Почему в богатой нефтью стране возможен дефицит бензина
admin 29 Сентября 2014 в 14:04:46
10 дней назад заместитель министра энергетики РК Узакбай Карабалин сказал, что в ситуации нехватки бензин на внутреннем рынке Казахстан вынужден договариваться о приобретении партий ГСМ в Азербайджане и Туркменистане.
Причиной называлось сокращение российских поставок в РК из-за увеличения поставщиками РФ снабжения Крыма.
В интервью агентству КазТАГ Карабалин рассказал, в чем заключаются причины нынешнего дефицита бензина в Казахстане.
"Дефицит топлива на внутреннем рынке страны возник в результате ряда объективных причин. Отсутствие таможни на наших границах при значительной разнице в ценах приводит к вывозу больших объемов из нашей страны туда, где они стоят дороже, где можно легко получить солидную маржу", - говорит он.
"Кроме того, как известно, казахстанские НПЗ были введены в строй еще в советские времена, и их мощности и техническое состояние не позволяют полностью обеспечивать страну высокооктановым бензином. Сегодня доля казахстанских НПЗ закрывает около 70% от общих потребностей", - отметил Карабалин.
"Ежегодно дефицит топлива покрывается за счет импорта по межправительственным соглашениям, в основном из Российской Федерации. Мы ведем системный мониторинг состояния дел на рынке, благодаря чему прогнозируем ситуацию и заблаговременно заключаем договоры на поставку недостающих объемов в необходимые нам сроки", - уточнил заместитель министра.
"Компанией "КазМунайГаз" законтрактованы с компаниями Российской Федерации 69,5 тыс. тонн бензина АИ-92 (Башнефть, Роснефть), 10 тыс. тонн бензина АИ-95 (Башнефть) и 64 тыс. тонн дизельного топлива (Башнефть, Литаско, Форте Инвест). Если бы указанное топливо отгружалось точно в оговоренные сроки, никакого дефицита топлива на нашем внутреннем рынке не произошло бы", - заявил Карабалин.
"В настоящее время все казахстанские НПЗ работают на полную мощь. В частности, остановка Шымкентского НПЗ на ежегодный плановый ремонт перенесена с октября текущего года на весну 2015 года. Более того, увеличена выработка бензина на всех наших НПЗ и сегодня они производят 113% топлива от плановых показателей. По другим направлениям, "КазМунайГаз" продолжает договариваться по новым объемам сверх вышеупомянутых, которые возможно будет в скором времени поставить в Казахстан. Это 5 тыс. тонн бензина АИ-92 из Азербайджана, порядка 15-25 тыс. тонн из РФ (Лукойл), и ведутся переговоры о поставках бензина из Китая", - рассказал чиновник.
"КазМунайГаз" продолжает договариваться по новым объемам сверх вышеупомянутых, которые возможно будет в скором времени поставить в Казахстан. Это 5 тыс. тонн бензина АИ-92 из Азербайджана, порядка 15-25 тыс. тонн из РФ (Лукойл), и ведутся переговоры о поставках бензина из Китая
Отвечая на вопрос о дефиците топлива и сроках когда правительство сможет выровнять ситуацию Карабалин заявил, что скорее всего дефицит ликвидируют уже во второй половине октября.
"С учетом всех принятых нами мер, я могу прогнозировать, что мы выровняем ситуацию с обеспечением внутреннего рынка в ближайшие недели. Если точнее, то дефицит топлива будет полностью ликвидирован во второй половине октября", - сказал он.
"Я бы хотел отметить, что компания "КазМунайГаз" вынуждена приобретать и везти ГСМ себе в убыток, ведь в России топливо стоит дороже, чем в Казахстане. Если переводить в тенге, то у нас литр бензина Аи-92/93 не может продаваться дороже 128 тенге, согласно установленной правительством предельной цене, а на заправочных станциях Российской Федерации такой бензин торгуется по цене 155 тенге. Разница значительная, в 27 тенге, это более чем на 20%. По ценам дизельного топлива разница еще больше - 45 тенге. У нас литр дизтоплива стоит 115 тенге, а в России - 160", - уточняет он.
"Как вы понимаете, такая маржа не осталась незамеченной частными предпринимателями, и топливо с нашей территории уходит в сопредельные государства", - признался чиновник.
"Наиболее очевидным путем защиты внутреннего рынка от утекания топлива за рубеж было бы выравнивание наших цен с российскими, но такая мера крайне отрицательно сказалась бы на наших потребителях, что недопустимо, и для устранения дефицита мы задействовали все доступные нам механизмы, включая закуп топлива за рубежом себе в убыток", - высказался он.
Карабалин высказал мнение, что "по завершении в 2016 году модернизации и реконструкции казахстанских НПЗ мы рассчитываем, что с 2017 года потребности внутреннего рынка в высокооктановом топливе будут обеспечены отечественными нефтепродуктами в полном объеме".
Автор: КазТАГ
Причиной называлось сокращение российских поставок в РК из-за увеличения поставщиками РФ снабжения Крыма.
В интервью агентству КазТАГ Карабалин рассказал, в чем заключаются причины нынешнего дефицита бензина в Казахстане.
"Дефицит топлива на внутреннем рынке страны возник в результате ряда объективных причин. Отсутствие таможни на наших границах при значительной разнице в ценах приводит к вывозу больших объемов из нашей страны туда, где они стоят дороже, где можно легко получить солидную маржу", - говорит он.
"Кроме того, как известно, казахстанские НПЗ были введены в строй еще в советские времена, и их мощности и техническое состояние не позволяют полностью обеспечивать страну высокооктановым бензином. Сегодня доля казахстанских НПЗ закрывает около 70% от общих потребностей", - отметил Карабалин.
"Ежегодно дефицит топлива покрывается за счет импорта по межправительственным соглашениям, в основном из Российской Федерации. Мы ведем системный мониторинг состояния дел на рынке, благодаря чему прогнозируем ситуацию и заблаговременно заключаем договоры на поставку недостающих объемов в необходимые нам сроки", - уточнил заместитель министра.
"Компанией "КазМунайГаз" законтрактованы с компаниями Российской Федерации 69,5 тыс. тонн бензина АИ-92 (Башнефть, Роснефть), 10 тыс. тонн бензина АИ-95 (Башнефть) и 64 тыс. тонн дизельного топлива (Башнефть, Литаско, Форте Инвест). Если бы указанное топливо отгружалось точно в оговоренные сроки, никакого дефицита топлива на нашем внутреннем рынке не произошло бы", - заявил Карабалин.
"В настоящее время все казахстанские НПЗ работают на полную мощь. В частности, остановка Шымкентского НПЗ на ежегодный плановый ремонт перенесена с октября текущего года на весну 2015 года. Более того, увеличена выработка бензина на всех наших НПЗ и сегодня они производят 113% топлива от плановых показателей. По другим направлениям, "КазМунайГаз" продолжает договариваться по новым объемам сверх вышеупомянутых, которые возможно будет в скором времени поставить в Казахстан. Это 5 тыс. тонн бензина АИ-92 из Азербайджана, порядка 15-25 тыс. тонн из РФ (Лукойл), и ведутся переговоры о поставках бензина из Китая", - рассказал чиновник.
"КазМунайГаз" продолжает договариваться по новым объемам сверх вышеупомянутых, которые возможно будет в скором времени поставить в Казахстан. Это 5 тыс. тонн бензина АИ-92 из Азербайджана, порядка 15-25 тыс. тонн из РФ (Лукойл), и ведутся переговоры о поставках бензина из Китая
Отвечая на вопрос о дефиците топлива и сроках когда правительство сможет выровнять ситуацию Карабалин заявил, что скорее всего дефицит ликвидируют уже во второй половине октября.
"С учетом всех принятых нами мер, я могу прогнозировать, что мы выровняем ситуацию с обеспечением внутреннего рынка в ближайшие недели. Если точнее, то дефицит топлива будет полностью ликвидирован во второй половине октября", - сказал он.
"Я бы хотел отметить, что компания "КазМунайГаз" вынуждена приобретать и везти ГСМ себе в убыток, ведь в России топливо стоит дороже, чем в Казахстане. Если переводить в тенге, то у нас литр бензина Аи-92/93 не может продаваться дороже 128 тенге, согласно установленной правительством предельной цене, а на заправочных станциях Российской Федерации такой бензин торгуется по цене 155 тенге. Разница значительная, в 27 тенге, это более чем на 20%. По ценам дизельного топлива разница еще больше - 45 тенге. У нас литр дизтоплива стоит 115 тенге, а в России - 160", - уточняет он.
"Как вы понимаете, такая маржа не осталась незамеченной частными предпринимателями, и топливо с нашей территории уходит в сопредельные государства", - признался чиновник.
"Наиболее очевидным путем защиты внутреннего рынка от утекания топлива за рубеж было бы выравнивание наших цен с российскими, но такая мера крайне отрицательно сказалась бы на наших потребителях, что недопустимо, и для устранения дефицита мы задействовали все доступные нам механизмы, включая закуп топлива за рубежом себе в убыток", - высказался он.
Карабалин высказал мнение, что "по завершении в 2016 году модернизации и реконструкции казахстанских НПЗ мы рассчитываем, что с 2017 года потребности внутреннего рынка в высокооктановом топливе будут обеспечены отечественными нефтепродуктами в полном объеме".
Автор: КазТАГ
|