Григорий Марченко: «О чем мне сказал Обама…»
X-Daemon 22 Октября 2013 в 09:50:47
Очередной сюрприз международного масштаба преподнес экс-председатель Нацбанка Григорий Марченко, выступивший в начале недели в программе «Курс дня» на федеральном российском телеканале «Россия 24».
Напомним, что в сентябре еще в должности главы Нацбанка он сделал сенсационное заявление в эфире российского телеканала РБК о недовольстве канцлера Германии Ангелы Меркель перевесом взаимных инвестиций наших стран в пользу Казахстана. Дословно это прозвучало так: «С Германией у нас была в прошлом году такая ситуация, что наши инвестиции составили $6 млрд, немецкие инвестиции в Казахстане - $1,5 млрд, о чем наш президент г-же Меркель сказал, ей не понравилось!». С тех пор ни Акорда, ни официальный Берлин не сделали комментариев по этому поводу, включая и подтверждение такого разговора между лидерами двух стран.
На этот раз г-н Марченко выражался в эфире гораздо свободнее, так как позиционировал себя в качестве «иностранного независимого эксперта». Ссылку на свой разговор с президентом США Бараком Обамой он привел, когда обсуждал нынешнюю ситуацию в США с противостоянием между Белым домом и Конгрессом по вопросу о бюджете и повышении потолка госдолга. Эта ситуация, по мнению г-на Марченко, выглядит как «пятая часть марлезонского балета, мы видели всё это кино». Американский же президент якобы пояснил ему, что идет выяснение внутриполитических отношений между двумя партиями, в итоге «одна фракция республиканцев – Tea Party - держит в заложниках всю Республиканскую партию, та держит в заложниках Конгресс США, отсутствие решения Конгресса по потолку государственного долга США держит в заложниках большую часть американской экономики, а она – 25% от всей мировой экономики, то есть мы все у нее в заложниках».
Выходом из этой ситуации г-ну Марченко видится включение рубля и юаня в состав корзины СДР МВФ и снижение зависимости от доллара наряду с диверсификацией экономики. Для примера он иронично сослался на «большой прогресс», достигнутый общими усилиями в китайско-казахстанской торговле, где доля доллара в расчетах снизилась за последние годы с 99% до 97%. На вопрос ведущего о том, что мешает отказаться от доллара, г-н Марченко указал на психологию и силы привычки.
Единую европейскую валюту он величал «сильно недоделанной» и назвал политической ошибкой прием Греции в еврозону. Говоря о перспективах дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза, он призвал не повторять такие ошибки, для чего следует не только дополнить маастрихстские критерии и строго выполнять их, но и «не брать членов, которые не выполняют критерии». С какими именно странами не по пути Казахстану в интеграционное будущее, г-н Марченко говорить не стал. А состав Таможенного союза он предложил расширить за счет Украины, Азербайджана и Турции с последующим соглашением об ассоциации с Монголией и Китаем. «И вот тогда совсем другая будет критическая масса, и совсем другие будут отношения и внутри Таможенного союза, и с европейскими соседями», – заключил экс-глава Нацбанка.
Из других заявлений г-на Марченко следовало, что он является противником расширения мандата центрального банка по примеру ФРС США и Банка Англии, придерживаясь подхода немецкого Бундесбанка. Показатель монетизации экономики, рассчитываемый как отношение денежной массы к ВВП, для него не является системно важным в силу возросшей оборачиваемости денег. По этой причине он возражает против политики печатания денег центральным банком для нужд реального сектора экономики, то есть против так называемого «количественного смягчения». Для примера он сослался на Казахстан, где по его расчетам номинальный ВВП растет быстрее денежной массы, и напомнил о негативных последствиях межзачета, проведенного в 1994 году на основании президентского указа. Тогда по возвращении г-на Марченко из США денежная масса выросла в 2,5 раза, тенге обесценился с 11 до 40 за доллар за 2,5 месяца, месячная инфляция выросла до 46% в июне.
«После этого, - резюмировал г-н Марченко, - у нас поняли, что не надо играть с напечатыванием денег, с независимостью центрального банка. В марте 1995 года был принят правильный указ, имеющий силу закона, о центральном банке в основном на базе закона о немецком Бундесбанке 1957 года. Поэтому последние 18 лет у нас центральный банк был независимым и больше денег не печатал».
О программах «количественного смягчения» г-н Марченко отозвался негативно, утверждая, что эффекта для реального сектора экономики она не дали, а «просто подкормили финансовый сектор». В качестве статистического аргумента он сослался на рост объемов кредитования в России с момента последнего кризиса и в Казахстане (с 2008 года - на 38%), тогда как в США и Британии, по его сведениям, «показатели отрицательные, Европе – на нуле». Результат, по его мнению, очевиден: «Огромные деньги не дошли до реального сектора в США, Великобритании, Европе. Дешевые деньги позволили рефинансировать операции банков, [это] как наркотик, [к ним] быстро привыкают, когда действие прекращается - начинается ломка. Спасать крупные банки в любом случае – не слишком правильный выбор. Основные структурные проблемы, которые привели к возникновению кризиса, пока не решены. Как будут их решать в Европе, США, Японии, - большой вопрос».
Напомним, что в сентябре еще в должности главы Нацбанка он сделал сенсационное заявление в эфире российского телеканала РБК о недовольстве канцлера Германии Ангелы Меркель перевесом взаимных инвестиций наших стран в пользу Казахстана. Дословно это прозвучало так: «С Германией у нас была в прошлом году такая ситуация, что наши инвестиции составили $6 млрд, немецкие инвестиции в Казахстане - $1,5 млрд, о чем наш президент г-же Меркель сказал, ей не понравилось!». С тех пор ни Акорда, ни официальный Берлин не сделали комментариев по этому поводу, включая и подтверждение такого разговора между лидерами двух стран.
На этот раз г-н Марченко выражался в эфире гораздо свободнее, так как позиционировал себя в качестве «иностранного независимого эксперта». Ссылку на свой разговор с президентом США Бараком Обамой он привел, когда обсуждал нынешнюю ситуацию в США с противостоянием между Белым домом и Конгрессом по вопросу о бюджете и повышении потолка госдолга. Эта ситуация, по мнению г-на Марченко, выглядит как «пятая часть марлезонского балета, мы видели всё это кино». Американский же президент якобы пояснил ему, что идет выяснение внутриполитических отношений между двумя партиями, в итоге «одна фракция республиканцев – Tea Party - держит в заложниках всю Республиканскую партию, та держит в заложниках Конгресс США, отсутствие решения Конгресса по потолку государственного долга США держит в заложниках большую часть американской экономики, а она – 25% от всей мировой экономики, то есть мы все у нее в заложниках».
Выходом из этой ситуации г-ну Марченко видится включение рубля и юаня в состав корзины СДР МВФ и снижение зависимости от доллара наряду с диверсификацией экономики. Для примера он иронично сослался на «большой прогресс», достигнутый общими усилиями в китайско-казахстанской торговле, где доля доллара в расчетах снизилась за последние годы с 99% до 97%. На вопрос ведущего о том, что мешает отказаться от доллара, г-н Марченко указал на психологию и силы привычки.
Единую европейскую валюту он величал «сильно недоделанной» и назвал политической ошибкой прием Греции в еврозону. Говоря о перспективах дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза, он призвал не повторять такие ошибки, для чего следует не только дополнить маастрихстские критерии и строго выполнять их, но и «не брать членов, которые не выполняют критерии». С какими именно странами не по пути Казахстану в интеграционное будущее, г-н Марченко говорить не стал. А состав Таможенного союза он предложил расширить за счет Украины, Азербайджана и Турции с последующим соглашением об ассоциации с Монголией и Китаем. «И вот тогда совсем другая будет критическая масса, и совсем другие будут отношения и внутри Таможенного союза, и с европейскими соседями», – заключил экс-глава Нацбанка.
Из других заявлений г-на Марченко следовало, что он является противником расширения мандата центрального банка по примеру ФРС США и Банка Англии, придерживаясь подхода немецкого Бундесбанка. Показатель монетизации экономики, рассчитываемый как отношение денежной массы к ВВП, для него не является системно важным в силу возросшей оборачиваемости денег. По этой причине он возражает против политики печатания денег центральным банком для нужд реального сектора экономики, то есть против так называемого «количественного смягчения». Для примера он сослался на Казахстан, где по его расчетам номинальный ВВП растет быстрее денежной массы, и напомнил о негативных последствиях межзачета, проведенного в 1994 году на основании президентского указа. Тогда по возвращении г-на Марченко из США денежная масса выросла в 2,5 раза, тенге обесценился с 11 до 40 за доллар за 2,5 месяца, месячная инфляция выросла до 46% в июне.
«После этого, - резюмировал г-н Марченко, - у нас поняли, что не надо играть с напечатыванием денег, с независимостью центрального банка. В марте 1995 года был принят правильный указ, имеющий силу закона, о центральном банке в основном на базе закона о немецком Бундесбанке 1957 года. Поэтому последние 18 лет у нас центральный банк был независимым и больше денег не печатал».
О программах «количественного смягчения» г-н Марченко отозвался негативно, утверждая, что эффекта для реального сектора экономики она не дали, а «просто подкормили финансовый сектор». В качестве статистического аргумента он сослался на рост объемов кредитования в России с момента последнего кризиса и в Казахстане (с 2008 года - на 38%), тогда как в США и Британии, по его сведениям, «показатели отрицательные, Европе – на нуле». Результат, по его мнению, очевиден: «Огромные деньги не дошли до реального сектора в США, Великобритании, Европе. Дешевые деньги позволили рефинансировать операции банков, [это] как наркотик, [к ним] быстро привыкают, когда действие прекращается - начинается ломка. Спасать крупные банки в любом случае – не слишком правильный выбор. Основные структурные проблемы, которые привели к возникновению кризиса, пока не решены. Как будут их решать в Европе, США, Японии, - большой вопрос».
|