Безопасность или демократия. Казахстан оказался в центре грязной сделки
dead 30 Июля 2007 в 16:29:32
Если вы верите в Realpolitik, то тогда все кажется ясным и понятным: в 2009 году председателем ОБСЕ должен стать Казахстан. Если вы верите в принципы демократии, положенные в основу ОБСЕ, то для вас также все очевидно: недемократическая страна не может занимать место председателя в организации, призванной продвигать идеи демократии в Европе.
И дело даже не в протокольных спорах, а в том, что полемика вокруг Казахстана и ОБСЕ рождает куда более существенный вопрос, касающийся готовности Европы променять демократию на безопасность. ОБСЕ был, действительно, основан на этом принципе, но только приоритеты были установлены в обратном порядке. В 1975 году на Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе было решено отказаться от безопасности — в форме согласия Запада на раздел Европы — в пользу свободы, под которой подразумевалось официальное согласие Кремля поддерживать права человека в Европе. Таким образом, удалось уничтожить тоталитаризм, поскольку у диссидентов за ‘железным занавесом’ появилась легальная основа для борьбы с коммунистическими диктаторами.
Сегодня Россия и ее союзники хотят искалечить ОБСЕ, превратить эту организацию в чистой воды ‘говорильню’. Они методично пытаются задушить подразделение ОБСЕ, в обязанности которого входит наблюдение за ходом выборов, — Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве. Кремлю также претит принцип открытости ОБСЕ для независимых неправительственных организаций. ОБСЕ является одной из немногих организаций, представляющих трибуну для выступления перед официальной аудиторией таким движениям, как Общество русско-чеченской дружбы (после запрета в России это движение было зарегистрировано в Финляндии).
Председатель ОБСЕ избирается ежегодно из числа пятидесяти шести государств-членов. Сегодня этот пост занимает Испания, на следующий год председательствовать будет уже Финляндия. В 2009 году на этот пост претендует Казахстан. За то, чтобы удовлетворить желание Казахстана, выступает, например, Германия, настаивая на том, что это позволит Европе получить доступ к самому крупному и перспективному государству в центрально-азиатском регионе. Казахстан станет частью основной структуры, отвечающей за европейскую безопасность, и, возможно, что тогда Европа сможет получить его поддержку в проекте строительства газопровода из Средней Азии в Европу в обход России.
Может, и так. Но только, каким образом этот шаг поможет Европе противостоять влиянию России в Средней Азии? Ведь Кремль сам активно выступает за кандидатуру Казахстана! Может, Россия просто хочет создать прецедент, когда пост председателя ОБСЕ будет предоставлен недемократическому государству? На этот раз Казахстан, а в 2010 году, может, и вовсе Беларусь?
Великобритания и Америка пока противятся такому сценарию. Рейтинг Казахстана по правам человека просто ужасен. Ни одни выборы, проходящие там, не были признаны демократическими. Нурсултан Назарбаев правит страной уже семнадцать лет, а недавно объявил, что станет пожизненным президентом. Правительства в Вашингтоне и Лондоне не без оснований опасаются, что, если Казахстан станет председателем ОБСЕ, то в 2009 году организация уже не сможет с прежней эффективностью бороться с такими явлениями, как подтасовки на выборах, жестокие разгоны демонстраций или убийство журналиста на территории России или бывшего Советского Союза. Судя по тому, как там обстоят дела сегодня, подобные инциденты вероятны и в будущем.
Со всей очевидностью можно сказать, что если Запад будет подстраивать демократические принципы под недемократические страны, то это не только не будет способствовать продвижению демократических свобод, но и нанесет удар по этим принципам. Сегодня понятно, что принятие России в Совет Европы, еще одну ‘говорильню’, призванную защищать права человека, было, мягко говоря, преждевременным. Равно как и принятие России в ’большую восьмерку’, которая претендует на звание объединения ведущих мировых демократий. Преследования со стороны властей, которым подвергается демократическая оппозиция в России, превратили прошлогодний саммит ’большой восьмерки’ в Санкт-Петербурге в постыдный фарс.
Таким образом, в качестве одного из решений, могло бы быть следующее: предложить
Казахстану занять пост председателя в 2011 году, но при условии, что прежде страна начнет соблюдать хотя бы элементарные нормы демократии. Но сейчас уже слишком поздно, чтобы предлагать подобную сделку. Отказ в предоставлении поста председателя в 2009 году будет воспринят как жестокое оскорбление.
Грустно, но правда: организация, наподобие ОБСЕ, может функционировать только в том случае, если ее члены в основном согласны с большинством принципов организации. В 1990-х так оно и было, но сегодня это уже не так. И вместо того, чтобы идти на позорные компромиссы ради своей безопасности, было бы лучше, если ОБСЕ всецело отдалась бы более важному в долгосрочной перспективе делу — защите свобод.
И дело даже не в протокольных спорах, а в том, что полемика вокруг Казахстана и ОБСЕ рождает куда более существенный вопрос, касающийся готовности Европы променять демократию на безопасность. ОБСЕ был, действительно, основан на этом принципе, но только приоритеты были установлены в обратном порядке. В 1975 году на Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе было решено отказаться от безопасности — в форме согласия Запада на раздел Европы — в пользу свободы, под которой подразумевалось официальное согласие Кремля поддерживать права человека в Европе. Таким образом, удалось уничтожить тоталитаризм, поскольку у диссидентов за ‘железным занавесом’ появилась легальная основа для борьбы с коммунистическими диктаторами.
Сегодня Россия и ее союзники хотят искалечить ОБСЕ, превратить эту организацию в чистой воды ‘говорильню’. Они методично пытаются задушить подразделение ОБСЕ, в обязанности которого входит наблюдение за ходом выборов, — Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве. Кремлю также претит принцип открытости ОБСЕ для независимых неправительственных организаций. ОБСЕ является одной из немногих организаций, представляющих трибуну для выступления перед официальной аудиторией таким движениям, как Общество русско-чеченской дружбы (после запрета в России это движение было зарегистрировано в Финляндии).
Председатель ОБСЕ избирается ежегодно из числа пятидесяти шести государств-членов. Сегодня этот пост занимает Испания, на следующий год председательствовать будет уже Финляндия. В 2009 году на этот пост претендует Казахстан. За то, чтобы удовлетворить желание Казахстана, выступает, например, Германия, настаивая на том, что это позволит Европе получить доступ к самому крупному и перспективному государству в центрально-азиатском регионе. Казахстан станет частью основной структуры, отвечающей за европейскую безопасность, и, возможно, что тогда Европа сможет получить его поддержку в проекте строительства газопровода из Средней Азии в Европу в обход России.
Может, и так. Но только, каким образом этот шаг поможет Европе противостоять влиянию России в Средней Азии? Ведь Кремль сам активно выступает за кандидатуру Казахстана! Может, Россия просто хочет создать прецедент, когда пост председателя ОБСЕ будет предоставлен недемократическому государству? На этот раз Казахстан, а в 2010 году, может, и вовсе Беларусь?
Великобритания и Америка пока противятся такому сценарию. Рейтинг Казахстана по правам человека просто ужасен. Ни одни выборы, проходящие там, не были признаны демократическими. Нурсултан Назарбаев правит страной уже семнадцать лет, а недавно объявил, что станет пожизненным президентом. Правительства в Вашингтоне и Лондоне не без оснований опасаются, что, если Казахстан станет председателем ОБСЕ, то в 2009 году организация уже не сможет с прежней эффективностью бороться с такими явлениями, как подтасовки на выборах, жестокие разгоны демонстраций или убийство журналиста на территории России или бывшего Советского Союза. Судя по тому, как там обстоят дела сегодня, подобные инциденты вероятны и в будущем.
Со всей очевидностью можно сказать, что если Запад будет подстраивать демократические принципы под недемократические страны, то это не только не будет способствовать продвижению демократических свобод, но и нанесет удар по этим принципам. Сегодня понятно, что принятие России в Совет Европы, еще одну ‘говорильню’, призванную защищать права человека, было, мягко говоря, преждевременным. Равно как и принятие России в ’большую восьмерку’, которая претендует на звание объединения ведущих мировых демократий. Преследования со стороны властей, которым подвергается демократическая оппозиция в России, превратили прошлогодний саммит ’большой восьмерки’ в Санкт-Петербурге в постыдный фарс.
Таким образом, в качестве одного из решений, могло бы быть следующее: предложить
Казахстану занять пост председателя в 2011 году, но при условии, что прежде страна начнет соблюдать хотя бы элементарные нормы демократии. Но сейчас уже слишком поздно, чтобы предлагать подобную сделку. Отказ в предоставлении поста председателя в 2009 году будет воспринят как жестокое оскорбление.
Грустно, но правда: организация, наподобие ОБСЕ, может функционировать только в том случае, если ее члены в основном согласны с большинством принципов организации. В 1990-х так оно и было, но сегодня это уже не так. И вместо того, чтобы идти на позорные компромиссы ради своей безопасности, было бы лучше, если ОБСЕ всецело отдалась бы более важному в долгосрочной перспективе делу — защите свобод.
|