 355 человек, с марта по август этого года состоялось 111 политических процессов, на которых судили 1 315 человек; из них 44 приговорили к смертной казни, 12 - к пожизненному тюремному заключению и 894 - к различным срокам лишения свободы.
Боевая организация ушла в глубокое подполье. Мандела держал в своих руках все рычаги управления и вдохновлял людей на сопротивление. Он оставил свой дом, работу, семью и начал жизнь политического изгнанника. Находясь в подполье, он под чужими именами появлялся там, где требовались его указания и советы. Его прозвали черный Пимпернель, и о его смелости ходили легенды. Но после 17 месяцев подполья Мандела был схвачен полицией.
22 октября 1962 года в Претории, в старой синагоге, превращенной в судебный зал, состоялся суд. В последнем слове Мандела, в частности, сказал: ... "Насилие государства может привести только к одному - породить контрнасилие. И мы неоднократно предупреждали об этом правительство, что если оно не проявит признаков благоразумия, то в конце концов спор между правительством и моим народом будет решаться силой, насилием... Я готов нести наказание, несмотря на то, что знаю как мучительно и безнадежно положение африканца в тюрьмах... Какой бы приговор, ваша милость, ни сочли нужным вынести мне, можете не сомневаться, что когда истечет срок приговора, я опять буду действовать по велению совести. Отвращение к расовой дискриминации в отношении моего народа побудит меня снова отдать все мои силы на борьбу с несправедливостью, пока она не будет наконец уничтожена раз и навсегда".
Манделу приговорили к 5 годам заключения. Он стал их отбывать в центральной тюрьме Претории. А в июне 1963 года органами государственной безопасности были арестованы соратники Манделы - Уолтер Сисула, Гована Мбеки, Раймонд Мхалаба, Ахмед Катрада и другие.
В октябре 1963 года начался знаменитый Ривонийский процесс, на который доставили и Нельсона Манделу. Он выступил в порядке защиты первым и 20 апреля 1964 года заявил суду, что был одним из основателей "Умконто ве сизве". Его речь по-прежнему звучала твердо и непреклонно: "Все то, что я сделал как человек и лидер, я сделал руководствуясь только личным опытом и моим африканским происхождением, которым горжусь; никто со стороны не мог повлиять на меня... Мои действия не носили безрассудного характера, они не были также обусловлены какой-либо склонностью к насилию. Мои намерения возникли в результате твердой оценки политической обстановки, создавшейся после многих лет тирании, эксплуатации и угнетения белыми моего народа... Всю свою жизнь я посвятил борьбе. Я боролся против господства белых и боролся против господства черных. Мой идеал - демократическое, свободное общество, где все люди будут жить в согласии и пользоваться равными возможностями. Я надеюсь дожить до осуществления моего идеала. Но если понадобится, я готов отдать за него свою жизнь".
По итогам процесса из девяти обвиняемых одного оправдали, шестеро африканцев, один индиец и один белый были приговорены к пожизненному заключению. Они выслушали приговор стоя, с высоко поднятыми головами.
Тюрьма и жена
На этот раз Нельсона поместили в одиночную камеру специальной тюрьмы для политических заключенных на острове Роббен, расположенном в 12 километрах от Кейптауна. Это станет для него самым долгим и тяжелым испытанием жизни.
Эта тюрьма считалась одной из самых надежных в мире. Некогда на этом скалистом острове размещалась колония для прокаженных, с 1961 года ее облюбовала тюремная система. Ни одному узнику не удалось бежать отсюда, отдельные попытки терпели неудачу из-за ледяной воды и сильного течения.
Режим в тюрьме был очень суров. Заключенных плохо кормили, им запрещали читать и писать, вся их одежда состояла из тонких курток цвета хаки, и они не имели одеял. Но и здесь Нельсон не сдается, он организует коллективный протест заключенных и добивается некоторого улучшения бытовых условий в тюрьме, а также разрешения на чтение литературы.
Мандела имел право только на два письма в месяц, если их было больше, то надо было выбирать, которые из них читать, а которые отложить на следующий месяц.
Здесь, наверное, имеет смысл остановиться на том, какую роль в судьбе нашего героя играли женщины. Он всегда пользовался успехом у них.
В первый раз Мандела женился на Эвелин Мейз, но они были разными людьми, и он оставил ее после 13 лет совместной жизни. В 40 лет Нельсон по взаимной любви женился на 24-летней королеве красоты по имени Нкосикази Номзамо Мадикизела, ставшей известной всему миру как Винни Мандела. Ее имя - Номзамо - на языке коса означает "испытание", но ее отец, германофил, называл свою дочь - Винифред, отсюда и произошло уменьшительное - Винни. Свадьба Манделы и Винни состоится в июне 1958 года, когда будет идти процесс по обвинению лидеров АНК в государственной измене. Манделу отпустят с процесса на 4 дня для бракосочетания.
Именно Винни будет неустанно бороться за его освобождение, выступать на митингах, давать многочисленные интервью, доводить до людей его послания из тюрьмы и всячески укреплять его ореол несгибаемого борца.
Жена Манделы могла видеть своего мужа в течение 45 минут в один из выходных дней один раз в месяц. Ей не разрешалось ехать ни поездом, ни автотранспортом, а только самолетом, что было очень дорого. Причем она должна была занимать в самолете только одно, строго для нее отведенное место. Никаких отклонений от однажды определенного маршрута не допускалось.
В тюрьме Нельсон приобрел мировую известность, во многих странах разворачивается широкое движение за его освобождение. В это время в АНК его практически заменяет Винни Мандела. Эта молодая и красивая женщина пройдет трудный путь верной соратницы вождя. Она будет подвергаться бесчисленным арестам, ее будут ссылать, несколько раз она будет сидеть в тюрьме, но ее не удастся сломать, и она останется верна делу мужа. Мандела будет ей писать из тюрьмы теплые и любовные письма, но как человек, обладающий большим жизненным опытом, он не может не знать, как трудно молодой жене без мужа.
Сейдахмет КУТТЫКАДАМ
продолжение следует
Central Asia Monitor
Потомок вождя
Однако его поведение в детстве трудно назвать образцовым: он в составе буйной ватаги воровал скот, участвовал в драках, а потом всячески выкручивал, когда старейшины племени призывали его к ответу. Но шалости вскоре прошли, и он с упоением стал слушать ностальгические рассказы своих соплеменников о добрых старых временах до прихода белых, когда народ, управляемый добрым королем, жил свободно и без всяких препон перемещался по своей стране. Старейшины рассказывали о мужественной борьбе их предков за свободу, о славных героях и полководцах, защищавших свою землю. Ролихлахла мечтал продолжить их дело и внести свой вклад в борьбу за свободу.
Подросший мальчуган стал ходить в местную миссионерскую школу. Чернокожий учитель сразу обратил внимание на буйного и смышленого мальчика, которого стал называть Нельсоном - в честь великого английского флотоводца Горацио Нельсона. Прозвище прижилось и превратилось в его второе имя. С тех пор он стал называться Нельсон Ролихлахла Мандела. В двенадцать лет он потерял отца, и его воспитанием занялся верховный вождь. Учитель настаивал на том, чтобы юноша обязательно поехал в город и продолжил свое образование. Нельсон поступил в колледж для африканцев Форт-Хейр. В 1940 году за участие в студенческой забастовке его исключили из колледжа, но он продолжил обучение заочно и стал работать охранником на одной из шахт Йоханнесбурга. После окончания колледжа поступил в университет в Уитвотерсренде и получил юридическую специальность.
Еще будучи студентом, он увлекся политической деятельностью, а после окончания университета в 1944 году вступил в молодежную лигу Африканского Национального Конгресса (АНК), организованного в 1912 году. Основала эту организацию группа образованных людей: адвокаты, клерки, священники, журналисты и учителя из городской среды, а также крупные вожди племен и крупные крестьяне из сельской местности. Она боролась за создание нерасового государства на основе правления большинства. Очень скоро Мандела стал лидером ее молодежного крыла. Его неоднократно арестовывают, но это его не останавливает. Здесь мы прервем рассказ о Манделе, и для того, чтобы были ясны мотивы последующих его действий, поведаем о той стране, в которой ему пришлось жить и бороться.
Южная Африка и апартеид
Южно-Африканская республика, имеющая сравнительно большую территорию в 1,22 миллионов квадратных километров, огромные природные ресурсы и занимающая важное геостратегическое положение на стыке Атлантического и Индийского океанов, - страна с очень своеобразной историей. Ее древнейшими обитателями были бушмены, готтентоты и многочисленные негроидные народы банту, причем на долю последних приходится более 85 процентов коренного населения. Юг африканского континента в 1488 году открыл знаменитый португальский мореход Бартоломеу Диаш, но дальнейшая борьба за него развернулась между голландцами и англичанами.
Голландская Ост-Индская компания основала здесь свое первое поселение в 1652 году, а первая опорная база англичан появилась в 1785 году. С этого периода давление англичан усиливается, и они постепенно оттесняют голландских поселенцев - буров в глубь континента и на восток. Когда буры достигли территории зулу в северо-западном Натале, они встретили ожесточенное сопротивление. Только объединенным силам буров и англичан, имевшим современное вооружение, удалось в декабре 1838 года разбить войско храбрых зулу. И к середине ХIХ века на юге Африки образуются две бурские республики - Оранжевое свободное государство и Трансвааль, а также две британские колонии - Капская и Натал.
В 60-х годах ХIХ века на территории бурских республик были открыты крупные месторождения алмазов, а в 80-е - золота. Великобритания стремилась их захватить и в октябре 1899 года под благовидным предлогом развязала войну, среди участников которой был и будущий британский премьер Уинстон Черчилль - он отправился на юг Африки в качестве военного корреспондента. А 31 мая 1910 года был создан Южно-Африканский союз (ЮАС), вошедший в состав Британской империи. Главой первого правительства стал бурский генерал Луис Бота, главнокомандующий войсками Трансвааля в англо-бурской войне.
Из Второй мировой войны Великобритания вышла ослабленной, а в ЮАС экономика окрепла за счет удовлетворения военных заказов не только своей, но и британской армии. В 1948 году к власти пришла откровенно расистская националистическая партия, которая провозгласила политику апартеида. Апартеид с африкаанс переводится как "раздельное развитие", "отделение". Каждая расовая группа должна была развиваться своим путем, разумеется, под неусыпным руководством белых.
Белые расисты приняли целый ряд законодательных актов, закрепляющих апартеид: в 1949-м - законы, запрещающие смешанные браки; в 1950-м - закон о регистрации населения, который фиксировал расовую принадлежность каждого жителя в рамках четырех групп: белой, черной, цветной и азиатской; в 1957-м - о защите морали, усиливающий закон 1949 года и предусматривающий тюремный срок за расовое смешение до 7 лет, в 1966-м - закон о групповых территориях, по которому все расовые группы должны были проживать строго отдельно друг от друга. Каждой группе были выделены определенные районы города или поселка. Небелым было запрещено жить в тех районах, где жили белые. Передвижение небелого населения по стране регламентировалось специальной системой пропусков.
Были заведены особые правила и порядки. Чернокожим запрещалось сидеть рядом с европейцем в салоне автомобиля, а за нарушение полагался штраф. В общественном транспорте они могли находиться только на специально отгороженных площадках, куда входили через отдельную дверь. Была издана серия законов об образовании, согласно которым дети разных расовых групп обучались в отдельных учебных заведениях и по разным программам и учебникам. Причем образование основной массы банту ограничивалось начальной школой.
Для тех, кто не был особо знаком с системой апартеида, я думаю, этого достаточно, чтобы получить ясное представление о ней.
Таким образом, политика апартеида получила не только политическое, но и законодательное обоснование. В результате вся руководящая, законодательная, судебная и экономическая власть полностью сосредоточилась в руках белых, прежде всего, африканеров, и в стране установился жесткий полицейский режим, поддерживавший "расу господ" в подавлении "расы рабов". И подобный порядок освящала Голландская реформатская (кальвинистская) церковь.
Под давлением большинства членов Британского содружества ЮАС 31 мая 1961 года вышла из него и, проведя референдум, объявила себя Южно-Африканской республикой. После этого лучшие земли, составившие около 87 процентов, стали "белой территорией", а остальные 13 процентов малоплодородных и засушливых земель, не имеющих ценных природных ресурсов, были поделены на 10 бантустанов ("хоумлендов").
К началу 90-х годов прошлого века в ЮАР сложилась примерно такая этно-демографическая картина, с официальным разделением населения на 4 группы. Всего населения около 40 миллионов, в том числе черные - 29,1 миллиона человек (причем в эту группу попали только банту, а бушмены и готтентоты оказались в "цветных"); белые - 5,5 миллиона (58 процентов - африканеры или буры, 38 процентов - англоязычные, один процент - немцы, один процент - евреи и другие); "цветные", то есть метисы, - 3,3 миллиона; и азиаты (в основном индийцы) - один миллион.
Избирательным правом и правом быть избранными обладали белые, "цветные" и азиаты. Парламент состоял из Палаты собрания для белых, Палаты представителей для "цветных" и Палаты делегатов для индийцев, избираемых на 5 лет раздельным голосованием, по расовым группам. Кабинет министров, состоящий из белых и формируемый белым президентом, занимался государственными делами, но кроме него существовали еще декоративные советы министров, создаваемые тремя палатами - для решения "собственных вопросов" этих расовых групп. (Половинчатые и строго контролируемые права "цветным" и азиатам были предоставлены только с этого времени, на основе так называемых "конституционных реформ", для раскола общего движения небелого населения за гражданские права).
Начало борьбы
Таким образом, режим апартеида разбил общество по расовым признакам, коренных жителей - по этническим, разобщил их по разным административным единицам и полностью лишил прав более 80 процентов черных. Учитывая то, что режим имел мощнейший репрессивный аппарат, бороться с ним было очень сложно.
В 50-е годы Мандела - один из наиболее непримиримых борцов с апартеидом, его неоднократно арестовывает полиция, однако это его не останавливает.
К этому времени в африканском национализме складываются два течения. Первое под руководством Маркуса Гервея, лозунгами которого являются: "Африка - для африканцев", "Белые, вон из Африки" и "Столкнем белого человека в море", второе - выражаемое лидером "Молодежной лиги" Нельсоном Манделой, который считает, что в стране должны остаться различные расовые группы, но должно быть ликвидировано господство белых и установлен межрасовый мир. Однако для достижения этого африканцы должны бороться. Первым этапом стала акция неповиновения, начатая Африканским национальным конгрессом и Южноафриканским индийским конгрессом в июне 1952 года. Фабричные рабочие и служащие, врачи, адвокаты, учителя, студенты и священники; африканцы, индийцы и даже некоторые европейцы откликнулись на этот призыв и стали нарушать законы о пропусках, законы, запрещающие появляться на улицах в неположенное время, правила апартеида на железных дорогах. К концу года 8,5 тысячи человек всех рас и национальностей совершили акты неповиновения, многие потеряли свою работу, немало людей попали в тюрьмы, но эта акция воодушевила и сплотила людей. Началом второго этапа стала разработка так называемого плана "М", предложенного Манделой. План исходил из того, что дальше не имеет смысла бороться старыми методами - путем созыва публичных собраний и печатания обращений.
Мандела призывает своих соратников быть готовыми к любым трудностям и опасностям и в качестве примера приводит слова Джавахарлала Неру: "Нигде нет легкого пути к свободе, и многим из нас придется не раз пройти долиной теней и смерти, прежде чем мы достигнем сияющих вершин наших устремлений". Он убеждает своих сторонников, что без преодоления отчаянного сопротивления победа не придет сама. Нельзя ждать сложа руки, пока будущий парламент по своей воле предоставит им права, надо решительно бороться самим.
23 июня 1955 года начался Конгресс народов ЮАС, который в лице 2844 делегатов 26 июня принял Хартию свободы. Она гласила: "Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет, - черным и белым. Никакое правительство не может обоснованно претендовать на власть, если оно не выражает волю народа...Управляет народ... Все национальные группы пользуются равными правами.Богатства страны принадлежат всему народу. Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает.Все равны перед законом".
Этот просто изложенный и лаконичный документ сыграет огромную консолидирующую роль.
"Копье нации"
14 декабря 1960 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Многовековая колониальная система разваливалась на глазах, почти все коренные народы Африки взяли власть в свои руки, а белые в ЮАР и не думали сдавать своих позиций. Тогда "черные", "цветные" и желтые южноафриканцы пришли к мнению, что мирными средствами нельзя изменить сложившееся положение дел. В июне 1961 года лидеры АНК решили перейти к вооруженным методам борьбы и создали подпольную военную организацию "Умконто ве сизве" - "копье нации". Во главе нее стал Нельсон Мандела, убежденный в том, что "длинные речи, размахивание кулаками, удары по столу и громкие резолюции вне связи с действительностью не приведут массы в действие". 16 декабря 1961 года в Йоханнесбурге, Порт-Элизабете и Дурбане были совершены первые нападения на правительственные учреждения и электростанции, при этом нападавшие старались не допускать человеческих жертв.
После этого АНК была запрещена, и репрессивный аппарат предпринимает жесткие меры по подавлению сопротивления.
В 1963 году арестовано 3 355 человек, с марта по август этого года состоялось 111 политических процессов, на которых судили 1 315 человек; из них 44 приговорили к смертной казни, 12 - к пожизненному тюремному заключению и 894 - к различным срокам лишения свободы.
Боевая организация ушла в глубокое подполье. Мандела держал в своих руках все рычаги управления и вдохновлял людей на сопротивление. Он оставил свой дом, работу, семью и начал жизнь политического изгнанника. Находясь в подполье, он под чужими именами появлялся там, где требовались его указания и советы. Его прозвали черный Пимпернель, и о его смелости ходили легенды. Но после 17 месяцев подполья Мандела был схвачен полицией.
22 октября 1962 года в Претории, в старой синагоге, превращенной в судебный зал, состоялся суд. В последнем слове Мандела, в частности, сказал: ... "Насилие государства может привести только к одному - породить контрнасилие. И мы неоднократно предупреждали об этом правительство, что если оно не проявит признаков благоразумия, то в конце концов спор между правительством и моим народом будет решаться силой, насилием... Я готов нести наказание, несмотря на то, что знаю как мучительно и безнадежно положение африканца в тюрьмах... Какой бы приговор, ваша милость, ни сочли нужным вынести мне, можете не сомневаться, что когда истечет срок приговора, я опять буду действовать по велению совести. Отвращение к расовой дискриминации в отношении моего народа побудит меня снова отдать все мои силы на борьбу с несправедливостью, пока она не будет наконец уничтожена раз и навсегда".
Манделу приговорили к 5 годам заключения. Он стал их отбывать в центральной тюрьме Претории. А в июне 1963 года органами государственной безопасности были арестованы соратники Манделы - Уолтер Сисула, Гована Мбеки, Раймонд Мхалаба, Ахмед Катрада и другие.
В октябре 1963 года начался знаменитый Ривонийский процесс, на который доставили и Нельсона Манделу. Он выступил в порядке защиты первым и 20 апреля 1964 года заявил суду, что был одним из основателей "Умконто ве сизве". Его речь по-прежнему звучала твердо и непреклонно: "Все то, что я сделал как человек и лидер, я сделал руководствуясь только личным опытом и моим африканским происхождением, которым горжусь; никто со стороны не мог повлиять на меня... Мои действия не носили безрассудного характера, они не были также обусловлены какой-либо склонностью к насилию. Мои намерения возникли в результате твердой оценки политической обстановки, создавшейся после многих лет тирании, эксплуатации и угнетения белыми моего народа... Всю свою жизнь я посвятил борьбе. Я боролся против господства белых и боролся против господства черных. Мой идеал - демократическое, свободное общество, где все люди будут жить в согласии и пользоваться равными возможностями. Я надеюсь дожить до осуществления моего идеала. Но если понадобится, я готов отдать за него свою жизнь".
По итогам процесса из девяти обвиняемых одного оправдали, шестеро африканцев, один индиец и один белый были приговорены к пожизненному заключению. Они выслушали приговор стоя, с высоко поднятыми головами.
Тюрьма и жена
На этот раз Нельсона поместили в одиночную камеру специальной тюрьмы для политических заключенных на острове Роббен, расположенном в 12 километрах от Кейптауна. Это станет для него самым долгим и тяжелым испытанием жизни.
Эта тюрьма считалась одной из самых надежных в мире. Некогда на этом скалистом острове размещалась колония для прокаженных, с 1961 года ее облюбовала тюремная система. Ни одному узнику не удалось бежать отсюда, отдельные попытки терпели неудачу из-за ледяной воды и сильного течения.
Режим в тюрьме был очень суров. Заключенных плохо кормили, им запрещали читать и писать, вся их одежда состояла из тонких курток цвета хаки, и они не имели одеял. Но и здесь Нельсон не сдается, он организует коллективный протест заключенных и добивается некоторого улучшения бытовых условий в тюрьме, а также разрешения на чтение литературы.
Мандела имел право только на два письма в месяц, если их было больше, то надо было выбирать, которые из них читать, а которые отложить на следующий месяц.
Здесь, наверное, имеет смысл остановиться на том, какую роль в судьбе нашего героя играли женщины. Он всегда пользовался успехом у них.
В первый раз Мандела женился на Эвелин Мейз, но они были разными людьми, и он оставил ее после 13 лет совместной жизни. В 40 лет Нельсон по взаимной любви женился на 24-летней королеве красоты по имени Нкосикази Номзамо Мадикизела, ставшей известной всему миру как Винни Мандела. Ее имя - Номзамо - на языке коса означает "испытание", но ее отец, германофил, называл свою дочь - Винифред, отсюда и произошло уменьшительное - Винни. Свадьба Манделы и Винни состоится в июне 1958 года, когда будет идти процесс по обвинению лидеров АНК в государственной измене. Манделу отпустят с процесса на 4 дня для бракосочетания.
Именно Винни будет неустанно бороться за его освобождение, выступать на митингах, давать многочисленные интервью, доводить до людей его послания из тюрьмы и всячески укреплять его ореол несгибаемого борца.
Жена Манделы могла видеть своего мужа в течение 45 минут в один из выходных дней один раз в месяц. Ей не разрешалось ехать ни поездом, ни автотранспортом, а только самолетом, что было очень дорого. Причем она должна была занимать в самолете только одно, строго для нее отведенное место. Никаких отклонений от однажды определенного маршрута не допускалось.
В тюрьме Нельсон приобрел мировую известность, во многих странах разворачивается широкое движение за его освобождение. В это время в АНК его практически заменяет Винни Мандела. Эта молодая и красивая женщина пройдет трудный путь верной соратницы вождя. Она будет подвергаться бесчисленным арестам, ее будут ссылать, несколько раз она будет сидеть в тюрьме, но ее не удастся сломать, и она останется верна делу мужа. Мандела будет ей писать из тюрьмы теплые и любовные письма, но как человек, обладающий большим жизненным опытом, он не может не знать, как трудно молодой жене без мужа.
Сейдахмет КУТТЫКАДАМ
продолжение следует
Central Asia Monitor
|