Исход русских стал угрожать Казахстану

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Детя Света 06 Ноября 2009 в 04:44:34
Исход русских из Казахстана, несколько уменьшившийся за последние годы, тем не менее, продолжается и остается значительным. С 1992 по 2007 гг. их численность в процентном отношении сократилась с 37 до 25,6%. Правда, это – данные официальной статистики, которая склонна искусственно занижать число русских, все более превращая Казахстан в «моноэтническое» государство.

Тем не менее, казахи встревожены фактом оттока русских, но ничего не предпринимают, чтобы их удержать. Тревога же основана на том, что вся современная цивилизационная инфраструктура в стране была создана главным образом русско-славянским населением. Русские пришли и построили социализм. Социализм закончился, русские уезжают. Что же будет потом?

Перспективы вырисовываются нерадостные, несмотря на старательно культивируемый в прессе имидж Казахстана как чуть ли не нового «азиатского тигра», управляемого просвещенным бессменным президентом мягко-диктаторского типа. В действительности же все не так, как на самом деле.

Казахстан сейчас прирастает нефтегазовыми месторождениями в западной солончаковой и малонаселенной части своей территории. Разрабатывают их крупные транснациональные корпорации. Работают вахтовым методом, на социалку не тратятся, и близлежащим городам и поселкам от этого ни холодно, ни жарко. Корпорациям нет дела до того, есть ли в домах местных жителей горячая вода, отопление и канализация. Не интересует их также и то, есть ли вообще дома у местного населения. Такие глупости в условия контрактов не входят. Перефразируя известную римскую поговорку, про них можно было бы сказать: «Пришел, увидел, откачал». И все.

Это русские строили в Казахстане современные промышленные предприятия и города вокруг них. Это русским было дело до того, есть ли в аулах школы, больницы и дома культуры, ходит ли туда транспорт и обеспечены ли местные жители работой. Помнится, советские руководители очень гордились поднятой целиной. Так вот, это в Казахстане, если кто не в курсе. Целиной называли степи, которые распахали. Поднимали ее в основном русские.

За годы социализма коренное население так и не втянулось в индустриальное производство, не научилось производить те бесчисленные товары, которые широко использовало в повседневной жизни. Все это делали русские, они все знали и все умели.

И вот теперь они уходят. Им неуютно в государстве, которое стало уже совсем не тем, что было прежде, и продолжает меняться. Русские хотят жить в России, хотят чувствовать себя на своей земле. Переезжают они не только в столицы или Центральную Россию, а соглашаются жить также на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. А казахи продолжают упрекать их за старые «притеснения».

Одна из главных обид – повсеместное использование во всех сферах жизни русского языка, а не казахского. Ну так что же делать, если он удобнее? И о каких притеснениях может идти речь, если по старому советскому принципу вперед всегда выдвигались национальные кадры? На всех предприятиях руководителями были казахи, а русские – только заместителями, даже если всю работу тянули они (а в большинстве случаев так и было). И высшие учебные заведения в Казахстане создавались порой такие, которым место – только в столицах или около них. Взять хотя бы элитное Актюбинское высшее училище гражданской авиации, где готовили летчиков высшей квалификации из тех, что уже налетали изрядное количество часов на регулярных авиалиниях. Все это делалось для того, чтобы местное население росло в профессиональном смысле.

Но – не срослось. Оно так и не влилось в современную индустриальную жизнь, оставшись сельским, аграрным, приверженным традиционным занятиям. А теперь русские уходят. Вместо них приходят гастарбайтеры на нефтяные и газовые месторождения. Может, это будут индусы, может, еще кто-то. Но не русские, это точно. И до жизни местного населения дела им не будет. Они не станут чувствовать за него ответственность, и не будут воспринимать Казахстан как свою родину.

«А что же будет с «социалкой?» – задаются вопросом казахские публицисты. И сами же себе отвечают: «Она исчезнет. Но не везде, а останется только в местах сосредоточения крупного бизнеса». Словом, там, где хорошо зарабатывающие люди смогут за нее платить. Так было и до социализма, когда основная масса коренного населения понятия о ней не имела. Она прекрасно обходилась без водопровода, электричества и центрального отопления, не чувствуя своей ущемленности. Но она о них и не знала. Нынешние же казахи знают, и будут комплексовать, лишившись этих благ. Надо полагать, постепенно привыкнут. Уже привыкают – во многих аулах не осталось ничего, кроме школ. Такова жизнь, она идет в этом направлении, и не видно никаких причин, почему бы она могла сменить направление. Значит, надо привыкать и готовиться. А деньги от нефти и газа оседают в основном в карманах правящей элиты, и она не склонна тратить их на такие химеры, как улучшение жизни народа.

www.newsland.ru
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 06.11.2009 в 09:15:05   # 26147
кетиндер орыстар !!!
  Sosed 06.11.2009 в 10:35:31   # 26154
Кунаку в 09-15

Не уговаривай, блин. Сам хочу. Хоть и не орыс.
  Олжик 06.11.2009 в 11:52:26   # 26161
Что за дебильная статья! Растреливать надо таких авторов! "Русские пришли и построили социализм" - это полная чушь! С Россией были налажены отношения задолго до большевиков! Такое ощущение что кто-то хочет специально рассорить казахов и русских! Или же хочет сделать себе имя на этом! Идиотизм полный! И еще. Тот кто не хочет Не хочет жить в Казахстане, того не держат. В мире очень много стран. Выбирай любую.
  MrX 06.11.2009 в 12:44:58   # 26171
Олжик ! Попридержи коней.
Неважно русские-большевики или русские-при-царе, но всё же они тут всё подняли. И с этим ты не поспоришь. А теперь они как в той фразе "Мавр сделал своё дело, Мавр должен уйти"... Уходят...
  СССР 06.11.2009 в 13:00:52   # 26176
Две поправки, поднимали все это советские люди,
а насчет кадровой политики в союзных республиках - автору надо изучить историю.
  поц 06.11.2009 в 14:21:17   # 26182
статья не дибильная, а правильная и я полность поддерживаю MrX.

Quote:
Такое ощущение что кто-то хочет специально рассорить казахов и русских

Сами же казахи и хотят, зайдите в любую поликлинику на кабинетах у всех врачей таблички на казахском языке, разве это не притеснение??? Бабулька какая нибудь приходит и не знает куда ей идти т.к. не знает каз. язык и никогда его не учила и как быть с этим? и таких примеров много.
  06.11.2009 в 14:30:08   # 26183

прощайте
  Гость 06.11.2009 в 16:56:46   # 26208
почему казахи должны учить русский язык . а русские не хотят учить казахский?
живем то в Казахстане а не в России. Жили бы в России учили бы русский.
  поц 06.11.2009 в 17:25:01   # 26216
Quote:
Гость
06.11.2009 16:56:46
почему казахи должны учить русский язык . а русские не хотят учить казахский?
живем то в Казахстане а не в России. Жили бы в России учили бы русский.


Гость а кто Вас заставляет учить русский???
  Man 06.11.2009 в 18:02:48   # 26220
Гость
06.11.2009 16:56:46
почему казахи должны учить русский язык?
Ответ: Потому что все наукоемкие и фундаментальные книги по физике, химии, математике, медицине и т.д. написаны на русском языке. Если человек хочет быть совершенно безграмотным, не имеющим представления о русской и мировой литературы, ну..... не учите никто не заставляет. Только через 20 лет не удивляйтесь когда ваш ребенок будет настолько безграмотен во всех отношениях что едва ли сможет сложить пару цифр. Книг интересных много но они все на русском и судя по всему никто не заинтересован в их переводе на казахский а следовательно этот кто то заинтересован в тотальной безграмотности населения.
  LiO 06.11.2009 в 18:41:21   # 26222
да к стате интересный оч довод
почему все литература как была так и есть на рус языке? почему все издания тянут с росии? где наши? почему перевод каз яз ограничелся бульварными газетами, табличками в гос органах и тв местным?

я бы те средства которые морем льются на казафикацию направил на литературу. и это был бы стимул - литература на каз яз. я лично бегло выучил анг яз - почему? потому что мне легче найти спецификации на анг яз чем на русском. уже пинок....

еще раз повторюсь - все должно идти естественным путем а не застовлять население из под палки. язык общения должен выбрать социум а не план предвыборной программы.

ЗЫ. советую начать изучать китайский, еще лет эток 10-20 и.....
  Гость 06.11.2009 в 18:49:04   # 26224
недавно позвонил знакомый. Дочь учится в казахской школе уже в четвертый перешла. Родители протестировали ребенка, оказалось знания на уровне первого-второго класса. Это, заметьте в элитной школе, платной. Учительница учеников бьет. Это выяснилось после развовора с детьми. Светлое будущее строить некому. Если только болашаковцы, которые учатся не на казахском зарубежом, захотят вернуться в страну. И то на всю страну это капля в море.
Обидно, уезжают в основном специалисты, а не алкаголики...
  Гость 06.11.2009 в 18:55:53   # 26225
если не принимают русский вторым государственным, значит правительству бардак в отчетах на руку. Во-вторых, этим отвлекают людей от экономических проблем, а в-третьих, сами они не лечатся в наших клиниках и им по барабану на каком языке таблички в больницах, в-четвертых, их дети живут тоже не в нашей стране, они только бабки здесь собирают с народа, в-пятых, и т.д. Мы для правительства страна рабов, которые на своей национальной самоидентификации уже застряли на 15 лет, с самого суверинетета. и так была отсталая страна, а еще на 15 лет откинулись
  ОРЫС 07.11.2009 в 14:58:54   # 26261
Статья очень даже актуальная. Я тоже давно думаю какбы перебратся в россию. Если сейчас уже такое творится то что будет лет через 10???
  Tima-Goth 07.11.2009 в 16:42:31   # 26268
Да и в Росии тоже ловить нечего. Там вообще беспредел страшный, и криминальный, и правовой и какой хочешь. Лучше перебираться куда нибудь подальше. Я например уже давно всерьёз подумываю чтоб пребраться в Канаду. А чё, разговорные английский с французским у меня есть, мне надо только проити их углубленное изучение. По квебекской программе я скоро туда и уеду. Чего и вам желаю. Без ложной скромности я скажу: я человек образованный (у меня два образования: юридическое и айтишное), грамотный, и при этом своей Родине, "процветающему", "суверенному" Казахстану не особо-то и нужен. Я полтора года не мог найти работу, в нескольких местах, куда я приходил устраиваться, мне так и говорили: "НАМ НУЖЕН КАЗАХ"! Сейчас я работаю, но за смехотворную зарплату, До этого я работал в Казкоме, получал более менее приличную зарплату, наскрёб деньжат на старенькую BMW-525 1992 г.в., но там я попал под сокращение (сократили в основном тех, у кого не было серьёзной "крыши"). Я б радостью открыл своё дело в сфере компьтерных технологий, образование и зания мне позволяют это сделать, но не позволяют финансы. Да и налоги у нас уж больно высокие, да и надо постоянно давать взятки, всякие откаты и чиновникам, и финполу, и просто грязным уголовникам. Вот вам и "процветающий Казахстан". А хочу женится, завести детей, но в материальном плане я семью не потяну. Теперь, вот наверное попытаю счастья на чужбине...
  Tima-Goth 07.11.2009 в 16:53:44   # 26269
Quote:
А деньги от нефти и газа оседают в основном в карманах правящей элиты, и она не склонна тратить их на такие химеры, как улучшение жизни народа.
Уважаемый Олжик, вы хотите сказать что это не правда?
  LiO 07.11.2009 в 20:38:33   # 26287
Tima-Goth
07.11.2009 16:42:31

да, ум тут особо не нужен. нужна пронырливость и упорство. если есть желание подскажу как бизнес открыть. у меня ТОО с 2004 года, а на вольных хлебах с 99. образования нету ;) (куплен диплом), всему научился сам. ася 62645096
  Гость 07.11.2009 в 22:39:49   # 26299
5 лет назад был долгое время в россии в разных регионах, честно я был в шоке. я рад был что живу в казахстане. в этом году опять съездил, я в шоке здесь все ухудшилось а там наоборот процветает.
что меня больше поразило в россии так это то что там есть порядок. нет вымагательства и отбора по нац.признаку как сдесь в казахстане, есть исключения конечно как и везде. в сравнении с казахстанским бардаком раз в 50 меньше. и это радует. что ты как и все оплачиваешь штрафы и стоишь в очередях.
сравните ради любопытства (по национальностям) сколько водителей нарушает ппд. в городе и водителей (по национальностям) сколько забирают права в обл.гаи.
всем все будет ясно. хотя все пытаются договориться.
  казашка27 08.11.2009 в 00:49:15   # 26305
Правильно,мы должны быть благодарны нашим друзьям по нации,а именно русской социальной среде. Казахстан и Россия как брат и сестра,и не должны сеять раздор между собой.
  Гость 08.11.2009 в 18:34:02   # 26335
<censored>
  Гость 09.11.2009 в 08:47:04   # 26364
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:

- Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе?
Старик ответил ему вопросом:
- А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?
- Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.
- Здесь ты встретишь точно таких же, - ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:
- Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил тем же:
- А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?
- О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей и мне было не легко с ними расставаться.
- Ты найдешь таких же и здесь, - ответил старик.

Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:
- Почему ты дал двум людям абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос?
- Сынок, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях откуда пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья и в другом городе, и здесь найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся для нас тем, что мы находим в них.
  Гость 09.11.2009 в 10:13:01   # 26367
Гость
09.11.2009 08:47:04
сильно
  Олжик 09.11.2009 в 10:16:35   # 26369
Гостю:
  Олжик 09.11.2009 в 10:35:57   # 26373
Однажды я спроси у своего русского знакомого: Почему вы русские не едите жить в Россию? Без обид, но если бы я жил в России, то как казах стремился бы жить в Казахстане, на своей исконной земле.
На что он мне ответил: Знаешь, я как то задал такой же вопрос своему отцу и он сказал, что нас русских здесь пока не притесняют потому что, казахи еще сами не могут между собой разобраться. Все делятся на жузы, рода, семьи.
  Гость 10.11.2009 в 11:31:04   # 26471
насчет кадровой политики да было такое, но старались выбирать достойных людей, помню при союзе директором завода был выпусник бауманки а это высшая школа где нетак уж просто учится так что выбирали светлые ученые головы а не просто с улицы
  Северный 11.11.2009 в 13:03:21   # 26594
Кто хочет, тот так или иначе уедет в "ближнее или дальнее" зарубежье. Приминительно к Казахстану, это пока, как говорил Тайлеран в отношении сейчас уже состоявшейся страны (Италии) "Географическое понятие". Но скелет в нашей стране уже есть, мясом обрастём обязательно. Издержки роста страны на лицо имеются, не отрицаю (трайбализм, коррупция, недостаточное количество технической интеллигенции и квалифицированного рабочего класса и как следствие - низкий социальный уровень большинства населения, как правило автохтонного, коренного). Но твёрдо уверен, Казахстан не пропадёт в потоке истории народов мира. Что же касается, того, что основную квалифицированную работу делали славяне и немцы, могу ответить, что часто, именно казахов на промышленные предприятия старались под различным предлогом не пускать, на руководящие ИТР-кие должности не назначать. Признайте и Вы, что имперская политика была. В Москве знали, что делали, в логике не откажешь. Есть пословица, которую до сих пор применяют в северных областях республики - "Либо женщину, в раёнем случае казаха". Знаете уважаемые "старшие братья", что реальная независимость страны будет только тогда, когда ИТР-кий корпус на 60 процентов (мимимум) будет состоять из казахов. Но это будет, хотите этого Вы или нет. Насчёт целины - поднимали все вместе, в СССР банально не хватало хлеба (Урал, Сибирь, Дальний Восток). АВЛУГА (Актюбинское Выс. Лет. Учил. Гражд. АВиации) ужалось, но сохранено - Воено-лётный институт им. Бегельдинова Т.Я.
  Гость 11.11.2009 в 13:40:10   # 26598
Северный, 11.11.2009 13:03:21, чё за белеберда?%) Мы так и не поняли, о чём у тебя речь?
  Гость 11.11.2009 в 13:50:07   # 26600
Если произойдёт массовый исход русских из Казахстана, то это действительно будет угроза стране. Ведь всё равно промышленность, армия и вообще вся технологичная сфера, держится на русских. Ведь, как не крути, а основная масса квалифицированных инженеров, механиков, программистов и др. айтишников, электронщиков рабочих и прочих технарей - это русские! Я вот например, хоть и сам казах, но всё равно, когда у меня сломается компьютер, телевизор, холодильник, автомобиль я стараюсь обращаться к специалистам русской национальности. Им в этом отношении я доверяю больше, потомучто в большинстве случаев, они самые толковые и грамотные. Я уже научен опытом. Как это не обидно...
  Гость 11.11.2009 в 14:35:49   # 26608
Гостю ,истину написал
  Казах 11.11.2009 в 19:46:45   # 26623
"Сами же казахи и хотят, зайдите в любую поликлинику на кабинетах у всех врачей таблички на казахском языке, разве это не притеснение??? Бабулька какая нибудь приходит и не знает куда ей идти т.к. не знает каз. язык и никогда его не учила и как быть с этим? и таких примеров много."

Ну учите язык...в СССР было на оборот, везде все на русском...обидно немного...все на русском..я конечно не проитв СССР но хорошо что он распался..а то бы казахсский вобщее пропал...суки даже Наурыз праздновать запрещали...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь