Какой калым за невесту дают в областях Казахстана
admin 06 Октября 2014 в 14:59:35
Сколько в областях Казахстана составляет калым за невесту, выясняли корреспонденты газеты Караван.
В давние времена калым потому и назывался қалың мал, что выплачивался в виде скота – табуна лошадей, стада баранов, если родители жениха были побогаче, могли и верблюда пожаловать.
Сейчас старые традиции уходят в небытие, однако нет-нет да и слышны разговоры о том, какой калым платят в разных регионах Казахстана. Порой информация вполне достоверная, а порой – просто легендарная. Например, в одной из северных областей Казахстана родители жениха, сосватавшие ему невесту из этого же региона, рассказывали, что как такового калыма в привычном понимании не существует:
"Мы, конечно, сватая невесту, подарили ей бриллиантовые серьги, сделали хорошие подарки родителям невесты, повезли киіт – подарки для близких родственников, где были и костюмы для мужчин, плащи, пальто, и чапаны для старших аксакалов, и серьги и браслеты для старших женгешек и бабушек. Кроме того, везли живую лошадь и несколько баранов на так называемый өлі-тірі, чтобы родители невесты уже после тоя могли собрать родственников и друзей и угостить их хорошенько, – рассказывает Жанна Серикпаева. – Это калымом не считается, скорее, дань традиции. Например, в Семее калым вроде бы тоже просят, но зато и невесту снаряжают так, чтобы у нее в доме было все, вплоть до иголки. Чтобы молодые ни на что не тратились поначалу. А вот на юге, мы слышали, родители невесты требуют огромные суммы и бесчисленные подарки, так что с ними сваты с севера и связываться не хотят..."
Житель Шымкента, недавно женивший сына, рассказал, какой калым отдал за невесту.
"Общая стоимость приданого невесты иногда в несколько раз превышает калым. Я сам женил сына, так мне даже стыдно стало. В качестве калыма мы повезли сватам 1 тысячу долларов плюс на посиделки өлі-тірі – одного барана. А родители невесты подарили молодым спальный гарнитур стоимостью 600 тысяч тенге, дорогой плазменный телевизор и стиральную машину, и еще два сундука со спальными принадлежностями – корпешками, подушками, одеялами и прочим", - рассказал Асхат.
Асхат объяснил такое поведение южан тем, что народу у них в области много и высокие требования – это своего рода иммунитет от слишком жадных родственников.
На западе Казахстана считают, что самые настоящие казахские традиции сохранились именно у них, и меряются они как раз размером калыма.
"Выходить замуж за мангистауских парней выгодно! У нас қалың мал равняется примерно 300 тысячам тенге, на сүт ақысы матери дарят серьги и шубу, а также деньги и на өлі-тірі. Во время свадебного тоя гостей со стороны невесты богато осыпают подарками: родителей – шубами, дубленками, пальто, матери бриллиантовые серьги вручают", – рассказала жительница Актау Мансия.
Всегда калым зависел от экономического положения. Если раньше, выдавая замуж дочь, отец и мать теряли помощницу по хозяйству, то жених приобретал еще одного члена семьи: жена рожала ему детей, продолжателей рода, готовила пищу, шила одежду и ткала ковры и могла составить счастье на всю жизнь. Именно поэтому калым являлся своего рода материальной компенсацией в этом вопросе.
Сегодня же сами казахи изменились: многие отцы дочерей готовы даже сами приплатить, только бы их дети были счастливы в браке.
Сейчас жених обычно делает три подарка – ананың сүті, или сүт ақысы, – подарок матери (сережки, шуба и т. п.); атаның күші, или жігіт түйе, – подарок отцу (хороший костюм, дорогие часы); өлі-тірі – животное, мясо которого должно быть поделено между родственниками невесты после свадьбы (лошадь, баран либо деньги). Кроме того, от семьи жениха ждут киіт – подарки родственникам (мешок с самыми разными подарками). Семья невесты должна предоставить жасау (приданое), которое зачастую превышает размер калыма и всех подарков, вместе взятых (мебель, стиральная машина, автомобиль, квартира).
Источник: Караван
В давние времена калым потому и назывался қалың мал, что выплачивался в виде скота – табуна лошадей, стада баранов, если родители жениха были побогаче, могли и верблюда пожаловать.
Сейчас старые традиции уходят в небытие, однако нет-нет да и слышны разговоры о том, какой калым платят в разных регионах Казахстана. Порой информация вполне достоверная, а порой – просто легендарная. Например, в одной из северных областей Казахстана родители жениха, сосватавшие ему невесту из этого же региона, рассказывали, что как такового калыма в привычном понимании не существует:
"Мы, конечно, сватая невесту, подарили ей бриллиантовые серьги, сделали хорошие подарки родителям невесты, повезли киіт – подарки для близких родственников, где были и костюмы для мужчин, плащи, пальто, и чапаны для старших аксакалов, и серьги и браслеты для старших женгешек и бабушек. Кроме того, везли живую лошадь и несколько баранов на так называемый өлі-тірі, чтобы родители невесты уже после тоя могли собрать родственников и друзей и угостить их хорошенько, – рассказывает Жанна Серикпаева. – Это калымом не считается, скорее, дань традиции. Например, в Семее калым вроде бы тоже просят, но зато и невесту снаряжают так, чтобы у нее в доме было все, вплоть до иголки. Чтобы молодые ни на что не тратились поначалу. А вот на юге, мы слышали, родители невесты требуют огромные суммы и бесчисленные подарки, так что с ними сваты с севера и связываться не хотят..."
Житель Шымкента, недавно женивший сына, рассказал, какой калым отдал за невесту.
"Общая стоимость приданого невесты иногда в несколько раз превышает калым. Я сам женил сына, так мне даже стыдно стало. В качестве калыма мы повезли сватам 1 тысячу долларов плюс на посиделки өлі-тірі – одного барана. А родители невесты подарили молодым спальный гарнитур стоимостью 600 тысяч тенге, дорогой плазменный телевизор и стиральную машину, и еще два сундука со спальными принадлежностями – корпешками, подушками, одеялами и прочим", - рассказал Асхат.
Асхат объяснил такое поведение южан тем, что народу у них в области много и высокие требования – это своего рода иммунитет от слишком жадных родственников.
На западе Казахстана считают, что самые настоящие казахские традиции сохранились именно у них, и меряются они как раз размером калыма.
"Выходить замуж за мангистауских парней выгодно! У нас қалың мал равняется примерно 300 тысячам тенге, на сүт ақысы матери дарят серьги и шубу, а также деньги и на өлі-тірі. Во время свадебного тоя гостей со стороны невесты богато осыпают подарками: родителей – шубами, дубленками, пальто, матери бриллиантовые серьги вручают", – рассказала жительница Актау Мансия.
Всегда калым зависел от экономического положения. Если раньше, выдавая замуж дочь, отец и мать теряли помощницу по хозяйству, то жених приобретал еще одного члена семьи: жена рожала ему детей, продолжателей рода, готовила пищу, шила одежду и ткала ковры и могла составить счастье на всю жизнь. Именно поэтому калым являлся своего рода материальной компенсацией в этом вопросе.
Сегодня же сами казахи изменились: многие отцы дочерей готовы даже сами приплатить, только бы их дети были счастливы в браке.
Сейчас жених обычно делает три подарка – ананың сүті, или сүт ақысы, – подарок матери (сережки, шуба и т. п.); атаның күші, или жігіт түйе, – подарок отцу (хороший костюм, дорогие часы); өлі-тірі – животное, мясо которого должно быть поделено между родственниками невесты после свадьбы (лошадь, баран либо деньги). Кроме того, от семьи жениха ждут киіт – подарки родственникам (мешок с самыми разными подарками). Семья невесты должна предоставить жасау (приданое), которое зачастую превышает размер калыма и всех подарков, вместе взятых (мебель, стиральная машина, автомобиль, квартира).
Источник: Караван
|