Торговая война Запада с Китаем обостряется. ЕС вслед за США ополчился на китайский автопром
https://www.bbc.com/russian/articles/c722xvdey9qo
7 часов назад
Европейский союз после долгих раздумий все же решил вслед за США ограничить пошлинами импорт китайских электромобилей, несмотря на возражения крупнейшей европейской автомобильной державы — Германии, которая в случае уже обещанных Китаем ответных мер рискует потерять гигантский китайский рынок сбыта топовых моделей BMW, Audi, Mercedes и Porsche.
США и Европа обвиняют Китай в том, что он за счет масштабной господдержки производит избыточное количество электромашин и пытается завалить ими мировой рынок по демпинговым ценам, что угрожает уничтожить западный автопром, вынужденный играть по правилам честной конкуренции и обходиться без госсубсидий.
Китай утверждает, что никакого субсидированного перепроизводства в стране нет, а есть лишь расцвет новой отрасли в результате бурных инноваций, смелых инвестиций, жесткой конкуренции между стартапами и кропотливого труда инженеров, работающих по традиционной китайской схеме 9-9-6 (с девяти утра до девяти вечера шесть раз в неделю).
Америка в мае ввела 100-процентные пошлины на китайские электромобили, однако китайцы и не поставляли туда почти ничего, потому что до этого там были пошлины в 27,5% и угроза тотального запрета в случае победы Дональда Трампа на президентских выборах в конце года.
Европа же в отличие от США машины в Китае покупает все охотнее и не спешит рвать связи со своим главным торговым партнером и второй крупнейшей экономикой планеты.
Европейцы рассчитывают на инвестиции китайских автоконцернов в производство электромобилей и батарей для них. Во многом потому, что отказ от двигателя внутреннего сгорания — один из ключевых пунктов утвержденной ЕС стратегии сокращения выбросов в атмосферу.
Однако собственного производства электромобилей явно будет недостаточно для достижения амбициозных целей перестать продавать машины с бензиновыми и дизельными двигателями с 2035 года. А главный производитель электромобилей в мире — как раз Китай.
Пошлины не остановят китайцев
Тем не менее, Еврокомиссия обязана была провести расследование подозрений в недобросовестной конкуренции со стороны Китая. В Европе еще свежа память о том, как дешевый китайский импорт стер с лица земли всех европейских производителей солнечных батарей.
В отличие от США, где пошлины вводил президент Джо Байден под предлогом обеспечения национальной безопасности, Европа действовала в рамках правил Всемирной торговой организации. И ответ ее был намного скромнее 100-процентных американских тарифов.
Еврокомиссия объявила в среду, что собирается повысить импортные пошлины на китайские электромобили примерно до 30% с действующих 10%.
Тарифы разнятся от производителя к производителю. Те, кто помогал ЕС в расследовании, отделались повышением на 17,4% (BYD) и 20% (Geely). Те, кто игнорировал запросы европейцев, как государственная SAIC, получили по полной программе — плюс 38,1% к действующим 10%.
Остальные производители поменьше, не мешавшие расследованию, попадут под общий тариф 21% плюс нынешние 10%.
Начатое в октябре 2023 года расследование еще не завершено, однако промежуточные итоги и размер пошлины Еврокомиссия должна была по правилам донести до китайских экспортеров к 5 июня. Срок этот перенесли на неделю из-за выборов в Европарламент.
К 4 июля тарифы будут установлены окончательно, «если в дискуссиях с китайскими властями не будет найдено эффективное решение», сообщила Еврокомиссия.
Одна компания к этому моменту еще может получить индивидуальную скидку. Это — американская Tesla, обратившаяся к ЕС с «обоснованной просьбой».
Аналитики авторынка отмечали, что пошлины менее 40-50% никак не скажутся на объемах поставок китайских электромобилей. Во-первых, потому что китайские компании готовы работать себе в убыток ради завоевания доли нового бурно растущего рынка.
А во-вторых, цены китайских машин в среднем примерно на 20% ниже, чем у европейских конкурентов, так что дополнительные 5-10% к розничной цене никак не подорвут их привлекательность для потребителя и доходность для производителей.
Так, крупнейший китайский автопроизводитель BYD продает кроссовер Atto 3 на домашнем рынке за 20 тыс. долларов, а в Германии — уже за 40 тыс. В марте компания представила седан Seagull EV (Honor Edition), за который дома просит всего 10 тыс. долларов. Скоро он появится и на европейском рынке дешевле 20 тысяч евро.
Китайцы строятся в Европе
Пока что львиная доля китайского импорта электромобилей в Европу приходится на машины западных производителей, собранные в Китае, прежде всего Tesla и BMW. Однако, по прогнозам Еврокомиссии, доля чисто китайских моделей, вроде Atto 3 производства BYD или Volvo производства Geely, уже в следующем году удвоится до 15%.
Китайцы готовы строить заводы в Европе, чтобы не попасть под пошлины, сэкономить на доставке и закрепиться на самом богатом и доходном авторынке мира. А заодно поставлять оттуда машины в США в обход антикитайских тарифов.
Венгрия уже договорилась с BYD и ведет переговоры с Great Wall Motor. Площадки для двух европейских заводов того гляди выберет SAIC, а Chery уже выбрала бывший завод Nissan в Барселоне. Ведущий китайский производитель батарей CATL также вынашивает планы экспансии в Европу.
Все они присматриваются и к Турции, поскольку у нее таможенный союз с ЕС. Аналогичный интерес по той же причине китайцы проявляют к Мексике, откуда можно беспошлинно ввозить машины в США.
Чем ответит Китай
Китайские чиновники уже пригрозили ответить на европейские пошлины и начали собственные расследования в отношении французского коньяка, европейских мясопродуктов из свинины и ряда других товаров.
Процедуры принятия решений в Китае отличаются от прозрачных европейских, поэтому о возможном ответе можно судить только по статьям в государственной прессе и отдельным заявлениям чиновников. Они, среди прочего, намекали на пошлины против европейских машин с мощными двигателями внутреннего сгорания — от 2,5 литров.
Это прежде всего популярные у богатых китайцев машины класса «люкс» трех ведущих немецких концернов Volkswagen, BMW и Mercedes, которые зарабатывают на китайском рынке более 20% всей своей прибыли от продажи машин в мире.