В тени и мимо кассы

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 01 Мая 2024 в 19:33:26
Когда же будет наведен порядок и появятся цивилизованные отношения в сфере общественного транспорта Шымкента - в третьем по значимости и количеству населения городе страны?

Пассажиры шымкентских автобусов, расплачиваясь за проезд, даже не догадываются о том, что субсидии из городской казны с лихвой покрывают все расходы автопарков, а зарплатам тех, кто клянчит мелочь, словно нищий на паперти, многие из них могли бы позавидовать: 386 тысяч тенге за посменную работу через день. В этом году субсидирование общественного транспорта достигло рекордной суммы - 34 млрд тенге. Однако ни введение электронной оплаты за проезд, ни последующее упразднение кондукторов и появление вместо них контролеров так и не помогли полноценно вывести из теневого оборота сферу общественного транспорта. Водители продолжают левачить, что называется, не отходя от кассы, а несознательные пассажиры - спонсировать их неучтенные доходы.

Общественный транспорт в Шымкенте сегодня представляют 11 компаний-перевозчиков, львиная доля маршрутов сосредоточена в трех ТОО: “Shymkent bas”, “ТТК” и “Радуга-транспорт”. Достоверных сведений о реальном пассажиропотоке сегодня нет ни у перевозчиков (они в этом просто не заинтересованы), ни у городского акимата, который все еще в поиске действенной методики для его подсчета.

Тариф на проезд в местных автобусах вот уже восемь лет как остается одним из самых низких в стране: 70 тенге при электронной оплате, 100 тенге - наличными, 50 тенге - школьники. Четвертый год как в городе наконец внедрили электронную систему оплаты проезда с помощью карточек TOLEM, кроме этого оплатить можно и с помощью QR-кода.

Автобусный парк за последние несколько лет практически полностью обновлен, половина машин заправляется сжиженным газом. Зимой в автобусах работают печки, летом салоны охлаждают кондиционеры - шымкентцам поначалу эти блага цивилизации были в диковинку.

В ассоциации перевозчиков “Южавтотранс” уже и забыли о вечных жалобах на низкие тарифы, растущие расходы и недостаток субсидий. Из проблем, по словам председателя ассоциации Дархана КАЮПОВА, - лишь постоянный дефицит опытных водителей, отсутствие на дорогах выделенной полосы для автобусов в часы пик и вынужденная необходимость закупать даже винтики, ремни и свечи в Китае, потому как в родном отечестве их не производят.

Но стоит открыть любой паблик в соцсетях - там настоящая жалобная книга на общественный транспорт. Пассажиры не устают выкладывать свои фото и видеофиксации о требованиях водителей оплатить проезд им в личный карман! О грубости рулевых, опасной езде и прочих нарушениях. Пожаловаться на все это безобразие можно, позвонив на номер единого городского контакт-центра 109 - достаточно указать номер маршрута и самого автобуса. В прошлом году, по данным центральной диспетчерской службы (ЦДС), таких обращений было зафиксировано 12 643, с начала этого года - уже более 9000. Кроме того, плюс еще почти 7000 жалоб в соцсетях в прошлом году и около 9000 - в нынешнем. А еще через услугу для жалоб e-otinish - 605 и 210 соответственно.

По всем этим жалобам и нареканиям, уверяют в ЦДС, проводится проверка, и в случае подтверждения они фиксируются. Есть у этой службы и свои контролеры, которые, сидя на остановках, должны заходить в каждый автобус для проверки их на чистоту, состояние и прочие параметры. В реальности же контролеру пока ничего не мешает заполнить нужные акты даже без посещения остановки.

И вот что примечательно: за каждое нарушение автопарку срезают сумму субсидий, но даже при этом условии на жизнь им жаловаться грех!

А ведь еще пять лет назад власти Шымкента субсидировали всего 10 убыточных маршрутов, обслуживающих окраины. И сумма была в 17 раз меньше (!) нынешней - всего 2 млрд тенге. В 2019 году количество транс­портных компаний сократилось больше чем вдвое: нишу, несмот­ря на громкое сопротивление тогдашних транспортников, расчищали под новых игроков.

Справедливости ради надо заметить, что нынешнему руководству города приходится разгребать последствия маневров на ниве общественного транспорта прежних акимов. За два предпандемийных года было закуплено 890 автобусов сборки “СарыаркаАвтоПром”: 300 марки Ankai с дизельным двигателем и механической коробкой передач и 590 Yutong, работающих на газе. Первые весьма неудобные как для водителя, так и для пассажиров, а вторым требовалась собственная газозапровочная станция, на строительство которой ушло больше года. В результате новые автобусы, взятые в кредит у “БРК-Лизинг”, просто простоя­ли полтора года под открытым небом.

Самое деятельное участие в этой сделке принял тогдашний аким Шымкента Габидулла АБДРАХИМОВ, по поручению которого в городе попытались открыть муниципальный автопарк. В созданном для этих целей ТОО “Shymkent Bus” главным акционером стала социально-предпринимательская корпорация (СПК) Shymkent, без участия которой не обходился ни один акиматовский прожект, предусматривавший миллиардные вливания из бюджета. Стоимость автобусов, приобретенных в лизинг, обошлась от 54 до 67 млн тенге за машину. Вторичный лизинг оформляли на автопарки в обмен на субсидии на все маршруты независимо от того, обслуживают они центр города или окраины. А в прошлом году на летней сессии маслихата в число субсидируемых включили еще два маршрута, и сегодня из городской казны возмещают расходы по всем 77 направлениям. Суммы увеличиваются из года в год.

- Методику субсидирования разрабатывает уполномоченный орган - сейчас это Министерство транспорта. Мы обязаны подчиняться, - поясняет руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог акимата Шымкента Ролан ИБРАГИМОВ. - Хотя у нас есть обоснованные вопросы. К примеру, субсидирование лизинга. Если раньше государство субсидировало из бюджета 80 процентов стоимости автобуса, то сейчас - все 100. Это изменение Минтранспорта внесло в декабре прошлого года. Пос­ле пяти лет эксплуатации автопарки получают автобусы в собственность и начинают получать субсидии на амортизацию - сначала 10, а потом уже и 20 процентов. Согласитесь, такую гос­поддержку у нас не получают даже в сельском хозяйстве.

Еще один вопрос, ставший камнем преткновения, сегодня рассматривается в суде. В специализированный межрайонный экономический суд обратились с иском на управление транспорта перевозчики, пытаясь оспорить отмену решения тарифной комиссии, благодаря которому им светил шанс получить еще 10 млрд тенге из городского бюджета.

- 29 марта прошлого года комиссия согласилась на пересмотр стоимости взятых в лизинг автобусов, увеличив ее на 10 млрд тенге в связи с инфляцией. Соответственно, на эту же сумму увеличились и обязательства акимата по субсидированию, - объясняет решения своего предшественника Ролан Ибрагимов. - Комиссию тогда возглавлял заместитель акима Максут ИСАХОВ (сегодня он подсудимый по делу о даче взятки сотруднику ДКНБ. - А. М.), а его заместителем был прежний руководитель управления Мухтар КОКАНБАЕВ (признанный впоследствии виновным в злоупотреблении должностными полномочиями как раз при перечислении субсидий. - А. М.). Вторичный лизинг приравняли ко вторичному рынку, на основании чего и повысили цену. Но ведь эти автобусы перевозчики не покупали, а взяли у СПК, и до погашения всей стоимости лизинговый транспорт не их собственность.

Спустя полгода Ибрагимов, сменив Коканбаева на посту руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог, снова собрал заседание тарифной комиссии и предложил отменить это кабальное решение. А перед этим обратился в Минтранспорта за разъяснением. Его доводы о том, что вторичный лизинг не есть вторичный рынок, а машины до погашения не есть собственность, там подтвердили. Обоснованность отмены этого решения Ролан Ибрагимов сегодня и доказывает в суде.

В январе этого года были пересмотрены и договоры с перевозчиками, благодаря чему акимат теперь вправе запрашивать у компаний всю информацию о доходах и расходах. Прежде таких полномочий у главного спонсора пассажирских перевозок не было. По итогам первого квартала, обещает Ибрагимов, информацию не просто запросят, но и сделают на ее основе выводы об истинной рентабельности деятельности перевозчиков и соответствии размерам субсидий.

Впрочем, выводы эти нельзя считать полными без сведений о том, какие суммы, получаемые от пассажиров за проезд, ежедневно утекают мимо кассы прямехонько водителю в карман. К совести взывать бесполезно, поэтому кабину водителя планируют отделить от салона автобуса ширмами из оргстекла.

И это далеко не единственные реформы в сфере пассажирского транспорта, обещанные руководством города. Вот, к примеру, в 2020 году в 47 млн тенге обошлось казне Шымкента создание новой маршрутной схемы, разработчиком которой выступила небезызвестная компания “Астана LRT”. Деньги освоены и списаны, а маршруты всё продолжают пересматривать и оптимизировать... В мае анонсирована очередная оптимизация.

Между тем решением акима Шымкента Габита СЫЗДЫКБЕКОВА впервые вводится бесплатный проезд для школьников, а также пенсионеров старше 70 лет. А компанию TOLEM в деле приема электронной платы за проезд может потеснить фирма, предлагающая современные решения. Реорганизация ждет и центральную диспетчерскую службу.

К пассажирам у властей в этих условиях только одна просьба: платить за проезд честно и производить транзакцию как положено. Штраф для уклонистов от оплаты - 6900 тенге. На 3332 безбилетников полиция уже составила административные протоколы. А вот водителей в таких случаях должна наказывать инспекция транспортного конт­роля. Но, судя по тому, как громко и уверенно на каждой остановке они требуют с пассажиров: “Перевод, перевод! Можно наличные”, о проверке они не переживают.

А о безопасности перевозок свидетельствует сводка дорожных происшествий: по данным полиции, в прошлом году в 13 ДТП с участием автобусов погиб­ли 7 человек, 12 получили ранения, с начала этого года - 4 ДТП и 4 раненых. В памяти горожан и тот страшный наезд на пешеходов, когда в апреле прошлого года под колеса неуправляемого автобуса угодили шесть человек, пятеро из которых скончались.

Когда же будет наведен порядок и появятся цивилизованные отношения в сфере общественного транспорта в третьем по значимости и количеству населения городе страны?

Алиса МАСАЛЁВА
https://time.kz/articles/strana/2024/04/29/v-teni-i-mimo-kassy
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Васяй 05.05.2024 в 15:59:09   # 825368
Цитата: Dimmon от 05.05.2024 13:04:35
Quote:
И не дам всяким укроботам вбить клин в дружбу Казахстана и России.


ты ничем не лучше укрботов, ты такой же бот только росбот
сам сеешь рознь, пропагандируешь казахстанцам ненависть к другим странам, читаешь нотации с кем дружить а с кем нет. более того ты пропагандируешь отрицательное отношение к независимости казахстана

такие как ты в меньшинстве, подавляющее большинство казахстанцев - за независимость Казахстана и
за сотрудничество со всем миром
Еще раз птнх.
  Zoggyla 05.05.2024 в 17:45:11   # 825369
Quote:
даже если бы я был ботом то только казахботом, я - за независимый и суверенный Казахстан, выступаю против всех кто пытается представить нашу страну только в негативном свете, против всех кто отрицает и порицает нашу независимость, призывает под предлогом восстановления ссср отказаться от территориальной целостности суверенитета
Кому ты эти мантры пишешь и шепчешь? Со стороны пикантно выглядит, как оправдание. Чего накуролесил-то?
  Ал 05.05.2024 в 17:47:51   # 825370
Quote:
05 мая 2024
КНБ произвел задержания в Астане и Павлодаре https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/knb-proizvel-zaderjaniya-v-astane-i-pavlodare-534361/
Сотрудники КНБ произвели задержания в Астане и Павлодаре, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на КНБ.
2 и 3 мая в Астане и Павлодаре Комитет национальной безопасности во взаимодействии с МВД и при координации прокуратуры задержали трех граждан Казахстана. Их подозревают в пропаганде терроризма и участии в деятельности запрещенной на территории республики религиозно-экстремистской организации.

У задержанных изъяли религиозную литературу и другие доказательства. Подозреваемые лица ранее были судимы за совершение общеуголовных и экстремистских преступлений.
Расследование проводится по статьям 256 "Пропаганда терроризма" и 405 "Организация и участие в деятельности запрещенной религиозной организации".

Батыр 2024-05-05 09:43
В Актобе и Уральске много таких!
15

За правду 2024-05-05 10:53
Батыр, они уже везде, к сожалению.
11

ұлы дала 2024-05-05 10:46
закономерность -снова бородачи нарушители общественного спокойствия! И что им всё никак неймётся?!
13
Наверное им развлечений как во времена СССР не хватает.

Сильно сомневаюсь что от фанатиков какой-либо толк в производстве есть.
В целом выходит что для Казахстана было бы гораздо безопаснее если бы они бухали...
  Ал 05.05.2024 в 19:04:05   # 825372
Что касаемо упоминания иноагентов то, исходя хотя бы из посещаемости сайта, сильно сомневаюсь что кому-то интересно за продвижение пропаганды на этом ресурсе платить.

Другое дело что кому-то может быть "за державу обидно", а кому-то ненависть к российскому режиму и Путину мешает объективно рассматривать "картинку" в целом.

С другой стороны, у кого то в связи с родственными или дружественными отношениями среди населения могут проявляться симпатии к какой-то стороне конфликта.

Что касаемо Путина и российского режима, то уже несколько раз напоминал что симпатий к ним так же как и к западным пропагондонам не испытываю, а попросту пытаюсь причины поступков описать, предупреждая попытки влезть в чужие "разборки".
Кстати, уже давно не припомню чтобы кто-то Путину на сайте "дифирамбы пел".

Лично мне всех "холопов", попавших "под раздачу" в связи с геополитическими "терками" "бояр", жалко.
Так же как обидно что два родственных мне народа сумели за чужие интересы стравить.

Негатива и без интернет скандалов хватает и к тому же переходящие в оскорбления споры не добавляют здоровья никому.

Не считая того что мнение комментаторов кроме настроения посетителей сайта больше ничего не меняет.

В связи с этим предлагаю относиться к этому философски и не переходить грани цивилизованного общения...
  Ал 05.05.2024 в 19:10:55   # 825374
P.S.

©
  Dimmon 06.05.2024 в 16:59:28   # 825379
Quote:
В связи с этим предлагаю относиться к этому философски и не переходить грани цивилизованного общения...


ни к кому в ненависти не признавался никого нах не посылал

как я уже сказал выступаю за партнерство со всеми развитыми странами мира, не приемлю бесконечного поливания негативом нашей страны, тем более не допускаю никакого негатива против независимости и суверенитета нашей страны, мои симпатии на стороне Казахстана
на подобный негатив будем отвечать негативом в страну симпатии негативщика
другое дело критика, но критика должна быть конструктивной , и она не может касаться независимости иначе рискует оказаться призывом к нарушению конституционного строя и терр. целостности нашей страны

Quote:
«Критика власти является неотъемлемой частью гражданского общества. В то же время критика не должна быть огульной. Она должна быть конструктивной. Любым проявлениям политического радикализма, экстремизма не будет места в стране», –сказал глава государства.

  Ал 06.05.2024 в 22:21:20   # 825381
Хотел бы уточнить в чем "Диммон" видит независимость Казахстана.

Который и без того отличается знаменитой многовекторностью, в которой РФ не является приоритетом, но все же одним из ключевых экономических партнеров.
При этом "бабки" уходят в западные офшоры, а согласно оглашению СРП Казахстан получает всего-лишь два процента от продажи собственной нефти.
В других ресурсных проектах в связи с высокой долей иностранных инвесторов Казахстан не может в случае необходимости перенаправлять сырье для переработки на собственные нужды.

Основной проблемой СССР явился разрыв пропаганды от реалий, что в сочетании с непоследовательными реформами усугубило недоверие к власти и явилось одной из причин развала.
Похоже что "защитника Казахстана" это ничему не научило...
  Ал 06.05.2024 в 22:34:35   # 825383
Кстати, "защитника" можно поздравить с красивым числом покараний...
  Ал 06.05.2024 в 22:48:23   # 825387
Quote:
Демонстранты: в Германии должен быть исламский халифат! https://www.7kanal.co.il/news/262343
Жители Гамбурга вышли на акцию протеста против «исламофобии», и призывают к созданию в Германии исламского халифата
30 апр. 2024 г., 11:55 PM
На днях около тысячи человек провели демонстрацию в городе Гамбург (Германия) против того, что организаторы назвали «исламофобской политикой» страны.
В ходе акции были зафиксированы принесенные протестующими плакаты с надписями, призывающими к созданию в Германии – немного-немало – исламского халифата (!).
«Халифат – это решение», - гласили некоторые надписи. «Германия = диктатура ценностей», - было написано на других плакатах, которыми размахивали демонстранты, скандируя «Аллаху Акбар!».
Выступавшие на мероприятии заявили, что политики и немецкие СМИ используют «дешевую ложь и трусливые репортажи», чтобы атаковать мусульман на фоне войны в секторе Газы.
Министерство по защите конституции в Гамбурге объявило, что разрешение на акцию протеста получила организация, считающаяся близкой к группе «Интерактив», названая властями страны «экстремистской» и, следовательно, находящейся под наблюдением со стороны силовиков.


  Васяй 07.05.2024 в 23:42:17   # 825405
Цитата: Dimmon от 05.05.2024 13:04:35
Quote:
И не дам всяким укроботам вбить клин в дружбу Казахстана и России.


ты ничем не лучше укрботов, ты такой же бот только росбот
сам сеешь рознь, пропагандируешь казахстанцам ненависть к другим странам, читаешь нотации с кем дружить а с кем нет. более того ты пропагандируешь отрицательное отношение к независимости казахстана

такие как ты в меньшинстве, подавляющее большинство казахстанцев - за независимость Казахстана и
за сотрудничество со всем миром
Ты ,мерзота,опубликуй хоть один мой коммент против казахстанцев!Эты сеешь раздор.Где бы о проблемах Казахстана не написали ты срешь проблемами России.Они там пусть сами решают,а дома ,внутренние проблемы мы сами обсудим.Ты провокатор,а остальное повторю:ПТНХ!И заруби себе на носу- грамотные,пожившие и повидавшие в жизни казахи за дружбу народов.И ты своими высерами не сможешь этому помешать,только ГЕМОРРОЙ заработаешь.
  Ал 08.05.2024 в 12:10:12   # 825407

  Ал 08.05.2024 в 12:13:20   # 825408

Как уже упоминал, не имеет особого смысла "засланцев" на сайте искать.
Гораздо больше и при этом откровеннее в тиктоке ненависть разжигают...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь