Кадровый пасьянс президента

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 03 Марта 2008 в 09:45:16
[div align=center]
Разберемся в раскладах[/div]
Последние кадровые назначения, произведенные Нурсултаном Назарбаевым, задели за живое казахстанскую публику. Особенно когда в маневрах приняли участие и известные персоны, вроде Н. Дутбаева или Н. Балгимбаева.

Что-то затевается – и ощущение этого определенно присутствует в атмосфере политической арены страны. Однако что именно – ни один аналитик пока не выдал нам вразумительного объяснения. К примеру, тот же Данияр Ашимбаев с высоты своих познаний о кадровой кухне заявляет, что все реорганизации, в том числе и текущие, из разряда «чтобы аппарат не дремал».

Однако подобные объяснения не удовлетворяют общество, поскольку все осознают – сегодня не та ситуация, чтобы устраивать встряски ради встрясок. Поэтому на данном этапе с нас достаточно было бы и уверенности в том, что предпринятые с начала года главой государства кадровые решения подчинены единственному замыслу – вытягиванию страны из того болота, куда мы внезапно провалились. Построению жизнеспособного государства.

Но кто может сейчас сказать, что вообще верит в наличие таких замыслов у обитателей левобережной Астаны? Кто уверен в том, что кадровые маневры – не лихорадочная попытка склеить карточный домик, не решение чьих-то личных проблем?

Казахстанская власть как-то очень быстро лишилась общественного кредита доверия, коль скоро даже перманентно верящие голосу Центра учителя посмели требовать повышения заработных плат, удачно вплетя свое изящное соло в стальной бас шахтерских забастовок Карагандинской области.

Вследствие этого действия наверху нуждаются в более пристальном общественном внимании и оценке. Если уж «доверяй – но проверяй», то в ситуации, когда доверия практически не осталось – проверяй вдвойне.

Кадровые решения-2008 (хроника)

14 января. Указ о назначении Г. Абдрахимова председателем Агентства по делам государственной службы.

23 января. Первым заместителем председателя партии «Нур Отан» становится Адильбек Джаксыбеков, освобожденный от должности руководителя Администрации президента. Должность руководителя АП получает бывший заместитель председателя партии «Нур Отан» К. Келимбетов. Б. Жумагулов, смещенный с должности первого зама, отказывается впоследствии и от обязанностей руководителя партийной фракцией НО в мажилисе, уступив их У. Мухамеджанову, оставшись, таким образом, только вице-спикером Мажилиса.

В тот же день последовал еще ряд назначений:

- С. Примбетов отправлен послом в Азербайджан;

- А. Рау стал акимом Акмолинской области;

- А. Дунаев возглавил ФУР «Казына», Е. Бахмутова - Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

- М. Есенбаев стал главой Агентства по защите конкуренции.

11 февраля. Указ «О штатной численности и структуре Администрации Президента Республики Казахстан». Количество сотрудников АП уменьшилось на тридцать человек, в связи с этим была изменена и структура организации.

15 февраля. Назначения:

- Оналсын Жумабеков назначен Председателем Высшего Судебного Совета;

- Асет Исекешев - помощником президента;

- Серик Буркитбаев - председателем правления АО “Национальный научно-технологический холдинг “Самғау”.

В АП:

- К. Бишимбаев назначен заведующим Отделом социально-экономического мониторинга;

- Т. Донаков - заведующим Государственно-правовым отделом;

- М. Жакупов - заведующим Отделом документационного обеспечения;

- С. Канаев - заведующим Отделом государственного контроля и организационно-кадровой работы;

- Е. Карин - заведующим Отделом внутренней политики;

- М. Муханов - заведующим Центром стратегических разработок и анализа.

- А. Басекеев освобожден от должности специального представителя Президента Республики Казахстан на космодроме “Байконур”;

- Е. Бектурганов - от должности заведующего Отделом кадровой политики;

- А. Досжан – от должности заведующего Социально-политическим отделом;

- А. Ещанов – от должности заведующего Ситуационным центром Совета Безопасности Республики Казахстан;

- М. Жуат – от должности заведующего Отделом по защите государственных секретов и информатизации;

- Е. Мамытбеков – от должности заведующего Отделом социально-экономического анализа;

- К. Нурпеисов – от должности заведующего Отделом финансов, бухгалтерского учета и отчетности;

- А. Шоманов – от должности заведующего Информационно - аналитическим центром.

19 февраля. Берик Имашев назначен помощником президента – секретарем Совета безопасности и освобожден от ранее занимаемой должности (о возникшей в связи с этим непонятной ситуации мы поговорим ниже).

Владимир Школьник назначен министром индустрии и торговли и освобожден от должности заместителя руководителя АП.

Галым Оразбаков освобожден от должности министра индустрии и торговли Республики Казахстан.

20 февраля. Н. Дутбаев стал советником президента, Н. Балгимбаев - специальным представителем Республики Казахстан по вопросам использования ресурсов Каспийского моря. Другие назначения:

- И. Меркель - первый заместитель Генерального прокурора;

- Р. Мамырбаев - заместитель Генерального прокурора;

- Н. Даненов - заместитель министра иностранных дел;

- Н. Абди - ответственный секретарь Антимонопольного агентства.

Комментарии к кадровым решениям

Берик Имашев

Обещанные странности, связанные с информацией о назначении данной персоны помощником президента – секретарем Совета безопасности республики.

В сообщения информационных агентств в качестве последнего (до назначения) места работы Берика Имашева указывается: «18 октября 2005 года Б. Имашев был назначен заместителем руководителя администрации президента РК». Однако последним назначением Берика Имашева был именно этот пост – секретаря Совета безопасности, правда, без совмещения его с обязанностями помощника президента.

Соответствующий указ о назначении Б. Имашева секретарем Совета безопасности был подписан президентом в 11 января 2007 года. Вот текст этого указа:

«Назначить Имашева Берика Мажитовича Секретарем Совета Безопасности Республики Казахстан, освободив от должности заместителя Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан». Выделенный мной фрагмент указа доказывает, что последним местом работы Берика Мажитовича никак не мог быть пост заместителя руководителя АП, который в качестве такового фигурирует в информационных сообщениях.

Самое любопытное, что напутать в назначениях Берика Имашева было очень затруднительно, поскольку история с его отказом от должности секретаря Совбеза стала сенсацией летом прошлого года. Газета «Время» тогда распространила информацию о том, что Берик Имашев подал в отставку со своего поста в связи с развитием «Рахатгейта». А вслед за этим газета «Литер» сообщила, что «слухи об увольнении с работы по собственному желанию Имашева оказались сильно преувеличенными». Заявления об уходе он, мол, не подавал, и в обозримом будущем делать этого не собирается.

Так что данное назначение следует рассматривать не как переход Берика Мажитовича из одной структуры в другую (из АП в Совбез), а как укрепление его существовавшего положения еще одной кадровой позицией.

Что же касается причин еще большего приближения секретаря Совбеза к телу президента, то они могут находиться как в практической сфере госуправления, так и в сфере близкородственных семейных уз, так как Б. Имашев, помимо всего прочего, является еще и дедом президентских правнучки и правнука. Наверное, сей факт сближает?

Администрация президента

Как уже говорили аналитики, кадровые назначения в администрации президента могут быть предвестниками нового тренда – омоложения руководящего состава (среднего звена) государственного аппарата. Поставщиком кадров должен стать проект «Болашак», по которому молодые люди из Казахстана проходят обучение за счет государства в зарубежных вузах.

Мы не должны рассматривать эти попытки обновить кровь в качестве серьезного способа решить кризис госуправления. Он даже близко не устраняет причины кризиса, следовательно, кадры (хоть молодые, хоть не очень), будут действовать в прежних условиях, которые довольно быстро способствуют моральному разложению чиновника, превращая его в опасного коррупционера.

Проблема не в агашках во власти, а в том, что этим агашкам общество позволяет заниматься «левыми» делами. Общество не имеет возможности постоянного контроля над действиями ключевых узлов государственного аппарата, не в силах не то чтобы влиять на административные решения, но и порой даже не в курсе их. Так что омолаживай – не омолаживай госслужбу, толку от этого не будет. И более высокие моральные качества свежих людей серьезным образом на ситуацию не повлияют.

Следовательно, причина для столь кардинального вливания свежей крови в администрацию президента, вероятно, кроется в другом. Например – в попытке создать конкуренцию между новыми аппаратчиками и старыми, между АП и прочими государственными органами. Разделяй и властвуй – может быть, это способ привести госаппарат в прежнее подчинение решениям Центра?

Правительство (и силовой блок)

Вроде бы точечные перестановки в правительстве (например, В. Школьник стал министром вместо Г. Оразбакова) говорят о том, что в ближайшее время отставки премьера, а с ним и всего кабинета, не предвидится. Между тем, назначение Н. Дутбаева советником президента может свидетельствовать о том, что глава государства намерен реформировать силовой блок, в связи с этим и привлек профессионального кадрового офицера. То есть, неизбежно последуют отставки, которые гораздо спокойней было бы производить в связи с отставкой всего правительства. Вероятно, так оно и будет.

Что же касается, казалось бы, неуместного назначения В. Школьника министром накануне предполагаемой отставки кабинета, то, по всей видимости, тому есть какие-то особые причины. Ведь мы же знаем, что иные кадровые решения продиктованы далеко не логикой управления государством, а какими-то отвлеченными соображениями.

Позиция
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь