Президент Назарбаев: чем не отец нации?
admin 15 Декабря 2008 в 09:19:00
Мне нелегко писать о такой многогранной личности, как Нурсултан Назарбаев. Причина проста: невозможно объять необъятное - уж слишком велик его вклад в рождение и становление республики. К сожалению, мне не пришлось работать вместе с ним бок о бок. Более того, в свое время я был его политическим оппонентом, писал гневные статьи о власти, после чего эмигрировал в США, где получил политическое убежище и прожил несколько лет. Моя статья - лишь скромная попытка рассказать правду об этой поистине исторической личности в ответ на многочисленные публикации в западных изданиях, в том числе американских, в которых много поверхностных и субъективных оценок.
Сегодня в США интересуются Казахстаном как страной, наиболее активно продвигающей политические и экономические новации на постсоветском пространстве. Все последние годы Республика Казахстан стремительно модернизируется, опережая по темпам реформ все другие страны СНГ, в том числе Россию. На месте захолустной советской республики, занимавшей в союзном рейтинге скромное двенадцатое место, растет и развивается современная и уверенная в себе страна. Не зря на открытии второй сессии Парламента РК Н. Назарбаев заявил, что благополучие народа, мир, политическая и экономическая стабильность, толерантность многонационального и многоконфессионального Казахстана, юридически оформленная государственная граница, добрые отношения с соседями - это то, что мы вместе создали за годы независимости Казахстана и чем по праву сегодня гордимся.
Начало моего близкого знакомства с Нурсултаном Назарбаевым относится к началу 90-х. Если не ошибаюсь, это случилось в конце 1992-го или в начале 1993 года. Скорее, это было даже не знакомство, а пребывание за одним столом: он - в качестве Главы государства, а я - в роли журналиста.
Помню, тогда в нашу страну приехал распорядительный директор Всемирного банка Мишель Камдессю. После завершения переговоров нас, нескольких журналистов, пригласили в зал заседаний и почему-то посадили за один стол с высокими гостями - только напротив них. Подробности той пресс-конференции тут ни к чему, но к теме нашей статьи имеет отношение мой вопрос, заданный господину Камдессю. Я спросил у известного финансиста, не пора ли Казахстану переходить на свою национальную валюту, и привел ряд аргументов. Нурсултан Абишевич сидел прямо напротив меня и внимательно слушал всех. И тут я услышал его негромкую реплику на казахском: "Оте дурыс сурак койдын, жарайсын!", что означало: "Очень дельный вопрос задал, молодец!"
После этой встречи я попал в президентский журналистский пул и вместе с Главой государства побывал во многих странах: Австралии, Италии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Индии, США, Англии, Испании, России и других.
В то тяжелейшее время я возглавлял созданную мной в 1993 году республиканскую газету "Новое поколение". Вследствие распада СССР, разрыва всех экономических связей Казахстан оказался на грани катастрофы. Слом привычного жизненного уклада привел к серьезному кризису морально-этических ценностей, которые попирались повсюду. В те годы люди либо испытывали произвол на себе, либо, если им повезло и лично их насилие не коснулось, становились его свидетелями. В частности, ничто не могло защитить человека от посягательств на его имущество и даже жизнь со стороны могущественного в ту пору Рахата Алиева, который занимал высокие посты в налоговой полиции, затем в КНБ. Это сегодня он - государственный преступник, вынужденный скрываться за границей и осужденный в общей сложности на сорок лет лишения свободы за мошенничество, кражи, похищения банкиров, организацию преступного сообщества, присвоение государственной собственности, организацию вооруженного формирования, подготовку к насильственному свержению власти и разглашение государственных тайн. А тогда, в 90-х, Алиев и ему подобные делали что хотели, не считаясь ни с законами, ни с элементарными этическими нормами. Неприятие этого, тревога за будущее страны и моих соотечественников, надежда на перемены - вот главные побудительные мотивы появлений моих гневных статей.
Своего рода водоразделом в моих политических симпатиях и антипатиях стала середина 1997 года, а окончательным толчком послужил один печальный случай. Как-то меня пригласил к себе тогдашний министр печати Алтынбек Сарсенбаев, который настоятельно порекомендовал отказаться от газеты в пользу нового собственника. Последним оказался упомянутый Рахат Алиев. Мои попытки получить поддержку со стороны властных структур оказались тщетными. Позже советник Президента РК Ермухамет Ертысбаев напишет в своей книге, что власть своими же руками создавала оппозицию, и в качестве примера приведет мой случай: "Если бы у Бигельды Габдуллина не отобрали его газету, то вряд ли бы он оказался в рядах радикальной демократической оппозиции".
Так я оказался по другую сторону "идейных баррикад". Потом были покушение на мою жизнь, взрыв в офисе редакции и многочисленные судебные преследования (все это организовал Рахат Алиев), затем - вынужденная эмиграция, острые статьи, направленные против власти. Но именно в США ко мне пришло понимание того, что нельзя рассматривать тот период назарбаевской эпохи только со знаком минус, нельзя проецировать преступления, совершаемые отдельными одиозными фигурами, пусть и высокопоставленными, на весь политический режим, взявший на себя историческую и многотрудную миссию построения буквально с нуля нового государства. Это было переломное, а потому очень сложное время, когда перед молодой республикой стояла задача выжить и отстоять свое право на независимость, а в таких условиях не может быть все "гладким и пушистым".
Ко мне постепенно пришло осознание того, что понять историческую эпоху такого масштаба - значит уяснить сущность нового общественного организма, который созревал в ней. Для этого ее надо было рассматривать как нечто единое целое, причем рассматривать объективно. Но человеку свойственно оценивать все через личные симпатии и антипатии, через то, что он пережил сам, - то есть через частности, которые обычно заслоняют целое и главное.
Не избежал такого субъективизма и я: в некоторых моих статьях тех лет присутствовали излишняя пристрастность и даже запрограммированность, стремление по-кавалерийски лихо пройтись по политическим оппонентам. У меня было достаточно времени, чтобы понять это, и вот тогда-то появилось желание "остановиться, оглянуться, пробиться сквозь пену дней" к сути происходящего на моей родине. А там, в Казахстане, жизнь действительно менялась к лучшему, планка гласности и свободы слова поднималась все выше и выше.
Я обратился к тогдашнему послу Казахстана в США Канату Саудабаеву с просьбой посодействовать моему возвращению в страну. Он очень внимательно и с искренним желанием помочь отнесся к моему пожеланию и сделал все от него зависящее, чтобы я и моя семья поскорее вернулись на родину.
Но последнее слово было за Президентом Назарбаевым. Именно он принял решение, снова круто изменившее мою судьбу.
Так вот, если характеризовать нашего Президента как человека, то я, прежде всего, отметил бы его благородство и широту души. Только человек с большим сердцем, способный встать выше личных обид, мог простить журналисту его критические выступления, помочь вернуться в страну, предоставить работу, сделать все, чтобы он не чувствовал себя изгоем.
Кстати, Нурсултан Назарбаев был и остается толерантным ко всем своим политическим оппонентам. Сколько раз он прощал их, приглашал к диалогу, призывал вернуться на родину и работать на благо народа.
Особо следует сказать о нем как о первом Президенте Казахстана. Я думаю, что, учитывая все заслуги Назарбаева перед страной и смысл проводимой им политики, его с полным правом можно назвать отцом-основателем современного казахстанского государства, которое добровольно отказалось от ядерного вооружения и в котором мирно проживают представители более чем ста этносов. Кроме того, он - творец "казахстанского чуда", человек, превративший Казахстан в центр всемирного диалога конфессий, архитектор, благодаря воле которого выросла новая столица - великолепная Астана. А еще Назарбаев - неустанный инициатор: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - почти все они создавались по его идее.
Казахстану при Н. Назарбаеве в гораздо большей степени удалось стать полноценным государством, чем Кыргызстану при Акаеве, Грузии - при Шеварднадзе, Украине - при Кучме. И вряд ли кто-то станет с этим спорить. Например, вы вряд ли встретите в Москве, Киеве или Бишкеке казаха-гастарбайтера - наоборот, сотни тысяч жителей стран СНГ приезжают на заработки к нам.
Сегодня политологи пытаются провести исторические аналогии, найти в череде великих личностей прошлого ту, с которой можно сравнить Нурсултана Назарбаева. Называются имена Петра Великого, Кемаля Ататюрка, Франклина Делано Рузвельта, Уинстона Черчилля, Шарля де Голля, Дэн Сяопина, Махатхира Мохаммада, Ли Куана Ю и других. На мой взгляд, все эти сравнения имеют один минус: у каждой фигуры такого масштаба свои заслуги перед той великой эпохой, в которую они жили. И все же, как мне думается, Нурсултан Назарбаев повторяет гражданский подвиг Рузвельта. Конечно, США 1930-40 годов и Казахстан конца ХХ и начала ХХI веков - страны с огромными различиями. Но их объединяют два обстоятельства: тяжелейшие кризисы (Великая депрессия в США и "ревущие 90-е" в Казахстане) и собственно сами лидеры, сделавшие все, чтобы жизнь вверенных им народов стала намного более комфортной и благополучной, чем раньше. Многое из того, что им удалось осуществить, сопоставимо и по масштабам, и по содержанию. Но, прежде всего, Рузвельта и Назарбаева роднят не детали, а такие принципы, как человеколюбие, прагматизм и опора на национальные интересы. Только такой человек, как Назарбаев, вышедший из народа и страстно любящий его, мог сказать замечательные слова: "Мы должны помнить, что именно сельское население является генетическим олицетворением любой нации!"
Меня поражает его стратегическое видение будущего и умение выбирать главное направление пути. Как тут не вспомнить середину тяжелейших 90-х: экономика находилась на грани развала, тысячи голодных рабочих выходили на митинги, бастовали учителя, месяцами не получавшие зарплату. Словом, страна приближалась к краху. Говорят, что Нурсултан Назарбаев ночами не спал, думая о том, как выйти из кризиса, как оживить экономику, как успокоить взбудораженный народ. Обстановка требовала быстрых, причем большей частью непопулярных решений. И в этой ситуации Президент взял всю полноту ответственности за судьбу страны на себя: после роспуска Верховного Совета, тормозившего проведение реформ, он своими указами провел в жизнь те законы, без которых модернизация страны и общества были просто невозможны.
Именно тогда проявились недюжинная политическая воля и решимость Главы государства, наметившего пути казахстанской модернизации, а также ее специфику, которая заключалась в следующем: сначала - экономические реформы (в банковской, пенсионной, жилищно-коммунальной и других сферах) и только потом - политические. Сам Президент так определил приоритеты: "На первом месте развития государства должна стоять экономика, а потом политика". Забегая вперед, скажу, что результаты, достигнутые за годы независимости, красноречиво свидетельствуют о правильности выбранного пути. Прослеживается четко продуманный план экономических и политических преобразований в молодой республике. Все последние реформы (конституционная, в сфере партийного и выборного законодательства) указывают на то, что сегодня Казахстан заявляет о себе как о состоявшемся государстве с долгосрочными целями развития.
Итак, в 1995-м до принятия новой Конституции за короткий промежуток времени было издано примерно140 указов Президента РК, имеющих силу закона. Блок принятых тогда рыночных законов - "О земле", "О недрах и недропользовании", "О нефти", "Об иностранных инвестициях" - способствовал быстрому подъему экономики, ее либерализации, формированию устойчивой банковской системы. Да и с политическим кризисом было покончено.
Образно говоря, Глава государства "переключил" управление страной с ручного режима на автоматический, причем все эти "рычаги" были созданы самим Назарбаевым, инженером-мыслителем во всех смыслах этого понятия.
С первых дней независимости Казахстана Назарбаев взялся за укрепление государства - государственной власти, государственной машины. Это и понятно. После развала Советского Союза республика оказалась, как говорится, "на семи ветрах": не было ни Конституции, ни армии, ни границ… То есть все приходилось начинать с чистого листа. Необходимо было как можно скорее создать институты власти, добиться признания страны на международной арене, вступить в различные международные организации. Стратегической целью было определено построение суверенного государства с сильной президентской властью. Известно: чем сильнее государство, тем больше у него ресурсов для развития демократических институтов и отстаивания независимости. Ведь слабое государство, в котором различные ветви власти постоянно конфликтуют между собой, где нет единства экономического, правового и политического пространств, в принципе не может быть ни демократическим, ни независимым. За годы своего правления Н. Назарбаев сумел выстроить четкую властную вертикаль, укрепить государственность, сформировать социально ориентированную рыночную экономику, создать правовые и другие условия для реализации принципа экономического самоопределения человека.
Как результат, за последние годы Казахстан неузнаваемо преобразился. Он превратился в обеспеченную и стабильную страну, в которой живут политически ответственные граждане, готовые объединяться в рамках политических партий и уже не горящие желанием быть заложниками интересов каких-то родовых кланов или олигархических групп.
Уверен, что время для политических реформ было выбрано Астаной как нельзя вовремя, и с добровольной передачей Президентом своих полномочий Парламенту, партийным структурам в республике появились условия для формирования более эффективных партий, способных активно влиять на политический курс государства.
Наконец, немаловажно и то, что за постсоветские годы в Казахстане вырос новый политический класс, взращенный Нурсултаном Назарбаевым. Это политики, воспринимающие свою страну не в качестве полигона для своих пиар- или бизнес-проектов, а как землю, на которой будут жить их дети и внуки. Эти новые управленцы Казахстана, выращенные Президентом, представлены в Правительстве и национальных холдингах, в партии "Нур Отан".
Сегодня страна вступила в новый этап политической модернизации, который характеризуется более значимой ролью Парламента и усилением веса партий в политической системе. Из 107 депутатов Мажилиса 98 теперь избираются строго по партийным спискам, а оставшиеся девять - делегируются Ассамблеей народа Казахстана. Этот механизм гарантированного представительства этнических групп принципиально важен для сохранения стабильности в такой многонациональной стране, как Казахстан.
Логика политических реформ в Казахстане вполне очевидна и прозрачна. Сильный действующий Президент, каким является Назарбаев, имеет очень широкое поле для созидательной работы и может весьма разумно распоряжаться своим преимуществом. Он на деле доказал, что готов пойти и дальше в продвижении политических реформ в стране. Об этом Н. Назарбаев заявил второго сентября на открытии второй сессии Парламента РК, подчеркнув, что стране необходимо сделать еще ряд шагов, которые позволят усовершенствовать политическую систему. В частности, он отметил, что необходимо создать правовой механизм, позволяющий формировать Парламент с участием представителей не менее двух партий, даже если вторая партия не преодолеет семипроцентного барьера.
По мнению Президента, следующие важные шаги, которые может сделать страна, - это создание более благоприятных условий для регистрации политических партий, совершенствование закона о выборах, дальнейшая либерализация в сфере средств массовой информации.
Деятельность Н. Назарбаева на международной арене вообще заслуживает искреннего восхищения. В нынешней ситуации, когда многие республики бывшего СССР умудрились испортить отношения между собой, Казахстан сохраняет наработанные связи и находит новых союзников. Н. Назарбаев не позволил превратить страну в арену открытого геополитического противостояния современных сверхдержав. А ведь именно подобную картину мы наблюдаем сегодня в Грузии и Украине.
Кстати, и тут пришлось начинать с чистого листа, поскольку не было никакого опыта самостоятельного ведения международных дел. За короткое время наша страна проделала путь, равный, по выражению самого Назарбаева, столетию. Независимый Казахстан с самого начала своей государственности осознанно строил себя как национальный проект в формате региональной державы, поэтому страна имеет четко артикулированные внешнеполитические цели. Глава казахстанского МИДа Марат Тажин так расставил приоритеты внешней политики: "Мы будем укреплять союзнические отношения с Россией, развивать стратегическое сотрудничество с КНР, партнерский диалог с США и государствами ЕС".
Теперь в поле зрения нашего политического руководства присутствуют не только Западная Европа и США, но и такие мощные незападные державы, как Китай, Индия, Сингапур, Пакистан, Турция, Бразилия, ведущие арабские страны.
Эксперты уверены, что именно последовательность в проведении внешнеполитического курса и продуманность во внутренней политике являются основой для дальнейшего успешного развития экономики Казахстана.
Можно еще долго перечислять заслуги Президента Назарбаева, но, наверное, самое важное заключается в том, что он на протяжении всех 17 лет сумел сохранить в своей стране гражданский мир и политическую стабильность, дружбу между народами. Он - едва ли не единственный из глав постсоветских государств, который, несмотря ни на какие сложные ситуации, не обратился к помощи штыка, не пролил кровь своего народа. А это очень дорогого стоит! Вот как о нем отозвался известный российский ученый и политик Александр Дугин: "...Назарбаев самый вменяемый, самый ответственный политический лидер. Он действительно провел корабль новой казахстанской государственности между Сциллой и Харибдой, он постоянно выступает инициатором евразийской государственности и является маяком евразийцев... Его миссия, на мой взгляд, заключается в том, что, несмотря и вопреки некоему фатальному ходу истории, ведущему к распаду постсоветского пространства, Назарбаев противостоит этому процессу и предлагает альтернативный сценарий. Так могут действовать только великие исторические фигуры…"
Порой думаешь: все-таки правы соседи, которые завидуют нам, казахам, говоря: "Вам повезло с Президентом. На ваше счастье, Аллах наградил вас Нурсултаном!" Пусть завидуют!
Классический костюм на нем смотрится столь же гармонично, как военная форма, а военная форма - столь же красиво, как фрак или чапан. Он изъясняется на многих языках, его политический образ как бы опровергает ставшее классикой утверждение Киплинга о том, что "Восток и Запад никогда не сойдутся", а народ Казахстана в подавляющем большинстве своем видит в нем человека и лидера, без которого республика могла просто не состояться. Чем же не отец нации?
Бигельды ГАБДУЛЛИН, "Казахстанская правда"
Сегодня в США интересуются Казахстаном как страной, наиболее активно продвигающей политические и экономические новации на постсоветском пространстве. Все последние годы Республика Казахстан стремительно модернизируется, опережая по темпам реформ все другие страны СНГ, в том числе Россию. На месте захолустной советской республики, занимавшей в союзном рейтинге скромное двенадцатое место, растет и развивается современная и уверенная в себе страна. Не зря на открытии второй сессии Парламента РК Н. Назарбаев заявил, что благополучие народа, мир, политическая и экономическая стабильность, толерантность многонационального и многоконфессионального Казахстана, юридически оформленная государственная граница, добрые отношения с соседями - это то, что мы вместе создали за годы независимости Казахстана и чем по праву сегодня гордимся.
Начало моего близкого знакомства с Нурсултаном Назарбаевым относится к началу 90-х. Если не ошибаюсь, это случилось в конце 1992-го или в начале 1993 года. Скорее, это было даже не знакомство, а пребывание за одним столом: он - в качестве Главы государства, а я - в роли журналиста.
Помню, тогда в нашу страну приехал распорядительный директор Всемирного банка Мишель Камдессю. После завершения переговоров нас, нескольких журналистов, пригласили в зал заседаний и почему-то посадили за один стол с высокими гостями - только напротив них. Подробности той пресс-конференции тут ни к чему, но к теме нашей статьи имеет отношение мой вопрос, заданный господину Камдессю. Я спросил у известного финансиста, не пора ли Казахстану переходить на свою национальную валюту, и привел ряд аргументов. Нурсултан Абишевич сидел прямо напротив меня и внимательно слушал всех. И тут я услышал его негромкую реплику на казахском: "Оте дурыс сурак койдын, жарайсын!", что означало: "Очень дельный вопрос задал, молодец!"
После этой встречи я попал в президентский журналистский пул и вместе с Главой государства побывал во многих странах: Австралии, Италии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Индии, США, Англии, Испании, России и других.
В то тяжелейшее время я возглавлял созданную мной в 1993 году республиканскую газету "Новое поколение". Вследствие распада СССР, разрыва всех экономических связей Казахстан оказался на грани катастрофы. Слом привычного жизненного уклада привел к серьезному кризису морально-этических ценностей, которые попирались повсюду. В те годы люди либо испытывали произвол на себе, либо, если им повезло и лично их насилие не коснулось, становились его свидетелями. В частности, ничто не могло защитить человека от посягательств на его имущество и даже жизнь со стороны могущественного в ту пору Рахата Алиева, который занимал высокие посты в налоговой полиции, затем в КНБ. Это сегодня он - государственный преступник, вынужденный скрываться за границей и осужденный в общей сложности на сорок лет лишения свободы за мошенничество, кражи, похищения банкиров, организацию преступного сообщества, присвоение государственной собственности, организацию вооруженного формирования, подготовку к насильственному свержению власти и разглашение государственных тайн. А тогда, в 90-х, Алиев и ему подобные делали что хотели, не считаясь ни с законами, ни с элементарными этическими нормами. Неприятие этого, тревога за будущее страны и моих соотечественников, надежда на перемены - вот главные побудительные мотивы появлений моих гневных статей.
Своего рода водоразделом в моих политических симпатиях и антипатиях стала середина 1997 года, а окончательным толчком послужил один печальный случай. Как-то меня пригласил к себе тогдашний министр печати Алтынбек Сарсенбаев, который настоятельно порекомендовал отказаться от газеты в пользу нового собственника. Последним оказался упомянутый Рахат Алиев. Мои попытки получить поддержку со стороны властных структур оказались тщетными. Позже советник Президента РК Ермухамет Ертысбаев напишет в своей книге, что власть своими же руками создавала оппозицию, и в качестве примера приведет мой случай: "Если бы у Бигельды Габдуллина не отобрали его газету, то вряд ли бы он оказался в рядах радикальной демократической оппозиции".
Так я оказался по другую сторону "идейных баррикад". Потом были покушение на мою жизнь, взрыв в офисе редакции и многочисленные судебные преследования (все это организовал Рахат Алиев), затем - вынужденная эмиграция, острые статьи, направленные против власти. Но именно в США ко мне пришло понимание того, что нельзя рассматривать тот период назарбаевской эпохи только со знаком минус, нельзя проецировать преступления, совершаемые отдельными одиозными фигурами, пусть и высокопоставленными, на весь политический режим, взявший на себя историческую и многотрудную миссию построения буквально с нуля нового государства. Это было переломное, а потому очень сложное время, когда перед молодой республикой стояла задача выжить и отстоять свое право на независимость, а в таких условиях не может быть все "гладким и пушистым".
Ко мне постепенно пришло осознание того, что понять историческую эпоху такого масштаба - значит уяснить сущность нового общественного организма, который созревал в ней. Для этого ее надо было рассматривать как нечто единое целое, причем рассматривать объективно. Но человеку свойственно оценивать все через личные симпатии и антипатии, через то, что он пережил сам, - то есть через частности, которые обычно заслоняют целое и главное.
Не избежал такого субъективизма и я: в некоторых моих статьях тех лет присутствовали излишняя пристрастность и даже запрограммированность, стремление по-кавалерийски лихо пройтись по политическим оппонентам. У меня было достаточно времени, чтобы понять это, и вот тогда-то появилось желание "остановиться, оглянуться, пробиться сквозь пену дней" к сути происходящего на моей родине. А там, в Казахстане, жизнь действительно менялась к лучшему, планка гласности и свободы слова поднималась все выше и выше.
Я обратился к тогдашнему послу Казахстана в США Канату Саудабаеву с просьбой посодействовать моему возвращению в страну. Он очень внимательно и с искренним желанием помочь отнесся к моему пожеланию и сделал все от него зависящее, чтобы я и моя семья поскорее вернулись на родину.
Но последнее слово было за Президентом Назарбаевым. Именно он принял решение, снова круто изменившее мою судьбу.
Так вот, если характеризовать нашего Президента как человека, то я, прежде всего, отметил бы его благородство и широту души. Только человек с большим сердцем, способный встать выше личных обид, мог простить журналисту его критические выступления, помочь вернуться в страну, предоставить работу, сделать все, чтобы он не чувствовал себя изгоем.
Кстати, Нурсултан Назарбаев был и остается толерантным ко всем своим политическим оппонентам. Сколько раз он прощал их, приглашал к диалогу, призывал вернуться на родину и работать на благо народа.
Особо следует сказать о нем как о первом Президенте Казахстана. Я думаю, что, учитывая все заслуги Назарбаева перед страной и смысл проводимой им политики, его с полным правом можно назвать отцом-основателем современного казахстанского государства, которое добровольно отказалось от ядерного вооружения и в котором мирно проживают представители более чем ста этносов. Кроме того, он - творец "казахстанского чуда", человек, превративший Казахстан в центр всемирного диалога конфессий, архитектор, благодаря воле которого выросла новая столица - великолепная Астана. А еще Назарбаев - неустанный инициатор: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - почти все они создавались по его идее.
Казахстану при Н. Назарбаеве в гораздо большей степени удалось стать полноценным государством, чем Кыргызстану при Акаеве, Грузии - при Шеварднадзе, Украине - при Кучме. И вряд ли кто-то станет с этим спорить. Например, вы вряд ли встретите в Москве, Киеве или Бишкеке казаха-гастарбайтера - наоборот, сотни тысяч жителей стран СНГ приезжают на заработки к нам.
Сегодня политологи пытаются провести исторические аналогии, найти в череде великих личностей прошлого ту, с которой можно сравнить Нурсултана Назарбаева. Называются имена Петра Великого, Кемаля Ататюрка, Франклина Делано Рузвельта, Уинстона Черчилля, Шарля де Голля, Дэн Сяопина, Махатхира Мохаммада, Ли Куана Ю и других. На мой взгляд, все эти сравнения имеют один минус: у каждой фигуры такого масштаба свои заслуги перед той великой эпохой, в которую они жили. И все же, как мне думается, Нурсултан Назарбаев повторяет гражданский подвиг Рузвельта. Конечно, США 1930-40 годов и Казахстан конца ХХ и начала ХХI веков - страны с огромными различиями. Но их объединяют два обстоятельства: тяжелейшие кризисы (Великая депрессия в США и "ревущие 90-е" в Казахстане) и собственно сами лидеры, сделавшие все, чтобы жизнь вверенных им народов стала намного более комфортной и благополучной, чем раньше. Многое из того, что им удалось осуществить, сопоставимо и по масштабам, и по содержанию. Но, прежде всего, Рузвельта и Назарбаева роднят не детали, а такие принципы, как человеколюбие, прагматизм и опора на национальные интересы. Только такой человек, как Назарбаев, вышедший из народа и страстно любящий его, мог сказать замечательные слова: "Мы должны помнить, что именно сельское население является генетическим олицетворением любой нации!"
Меня поражает его стратегическое видение будущего и умение выбирать главное направление пути. Как тут не вспомнить середину тяжелейших 90-х: экономика находилась на грани развала, тысячи голодных рабочих выходили на митинги, бастовали учителя, месяцами не получавшие зарплату. Словом, страна приближалась к краху. Говорят, что Нурсултан Назарбаев ночами не спал, думая о том, как выйти из кризиса, как оживить экономику, как успокоить взбудораженный народ. Обстановка требовала быстрых, причем большей частью непопулярных решений. И в этой ситуации Президент взял всю полноту ответственности за судьбу страны на себя: после роспуска Верховного Совета, тормозившего проведение реформ, он своими указами провел в жизнь те законы, без которых модернизация страны и общества были просто невозможны.
Именно тогда проявились недюжинная политическая воля и решимость Главы государства, наметившего пути казахстанской модернизации, а также ее специфику, которая заключалась в следующем: сначала - экономические реформы (в банковской, пенсионной, жилищно-коммунальной и других сферах) и только потом - политические. Сам Президент так определил приоритеты: "На первом месте развития государства должна стоять экономика, а потом политика". Забегая вперед, скажу, что результаты, достигнутые за годы независимости, красноречиво свидетельствуют о правильности выбранного пути. Прослеживается четко продуманный план экономических и политических преобразований в молодой республике. Все последние реформы (конституционная, в сфере партийного и выборного законодательства) указывают на то, что сегодня Казахстан заявляет о себе как о состоявшемся государстве с долгосрочными целями развития.
Итак, в 1995-м до принятия новой Конституции за короткий промежуток времени было издано примерно140 указов Президента РК, имеющих силу закона. Блок принятых тогда рыночных законов - "О земле", "О недрах и недропользовании", "О нефти", "Об иностранных инвестициях" - способствовал быстрому подъему экономики, ее либерализации, формированию устойчивой банковской системы. Да и с политическим кризисом было покончено.
Образно говоря, Глава государства "переключил" управление страной с ручного режима на автоматический, причем все эти "рычаги" были созданы самим Назарбаевым, инженером-мыслителем во всех смыслах этого понятия.
С первых дней независимости Казахстана Назарбаев взялся за укрепление государства - государственной власти, государственной машины. Это и понятно. После развала Советского Союза республика оказалась, как говорится, "на семи ветрах": не было ни Конституции, ни армии, ни границ… То есть все приходилось начинать с чистого листа. Необходимо было как можно скорее создать институты власти, добиться признания страны на международной арене, вступить в различные международные организации. Стратегической целью было определено построение суверенного государства с сильной президентской властью. Известно: чем сильнее государство, тем больше у него ресурсов для развития демократических институтов и отстаивания независимости. Ведь слабое государство, в котором различные ветви власти постоянно конфликтуют между собой, где нет единства экономического, правового и политического пространств, в принципе не может быть ни демократическим, ни независимым. За годы своего правления Н. Назарбаев сумел выстроить четкую властную вертикаль, укрепить государственность, сформировать социально ориентированную рыночную экономику, создать правовые и другие условия для реализации принципа экономического самоопределения человека.
Как результат, за последние годы Казахстан неузнаваемо преобразился. Он превратился в обеспеченную и стабильную страну, в которой живут политически ответственные граждане, готовые объединяться в рамках политических партий и уже не горящие желанием быть заложниками интересов каких-то родовых кланов или олигархических групп.
Уверен, что время для политических реформ было выбрано Астаной как нельзя вовремя, и с добровольной передачей Президентом своих полномочий Парламенту, партийным структурам в республике появились условия для формирования более эффективных партий, способных активно влиять на политический курс государства.
Наконец, немаловажно и то, что за постсоветские годы в Казахстане вырос новый политический класс, взращенный Нурсултаном Назарбаевым. Это политики, воспринимающие свою страну не в качестве полигона для своих пиар- или бизнес-проектов, а как землю, на которой будут жить их дети и внуки. Эти новые управленцы Казахстана, выращенные Президентом, представлены в Правительстве и национальных холдингах, в партии "Нур Отан".
Сегодня страна вступила в новый этап политической модернизации, который характеризуется более значимой ролью Парламента и усилением веса партий в политической системе. Из 107 депутатов Мажилиса 98 теперь избираются строго по партийным спискам, а оставшиеся девять - делегируются Ассамблеей народа Казахстана. Этот механизм гарантированного представительства этнических групп принципиально важен для сохранения стабильности в такой многонациональной стране, как Казахстан.
Логика политических реформ в Казахстане вполне очевидна и прозрачна. Сильный действующий Президент, каким является Назарбаев, имеет очень широкое поле для созидательной работы и может весьма разумно распоряжаться своим преимуществом. Он на деле доказал, что готов пойти и дальше в продвижении политических реформ в стране. Об этом Н. Назарбаев заявил второго сентября на открытии второй сессии Парламента РК, подчеркнув, что стране необходимо сделать еще ряд шагов, которые позволят усовершенствовать политическую систему. В частности, он отметил, что необходимо создать правовой механизм, позволяющий формировать Парламент с участием представителей не менее двух партий, даже если вторая партия не преодолеет семипроцентного барьера.
По мнению Президента, следующие важные шаги, которые может сделать страна, - это создание более благоприятных условий для регистрации политических партий, совершенствование закона о выборах, дальнейшая либерализация в сфере средств массовой информации.
Деятельность Н. Назарбаева на международной арене вообще заслуживает искреннего восхищения. В нынешней ситуации, когда многие республики бывшего СССР умудрились испортить отношения между собой, Казахстан сохраняет наработанные связи и находит новых союзников. Н. Назарбаев не позволил превратить страну в арену открытого геополитического противостояния современных сверхдержав. А ведь именно подобную картину мы наблюдаем сегодня в Грузии и Украине.
Кстати, и тут пришлось начинать с чистого листа, поскольку не было никакого опыта самостоятельного ведения международных дел. За короткое время наша страна проделала путь, равный, по выражению самого Назарбаева, столетию. Независимый Казахстан с самого начала своей государственности осознанно строил себя как национальный проект в формате региональной державы, поэтому страна имеет четко артикулированные внешнеполитические цели. Глава казахстанского МИДа Марат Тажин так расставил приоритеты внешней политики: "Мы будем укреплять союзнические отношения с Россией, развивать стратегическое сотрудничество с КНР, партнерский диалог с США и государствами ЕС".
Теперь в поле зрения нашего политического руководства присутствуют не только Западная Европа и США, но и такие мощные незападные державы, как Китай, Индия, Сингапур, Пакистан, Турция, Бразилия, ведущие арабские страны.
Эксперты уверены, что именно последовательность в проведении внешнеполитического курса и продуманность во внутренней политике являются основой для дальнейшего успешного развития экономики Казахстана.
Можно еще долго перечислять заслуги Президента Назарбаева, но, наверное, самое важное заключается в том, что он на протяжении всех 17 лет сумел сохранить в своей стране гражданский мир и политическую стабильность, дружбу между народами. Он - едва ли не единственный из глав постсоветских государств, который, несмотря ни на какие сложные ситуации, не обратился к помощи штыка, не пролил кровь своего народа. А это очень дорогого стоит! Вот как о нем отозвался известный российский ученый и политик Александр Дугин: "...Назарбаев самый вменяемый, самый ответственный политический лидер. Он действительно провел корабль новой казахстанской государственности между Сциллой и Харибдой, он постоянно выступает инициатором евразийской государственности и является маяком евразийцев... Его миссия, на мой взгляд, заключается в том, что, несмотря и вопреки некоему фатальному ходу истории, ведущему к распаду постсоветского пространства, Назарбаев противостоит этому процессу и предлагает альтернативный сценарий. Так могут действовать только великие исторические фигуры…"
Порой думаешь: все-таки правы соседи, которые завидуют нам, казахам, говоря: "Вам повезло с Президентом. На ваше счастье, Аллах наградил вас Нурсултаном!" Пусть завидуют!
Классический костюм на нем смотрится столь же гармонично, как военная форма, а военная форма - столь же красиво, как фрак или чапан. Он изъясняется на многих языках, его политический образ как бы опровергает ставшее классикой утверждение Киплинга о том, что "Восток и Запад никогда не сойдутся", а народ Казахстана в подавляющем большинстве своем видит в нем человека и лидера, без которого республика могла просто не состояться. Чем же не отец нации?
Бигельды ГАБДУЛЛИН, "Казахстанская правда"
|