Казахстан: В Вашингтоне разгорается спор из-за конфликта интересов ("EurasiaNet", США)
admin 05 Июня 2009 в 16:08:47
Правительство Казахстана наняло влиятельный вашингтонский 'мозговой центр' для написания ряда отчетов и стратегических рекомендаций для администраций США и Казахстана в связи с предстоящей Астане ролью председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Исследовательская группа, известная как Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies (CSIS), заключила партнерское соглашение и с другой вашингтонской организацией, Институтом новых демократий (Institute for New Democracies (IND), для создания американо-казахской рабочей группы. Целью рабочей группы является подготовка стратегических рекомендаций о том, как сделать председательство Астаны в ОБСЕ в 2010 году максимально продуктивным, объяснила Маргарита Асенова, исполнительный директор Института новых демократий.
Но многие наблюдатели, включая некоторых участников рабочей группы, утверждают, что это проект больше похож на попытку казахского правительства улучшить имидж Астаны в Вашингтоне. Рабочая группа выпустила свой первый отчет, про который один из участников процесса сказал, что 'такой отчет мог бы быть написан казахским посольством'. Другие люди, принимавшие участие в процессе создания отчета, описывают его как 'дутую рекламу' и 'абсурдный и абсолютно проправительственный'. Подобные эпитеты были использованы одним из участников последнего заседания рабочей группы, который согласился ответить на вопросы EurasiaNet на условиях анонимности.
'Я уж не говорю о хвастовстве, но там совсем нет критики, никаких упоминаний о недостатках', - заявил еще один участник встречи. Он указал на один из пассажей документа, где написано: 'Казахстан показал себя успешной моделью экономического развития в Центральной Азии и светском мусульманском мире'. По словам источника, 'если олигархический клановый капитализм представляет собой успешное экономическое развитие, тогда да. Но я не думаю, что многие подпишутся под этой точкой зрения. И мы даже не затрагиваем тему прав человека'.
Еще один участник встречи сказал, что тон всего отчета, а не каких-то отдельных частей, навевает мысли о влиянии, оказанном казахским правительством, в процессе его написания. 'Единственным способом принять финансирование, сохранив хоть какой-то уровень правдоподобности: было написать очень прямой и честный отчет о состоянии дел в Казахстане. Тогда можно было бы преодолеть предубежденность в том, что авторы были подкуплены. Но в результате сам отчет только усиливает уверенность в том, что он был куплен', - заявил источник.
Правительство Казахстана заплатило Центру стратегических и международных исследований и Институту для новых демократий 290 тысяч долларов за создание рабочей группы, сообщила Маргарита Асенова. Этих денег должно хватить на оплату двух конференций (одна пройдет Вашингтоне, а другая - в Астане), пяти или шести коротких отчетов и одного большого отчета, а также встреч рабочей группы, оплаты труда работающих над публикациями консультантов и командировочных расходов на поездку в Астану для сотрудников и участников рабочей группы. Участие в рабочей группе не оплачивается, а действующие правительственные чиновники участвуют в деятельности рабочей группы как 'наблюдатели, а не члены', сказала Асенова.
На сайте Центра стратегических и международных исследований, где описывается проект, указано, что финансирование поступает от казахского правительства. 'Американо-казахская рабочая группа определяет и поддерживает повестку дня председательства Казахстана в ОБСЕ'. Группа является совместной инициативой проекта 'Новые европейские демократии' и Института новых демократий, и финансируется грантом правительства Казахстана'.
Однако в самом отчете нет никакого упоминания о финансировании со стороны казахского правительства. Отчет нельзя найти на сайте Центра стратегических и международных исследований, только на сайте Института новых демократий, где до недавнего времени не было упоминаний о финансировании, идущем из Астаны. 29 мая на сайте появилась информация существовании правительственного гранта.
Центр стратегических и международных исследований является одним из крупнейших и наиболее значительных 'мозговых центров' Вашингтона, занимающихся международными отношениями. В целом, он известен своей двухпартийностью: во времена администрации Буша в центре работали многие ведущие эксперты по внешней политике от Демократической партии. Президент Барак Обама привлек нескольких высокопоставленных экспертов 'мозгового центра' для работы в своей администрации.
Когда его спросили, не было ли у Центра сомнений по поводу приема денег от правительства, чью деятельности они должны исследовать, директор проекта 'Новые европейские демократии' Януш Бугайски (Janusz Bugajski) ответил EurasiaNet: 'Да, в общем-то, нет. Мы в Центре и раньше получали деньги от различных правительств, у нас были различные источники финансирования для наших проектов: Конечно, то, что мы говорим, никоим образом не делается под заказ каких-то политических требований. Мы пишем о том, что, по мнению наших экспертов, должен делать Казахстан в процессе своего председательства. В общем, в Вашингтоне такое происходит постоянно', - заключил Бугайски.
Центр стратегических и международных исследований поддерживает описанные в отчете результаты исследования, - заявил вице-президента Центра по связям с общественность Эндрю Шварц (Andrew Schwarz). 'Мы - двухпартийная организация, и мы не испытываем идеологического давления и представляем взвешенную точку зрения. Все, кто финансирует наши исследования, знают, что их финансирование не означает заранее определенного результата, - сказал он. - Критики найдутся всегда: мы поддерживаем выводы, к которым пришел Януш'.
Председательство Казахстана в ОБСЕ, которое должно начаться в 2010 году, вызвало споры. Многие страны-участницы ОБСЕ высказали свои сомнения по поводу репутации Казахстана в отношении защиты прав человека и демократии, которые являются ключевыми задачами организации. Казахстан пообещал исправить свои законы о прессе, выборах и политических партиях для лучшего соответствия стандартам ОБСЕ, но критики жалуются, что правительство не спешит воплотить эти обещания в жизнь. Например, 12 мая состоялись слушания Конгресса США, где обсуждался прогресс, достигнутый Казахстаном, и несколько конгрессменов достаточно резко высказались о реформах.
Исполнительный директор Института новых демократий сказала, что правительство Казахстана приветствует критику, и что рабочая группа приняла решение использовать тактику взаимодействия, а не конфронтации в работе с Астаной. По словам Асеновой, подобный подход может оказаться более эффективным. 'Если вы ожидаете, что мы будем голосом Freedom House, то вы ошибаетесь, мы не будем использовать подобный тон. И не потому что правительство Казахстана спонсирует этот проект, а потому что наши специалисты - это люди со своим собственным мнением, и им все равно, кто платит за проект', - сказала она.
'Внешней критикой мы можем оттолкнуть правительство и общественность: но мы можем работать так, чтобы повлиять на их политику тем или иным способом, - сказала она. - Со временем, постоянная критика становится никому интересной, как раздражающая муха в воздухе. А взаимодействие приводит к хорошим результатам'.
Она также сказала, что если Соединенные Штаты не предложат Казахстану свою решительную поддержку, они рискуют потерять влияние, которое перейдет к России и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 'Если мы не будем работать с ними по ОБСЕ, независимо от того, заслужили они председательство или нет, то они достанутся ШОС: Неужели это лучше для американцев? Нет', - заключила она.
Асенова признала, что некоторые наблюдатели посчитали первый отчет слишком мягким по отношению к Казахстану. Но она подчеркнула, что он был посвящен не процессу демократизации, а менее спорной теме - стратегическому значению Казахстана. 'Я слышала критику в адрес первого отчета, но мы просто хотели обозначить, почему Казахстан стратегически важен и почему нас это заботит, а не: демократическую повестку дня, которая будет обсуждаться позже. Преждевременно судить о проекте после публикации одного документа', - сказала она и добавила, что следующий отчет будет посвящен демократии и правам человека и появится в начале июня.
Один из участников рабочей группы согласен с тем, что, в конце концов, проект будут судить по его следующим отчетам.
'Чтобы это исследование было полезным, оно должно вызывать доверие, а первый отчет вкупе с источником финансирования заставляет вас задуматься о том, можно ли ему доверять', - сказал источник.
'Ну, они пообещали работать лучше. Возможно, услышав о сомнениях в репутации организаций, следующие отчеты будут составлены лучше. Нам только остается надеяться. Либо их будущие отчеты будут вызывать больше доверия, но это вызовет гнев казахского правительства, потому что оно платило не за это, либо они продолжат делать то, за что заплатило казахское правительство, и в этом случае никто не будет принимать их всерьез'.
Джошуа Кучера - вашингтонский журналист, специализирующийся на вопросах безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и на Ближнем Востоке
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 04 июня 2009, 14:57
Оригинал публикации: KAZAKHSTAN: CONFLICT-OF-INTEREST DEBATE FLARES IN WASHINGTON
Исследовательская группа, известная как Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies (CSIS), заключила партнерское соглашение и с другой вашингтонской организацией, Институтом новых демократий (Institute for New Democracies (IND), для создания американо-казахской рабочей группы. Целью рабочей группы является подготовка стратегических рекомендаций о том, как сделать председательство Астаны в ОБСЕ в 2010 году максимально продуктивным, объяснила Маргарита Асенова, исполнительный директор Института новых демократий.
Но многие наблюдатели, включая некоторых участников рабочей группы, утверждают, что это проект больше похож на попытку казахского правительства улучшить имидж Астаны в Вашингтоне. Рабочая группа выпустила свой первый отчет, про который один из участников процесса сказал, что 'такой отчет мог бы быть написан казахским посольством'. Другие люди, принимавшие участие в процессе создания отчета, описывают его как 'дутую рекламу' и 'абсурдный и абсолютно проправительственный'. Подобные эпитеты были использованы одним из участников последнего заседания рабочей группы, который согласился ответить на вопросы EurasiaNet на условиях анонимности.
'Я уж не говорю о хвастовстве, но там совсем нет критики, никаких упоминаний о недостатках', - заявил еще один участник встречи. Он указал на один из пассажей документа, где написано: 'Казахстан показал себя успешной моделью экономического развития в Центральной Азии и светском мусульманском мире'. По словам источника, 'если олигархический клановый капитализм представляет собой успешное экономическое развитие, тогда да. Но я не думаю, что многие подпишутся под этой точкой зрения. И мы даже не затрагиваем тему прав человека'.
Еще один участник встречи сказал, что тон всего отчета, а не каких-то отдельных частей, навевает мысли о влиянии, оказанном казахским правительством, в процессе его написания. 'Единственным способом принять финансирование, сохранив хоть какой-то уровень правдоподобности: было написать очень прямой и честный отчет о состоянии дел в Казахстане. Тогда можно было бы преодолеть предубежденность в том, что авторы были подкуплены. Но в результате сам отчет только усиливает уверенность в том, что он был куплен', - заявил источник.
Правительство Казахстана заплатило Центру стратегических и международных исследований и Институту для новых демократий 290 тысяч долларов за создание рабочей группы, сообщила Маргарита Асенова. Этих денег должно хватить на оплату двух конференций (одна пройдет Вашингтоне, а другая - в Астане), пяти или шести коротких отчетов и одного большого отчета, а также встреч рабочей группы, оплаты труда работающих над публикациями консультантов и командировочных расходов на поездку в Астану для сотрудников и участников рабочей группы. Участие в рабочей группе не оплачивается, а действующие правительственные чиновники участвуют в деятельности рабочей группы как 'наблюдатели, а не члены', сказала Асенова.
На сайте Центра стратегических и международных исследований, где описывается проект, указано, что финансирование поступает от казахского правительства. 'Американо-казахская рабочая группа определяет и поддерживает повестку дня председательства Казахстана в ОБСЕ'. Группа является совместной инициативой проекта 'Новые европейские демократии' и Института новых демократий, и финансируется грантом правительства Казахстана'.
Однако в самом отчете нет никакого упоминания о финансировании со стороны казахского правительства. Отчет нельзя найти на сайте Центра стратегических и международных исследований, только на сайте Института новых демократий, где до недавнего времени не было упоминаний о финансировании, идущем из Астаны. 29 мая на сайте появилась информация существовании правительственного гранта.
Центр стратегических и международных исследований является одним из крупнейших и наиболее значительных 'мозговых центров' Вашингтона, занимающихся международными отношениями. В целом, он известен своей двухпартийностью: во времена администрации Буша в центре работали многие ведущие эксперты по внешней политике от Демократической партии. Президент Барак Обама привлек нескольких высокопоставленных экспертов 'мозгового центра' для работы в своей администрации.
Когда его спросили, не было ли у Центра сомнений по поводу приема денег от правительства, чью деятельности они должны исследовать, директор проекта 'Новые европейские демократии' Януш Бугайски (Janusz Bugajski) ответил EurasiaNet: 'Да, в общем-то, нет. Мы в Центре и раньше получали деньги от различных правительств, у нас были различные источники финансирования для наших проектов: Конечно, то, что мы говорим, никоим образом не делается под заказ каких-то политических требований. Мы пишем о том, что, по мнению наших экспертов, должен делать Казахстан в процессе своего председательства. В общем, в Вашингтоне такое происходит постоянно', - заключил Бугайски.
Центр стратегических и международных исследований поддерживает описанные в отчете результаты исследования, - заявил вице-президента Центра по связям с общественность Эндрю Шварц (Andrew Schwarz). 'Мы - двухпартийная организация, и мы не испытываем идеологического давления и представляем взвешенную точку зрения. Все, кто финансирует наши исследования, знают, что их финансирование не означает заранее определенного результата, - сказал он. - Критики найдутся всегда: мы поддерживаем выводы, к которым пришел Януш'.
Председательство Казахстана в ОБСЕ, которое должно начаться в 2010 году, вызвало споры. Многие страны-участницы ОБСЕ высказали свои сомнения по поводу репутации Казахстана в отношении защиты прав человека и демократии, которые являются ключевыми задачами организации. Казахстан пообещал исправить свои законы о прессе, выборах и политических партиях для лучшего соответствия стандартам ОБСЕ, но критики жалуются, что правительство не спешит воплотить эти обещания в жизнь. Например, 12 мая состоялись слушания Конгресса США, где обсуждался прогресс, достигнутый Казахстаном, и несколько конгрессменов достаточно резко высказались о реформах.
Исполнительный директор Института новых демократий сказала, что правительство Казахстана приветствует критику, и что рабочая группа приняла решение использовать тактику взаимодействия, а не конфронтации в работе с Астаной. По словам Асеновой, подобный подход может оказаться более эффективным. 'Если вы ожидаете, что мы будем голосом Freedom House, то вы ошибаетесь, мы не будем использовать подобный тон. И не потому что правительство Казахстана спонсирует этот проект, а потому что наши специалисты - это люди со своим собственным мнением, и им все равно, кто платит за проект', - сказала она.
'Внешней критикой мы можем оттолкнуть правительство и общественность: но мы можем работать так, чтобы повлиять на их политику тем или иным способом, - сказала она. - Со временем, постоянная критика становится никому интересной, как раздражающая муха в воздухе. А взаимодействие приводит к хорошим результатам'.
Она также сказала, что если Соединенные Штаты не предложат Казахстану свою решительную поддержку, они рискуют потерять влияние, которое перейдет к России и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 'Если мы не будем работать с ними по ОБСЕ, независимо от того, заслужили они председательство или нет, то они достанутся ШОС: Неужели это лучше для американцев? Нет', - заключила она.
Асенова признала, что некоторые наблюдатели посчитали первый отчет слишком мягким по отношению к Казахстану. Но она подчеркнула, что он был посвящен не процессу демократизации, а менее спорной теме - стратегическому значению Казахстана. 'Я слышала критику в адрес первого отчета, но мы просто хотели обозначить, почему Казахстан стратегически важен и почему нас это заботит, а не: демократическую повестку дня, которая будет обсуждаться позже. Преждевременно судить о проекте после публикации одного документа', - сказала она и добавила, что следующий отчет будет посвящен демократии и правам человека и появится в начале июня.
Один из участников рабочей группы согласен с тем, что, в конце концов, проект будут судить по его следующим отчетам.
'Чтобы это исследование было полезным, оно должно вызывать доверие, а первый отчет вкупе с источником финансирования заставляет вас задуматься о том, можно ли ему доверять', - сказал источник.
'Ну, они пообещали работать лучше. Возможно, услышав о сомнениях в репутации организаций, следующие отчеты будут составлены лучше. Нам только остается надеяться. Либо их будущие отчеты будут вызывать больше доверия, но это вызовет гнев казахского правительства, потому что оно платило не за это, либо они продолжат делать то, за что заплатило казахское правительство, и в этом случае никто не будет принимать их всерьез'.
Джошуа Кучера - вашингтонский журналист, специализирующийся на вопросах безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и на Ближнем Востоке
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 04 июня 2009, 14:57
Оригинал публикации: KAZAKHSTAN: CONFLICT-OF-INTEREST DEBATE FLARES IN WASHINGTON
|