Аналогия ясна? Эрэфия дала нам пример такого же колхоза, который забросил ПРОИЗВОДСТВО ради ПОТРЕБЛЕНИЯ, которое обеспечивалось сырьевой РЕНТОЙ. Да, вроде бы все работали – и дизайнеры, и мерчендайзеры, и стриптизерши, и продавцы айфонов с риэлторами гордо надували щеки, демонстрируя графики роста продаж. Но вся эта ЭКОНОМИКА ПОТРЕБЛОЕНИЯ питалась исключительно за счет РЕНТНЫХ СВЕРХДОХОДОВ. Что касается обрабатывающей промышленности, авиастроения и машинострения, то они давали лишь остаточную прибыль, а иногда даже демонстрировали рост, но это был РОСТ БЕЗ РАЗВИТИЯ.
Да, бывший телевизионный завод, пока еще есть корпуса и советские кадры, можно было перепрофилировать на отверточную сборку корейских телевизоров. Да, такая продукция будет продаваться в 100 раз успешнее, чем телевизоры «Радуга» и «Горизонт», и потому финансовые показатели предприятия сразу подскочат. Но ведь это будет происходить на фоне ДЕГРАДАЦИИ производства, точнее полного отказа от производства. И как только платежеспособный спрос из-за оскудения рентных доходов падает, владелец без всякого сожаления закрывает завод «до лучших времен». Владелец производства не может это сделать, потому что утрату кадров невозможно будет восполнить. А если речь об отверточной сборке, то обучить персонал, набранный с улицы, можно за две недели.
Именно поэтому предприятия, «модернизированные» по схеме «РОСТ БЕЗ РАЗВИТИЯ» гарантированно умирают в случае даже непродолжительного ухудшения спроса. Как невозможно колхозникам вернуться к крестьянскому труду, так и наши самолетостроители, утратившие способность ПРОИЗВОДИТЬ авиакомпоненты, не смогут и собирать самолеты. Пример «Суперджета» тому наглядное доказательство: поскольку в Эрэфии осуществляется по сути лишь отверточная сборка из импортных на 60% компонентов, рост курса доллара делает сборку самолетов нерентабельной (кто же будет покупать самолеты, подорожавшие вдвое, да еще при падении рынка авиаперевозок?). Итог: вместо плановых 60 машин в год (так заявлялось 10 лет назад) в прошлом году собрали 18 «Суперджетов». В этом году ОАК вряд ли осилит более 10 машин, да и то лишь за счет старых заказов и наличия комплектующих, а на будущий год производство вынуждено будет сдохнуть просто по причине отсутствия заказов.
Может ли завод в Комсомольске-на Амуре ожить, даже если цены на нефть вернутся через 3-4 года на докризисный уровень? Это исключено просто потому что станочный парк будет утрачен, заводские корпуса развалятся, рассыплются производственные цепочки, рабочие сопьются.Если сегодня французские моторы для «Суперджетов» еще собираются по французской лицензии в Рыбинске, то через пять лет их можно будет только импортировать. Впрочем, к тому времени китайцы и японцы со своими среднемагистральными лайнерами полностью похоронят даже надежду на реанимацию этого суперпузыря путинской эпохи.
Рентная экономика своим УБИВАЕТ РОСТОМ РАЗВИТИЕ, а любая экономика без развития разрушается. Точно так же, как колхозники в рассмотренном выше примере, теряют свои дома, лишившись рентных доходов, РФ неизбежно потеряет даже источники своей ренты. Причем это произойдет в лучшем случае, если они хоть кому-то будут нужны! В худшем случае наши газопроводы и нефтепромыслы просто никому не понадобятся. Пождобные примеры в истории уже были. В начале прошлого века бурное развитие автомобилестроения взвинтило спрос и цены на каучук. В результате каучуковые плантации в Латинской Америке обеспечивали просто заоблачные доходы. А потом бац – и вся эта каучуковая индустрия лопнула, опустели и заросли джунглями целые города! Всего лишь химики научились получать искусственную резину. Зависимость от ренты всегда опасна.
Повторю, что даже в случае чуда, когда нефтяные цены вновь подскочат, РФ ждет смерть по причине деградации экономики, вызванной
голландской болезнью, что мы наблюдали все годы путинизма, прошедших под лозунгом «РОСТ БЕЗ РАЗВИТИЯ». Все без исключения сырьевые экономики рушатся. С чего вы взяли, что РФ будет исключением?