Переводы иностранных СМИ: "Правда" сделает вас свободными ("Slate", США) Ответ России на Fox News и MSNBC Дэвид Вайгель (David Weigel) 29/06/2011
Странник 30 Июня 2011 в 17:10:32
Алена Миньковская выдает очередную тираду. Ее тирады — важная часть передачи «Алена-шоу», которое она ведет на телеканале Russia Today — или, если угодно, RT — с 2009 года.
Они могут быть о чем угодно, но чаще всего объектом нападок становятся все остальные СМИ. В данном случае досталось New York Times и Washington Post — со слов самой ведущей, «двум крупнейшим газетам, отмеченным множеством наград за выдающиеся достижения в области журналистики», которые в тот день обратились к читательской аудитории с призывом помочь с прочтением целого архива электронной переписки Сары Пэйлин в ее бытность губернатором Аляски — что и обеспечило этим двум изданиям место в традиционной рубрике Миньковской Tool Time.
«Зачем им нужна помощь в освещении этой пустышки? — спрашивает с экрана Миньковская. — Ведь очевидно, что Сара Пэйлин бросила работу ради денег и славы и последние два года зарабатывала на жизнь тем, что критиковала всех подряд. Кому нужна ее переписка? Почему СМИ навязывают нам новости про Сару Пэйлин?»
Далее она демонстрирует нарезку в стиле Daily Show из телеведущих, которые с энтузиазмом расписывают, какой много всякой информации содержится в этих письмах, и выглядят при этом довольно глупо. Пока Алена продолжает свое шоу, в правой части ньюсрума появляется другой ведущий RT — Адам Кокеш. Он только что закончил съемки своей передачи и теперь проходит через студию, на ходу здороваясь с ведущими. Адам только что завершил беседу со зрителями о вреде сидения весь день за рабочим столом, о мышьяке в разрешенной к продаже курятине и о ежегодном заседании Бильдербергского клуба.Он уже успел сбросить с себя лишнюю одежду и остался в джинсах и майке, обнажающей бицепсы и татуировки. В это время в левой части ньюсрума радиоведущий-либерал Том Хартманн, застегнутый на все пуговицы и излучающий невозмутимое спокойствие, готовится к своей передаче, которая в основном будет состоять из интервью с экономистом Джаредом Бернстайном, который до недавних пор работал советником в Белом доме.
Такова пятничная программа в прайм-тайм на этом самом странном из кабельных новостных каналов. Эфир оформлен вполне профессионально, охватывает большую аудиторию — ни много ни мало 20 миллионов абонентов кабельного телевидения в США могут при желании переключиться на RT, и при этом канал практически не подвержен законам рынка. RT был создан в 2005 году как «инструмент влияния, призванный улучшить имидж России за рубежом и нейтрализовать антироссийский настрой, который Кремль усматривает в западных СМИ», как пишет Columbia Journalism Review. Но перезагрузка перезагрузкой, а мы, американцы, не в восторге от российской пропаганды.
RT впервые обратил на себя внимание западной аудитории в 2008 году своим освещением российско-грузинского конфликта. Небольшая республика с населением в 4,6 миллиона человек была представлена как агрессор. (Так, один довольно типичный сюжет включал в себя интервью с неким приехавшим в Южную Осетию американцем, который обвинял в развязывании конфликта Соединенные Штаты.)
В освещении внутриполитической жизни США основной акцент делался на интервью с маргинальными экспертами и кандидатами от третьих партий. Частыми гостями в эфире были радиоведущий Алекс Джонс и независимый журналист Уэйн Мэдсен, известный своими увлекательными, но не очень достоверными версиями по поводу возникновения свиного гриппа и причин падения 7-го корпуса Центра международной торговли 11 сентября 2001 года.
Прошла пара лет, и сегодня у канала есть уже американское бюро прямо в центре Вашингтона со штатом в 70 человек, среди которых есть ветераны CNN и NBC News.
В эфире стали появляться вполне уважаемые гости из таких изданий и организаций как Talking Points Memo, Reason, Институт Катона и Washington Examiner. Дженк Югур тоже любил поговорить о последних событиях в гостях у RT — пока не обзавелся собственной передачей на MSNBC.
В частных беседах и на условиях анонимности эти гости признаются, что основная масса преподносимых на RT материалов кажется им очень странной («постоянно какие-то идиотские теории заговора»).
Но самая заметная и популярная в Вашингтоне часть RT — это все-таки эта вечерняя команда. Если от обычных программ RT зритель гарантированно получает впечатление, что Америка — государство непоследовательное, авторитарное, глупое и к тому же стоящее на грани разорения, то зритель вечернего выпуска получает то же самое впечатление, но немного иначе. Это нечто среднее между монологом сатирика Джона Стюарта и тем, как персонаж Родди Пайпера видел мир через волшебные очки в фильме «Чужие среди нас».
Из всех передач шоу Хартманна представляется наиболее традиционным, а он сам — наиболее независимым от RT. Ранее он появлялся в эфире телеканала в качестве гостя, а затем RT предоставило ему помещение для съемок и распространения его передачи The Big Picture («Общая картина»).
«Уверяю вас, наша программа нисколько не изменилась; мы продолжаем делать то же самое, что делали уже много лет, — говорит сам Хартманн. - Вы спрашиваете, что России нужно от моей передачи? Мы никогда это не обсуждали. Думаю, им нравится, что я собираю аудиторию и что это качественная передача. Но это лишь мое предположение, т.к. мне не известны их внутренние соображения на этот счет. Однако похоже, что канал стремится расти, конкурировать и занять свое место в том пространстве, где доминируют CBC и Al-Jazeera — в пространстве иностранных кабельных каналов, пользующихся популярностью в США».
Передача Алены Миньковской — совсем другое дело. Это попытка создать культовое новостное шоу силами штатных сотрудников. Передача была создана специально под Алену, когда ей было всего 23 года. Начиналась передача с заставки — неотразимая ведущая с ослепительной улыбкой позирует перед камерой, а из ее указательного пальца выходит луч лазера. Основная идея выражалась в девизе передачи: «Только настоящие новости — и никакой пощады!»
Миньковская высмеивала другие СМИ за то, что они уделяют так много внимания новостям из жизни знаменитостей и скачкам. В ее собственной передачи подобные вещи, как правило, оставлялись на десерт и обсуждались в заключительном разделе программы, который называется Happy Hour.
В этой части программы участники переходили за барную стойку и продолжали обсуждать новости за бокалом мартини. (Водка в бокалах, конечно, ненастоящая, но зато оливки самые что ни есть натуральные). Основное внимание в ее передачах уделялось таким вещам, как государственный шпионаж, денежная политика и тайные войны США. Именно в гостях у Алены Джулиан Ассанж дал одно из своих самых откровенных интервью.(!!!)
«Неслучайно у нас в стране самая большая система пенитенциарных учреждений — говорит Алена Миньковская. — Неслучайно полицейские рейды все чаще заканчиваются перестрелками, в которых гибнут невинные люди. Неслучайно Конгресс (хоть про него и говорят, что он раздираем межпартийной враждой) из года в год практически единогласно голосует за увеличение ассигнований на оборону и безропотно соглашается продлить действие «Патриотического акта» — если, конечно, не считать попыток отдельных людей, таких, как Рэнд Пол, воспротивиться этому. И никто на телевидении не говорит об этих вещах!»
В общении со СМИ RT проявляет осмотрительность — мои вопросы относительно ведущих вечернего эфира были получены, но остались без ответа.
Вместе с тем RT явно упивается своей репутацией пропагандистского канала. В промежутках между блоками новостей мелькает рекламный ролик, в котором цитируются раздраженные комментарии с многочисленных страниц канала на YouTube — например: «RT — не что иное, как антиамериканская пропаганда». Еще бы, ведь все эти комичные сюжеты о глубоком упадке в США спонсируются Кремлем. К чему это скрывать?
«Мне кажется, что люди просто-напросто боятся открывать для себя что-то новое. Они хотят видеть только то, к чему они привыкли, — говорит Миньковская. — Поэтому они и думают, что тем, кто работает на RT, в принципе нельзя доверять. Раз уж мы заговорили про предвзятое освещение новостей, посмотрите, что происходит на Fox News. Вот уж кто действительно дурачит народ и запугивает людей до такой степени, что они уже не способны самостоятельно анализировать происходящее».
Адам Кокеш, который обрел популярность именно благодаря RT, еще с большим удовольствием говорит на эту тему. В 2007 году, будучи одним из руководителей организации «Ветераны Ирака против войны», он участвовал в антивоенной демонстрации и вместе с другими активистами, в камуфляже и с бутафорским автоматом в руке, «патрулировал» улицы Вашингтона. В итоге Кокеш стал одной из наиболее заметных фигур на антивоенных демонстрациях в столице.
Но количество американских войск в Ираке все увеличивалось, а антивоенное движение пошло на спад из-за того, что все внимание переключилось на предвыборную гонку, и Кокеш занялся агитацией в пользу Рона Пола. Он даже сам баллотировался в Конгресс от штата Нью-Мексико в 2010 году. Проиграв на выборах, он придумал собственную радиопрограмму.
В 2011 году российский канал, который раньше приглашал Кокеша примерно раз в неделю, предоставил ему возможность выходить в эфир каждый вечер с программой Adam vs. the Man («Адам против системы»). Когда Рон Пол объявил о своем возможном участии в президентских выборах 2012 года, Кокеш поздравил его в эфире. Он взял у своего кумира интервью, в котором он задавал такие вопросы, какие еще никогда не звучали в эфире: «Вы исповедуете принцип добровольности. Что это означает? Как вы себе представляете идеальное общество?»
Надо сказать, что у RT нет более ярого защитника, чем Адам Кокеш. «Правда — это лучшая пропаганда, — говорит Кокеш, цитируя рекламный девиз канала. — И мне это нравится! Мне нравится эта идея. Смешно: люди говорят, мы что-то скрываем, но это не так! Наоборот, мы сразу же предупреждаем, что занимаемся пропагандой! Мы показываем правду, о которой молчат все остальные. Это очень глупое сравнение, но можно сказать, что различные правительства конкурируют между собой примерно так же, как банды рэкетиров враждуют друг с другом. И вот теперь российское правительство пришло к Соединенным Штатам и говорит: "Что ж, давайте посмотрим, действительно ли вы такие крутые, как вы хвалились"».
Можно ли выразить эту мысль еще более радикально? Оказывается, можно. «Ливийские повстанцы просят поддержки с воздуха — и им на помощь присылают самолеты, — говорит Кокеш. — Точно так же мы просим поддержки в эфире — и нам дают возможность выступать в эфире. Приятно осознавать, что в США это еще можно делать мирными средствами. Наше мировоззрение должно в корне измениться. Для этого нужно черпать из Интернета информацию, вскрывающую механизмы эксплуатации».
Многие ли американцы согласятся с этими словами? Многие. Они читают The Nation, Алекса Джонса и WorldNetDaily. Иногда создается впечатление, что Интернет придумали с одной-единственной целью — убедить параноидально настроенную часть нашей публики в том, что правильно они всегда говорили: никогда нельзя верить тому, что говорят и пишут в СМИ всякие сволочи.С появлением RT этот принцип несколько видоизменился: «Даже русские врут не так, как эти сволочи!»
Так что, если больше никто не хочет создавать канал для отчаявшихся душ, у них есть RT.
Они могут быть о чем угодно, но чаще всего объектом нападок становятся все остальные СМИ. В данном случае досталось New York Times и Washington Post — со слов самой ведущей, «двум крупнейшим газетам, отмеченным множеством наград за выдающиеся достижения в области журналистики», которые в тот день обратились к читательской аудитории с призывом помочь с прочтением целого архива электронной переписки Сары Пэйлин в ее бытность губернатором Аляски — что и обеспечило этим двум изданиям место в традиционной рубрике Миньковской Tool Time.
«Зачем им нужна помощь в освещении этой пустышки? — спрашивает с экрана Миньковская. — Ведь очевидно, что Сара Пэйлин бросила работу ради денег и славы и последние два года зарабатывала на жизнь тем, что критиковала всех подряд. Кому нужна ее переписка? Почему СМИ навязывают нам новости про Сару Пэйлин?»
Далее она демонстрирует нарезку в стиле Daily Show из телеведущих, которые с энтузиазмом расписывают, какой много всякой информации содержится в этих письмах, и выглядят при этом довольно глупо. Пока Алена продолжает свое шоу, в правой части ньюсрума появляется другой ведущий RT — Адам Кокеш. Он только что закончил съемки своей передачи и теперь проходит через студию, на ходу здороваясь с ведущими. Адам только что завершил беседу со зрителями о вреде сидения весь день за рабочим столом, о мышьяке в разрешенной к продаже курятине и о ежегодном заседании Бильдербергского клуба.Он уже успел сбросить с себя лишнюю одежду и остался в джинсах и майке, обнажающей бицепсы и татуировки. В это время в левой части ньюсрума радиоведущий-либерал Том Хартманн, застегнутый на все пуговицы и излучающий невозмутимое спокойствие, готовится к своей передаче, которая в основном будет состоять из интервью с экономистом Джаредом Бернстайном, который до недавних пор работал советником в Белом доме.
Такова пятничная программа в прайм-тайм на этом самом странном из кабельных новостных каналов. Эфир оформлен вполне профессионально, охватывает большую аудиторию — ни много ни мало 20 миллионов абонентов кабельного телевидения в США могут при желании переключиться на RT, и при этом канал практически не подвержен законам рынка. RT был создан в 2005 году как «инструмент влияния, призванный улучшить имидж России за рубежом и нейтрализовать антироссийский настрой, который Кремль усматривает в западных СМИ», как пишет Columbia Journalism Review. Но перезагрузка перезагрузкой, а мы, американцы, не в восторге от российской пропаганды.
RT впервые обратил на себя внимание западной аудитории в 2008 году своим освещением российско-грузинского конфликта. Небольшая республика с населением в 4,6 миллиона человек была представлена как агрессор. (Так, один довольно типичный сюжет включал в себя интервью с неким приехавшим в Южную Осетию американцем, который обвинял в развязывании конфликта Соединенные Штаты.)
В освещении внутриполитической жизни США основной акцент делался на интервью с маргинальными экспертами и кандидатами от третьих партий. Частыми гостями в эфире были радиоведущий Алекс Джонс и независимый журналист Уэйн Мэдсен, известный своими увлекательными, но не очень достоверными версиями по поводу возникновения свиного гриппа и причин падения 7-го корпуса Центра международной торговли 11 сентября 2001 года.
Прошла пара лет, и сегодня у канала есть уже американское бюро прямо в центре Вашингтона со штатом в 70 человек, среди которых есть ветераны CNN и NBC News.
В эфире стали появляться вполне уважаемые гости из таких изданий и организаций как Talking Points Memo, Reason, Институт Катона и Washington Examiner. Дженк Югур тоже любил поговорить о последних событиях в гостях у RT — пока не обзавелся собственной передачей на MSNBC.
В частных беседах и на условиях анонимности эти гости признаются, что основная масса преподносимых на RT материалов кажется им очень странной («постоянно какие-то идиотские теории заговора»).
Но самая заметная и популярная в Вашингтоне часть RT — это все-таки эта вечерняя команда. Если от обычных программ RT зритель гарантированно получает впечатление, что Америка — государство непоследовательное, авторитарное, глупое и к тому же стоящее на грани разорения, то зритель вечернего выпуска получает то же самое впечатление, но немного иначе. Это нечто среднее между монологом сатирика Джона Стюарта и тем, как персонаж Родди Пайпера видел мир через волшебные очки в фильме «Чужие среди нас».
Из всех передач шоу Хартманна представляется наиболее традиционным, а он сам — наиболее независимым от RT. Ранее он появлялся в эфире телеканала в качестве гостя, а затем RT предоставило ему помещение для съемок и распространения его передачи The Big Picture («Общая картина»).
«Уверяю вас, наша программа нисколько не изменилась; мы продолжаем делать то же самое, что делали уже много лет, — говорит сам Хартманн. - Вы спрашиваете, что России нужно от моей передачи? Мы никогда это не обсуждали. Думаю, им нравится, что я собираю аудиторию и что это качественная передача. Но это лишь мое предположение, т.к. мне не известны их внутренние соображения на этот счет. Однако похоже, что канал стремится расти, конкурировать и занять свое место в том пространстве, где доминируют CBC и Al-Jazeera — в пространстве иностранных кабельных каналов, пользующихся популярностью в США».
Передача Алены Миньковской — совсем другое дело. Это попытка создать культовое новостное шоу силами штатных сотрудников. Передача была создана специально под Алену, когда ей было всего 23 года. Начиналась передача с заставки — неотразимая ведущая с ослепительной улыбкой позирует перед камерой, а из ее указательного пальца выходит луч лазера. Основная идея выражалась в девизе передачи: «Только настоящие новости — и никакой пощады!»
Миньковская высмеивала другие СМИ за то, что они уделяют так много внимания новостям из жизни знаменитостей и скачкам. В ее собственной передачи подобные вещи, как правило, оставлялись на десерт и обсуждались в заключительном разделе программы, который называется Happy Hour.
В этой части программы участники переходили за барную стойку и продолжали обсуждать новости за бокалом мартини. (Водка в бокалах, конечно, ненастоящая, но зато оливки самые что ни есть натуральные). Основное внимание в ее передачах уделялось таким вещам, как государственный шпионаж, денежная политика и тайные войны США. Именно в гостях у Алены Джулиан Ассанж дал одно из своих самых откровенных интервью.(!!!)
«Неслучайно у нас в стране самая большая система пенитенциарных учреждений — говорит Алена Миньковская. — Неслучайно полицейские рейды все чаще заканчиваются перестрелками, в которых гибнут невинные люди. Неслучайно Конгресс (хоть про него и говорят, что он раздираем межпартийной враждой) из года в год практически единогласно голосует за увеличение ассигнований на оборону и безропотно соглашается продлить действие «Патриотического акта» — если, конечно, не считать попыток отдельных людей, таких, как Рэнд Пол, воспротивиться этому. И никто на телевидении не говорит об этих вещах!»
В общении со СМИ RT проявляет осмотрительность — мои вопросы относительно ведущих вечернего эфира были получены, но остались без ответа.
Вместе с тем RT явно упивается своей репутацией пропагандистского канала. В промежутках между блоками новостей мелькает рекламный ролик, в котором цитируются раздраженные комментарии с многочисленных страниц канала на YouTube — например: «RT — не что иное, как антиамериканская пропаганда». Еще бы, ведь все эти комичные сюжеты о глубоком упадке в США спонсируются Кремлем. К чему это скрывать?
«Мне кажется, что люди просто-напросто боятся открывать для себя что-то новое. Они хотят видеть только то, к чему они привыкли, — говорит Миньковская. — Поэтому они и думают, что тем, кто работает на RT, в принципе нельзя доверять. Раз уж мы заговорили про предвзятое освещение новостей, посмотрите, что происходит на Fox News. Вот уж кто действительно дурачит народ и запугивает людей до такой степени, что они уже не способны самостоятельно анализировать происходящее».
Адам Кокеш, который обрел популярность именно благодаря RT, еще с большим удовольствием говорит на эту тему. В 2007 году, будучи одним из руководителей организации «Ветераны Ирака против войны», он участвовал в антивоенной демонстрации и вместе с другими активистами, в камуфляже и с бутафорским автоматом в руке, «патрулировал» улицы Вашингтона. В итоге Кокеш стал одной из наиболее заметных фигур на антивоенных демонстрациях в столице.
Но количество американских войск в Ираке все увеличивалось, а антивоенное движение пошло на спад из-за того, что все внимание переключилось на предвыборную гонку, и Кокеш занялся агитацией в пользу Рона Пола. Он даже сам баллотировался в Конгресс от штата Нью-Мексико в 2010 году. Проиграв на выборах, он придумал собственную радиопрограмму.
В 2011 году российский канал, который раньше приглашал Кокеша примерно раз в неделю, предоставил ему возможность выходить в эфир каждый вечер с программой Adam vs. the Man («Адам против системы»). Когда Рон Пол объявил о своем возможном участии в президентских выборах 2012 года, Кокеш поздравил его в эфире. Он взял у своего кумира интервью, в котором он задавал такие вопросы, какие еще никогда не звучали в эфире: «Вы исповедуете принцип добровольности. Что это означает? Как вы себе представляете идеальное общество?»
Надо сказать, что у RT нет более ярого защитника, чем Адам Кокеш. «Правда — это лучшая пропаганда, — говорит Кокеш, цитируя рекламный девиз канала. — И мне это нравится! Мне нравится эта идея. Смешно: люди говорят, мы что-то скрываем, но это не так! Наоборот, мы сразу же предупреждаем, что занимаемся пропагандой! Мы показываем правду, о которой молчат все остальные. Это очень глупое сравнение, но можно сказать, что различные правительства конкурируют между собой примерно так же, как банды рэкетиров враждуют друг с другом. И вот теперь российское правительство пришло к Соединенным Штатам и говорит: "Что ж, давайте посмотрим, действительно ли вы такие крутые, как вы хвалились"».
Можно ли выразить эту мысль еще более радикально? Оказывается, можно. «Ливийские повстанцы просят поддержки с воздуха — и им на помощь присылают самолеты, — говорит Кокеш. — Точно так же мы просим поддержки в эфире — и нам дают возможность выступать в эфире. Приятно осознавать, что в США это еще можно делать мирными средствами. Наше мировоззрение должно в корне измениться. Для этого нужно черпать из Интернета информацию, вскрывающую механизмы эксплуатации».
Многие ли американцы согласятся с этими словами? Многие. Они читают The Nation, Алекса Джонса и WorldNetDaily. Иногда создается впечатление, что Интернет придумали с одной-единственной целью — убедить параноидально настроенную часть нашей публики в том, что правильно они всегда говорили: никогда нельзя верить тому, что говорят и пишут в СМИ всякие сволочи.С появлением RT этот принцип несколько видоизменился: «Даже русские врут не так, как эти сволочи!»
Так что, если больше никто не хочет создавать канал для отчаявшихся душ, у них есть RT.
|