Президент Н.Назарбаев подписал закон о накопительной образовательной системе
Blackadder 17 Января 2013 в 09:00:45
14 января Назарбаевым были подписаны законы “О государственной образовательной накопительной системе” и “О внесении изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной образовательной накопительной системы”.
Сия инициатива является детищем министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова.
Согласно данной инновации, родители, желающие, чтобы их чадо получило в будущем высшее образование, должны с самого рождения откладывать часть своих денег в соответствующие фонды.
На данный момент первоначальный взнос составит от 3МРП. Последующие взносы и их периодичность определяются вкладчиком самостоятельно. Размер государственной премии составляет 5% в год от накопленных средств, а для приоритетных групп — сирот, инвалидов, многодетных и малообеспеченных — 7%.
А что насчет среднего образования?
Министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов заявил, что уже с 2013 года в Казахстане будет введено платное среднее образование: «Это единственный в нашей (образовательной – прим. агентства BNews.kz) сфере уровень, где у нас не было подушевого финансирования. Теперь подушевое финансирование мы начинаем с 1 января экспериментально в 4 областях». Экспериментально и пока только в четырёх областях, но и ЕНТ когда-то вводилось в качестве эксперимента, а, значит, реформа, вероятнее всего, в скором времени прочно закрепится во всех регионах страны — ведь правительство считает её жизненно необходимой.
Каковы её цели? Министр уверяет всех, что необходимо внедрить рыночные механизмы в систему среднего образования, чтобы поддержать открытие и развитие частных школ, будто это позволит наделить школьников более качественными знаниями.
Введение подушевого финансирования, в первую очередь, означает сокращение обеспечения школ из государственного бюджета: таким образом, оно сводится к минимуму, а недостающие средства предлагается компенсировать именно рыночными механизмами. В результате происходит сужение социальной сферы, создание нового рынка образования, а все школы фактически становятся частными. Финансирование необходимо, в первую очередь, для обеспечения учителей и других работников школ заработной платы, оплаты услуг ЖКХ, своевременного ремонта помещений и обновления материальной базы, поддержания школьных библиотек и далее по списку. Но ведь уже сейчас, хотя эта реформа ещё не вступила в силу, объёмов обеспечения из бюджета явно не хватает: большую часть учебников родителям приходится покупать самостоятельно, а в холодное время года школьникам и преподавателям зачастую приходится ютиться в кабинетах, замёрзающих без отопления, на оплату которого не хватило бюджетных средств.
Жумагулов также сокрушается по поводу качества методик обучения, фактически объявляет устаревшие педагогические техники и учебные пособия корнем всех проблем, правда, напрямую не увязывает их с финансовым вопросом: «Как могут учителя по таким учебникам вести развивающее, личностно-ориентированное обучение? Между тем история педагогики от Христа до Макаренко доказывает – можно и без учебника». Достаточно ясно, тем не менее, что разработка новых учебников, проведение исследований в области совершенствования методик обучения требует вполне конкретных денежных средств, которых сейчас попросту нет.
Позволит ли ещё большее сокращение финансирования и отдача школ на откуп рынку расширить бюджеты школ и, в конечном счёте, решить данные проблемы?
Как на практике будут извлекаться средства на обеспечение школ, представить несложно — существует не так много вариантов. Вероятнее всего, тарифы за обучение будут завышенными. Также, вполне возможно, будут сокращены заработные платы преподавателей и остального персонала школ. Не исключено, что бюрократы проведут и так называемую «оптимизацию» штата, и в результате часть преподавателей будет сокращена, а сохранившим рабочее место придётся работать больше, так как на их плечи упадут дополнительные учебные часы.
В результате комплексного применения вышеперечисленных методов платить, как мы видим, придётся простым трудящимся, родителям детей и работникам школ. Для первых к растущим тарифам ЖКХ, тарифам на проезд, ценам на продукты питания при не меняющейся зарплате добавится дополнительная статья расходов, а вторые могут вовсе оказаться у разбитого корыта. Остаётся неясным при этом, как реформа поможет повысить качество образования.
http://socialismkz.info/?p=6214
Сия инициатива является детищем министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова.
Согласно данной инновации, родители, желающие, чтобы их чадо получило в будущем высшее образование, должны с самого рождения откладывать часть своих денег в соответствующие фонды.
На данный момент первоначальный взнос составит от 3МРП. Последующие взносы и их периодичность определяются вкладчиком самостоятельно. Размер государственной премии составляет 5% в год от накопленных средств, а для приоритетных групп — сирот, инвалидов, многодетных и малообеспеченных — 7%.
А что насчет среднего образования?
Министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов заявил, что уже с 2013 года в Казахстане будет введено платное среднее образование: «Это единственный в нашей (образовательной – прим. агентства BNews.kz) сфере уровень, где у нас не было подушевого финансирования. Теперь подушевое финансирование мы начинаем с 1 января экспериментально в 4 областях». Экспериментально и пока только в четырёх областях, но и ЕНТ когда-то вводилось в качестве эксперимента, а, значит, реформа, вероятнее всего, в скором времени прочно закрепится во всех регионах страны — ведь правительство считает её жизненно необходимой.
Каковы её цели? Министр уверяет всех, что необходимо внедрить рыночные механизмы в систему среднего образования, чтобы поддержать открытие и развитие частных школ, будто это позволит наделить школьников более качественными знаниями.
Введение подушевого финансирования, в первую очередь, означает сокращение обеспечения школ из государственного бюджета: таким образом, оно сводится к минимуму, а недостающие средства предлагается компенсировать именно рыночными механизмами. В результате происходит сужение социальной сферы, создание нового рынка образования, а все школы фактически становятся частными. Финансирование необходимо, в первую очередь, для обеспечения учителей и других работников школ заработной платы, оплаты услуг ЖКХ, своевременного ремонта помещений и обновления материальной базы, поддержания школьных библиотек и далее по списку. Но ведь уже сейчас, хотя эта реформа ещё не вступила в силу, объёмов обеспечения из бюджета явно не хватает: большую часть учебников родителям приходится покупать самостоятельно, а в холодное время года школьникам и преподавателям зачастую приходится ютиться в кабинетах, замёрзающих без отопления, на оплату которого не хватило бюджетных средств.
Жумагулов также сокрушается по поводу качества методик обучения, фактически объявляет устаревшие педагогические техники и учебные пособия корнем всех проблем, правда, напрямую не увязывает их с финансовым вопросом: «Как могут учителя по таким учебникам вести развивающее, личностно-ориентированное обучение? Между тем история педагогики от Христа до Макаренко доказывает – можно и без учебника». Достаточно ясно, тем не менее, что разработка новых учебников, проведение исследований в области совершенствования методик обучения требует вполне конкретных денежных средств, которых сейчас попросту нет.
Позволит ли ещё большее сокращение финансирования и отдача школ на откуп рынку расширить бюджеты школ и, в конечном счёте, решить данные проблемы?
Как на практике будут извлекаться средства на обеспечение школ, представить несложно — существует не так много вариантов. Вероятнее всего, тарифы за обучение будут завышенными. Также, вполне возможно, будут сокращены заработные платы преподавателей и остального персонала школ. Не исключено, что бюрократы проведут и так называемую «оптимизацию» штата, и в результате часть преподавателей будет сокращена, а сохранившим рабочее место придётся работать больше, так как на их плечи упадут дополнительные учебные часы.
В результате комплексного применения вышеперечисленных методов платить, как мы видим, придётся простым трудящимся, родителям детей и работникам школ. Для первых к растущим тарифам ЖКХ, тарифам на проезд, ценам на продукты питания при не меняющейся зарплате добавится дополнительная статья расходов, а вторые могут вовсе оказаться у разбитого корыта. Остаётся неясным при этом, как реформа поможет повысить качество образования.
http://socialismkz.info/?p=6214
|