Создание общего ж/д-перевозчика Союза: зачем это нужно и как будет работать
admin 27 Июня 2013 в 09:46:49
Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании объединенной транспортно-логистической компании. Соответствующее соглашение было подписано на Петербургском Международном экономическом форуме в присутствии президента РФ Владимира Путина главами железнодорожных компаний РФ, РБ и РК. Разберёмся, зачем это нужно и как будет работать.
Цели и задачи
Согласно официальной информации, объединенная транспортно-логическая компания (ОТЛК) будет заниматься перевозкой контейнерных грузов в рамках Единого экономического пространства, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией. По мнению профильных специалистов, создание компании позволит сформировать инфраструктурную платформу для реализации других масштабных экономических проектов в Едином экономическом пространстве, а инвестиции в компанию позволят обслуживать транспортные потребности экономик стран Таможенного Союза и сопредельных государств на современном уровне.
Теперь немного конкретных цифр. Как заявлено, создание ОТЛК ориентировано на развитие перевозок контейнерными поездами грузопотока в направлении Китай — Западная Европа, который, по экспертным оценкам, к 2020 году может вырасти в 30-40 раз. Разработчики концепции создания белорусско-российко-казахстанского оператора рассчитывают занять 60% рынка контейнерных грузоперевозок в данном направлении и обслуживать около 7% товарооборота между Китаем и Европой.
Для реализации этого плана предполагается следующее:
— создать сеть терминально-логистических центров по всему маршруту — от границы Казахстана с Китаем до западной границы Белоруссии;
— внедрить одну технологию обслуживания грузов, за счет чего будет повышена скорость доставки грузов, и единые тарифные ставки.
При этом, как отмечается, уже сегодня меньшие сроки доставки грузов железнодорожным транспортом по сравнению с морскими перевозками (в 2-2,5 раза быстрее) создают конкурентные преимущества для развития данного проекта.
Планируется, что в будущем объединенная компания будет оказывать не только традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями, но и по складированию, перегрузке, дополнительным услугам со значительной добавленной стоимостью. Кроме того, железнодорожные администрации не исключают развития комбинированных перевозок ОТЛК.
Вице-президент ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности Салман Бабаев в своём комментарии отметил, что в процессе обсуждения концепции ОТЛК многие задавались вопросом, не идёт ли речь о создании очередной монополии:
«Хочу подчеркнуть, что образование ОТЛК не означает, что другие транспортно-логистические и экспедиторские компании не могут перевозить контейнеры... Речь идет о повышении конкурентоспособности евро-азиатского транспортного коридора в целом... На северо-западе Китая возникают серьезные промышленные кластеры, где производится компьютерная техника, автомобили и другие дорогостоящие товары. Чтобы привлечь этот груз, нужно определить единые правила для его прохождения по всему маршруту. Для объединения усилий сторон и необходима ОТЛК. При этом автомобильный транспорт мы рассматриваем не в качестве конкурента, а с точки зрения консолидации действий, когда речь идет о первой и последней миле. Мы постараемся организовать комбинированные перевозки».
Юридические аспекты
Компания создается в форме акционерного общества, после получения согласия государственных органов в уставной капитал будут внесены акции или доли участия в компаниях-операторах подвижного состава и терминалов, а также вагоны для перевозки контейнеров, контейнеры и другое необходимое имущество.
Создание пройдет в два этапа: сначала РЖД внесет в проект 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера» (на момент подписания соглашения на Лондонской бирже стоили $945 млн) и 100% «РЖД логистики», а Белорусская железная дорога и «Казахстан темир жолы» — «денежный взнос» (его размер участники определят позже). На втором этапе белорусская и казахстанская компании внесут в капитал СП активы: белорусы внесут оператора «Белинтертранс» и терминал в Бресте, казахи — оператора «Казтранссервис» и терминалы «Достык» (принадлежит «Кедентранссервису» — СП казахской дороги и «Трансконтейнера») и «Алтыконь». Корпоративное управление ОТЛК будет паритетным в течение семи лет, несмотря на размер долей участников.
Передаваемое в оплату акций компании имущества будет вноситься по рыночной оценке, определенной независимым оценщиком из числа ведущих международных компаний. Как заявил глава РЖД Владимир Якунин, регистрация ОТЛК в качестве юридического лица возможна уже в этом году. Вместе с тем, как отметил чиновник, процесс внесения терминальных и перевозочных активов со стороны Казахстанских и Белорусских железных дорог будет завершен в течение 2014 г.
Экономика
Согласно бизнес-плану, общий грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн условных единиц измерения, а дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры к 2020 году составит около 1,6 млрд долларов. Кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП к 2020 году составит 11,3 млрд долларов, в том числе для России — почти 5 млрд долларов, для Казахстана — 5,3 млрд долларов, для Белоруссии — около 1 млрд долларов.
Глава РЖД Якунин заявил, что «очень приблизительно» он оценивает капитализацию объединенной транспортно-логистической компании примерно в 2,7 млрд долларов.
Учредители совместной компании заявили, что проект является открытым для новых участников, в частности Украины и стран Прибалтики. При этом есть информация, что Латвийская железная дорога «проявляет интерес» к участию в проекте. В свою очередь, Белорусская сторона также подчеркивает необходимость активизации сотрудничества с Польшей.
http://www.odnako.org/blogs/show_26476/
Цели и задачи
Согласно официальной информации, объединенная транспортно-логическая компания (ОТЛК) будет заниматься перевозкой контейнерных грузов в рамках Единого экономического пространства, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией. По мнению профильных специалистов, создание компании позволит сформировать инфраструктурную платформу для реализации других масштабных экономических проектов в Едином экономическом пространстве, а инвестиции в компанию позволят обслуживать транспортные потребности экономик стран Таможенного Союза и сопредельных государств на современном уровне.
Теперь немного конкретных цифр. Как заявлено, создание ОТЛК ориентировано на развитие перевозок контейнерными поездами грузопотока в направлении Китай — Западная Европа, который, по экспертным оценкам, к 2020 году может вырасти в 30-40 раз. Разработчики концепции создания белорусско-российко-казахстанского оператора рассчитывают занять 60% рынка контейнерных грузоперевозок в данном направлении и обслуживать около 7% товарооборота между Китаем и Европой.
Для реализации этого плана предполагается следующее:
— создать сеть терминально-логистических центров по всему маршруту — от границы Казахстана с Китаем до западной границы Белоруссии;
— внедрить одну технологию обслуживания грузов, за счет чего будет повышена скорость доставки грузов, и единые тарифные ставки.
При этом, как отмечается, уже сегодня меньшие сроки доставки грузов железнодорожным транспортом по сравнению с морскими перевозками (в 2-2,5 раза быстрее) создают конкурентные преимущества для развития данного проекта.
Планируется, что в будущем объединенная компания будет оказывать не только традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями, но и по складированию, перегрузке, дополнительным услугам со значительной добавленной стоимостью. Кроме того, железнодорожные администрации не исключают развития комбинированных перевозок ОТЛК.
Вице-президент ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности Салман Бабаев в своём комментарии отметил, что в процессе обсуждения концепции ОТЛК многие задавались вопросом, не идёт ли речь о создании очередной монополии:
«Хочу подчеркнуть, что образование ОТЛК не означает, что другие транспортно-логистические и экспедиторские компании не могут перевозить контейнеры... Речь идет о повышении конкурентоспособности евро-азиатского транспортного коридора в целом... На северо-западе Китая возникают серьезные промышленные кластеры, где производится компьютерная техника, автомобили и другие дорогостоящие товары. Чтобы привлечь этот груз, нужно определить единые правила для его прохождения по всему маршруту. Для объединения усилий сторон и необходима ОТЛК. При этом автомобильный транспорт мы рассматриваем не в качестве конкурента, а с точки зрения консолидации действий, когда речь идет о первой и последней миле. Мы постараемся организовать комбинированные перевозки».
Юридические аспекты
Компания создается в форме акционерного общества, после получения согласия государственных органов в уставной капитал будут внесены акции или доли участия в компаниях-операторах подвижного состава и терминалов, а также вагоны для перевозки контейнеров, контейнеры и другое необходимое имущество.
Создание пройдет в два этапа: сначала РЖД внесет в проект 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера» (на момент подписания соглашения на Лондонской бирже стоили $945 млн) и 100% «РЖД логистики», а Белорусская железная дорога и «Казахстан темир жолы» — «денежный взнос» (его размер участники определят позже). На втором этапе белорусская и казахстанская компании внесут в капитал СП активы: белорусы внесут оператора «Белинтертранс» и терминал в Бресте, казахи — оператора «Казтранссервис» и терминалы «Достык» (принадлежит «Кедентранссервису» — СП казахской дороги и «Трансконтейнера») и «Алтыконь». Корпоративное управление ОТЛК будет паритетным в течение семи лет, несмотря на размер долей участников.
Передаваемое в оплату акций компании имущества будет вноситься по рыночной оценке, определенной независимым оценщиком из числа ведущих международных компаний. Как заявил глава РЖД Владимир Якунин, регистрация ОТЛК в качестве юридического лица возможна уже в этом году. Вместе с тем, как отметил чиновник, процесс внесения терминальных и перевозочных активов со стороны Казахстанских и Белорусских железных дорог будет завершен в течение 2014 г.
Экономика
Согласно бизнес-плану, общий грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн условных единиц измерения, а дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры к 2020 году составит около 1,6 млрд долларов. Кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП к 2020 году составит 11,3 млрд долларов, в том числе для России — почти 5 млрд долларов, для Казахстана — 5,3 млрд долларов, для Белоруссии — около 1 млрд долларов.
Глава РЖД Якунин заявил, что «очень приблизительно» он оценивает капитализацию объединенной транспортно-логистической компании примерно в 2,7 млрд долларов.
Учредители совместной компании заявили, что проект является открытым для новых участников, в частности Украины и стран Прибалтики. При этом есть информация, что Латвийская железная дорога «проявляет интерес» к участию в проекте. В свою очередь, Белорусская сторона также подчеркивает необходимость активизации сотрудничества с Польшей.
http://www.odnako.org/blogs/show_26476/
|