АНТОЛОГИЯ КАЗАХСКОГО КРИЗИСА

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 28 Ноября 2007 в 11:39:37
На сегодня в Казахстане наблюдается постепенное, но неуклонное, неуправляемое людьми, кланами, финансово-промышленными группами, государственными институтами нарастание, усиление дисфункций, проблем, ошибок во всех сферах данного жизнедеятельности общества и государства. Все последние события в стране, как ситуация вокруг Рахата Алиева, межнациональные столкновения, кризис ликвидности и жилищно-строительного рынка, секвестр бюджета, удорожание основных продуктов, разброд внутри элиты, внешнеполитические неудачи и т.д. являются звеньями одной цепи являющейся предтечей широкомасштабного системного кризиса. То есть совокупности политического, экономического и социального кризиса в обществе. Во многом данная угроза исходит от неспособность политической элиты подняться до уровня государственных деятелей, ставящих интересы державы выше личных и корпоративных, а соответственно как продолжение утрата нацией, исповедующей в значительной части психологию люмпенов, чувства собственного достоинства. В Казахстане наблюдается постепенное формирование, развитие, упрочение саморазвивающейся системы противоречий, когда сама эта система противоречий становится самостоятельным и очень важным субъектом, действующим то открыто, то скрыто.

Все попытки предпринимаемые на данном этапе правительством республики в отношении решения отдельно взятых проблем (экономических, социальных, политических, властных, психологических, идеологических, интеллектуальных и т.д.), вне их системной взаимосвязи с другими противоречиями, неуклонно, целеустремленно ведут к дальнейшему нарастанию конфликтного потенциала системного кризиса, который по своим последствиям будет страшнее и длиннее всех предыдущих кризисов , если руководство страны не предпримет быстрых и кардинальных шагов по стабилизации как политической жизни, так и экономической ситуации в стране. В настоящее время Казахстан вошел в такую фазу своего развития, в которой негативные тенденции и реформы последних лет в экономической, социальной, техногенной сферах начинают приводить к новым типам социальной несправедливости, различного рода нестабильностям, катастрофам и бедствиям. Главным образом на возникновение системного кризиса повлиял общий уровень коррупции, который не позволяет в полной мере проводить реформы и тормозит их. В частности, если начиная с 1997 года проанализировать выполнение всех стратегических программ, то выясниться, что их исполнение в лучшем случае находится на уровне 10-12 процентов. В стране отсутствует реальный сектор экономики, не выполнена программа развития села, образование и здравоохранение находятся в глубоком кризисе, до сих пор неразвитой остается транспортная инфраструктура, межэтнический баланс поддерживается искусственными методами, государственный бюджет в основном формируется за счет продажи углеводородных ресурсов и сбора налогов с предприятий находящихся на подрядах и субподрядах у крупных нефтегазовых компаний. В связи с ростом цен на основные продукты, связь и транспорт, а также с высоким уровнем безработицы растет уровень социального напряжения, пик которого очевидно придется на весну 2008 года. Ситуация может вылиться в социальный взрыв.

Ситуация напоминает период начала распада СССР, когда системный кризис государства сначала привел к межнациональным конфликтам, затем к кризису социально-экономической сферы и закончился крушением действующего режима. Вырисовывается картина с далеко идущими последствиями. При этом системным кризисом могут воспользоваться отдельные кланы и группы для захвата власти.

Если взять совокупность нынешних реформ и действий правительства Масимова и свести их к лозунгам, а вернее к контрлозунгам, то претворение их приведет к социальному взрыву. Потому, что механизм реализации можно назвать феодально-капиталистическим большевизмом, который отличается от коммунистического большевизма лишь вектором направленности, но не методами исполнения. В 1917 году малочисленные ленинцы выдвинули политические лозунги, которые давали надежду на лучшую жизнь подавляющему количеству населения - крестьянам, рабочим, многомиллионной армии воющей армии. Именно эти силы привели большевиков к власти.

Проведение пенсионной реформы, реформы ЖКХ, замена льгот денежными компенсациями, деградация здравоохранения и образования, развал науки, небоеспособность армии, жилищный кризис, земельные конфликты, межэтнические столкновения могут поставить низовой электорат перед выбором или повиноваться и медленно погибать, или сломать систему и идти другим путем.

Уже на сегодня мы наблюдаем широкомасштабные конфликты не только на низовом уровне государства но и в той сфере, которая ранее казалась целостной и называлась «президентской командой». В особенности это заметно по ситуации с Имангали Тасмагамбетовым, который уже открыто демонстрирует свою самостоятельность и вокруг него начинают группироваться невоспринятые должным образом в Центре кланы. С другой стороны после победных реляций о низвержении Рахата Алиева вдруг начинает расти популярность его личности. Причем причина даже не в распространяемом им компромате на высокопоставленных лиц, а скорее в растерянности элит и низового электората. При этом наблюдается явное брожение элит, которые на сегодня заняты лишь поисками путей самовыживания, а также сохранением существующих позиций. Между тем, передел сфер влияния в Казахстане уже вступает в фазу силового противостояния, что многократно увеличивает риски, повышает цену политических решений, принимаемых в настоящее время.

Однако все политические и властные силы на сегодня действуют скорее инерционно, чем целенаправленно в свете приближающегося системного кризиса. Ведь его самым существенным парадоксом является то, что лидеры, властвующие режимы, правящие политические классы, очень часто и оппозиционные силы отказываются осознавать и признавать данный кризис именно как системный.

Ведь системный кризис это и устойчивая неспособность власти, оппозиции, контрэлиты сформировать или предложить альтернативную, позитивную концепцию самоидентификации общества, предложения национальной идеи, которая может быть превентивной мерой на пути рисков и вызовов. Иначе говоря, предлагаемые сегодня со стороны власти идеологические мифологемы о бурном росте экономики, отсутствии кризиса, успешной реализации экономических и политических реформ, межконфессиональной и межэтнической стабильности оказываются неэффективными. Казахстанские реалии таковы, что сегодня ни власть, ни действующая оппозиция, ни кланы стремящиеся к власти не способны предоставить какую-либо модель по выходу из кризиса, положительно воспринятую на всех уровнях населения. В рамках системного кризиса постоянно размывается разница между властью и оппозицией: перманентное ослабление официальной власти сопровождается одновременно еще более сокрушительным ослаблением оппозиции, неспособной сформулировать и предложить системную позицию.

Между тем, как уже заметно по складывающейся общественно-политической ситуации, типичной реакцией правящего режима стал широко известный «синдром страуса», когда нет никаких внятных объяснений по поводу ситуации в стране.

Таким образом, системный кризис сам по себе является индикатором растущего разрыва между принципиально новым уровнем проблем и интеллектуальным уровнем властных институтов, элит, лидеров.

К чему он приведет мало кто может предположить. Однако, если исходить из истории большинства государств, переживших системный кризис, это может быть появление принципиально нового состояния, принципиально нового объекта и новой системы, предложенной действующей элитой. Но к сожалению на сегодня не принято каких-либо эффективных мер. Либо полная ликвидация старой системы и расчистка жизненного пространства новыми игроками. В этом случае государству придется проходить путь своего развития заново с необходимостью восстановить утраченные позиции, потерянные в период системного кризиса.

P.S. Автор материала не ставит своей задачей обвинить какие-либо персоналии и быть истиной в последней инстанции. Приглашаем аналитиков и экспертов поделиться своим мнением относительно путей выхода из системного кризиса и возможных мер по его предотвращению.

Султан Кадыров, вице-президент Экспертного совета Казахстана
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь