ГЦВП на грани system error
walker 22 Февраля 2013 в 13:06:29
Внедрение ИИНов в начале текущего года создало путаницу в базах данных НПФ и ГЦВП, однако существует мнение, что истинная причина некачественной работы центра кроется в системе управления и внутренней ситуации в центральном аппарате. В данном контексте становится очевидным, что ГЦВП не готов в полной мере к созданию ЕНПФ.
На официальном блоге министра труда и социальной защиты населения РК Серика Абденова размещено обращение, авторами которого указаны сотрудники центрального аппарата ГЦВП, обращающие внимание министра на ситуацию, сложившуюся в последние месяцы в организации. Как следует из письма, с момента назначения заместителем генерального директора ГЦВП Ербола Оспанова в августе 2012 года «начались массовые увольнения сильных специалистов, которые занимались совершенствованием информационных систем министерства». Сообщается, что на освободившиеся рабочие места принимали сотрудников «по рекомендациям», которые не соответствуют требуемой для данной должности квалификации.
Изменения в штате совпали с периодом, когда произошли отмена РНН и переход на ИИН, что еще более усложнило работу центра. «Вал писем и жалоб накопительных пенсионных фондов о неправомерных переводах пенсионных накоплений, неверных реквизитах вкладчиков – резко подорвал репутацию нашей организации перед учреждением Единого НПФа», – отмечается в размещенном обращении. По данным сотрудников, «невозможно было производить нормальные выплаты пенсий и пособий, была путаница в ИИНах людей, банки деньги возвращали обратно, так как не могли по указанным идентификационным номерам найти получателей».
Внимание министра обращается и на нередко появляющиеся данные «об утечке сведений из ГЦВП в связи с появлением сторонних программистов». По изложенной в письме версии, Ербол Оспанов нанял для работы в социальной сфере через фирму «БАС» программистов из Узбекистана, которые «испортили базу данных фонда». «Считаем, что все вышесказанное является диверсией со стороны «узбекских» программистов, которые были внедрены Оспановым», – негодуют сотрудники.
В результате сотрудникам центра, как сказано в жалобе, с декабря прошлого года приходится работать без выходных и праздничных дней, из-за чего многие не выдерживают и увольняются. «Мы устали вручную выгребать тот вал ошибок, которые возникли в результате неправильной работы программистов компании «БАС», – резюмируется в сообщении. Авторы жалобы говорят о неправомерности действий Ербола Оспанова и другого сотрудника – его «ставленника» – Ержана Кудайбергенова и просят министра Абденова разобраться в сложившейся ситуации.
Директор компании Pride Consulting Максим Примаченко считает ужасающим тот факт, что через программистов можно «вытащить» любую информацию, поскольку они имеют доступ к базе данных. «Все эти жалобы в период работы иностранных программистов отражают то, что нашу пенсионную систему серьезно подпортили. И сведения о вкладчиках, которые по определению должны быть конфиденциальными, иногда используются в непонятных целях», – считает он.
Глава Pride Consulting привел в пример ситуации, когда отдельным людям звонят и говорят, что их родственник в опасности и нужны деньги. «Не хочу лишний раз устрашать, но, как думаете, где они берут информацию? Страшно предположить, что через ГЦВП может происходить выброс информации на рынок», – предположил собеседник.
Как добавил Максим Примаченко, в России уже достаточно давно в сеть попадают фрагменты базы по банкам и пенсионным фондам, и в РК вполне может такое произойти. «Я не утверждаю, что это именно ГЦВП допускает утечку подобной информации, но, опираясь на жалобы, которые адресованы в ГЦВП, там первым делом надо поставить заслон от утечки информации», – предлагает собеседник.
Для разъяснения ситуации и составления объективной картины происходящего редакция «Къ» обратилась в центральный аппарат ГЦВП, где отказались прокомментировать ситуацию с жалобами г-ну Абденову. Как пояснил секретарь генерального директора ГЦВП Рустема Хамзина, «руководство должно согласовать этот вопрос с Министерством труда и пока давать комментарии не будет».
Тем не менее, на вопросы «Къ» о работе ГЦВП в последние месяцы ответил председатель Ассоциации пенсионных фондов РК Айдар Алибаев. По его мнению, проблемы в работе ГЦВП были и будут всегда. Особенно теперь, когда поставлена задача по созданию ЕНПФ. «8,5 млн счетов соединить в одну систему будет очень непросто», – отметил спикер. Ввиду этого, по мнению г-на Алибаева, в работе появляются различного рода проблемы с наложениями и двойными счетами. Причинами проблемы, как считает эксперт, в равной степени являются и человеческий фактор, и несовершенство технической базы работы центра, в частности, сбои в программе. Именно эти проблемы в работе ГЦВП Алибаев называет одним из факторов, делающих очень сложным слияние казахстанских НПФ в один. Максим Примаченко солидарен с этим мнением, добавляя, что именно ГЦВП, скорее всего, будет писать инициаторам слияния в единый НПФ о неготовности к этому маневру.
Из пенсионных фондов РК только один – НПФ «Астана» – дал комментарии в отношении деятельности ГЦВП. По данным фонда, в 2012 году возникал ряд технических проблем, связанных с идентификацией вкладчиков, что отражалось на процессах зачисления и перевода накоплений. Кроме того, были «прецеденты по вкладчикам, имеющим двойные активные и ошибочные СИКи». Однако в фонде отметили, что эти вопросы решались своевременно в рабочем порядке.
Как отмечают работники фонда «Астана», «указанные причины возврата сумм переводов свидетельствуют о некорректной работе базы данных ГЦВП. При решении возникающих сложностей для зачисления сумм возврата приходилось уточнять реквизиты вкладчиков в ГЦВП и других НПФ и даже заключать с вкладчиками новые договоры.
По информации НПФ «Астана», ряд новых проблем возник и при переходе на ИИН, несмотря на то, что в конце 2012 года ГЦВП проводило тестирование платежных систем, которое прошло успешно. «С начала нового года в представляемых сведениях из ГЦВП имеются значительные отличия в реквизитах анкетных данных, а именно «Фамилия», «Имя», «Отчество», «дата рождения», «ИИН», – сообщили «Къ» в фонде.
В НПФ «Астана» также отметили, что в начале года фонд получил письмо из ГЦВП с приложением базы данных для сверки списка вкладчиков фонда с указанием реквизитов. В результате анализа результатов сверки было установлено несколько тысяч записей с отсутствующими сведениями по реквизитам поля «ИИН», в то время как в базе данных фонда имеются актуальные сведения. «Ошибочные ИИН вкладчиков существуют до сих пор, что затрудняет работу НПФ. Кроме того, в первый месяц после перехода на ИИН ГЦВП ошибочно направлял в НПФ файлы ЕМ1 – Извещение о нарушениях сроков автопереводов фондами», – обозначили затруднения в пенсионном фонде «Астана».
По мнению представителя этого НПФ, в настоящий момент сложно оценить готовность ГЦВП к слиянию фондов. «Имеющиеся разногласия в сведениях баз данных ГЦВП с базами данных фондов в данном процессе играют основную роль, и в значительной мере усложняют процедуру слияния счетов», – отмечается в комментарии.
На официальном блоге министра труда и социальной защиты населения РК Серика Абденова размещено обращение, авторами которого указаны сотрудники центрального аппарата ГЦВП, обращающие внимание министра на ситуацию, сложившуюся в последние месяцы в организации. Как следует из письма, с момента назначения заместителем генерального директора ГЦВП Ербола Оспанова в августе 2012 года «начались массовые увольнения сильных специалистов, которые занимались совершенствованием информационных систем министерства». Сообщается, что на освободившиеся рабочие места принимали сотрудников «по рекомендациям», которые не соответствуют требуемой для данной должности квалификации.
Изменения в штате совпали с периодом, когда произошли отмена РНН и переход на ИИН, что еще более усложнило работу центра. «Вал писем и жалоб накопительных пенсионных фондов о неправомерных переводах пенсионных накоплений, неверных реквизитах вкладчиков – резко подорвал репутацию нашей организации перед учреждением Единого НПФа», – отмечается в размещенном обращении. По данным сотрудников, «невозможно было производить нормальные выплаты пенсий и пособий, была путаница в ИИНах людей, банки деньги возвращали обратно, так как не могли по указанным идентификационным номерам найти получателей».
Внимание министра обращается и на нередко появляющиеся данные «об утечке сведений из ГЦВП в связи с появлением сторонних программистов». По изложенной в письме версии, Ербол Оспанов нанял для работы в социальной сфере через фирму «БАС» программистов из Узбекистана, которые «испортили базу данных фонда». «Считаем, что все вышесказанное является диверсией со стороны «узбекских» программистов, которые были внедрены Оспановым», – негодуют сотрудники.
В результате сотрудникам центра, как сказано в жалобе, с декабря прошлого года приходится работать без выходных и праздничных дней, из-за чего многие не выдерживают и увольняются. «Мы устали вручную выгребать тот вал ошибок, которые возникли в результате неправильной работы программистов компании «БАС», – резюмируется в сообщении. Авторы жалобы говорят о неправомерности действий Ербола Оспанова и другого сотрудника – его «ставленника» – Ержана Кудайбергенова и просят министра Абденова разобраться в сложившейся ситуации.
Директор компании Pride Consulting Максим Примаченко считает ужасающим тот факт, что через программистов можно «вытащить» любую информацию, поскольку они имеют доступ к базе данных. «Все эти жалобы в период работы иностранных программистов отражают то, что нашу пенсионную систему серьезно подпортили. И сведения о вкладчиках, которые по определению должны быть конфиденциальными, иногда используются в непонятных целях», – считает он.
Глава Pride Consulting привел в пример ситуации, когда отдельным людям звонят и говорят, что их родственник в опасности и нужны деньги. «Не хочу лишний раз устрашать, но, как думаете, где они берут информацию? Страшно предположить, что через ГЦВП может происходить выброс информации на рынок», – предположил собеседник.
Как добавил Максим Примаченко, в России уже достаточно давно в сеть попадают фрагменты базы по банкам и пенсионным фондам, и в РК вполне может такое произойти. «Я не утверждаю, что это именно ГЦВП допускает утечку подобной информации, но, опираясь на жалобы, которые адресованы в ГЦВП, там первым делом надо поставить заслон от утечки информации», – предлагает собеседник.
Для разъяснения ситуации и составления объективной картины происходящего редакция «Къ» обратилась в центральный аппарат ГЦВП, где отказались прокомментировать ситуацию с жалобами г-ну Абденову. Как пояснил секретарь генерального директора ГЦВП Рустема Хамзина, «руководство должно согласовать этот вопрос с Министерством труда и пока давать комментарии не будет».
Тем не менее, на вопросы «Къ» о работе ГЦВП в последние месяцы ответил председатель Ассоциации пенсионных фондов РК Айдар Алибаев. По его мнению, проблемы в работе ГЦВП были и будут всегда. Особенно теперь, когда поставлена задача по созданию ЕНПФ. «8,5 млн счетов соединить в одну систему будет очень непросто», – отметил спикер. Ввиду этого, по мнению г-на Алибаева, в работе появляются различного рода проблемы с наложениями и двойными счетами. Причинами проблемы, как считает эксперт, в равной степени являются и человеческий фактор, и несовершенство технической базы работы центра, в частности, сбои в программе. Именно эти проблемы в работе ГЦВП Алибаев называет одним из факторов, делающих очень сложным слияние казахстанских НПФ в один. Максим Примаченко солидарен с этим мнением, добавляя, что именно ГЦВП, скорее всего, будет писать инициаторам слияния в единый НПФ о неготовности к этому маневру.
Из пенсионных фондов РК только один – НПФ «Астана» – дал комментарии в отношении деятельности ГЦВП. По данным фонда, в 2012 году возникал ряд технических проблем, связанных с идентификацией вкладчиков, что отражалось на процессах зачисления и перевода накоплений. Кроме того, были «прецеденты по вкладчикам, имеющим двойные активные и ошибочные СИКи». Однако в фонде отметили, что эти вопросы решались своевременно в рабочем порядке.
Как отмечают работники фонда «Астана», «указанные причины возврата сумм переводов свидетельствуют о некорректной работе базы данных ГЦВП. При решении возникающих сложностей для зачисления сумм возврата приходилось уточнять реквизиты вкладчиков в ГЦВП и других НПФ и даже заключать с вкладчиками новые договоры.
По информации НПФ «Астана», ряд новых проблем возник и при переходе на ИИН, несмотря на то, что в конце 2012 года ГЦВП проводило тестирование платежных систем, которое прошло успешно. «С начала нового года в представляемых сведениях из ГЦВП имеются значительные отличия в реквизитах анкетных данных, а именно «Фамилия», «Имя», «Отчество», «дата рождения», «ИИН», – сообщили «Къ» в фонде.
В НПФ «Астана» также отметили, что в начале года фонд получил письмо из ГЦВП с приложением базы данных для сверки списка вкладчиков фонда с указанием реквизитов. В результате анализа результатов сверки было установлено несколько тысяч записей с отсутствующими сведениями по реквизитам поля «ИИН», в то время как в базе данных фонда имеются актуальные сведения. «Ошибочные ИИН вкладчиков существуют до сих пор, что затрудняет работу НПФ. Кроме того, в первый месяц после перехода на ИИН ГЦВП ошибочно направлял в НПФ файлы ЕМ1 – Извещение о нарушениях сроков автопереводов фондами», – обозначили затруднения в пенсионном фонде «Астана».
По мнению представителя этого НПФ, в настоящий момент сложно оценить готовность ГЦВП к слиянию фондов. «Имеющиеся разногласия в сведениях баз данных ГЦВП с базами данных фондов в данном процессе играют основную роль, и в значительной мере усложняют процедуру слияния счетов», – отмечается в комментарии.
|