Счастье автомобилиста уже не за горами?
dead 03 Августа 2007 в 18:36:00
Похоже, у дорожной полиции Казахстана настал сезон активности. В прошлую пятницу глава ее комитета Омурзак Тусумов рассказал о нескольких инициативах, по которым придется жить автомобильному сообществу страны ближайшие годы.
Рвение чиновника понятно: Тусумов изо всех сил ищет способы, как сделать наши дороги безопаснее, правила дорожного движения – еще правильнее, а водителей – цивилизованнее. Что из его инициатив выживает, а главное – не вредит, показывает время. Какие из новых предложений окажутся самыми живучими?
Водители по лицензии
9 августа облегченно вздохнут владельцы водительских школ и те, кто хочет в них учиться. Вступит в силу закон “О лицензировании”, и обучение водительскому мастерству отныне станет лицензионным.
Навести порядок в подготовке водителей надо было давно. С тех пор, как права стали ходовым товаром. Но только когда ситуация обострилась до предела и покупать права стало делом обычным, независимо от умения водить, высокие дорожно-полицейские начальники наконец решили вмешаться.
Навели порядок просто – приостановили деятельность половины из 900 действующих в стране автошкол. Оставшиеся поставили в условия, работать в которых смогли единицы. Ничего революционного – просто предъявили нормальные требования к квалификации преподавателей, учебному оборудованию и качеству процесса обучения. Почему этого не сделали раньше, вопрос риторический.
А тем временем в стране “зависли” тысячи учеников, окончивших закрывшиеся автошколы, – кто по-настоящему, а кто за “дополнительную плату”. И вот уже больше полугода не могут получить права.
В Алматы закрыли все экзаменационные классы вне головного городского управления, и экзамен на знание правил дорожного движения будущие водители могут сдать пока только здесь. И, как говорят, только по-честному. Под личным контролем начальника городской дорожной полиции полковника Айхимбекова. Тут уже “попали” многочисленные посредники, еще в январе обещавшие сделать всем желающим права за 30 тысяч тенге.
Теперь срок обучения водителей-любителей увеличился в три раза (3 месяца), на категории В-С придется учиться пять месяцев, а чтобы стать профессионалом, нужно провести в автошколе уже восемь.
Сегодня в стране существует 1015 автошкол. В прошлом году они подготовили 286 тысяч водителей. Зачем нам столько новых шоферов каждый год? Вопрос опять же риторический. Через неделю МВД начнет выдавать лицензии на право подготовки водительских кадров. И мы увидим, сколько останется организаций, делающих из обычных прохожих хороших водителей.
Аварий стало меньше
Сегодня в Казахстане из 100 человек, пострадавших в аварии, 17 погибают. Это чуть лучше, чем в России (там – 18), но катастрофически хуже, чем в среднем по Европе. В Дании, например, гибнут 2–3 человека из ста, в скандинавских странах 4–6. Такую статистику приводит МВД, настаивая, что, несмотря на такие цифры, рост аварийности в стране удалось остановить.
– В сравнении с аналогичным показателем прошлого года наблюдается снижение количества ДТП в расчете на 10 тысяч автотранспортных средств с 38 до 31 происшествия, – заявил начальник комитета дорожной полиции РК О.Тусумов.
В то же время “главный гаишник страны” представляет ситуацию реально: количество транспорта в стране будет расти, а значит, и “биться” будут чаще. Свою задачу МВД видит в том, чтобы снижать тяжесть последствий ДТП.
Как заставить народ ездить по правилам? Увеличить штрафы, обеспечить неотвратимость наказания – вот что в “запаснике” МВД.
А где же профилактика? Вспомните, советская ГАИ была “инспекцией” – инспектирующим органом, не карающим. Из 10 выявленных нарушений правил гаишник должен был сделать 8 предупреждений. Рассказать, объяснить водителю, в чем он не прав. Если заехал гость в чужой город под знак по незнанию – поправить, а не наказать.
Эту функцию дорожная полиция забыла почти сразу, как стала собственно полицией. На самом деле кроме увеличения штрафов можно было бы уже давно разработать мощную программу воспитания нового поколения участников дорожного движения – начиная с детского сада. Если уж мы не можем изменить сложившуюся водительскую культуру, то пора начать работать над следующими поколениями водителей и пешеходов. Ни для кого не секрет: то, что имеется сейчас – обучение ПДД в детсадах и школах – лишь формальность. Нужна эффективная, понятная, интересная программа. Тогда через 20 лет наши дороги хоть и будут по-прежнему забиты транспортом, зато с образованными водителями.
Талонов пока нет, но обещали
Омурзак Тусумов в очередной раз подтвердил: в дополнение к водительскому удостоверению будут вводиться талоны. Последний раз он делал это в апреле.
Может быть, ему плохо докладывали подчиненные, но только за пять дней до объявленной даты начала “акции” по выдаче талонов МВД уже было ясно, что мероприятие провалилось. По крайней мере, по срокам.
Обеспокоенные читатели начали звонить в “Караван” еще неделю назад: где получать талоны? Когда? Как? Какие нужны документы? Как скоро начнут штрафовать, если нет талона с собой? Мы адресовали их в дорожную полицию Алматы, и выяснилось, что 1 августа выдача не начнется. Более того, дата появления талонов неизвестна. В ходе подготовки нововведения к внедрению появились вопросы, которые до сих пор не удалось решить.
Один из них: новинка предполагает полномочия банковской платежной карточки. В случае наложения штрафа на водителя (при условии, если он признает нарушение), дабы не простаивать в кассах, штраф можно будет оплатить талоном. При этом не требуется составлять протокол об административном правонарушении.
Правозащитники тут справедливо спрогнозировали ситуацию: оштрафованный водитель вдруг на следующий день решит, что он ничего не нарушал, и напишет заявление в прокуратуру. И никто даже не сможет найти основания, согласно которому гражданин понес наказание, потому как “договор” у него с дорожным полицейским был устным – протокол ведь не составлялся.
Хотя на самом деле талон предупреждения – неплохая идея. Многие водители готовы дать взятку инспектору на месте – лишь бы избежать утомительной системы оплаты штрафа официальным путем. Плюс накопительная система, когда злостный нарушитель правил дорожного движения будет лишаться прав на вождение за три штрафа в течение года.
С одной стороны, мало кто захочет накапливать о себе негативную информацию и, попавшись однажды, будет избегать нарушения впредь.
Но с другой – появятся водители “на грани”, уже “схватившие” два нарушения и ни за какие коврижки несогласные получить третий, для них последний. Понятно, что, встретившись с инспектором, такой водитель будет готов на все, лишь бы сохранить водительское удостоверение.
Что станет с этой инициативой МВД и постигнет ли ее печальная участь новых водительских удостоверений – увидим. А пока водителям можно на время расслабиться: новые талоны сейчас не выдают, да и считывающей аппаратурой дорожных полицейских оснастят еще не скоро. Можно пока ездить по-старому.
Праворульных стало меньше
МВД с удовлетворением заявило: доля праворульного транспорта в стране уже снизилась, и в конце года его станет на один процент меньше, чем было в начале года. Отсюда вопрос: ну и зачем было трепать нервы владельцам этих жалких 6 процентов, а точнее – 163 398 авто, угрожая запретить их эксплуатацию.
Было ясно, что, запретив ввоз, МВД уже победило. За несколько лет этот вид транспорта исчезнет с дорог сам собой.
Кстати, на днях О.Тусумов исключил возможность отмены запрета на ввоз в страну праворулек, ссылаясь на то, что движение у нас все-таки правостороннее. Тогда же он подтвердил: из законопроекта о безопасности дорожного движения норму о запрете эксплуатации праворульных убрали окончательно, а его новый вариант уже внесен в правительство.
А между тем народ активно завозит “правильные” машины. С начала года автопарк страны увеличился на 156 218 штук. Теперь на дорогах Казахстана более 2 миллионов 346 тысяч единиц автотранспорта. Теперь у нас на 1000 человек приходится 154 машины.
А в таких городах, как Астана и Алматы, цифры и вовсе рекордные: 300 единиц на 1000 жителей, что сопоставимо с уровнем среднеразвитых стран мира.
Так что живем мы очень даже неплохо! Нам бы еще дороги пошире, развязок побольше да пешеходов перевести в подземные переходы, чтоб под колесами не путались – вот и наступит оно, автомобильное счастье!
Алексей АЛЕКСЕЕВ
Рвение чиновника понятно: Тусумов изо всех сил ищет способы, как сделать наши дороги безопаснее, правила дорожного движения – еще правильнее, а водителей – цивилизованнее. Что из его инициатив выживает, а главное – не вредит, показывает время. Какие из новых предложений окажутся самыми живучими?
Водители по лицензии
9 августа облегченно вздохнут владельцы водительских школ и те, кто хочет в них учиться. Вступит в силу закон “О лицензировании”, и обучение водительскому мастерству отныне станет лицензионным.
Навести порядок в подготовке водителей надо было давно. С тех пор, как права стали ходовым товаром. Но только когда ситуация обострилась до предела и покупать права стало делом обычным, независимо от умения водить, высокие дорожно-полицейские начальники наконец решили вмешаться.
Навели порядок просто – приостановили деятельность половины из 900 действующих в стране автошкол. Оставшиеся поставили в условия, работать в которых смогли единицы. Ничего революционного – просто предъявили нормальные требования к квалификации преподавателей, учебному оборудованию и качеству процесса обучения. Почему этого не сделали раньше, вопрос риторический.
А тем временем в стране “зависли” тысячи учеников, окончивших закрывшиеся автошколы, – кто по-настоящему, а кто за “дополнительную плату”. И вот уже больше полугода не могут получить права.
В Алматы закрыли все экзаменационные классы вне головного городского управления, и экзамен на знание правил дорожного движения будущие водители могут сдать пока только здесь. И, как говорят, только по-честному. Под личным контролем начальника городской дорожной полиции полковника Айхимбекова. Тут уже “попали” многочисленные посредники, еще в январе обещавшие сделать всем желающим права за 30 тысяч тенге.
Теперь срок обучения водителей-любителей увеличился в три раза (3 месяца), на категории В-С придется учиться пять месяцев, а чтобы стать профессионалом, нужно провести в автошколе уже восемь.
Сегодня в стране существует 1015 автошкол. В прошлом году они подготовили 286 тысяч водителей. Зачем нам столько новых шоферов каждый год? Вопрос опять же риторический. Через неделю МВД начнет выдавать лицензии на право подготовки водительских кадров. И мы увидим, сколько останется организаций, делающих из обычных прохожих хороших водителей.
Аварий стало меньше
Сегодня в Казахстане из 100 человек, пострадавших в аварии, 17 погибают. Это чуть лучше, чем в России (там – 18), но катастрофически хуже, чем в среднем по Европе. В Дании, например, гибнут 2–3 человека из ста, в скандинавских странах 4–6. Такую статистику приводит МВД, настаивая, что, несмотря на такие цифры, рост аварийности в стране удалось остановить.
– В сравнении с аналогичным показателем прошлого года наблюдается снижение количества ДТП в расчете на 10 тысяч автотранспортных средств с 38 до 31 происшествия, – заявил начальник комитета дорожной полиции РК О.Тусумов.
В то же время “главный гаишник страны” представляет ситуацию реально: количество транспорта в стране будет расти, а значит, и “биться” будут чаще. Свою задачу МВД видит в том, чтобы снижать тяжесть последствий ДТП.
Как заставить народ ездить по правилам? Увеличить штрафы, обеспечить неотвратимость наказания – вот что в “запаснике” МВД.
А где же профилактика? Вспомните, советская ГАИ была “инспекцией” – инспектирующим органом, не карающим. Из 10 выявленных нарушений правил гаишник должен был сделать 8 предупреждений. Рассказать, объяснить водителю, в чем он не прав. Если заехал гость в чужой город под знак по незнанию – поправить, а не наказать.
Эту функцию дорожная полиция забыла почти сразу, как стала собственно полицией. На самом деле кроме увеличения штрафов можно было бы уже давно разработать мощную программу воспитания нового поколения участников дорожного движения – начиная с детского сада. Если уж мы не можем изменить сложившуюся водительскую культуру, то пора начать работать над следующими поколениями водителей и пешеходов. Ни для кого не секрет: то, что имеется сейчас – обучение ПДД в детсадах и школах – лишь формальность. Нужна эффективная, понятная, интересная программа. Тогда через 20 лет наши дороги хоть и будут по-прежнему забиты транспортом, зато с образованными водителями.
Талонов пока нет, но обещали
Омурзак Тусумов в очередной раз подтвердил: в дополнение к водительскому удостоверению будут вводиться талоны. Последний раз он делал это в апреле.
Может быть, ему плохо докладывали подчиненные, но только за пять дней до объявленной даты начала “акции” по выдаче талонов МВД уже было ясно, что мероприятие провалилось. По крайней мере, по срокам.
Обеспокоенные читатели начали звонить в “Караван” еще неделю назад: где получать талоны? Когда? Как? Какие нужны документы? Как скоро начнут штрафовать, если нет талона с собой? Мы адресовали их в дорожную полицию Алматы, и выяснилось, что 1 августа выдача не начнется. Более того, дата появления талонов неизвестна. В ходе подготовки нововведения к внедрению появились вопросы, которые до сих пор не удалось решить.
Один из них: новинка предполагает полномочия банковской платежной карточки. В случае наложения штрафа на водителя (при условии, если он признает нарушение), дабы не простаивать в кассах, штраф можно будет оплатить талоном. При этом не требуется составлять протокол об административном правонарушении.
Правозащитники тут справедливо спрогнозировали ситуацию: оштрафованный водитель вдруг на следующий день решит, что он ничего не нарушал, и напишет заявление в прокуратуру. И никто даже не сможет найти основания, согласно которому гражданин понес наказание, потому как “договор” у него с дорожным полицейским был устным – протокол ведь не составлялся.
Хотя на самом деле талон предупреждения – неплохая идея. Многие водители готовы дать взятку инспектору на месте – лишь бы избежать утомительной системы оплаты штрафа официальным путем. Плюс накопительная система, когда злостный нарушитель правил дорожного движения будет лишаться прав на вождение за три штрафа в течение года.
С одной стороны, мало кто захочет накапливать о себе негативную информацию и, попавшись однажды, будет избегать нарушения впредь.
Но с другой – появятся водители “на грани”, уже “схватившие” два нарушения и ни за какие коврижки несогласные получить третий, для них последний. Понятно, что, встретившись с инспектором, такой водитель будет готов на все, лишь бы сохранить водительское удостоверение.
Что станет с этой инициативой МВД и постигнет ли ее печальная участь новых водительских удостоверений – увидим. А пока водителям можно на время расслабиться: новые талоны сейчас не выдают, да и считывающей аппаратурой дорожных полицейских оснастят еще не скоро. Можно пока ездить по-старому.
Праворульных стало меньше
МВД с удовлетворением заявило: доля праворульного транспорта в стране уже снизилась, и в конце года его станет на один процент меньше, чем было в начале года. Отсюда вопрос: ну и зачем было трепать нервы владельцам этих жалких 6 процентов, а точнее – 163 398 авто, угрожая запретить их эксплуатацию.
Было ясно, что, запретив ввоз, МВД уже победило. За несколько лет этот вид транспорта исчезнет с дорог сам собой.
Кстати, на днях О.Тусумов исключил возможность отмены запрета на ввоз в страну праворулек, ссылаясь на то, что движение у нас все-таки правостороннее. Тогда же он подтвердил: из законопроекта о безопасности дорожного движения норму о запрете эксплуатации праворульных убрали окончательно, а его новый вариант уже внесен в правительство.
А между тем народ активно завозит “правильные” машины. С начала года автопарк страны увеличился на 156 218 штук. Теперь на дорогах Казахстана более 2 миллионов 346 тысяч единиц автотранспорта. Теперь у нас на 1000 человек приходится 154 машины.
А в таких городах, как Астана и Алматы, цифры и вовсе рекордные: 300 единиц на 1000 жителей, что сопоставимо с уровнем среднеразвитых стран мира.
Так что живем мы очень даже неплохо! Нам бы еще дороги пошире, развязок побольше да пешеходов перевести в подземные переходы, чтоб под колесами не путались – вот и наступит оно, автомобильное счастье!
Алексей АЛЕКСЕЕВ
|