Черный передел мира
KOKauH 25 Ноября 2008 в 09:52:06
Сомнения в исходе саммита «большой двадцатки» появились тогда, когда стало известно о желании «вновь избранного, но не вступившего в должность» президента США Барака Обамы отказаться от участия. Мировое общественное мнение ожидает от Обамы примерно того же, что когда то ждало от Горбачева – «левого поворота», гуманизма, демократии, а точнее говоря – государственной измены и немедленной сдачи всех позиций. «Алло, Генеральный штаб? Говорит президент, немедленно сдайтесь всем нашим врагам», как было сказано в известном фильме.
Обама же не намерен сдаваться. Когда стало ясно, что от США в саммите будет принимать участие Джордж Буш-младший, «плохой парень номер один в мире», если конечно не считать бен Ладена, над «большой двадцаткой» нависла угроза провала. Было совершенно очевидно, что Бушу терять нечего и он, негодник, ничего не уступит. Так и произошло. «Большая двадцатка», на которую возлагалось столько надежд в плане реформы мировой финансовой системы, закончилась ничем. Благожелательными декларациями о необходимости реформ. Ни один новый международный финансовый институт не был создан. Не был реорганизован также ни один старый. А ведь большинство комментаторов ожидало учреждения прекрасного нового мира. Увы, оно не состоялось, да и не могло состояться.
Современное состояние международной политики странное. С одной стороны, наблюдается явное экономическое и имиджевое ослабление Америки. С другой стороны, неясно, что от этого могут получить другие мировые игроки. Европа требует для себя лидирующих позиций в миросистеме. Например, такой реформы МВФ, при которой США утратят право вето на решения этой международной организации. Развивающиеся страны во главе с Китаем требуют такого перераспределения финансовой власти, которое усилило бы их собственные позиции в мировых финансовых институтах. Однако на все эти требования Соединенные Штаты в состоянии ответить отказом. «Глухая фронда» со стороны ведущих мировых держав второй категории не может не во что вылиться, ибо серьезных рычагов для влияния на Америку у них всё равно нет.
Советский Союз горбачевских времен переживал тотальный кризис, а точнее – полный распад экономики. Под коллапс социалистического способа хозяйствования можно было давать Горбачеву небольшие кредиты, выбивая в ответ беспрецедентные уступки. Но американская экономика, несмотря на кризис, крепка. Во всяком случае, она ничуть не слабее экономик конкурентов – европейцев или китайцев. Правда, скептики говорят, что в результате кризиса США могут потерять треть ВВП. Но пока этого не произошло и даже если произойдет (что неочевидно), США все равно сохранят статус крупной экономической державы. Вооруженные силы Америки остаются самыми могущественными в мире. США по-прежнему возглавляют целую сеть дипломатических и военных союзов, связывающих с Вашингтоном страны Европы, Японию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию, Тайвань и многие другие страны.
Иными словами, у американской администрации достаточно ресурсов, чтобы сохранить ключевое положение своей страны в мире. По мере того, как кризис охватывает державы Европы, им становится уже не до имперских амбиций. Китай это уже понял и в настоящее время реализует многомиллиардную программу спасения своей экономики.
Иначе говоря, саммит «большой двадцатки» как и сам формат «много-много небольших государств тявкают на большую Америку» продемонстрировал свою неэффективность. Выяснилось, что совещание мировых лидеров не имеет достаточно власти, чтобы заставить считаться с собой одну-единственную Америку. Таким образом, США продемонстрировали, что обладают своего рода «блокирующим пакетом акций» в мировой политической системе. Быть может, они на данный момент и утратили однозначное лидерство, но сохраняют возможности для блокирования всех нежелательных для себя политических процессов.
Это делает международные отношения потенциально нестабильными. В самом деле, недовольство Америкой есть, но механизмов для его реализации немного. Главное, на что остается надеяться – на доброго Обаму, который все сдаст и всё уступит. Однако с учетом того, что ведущие позиции в переходной команде нового главы вашингтонской администрации занимают люди из окружения Клинтона, то есть представители истеблишмента Демократической партии, это представляется крайне сомнительным. Ведь клинтоновская администрация была вовсе не склонна к уступкам на мировой арене. Она, разве что, больше консультировалась со своими европейскими партнерами. Но консультации с Европой еще не означают предоставления ей решающего голоса в мировых делах.
Европейцы пока что претендуют на роль, которую интеллигенция рассматривала как наиболее оптимальную для себя в рамках советской системы. Роль морального регулятора и оценщика действий партийной верхушки и силовиков. Европа, кажется, всёрьез намерена завоевать такой моральный авторитет, который позволил бы ей поучать Соединенные Штаты как править миром, не неся за ситуацию никакой ответственности.
Разумеется, реализация подобной модели находится под большим вопросом. Ничего же большего, чем моральный авторитет, у европейцев нет. Им до сих пор не удается создать крепкую федерацию из разболтанного Европейского союза. Несмотря на то, что население союза на 200 млн. человек больше американского, его экономика всего лишь сопоставима с экономикой США. Иначе говоря, европейская фронда против Америки слабо обоснована.
Евросоюзу удалось создать видимость сильной внешней политики благодаря Саркози. Франция председательствует в ЕС в этом полугодии, одновременно Саркози возглавляет Средиземноморский союз, альянс ЕС и стран бассейна Средиземного моря. Таким образом, на дипломатическом уровне главный европеец сконцентрировал в своих руках дипломатические посты, позволяющие говорить от имени примерно 700 млн. человек. Хаос в Вашингтоне, вызванный уходом Буша и неясностью с кандидатурой его преемника вызвал к жизни виртуально-дипломатическую конструкцию: сильный, объединенный единой волей Саркози Европейский союз против слабых, раздробленных изнутри конкуренцией между Обамой и Маккейном американцев. Но эта комбинация в прошлом. Обама победил на выборах и теперь у США снова будет только одна воля – воля популярного президента. Срок же полномочий Саркози в качестве лидера ЕС заканчивается. Больше того, в ведущих державах Евросоюза грядут выборы. В Германии они состоятся в октябре следующего года, а в Британии они должны пройти до середины 2010. Это означает, что канцлер Меркель и премьер-министр Гордон Браун будут вынуждены больше внимания уделять внутренним делам своих стран на фоне надвигающегося кризиса. В свою очередь, это ослабляет способность ЕС к консолидированному противостоянию американцам. Пока европейцам не удалось договориться даже о совместной борьбе с кризисом.
Так что вялотекущий кризис миросистемы продолжается. Америку похоронили определенно рано. Не исключено, что США еще простудятся на похоронах европейской, а то и китайской экономики.
Реформа мировой экономики еще возможна. Ожидается, что через несколько месяцев «большая двадцатка» соберется вновь и это будет бенефис президента Обамы. Однако кардинальной перестановки сил на мировой шахматной доске ждать всё же не следует. Бунт элит подвластных США стран пока ни к чему не привел.
Обама же не намерен сдаваться. Когда стало ясно, что от США в саммите будет принимать участие Джордж Буш-младший, «плохой парень номер один в мире», если конечно не считать бен Ладена, над «большой двадцаткой» нависла угроза провала. Было совершенно очевидно, что Бушу терять нечего и он, негодник, ничего не уступит. Так и произошло. «Большая двадцатка», на которую возлагалось столько надежд в плане реформы мировой финансовой системы, закончилась ничем. Благожелательными декларациями о необходимости реформ. Ни один новый международный финансовый институт не был создан. Не был реорганизован также ни один старый. А ведь большинство комментаторов ожидало учреждения прекрасного нового мира. Увы, оно не состоялось, да и не могло состояться.
Современное состояние международной политики странное. С одной стороны, наблюдается явное экономическое и имиджевое ослабление Америки. С другой стороны, неясно, что от этого могут получить другие мировые игроки. Европа требует для себя лидирующих позиций в миросистеме. Например, такой реформы МВФ, при которой США утратят право вето на решения этой международной организации. Развивающиеся страны во главе с Китаем требуют такого перераспределения финансовой власти, которое усилило бы их собственные позиции в мировых финансовых институтах. Однако на все эти требования Соединенные Штаты в состоянии ответить отказом. «Глухая фронда» со стороны ведущих мировых держав второй категории не может не во что вылиться, ибо серьезных рычагов для влияния на Америку у них всё равно нет.
Советский Союз горбачевских времен переживал тотальный кризис, а точнее – полный распад экономики. Под коллапс социалистического способа хозяйствования можно было давать Горбачеву небольшие кредиты, выбивая в ответ беспрецедентные уступки. Но американская экономика, несмотря на кризис, крепка. Во всяком случае, она ничуть не слабее экономик конкурентов – европейцев или китайцев. Правда, скептики говорят, что в результате кризиса США могут потерять треть ВВП. Но пока этого не произошло и даже если произойдет (что неочевидно), США все равно сохранят статус крупной экономической державы. Вооруженные силы Америки остаются самыми могущественными в мире. США по-прежнему возглавляют целую сеть дипломатических и военных союзов, связывающих с Вашингтоном страны Европы, Японию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию, Тайвань и многие другие страны.
Иными словами, у американской администрации достаточно ресурсов, чтобы сохранить ключевое положение своей страны в мире. По мере того, как кризис охватывает державы Европы, им становится уже не до имперских амбиций. Китай это уже понял и в настоящее время реализует многомиллиардную программу спасения своей экономики.
Иначе говоря, саммит «большой двадцатки» как и сам формат «много-много небольших государств тявкают на большую Америку» продемонстрировал свою неэффективность. Выяснилось, что совещание мировых лидеров не имеет достаточно власти, чтобы заставить считаться с собой одну-единственную Америку. Таким образом, США продемонстрировали, что обладают своего рода «блокирующим пакетом акций» в мировой политической системе. Быть может, они на данный момент и утратили однозначное лидерство, но сохраняют возможности для блокирования всех нежелательных для себя политических процессов.
Это делает международные отношения потенциально нестабильными. В самом деле, недовольство Америкой есть, но механизмов для его реализации немного. Главное, на что остается надеяться – на доброго Обаму, который все сдаст и всё уступит. Однако с учетом того, что ведущие позиции в переходной команде нового главы вашингтонской администрации занимают люди из окружения Клинтона, то есть представители истеблишмента Демократической партии, это представляется крайне сомнительным. Ведь клинтоновская администрация была вовсе не склонна к уступкам на мировой арене. Она, разве что, больше консультировалась со своими европейскими партнерами. Но консультации с Европой еще не означают предоставления ей решающего голоса в мировых делах.
Европейцы пока что претендуют на роль, которую интеллигенция рассматривала как наиболее оптимальную для себя в рамках советской системы. Роль морального регулятора и оценщика действий партийной верхушки и силовиков. Европа, кажется, всёрьез намерена завоевать такой моральный авторитет, который позволил бы ей поучать Соединенные Штаты как править миром, не неся за ситуацию никакой ответственности.
Разумеется, реализация подобной модели находится под большим вопросом. Ничего же большего, чем моральный авторитет, у европейцев нет. Им до сих пор не удается создать крепкую федерацию из разболтанного Европейского союза. Несмотря на то, что население союза на 200 млн. человек больше американского, его экономика всего лишь сопоставима с экономикой США. Иначе говоря, европейская фронда против Америки слабо обоснована.
Евросоюзу удалось создать видимость сильной внешней политики благодаря Саркози. Франция председательствует в ЕС в этом полугодии, одновременно Саркози возглавляет Средиземноморский союз, альянс ЕС и стран бассейна Средиземного моря. Таким образом, на дипломатическом уровне главный европеец сконцентрировал в своих руках дипломатические посты, позволяющие говорить от имени примерно 700 млн. человек. Хаос в Вашингтоне, вызванный уходом Буша и неясностью с кандидатурой его преемника вызвал к жизни виртуально-дипломатическую конструкцию: сильный, объединенный единой волей Саркози Европейский союз против слабых, раздробленных изнутри конкуренцией между Обамой и Маккейном американцев. Но эта комбинация в прошлом. Обама победил на выборах и теперь у США снова будет только одна воля – воля популярного президента. Срок же полномочий Саркози в качестве лидера ЕС заканчивается. Больше того, в ведущих державах Евросоюза грядут выборы. В Германии они состоятся в октябре следующего года, а в Британии они должны пройти до середины 2010. Это означает, что канцлер Меркель и премьер-министр Гордон Браун будут вынуждены больше внимания уделять внутренним делам своих стран на фоне надвигающегося кризиса. В свою очередь, это ослабляет способность ЕС к консолидированному противостоянию американцам. Пока европейцам не удалось договориться даже о совместной борьбе с кризисом.
Так что вялотекущий кризис миросистемы продолжается. Америку похоронили определенно рано. Не исключено, что США еще простудятся на похоронах европейской, а то и китайской экономики.
Реформа мировой экономики еще возможна. Ожидается, что через несколько месяцев «большая двадцатка» соберется вновь и это будет бенефис президента Обамы. Однако кардинальной перестановки сил на мировой шахматной доске ждать всё же не следует. Бунт элит подвластных США стран пока ни к чему не привел.
|