Шайтан попутал

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 29 Июня 2007 в 14:07:03
Сделка по приобретению в Китае 152 пассажирских вагонов, осуществленная в бытность недавно ушедшего с поста главы "Казахстан темир жолы" Ерлана Атамкулова, с самого начала выглядела очень сомнительной…
29.06.2007 / криминал и коррупция

Геннадий Бендицкий, "Время", 28 июня

Сделка по приобретению в Китае 152 пассажирских вагонов, осуществленная в бытность недавно ушедшего с поста главы "Казахстан темир жолы" Ерлана АТАМКУЛОВА, с самого начала выглядела очень сомнительной.

Во-первых, из-за весьма замысловатой финансовой схемы, использованной при реализации контракта.

Во-вторых, из-за того, что тормозной путь китайских вагонов оказался на 20 процентов длиннее принятого на нашей железной дороге, что может привести к катастрофе.

Ну и, в-третьих, по данным санитарно-эпидемиологической службы, концентрация вредных для человека веществ внутри этих вагонов в десятки раз превышает все допустимые нормы.

Однако несмотря на все это, железнодорожное начальство принялось из этих вагонов формировать пассажирские составы и вставило в график движения поездов, обслуживающих западное направление Актау, Атырау, Актюбинск. А новый президент АО "Казахстан темир жолы" Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ сообщил нашей газете, что не видит большой проблемы в использовании этих китайских вагонов. Начальник ЮгоВосточного управления Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте Ануар ТАЛКИМБАЕВ вызвался прокомментировать выступление президента АО "КТЖ".

Опубликованные на прошлой неделе в газете "Время" ответы Жаксыбека Абдрахметовича Кулекеева лично меня просто шокировали, заявил Ануар Талкимбаев. Он не может не знать об опасности, которую несут эти вагоны пассажирам и обслуживающим их работникам железной дороги. Еще в начале июня, когда наше управление вынесло постановление о запрещении эксплуатации данных железнодорожных составов, непосредственно у Кулекеева было проведено совещание. В нем принимал участие главный санитарный врач республики Анатолий БЕЛОНОГ. Тогда по просьбе Кулекеева была назначена повторная санитарно-эпидемиологическая экспертиза этих вагонов. Повторные анализы, проведенные республиканской лабораторией санэпидслужбы, имеющей международные сертификаты, полностью подтвердили наличие циркуляции вредных химических веществ в вагонах, купленных в Китае. Я не знаю, как специалисты железной дороги преподнесли своему шефу результаты этой экспертизы, но постановление о запрещении использования этих вагонов мы направляли Жаксыбеку Абдрахметовичу через его помощника. И нас заверили, что оно попало ему лично в руки.

Тогда почему Кулекеев демонстрирует полное неведение?

А у него сейчас выбора нет. Или, по-вашему, он должен был сказать так: "Да, я знаю, что в этих вагонах присутствует миграция вредных химических веществ в недопустимой концентрации, но, несмотря на это, разрешил сформировать из них железнодорожные составы, чтобы травить пассажиров и обслуживающий персонал". Вы такого ответа от него ждали? Вообще он сейчас в интересную ситуацию попал. Вынужден ссылаться, например, на некий сертификат, выданный каким-то неизвестным ТОО, которое расположено в Астане, хотя все три имевшихся на тот момент состава находились в Алматы. Мы знаем, что согласно закону документы о сертификации выдаются по итогам испытаний, но никаких испытательных мероприятий это ТОО не проводило. Кроме того, сертификат выдан еще в феврале, а испытательные мероприятия были назначены только в апреле мае. Выходит, что сертификат, на который ссылается глава КТЖ, совершенно "левый". Кстати, буквально на днях, несмотря на наши запреты, в Казахстан прибыл еще один, уже пятый по счету состав из 19 китайских вагонов. По поручению Минздрава мы провели дополнительное лабораторное исследование, результаты которого абсолютно идентичны данным первых двух экспертиз. Тем не менее состав направляют работать в Актюбинск...

Но ведь ваше ведомство обратилось в суд, требуя запрета эксплуатации этих вагонов?

С судом тоже странная ситуация. В межрайонном экономическом суде Алматы рассмотрение дела по нашему заявлению без веских причин откладывается уже третий раз. Какие еще доводы нужно судье, когда специализированная экспертная организация дает заключение, что внутренняя отделка вагонов выделяет яд?! Эти вагоны каждый день перевозят сотни и тысячи людей, и их надо срочно остановить. А судья тянет время. Чем это еще объяснить, если не вмешательством каких-то влиятельных заинтересованных сил?

Вы имеете в виду так называемые побочные факторы, которые могут влиять на решение суда?

Можете называть это так. Лично я в таких случаях говорю: не обошлось без шайтана. Смысл в любом случае будет один. Мы были вынуждены обратиться с заявлением в департамент КНБ по городу Алматы, чтобы приостановить эксплуатацию китайских вагонов. Мы считаем, что угроза здоровью народа это угроза национальной безопасности страны. Те пассажиры, которые пользуются услугами этих поездов, а также обслуживающий их персонал ежедневно получают дозу. У нас есть неофициальная информация от работников поездных бригад, которые отмечают сонливость, головные боли, тошноту, зуд. Но официально обращаться они боятся из-за того, что тут же потеряют работу.

А господин Кулекеев нашей газете заявил, что от граждан жалоб на вредное воздействие этих вагонов не поступало.

Просто граждане не знают, по какой причине их после поездки мутит, мучают головные боли, наваливается усталость, возникают другие проблемы со здоровьем. Они думают, что это после дальней дороги, из-за перемены погоды, жары, из-за магнитных бурь. Если бы люди знали, что в течение нескольких часов или суток они дышали ядовитыми химическими веществами и их болезненное состояние вызвано именно этим, наша железная дорога была бы завалена судебными исками.

А установленные в этих вагонах кондиционеры не спасают?

Я могу дать официальные ответы специалистов, что ни кондиционеры, ни моющие средства не спасают от вредного воздействия этих веществ. Их концентрация очень велика. Кроме того, воздействие этих вредных веществ зависит от возраста и физиологического состояния каждого организма. У слабого человека отравление скажется сразу. Если есть какое-то заболевание, то оно под воздействием этих веществ может усугубиться. Даже если человек крепкий и здоровый, эти вещества имеют свойство накапливаться, воздействуя на генетическом уровне.

Получается, что руководители железной дороги сознательно идут на должностное преступление?

Железнодорожное начальство, заказавшее в Китае эти вагоны, сейчас таким образом защищает честь мундира. Лизинговая компания, профинансировавшая эту сделку, отстаивает свои финансовые интересы. И все это оказывается выше здоровья людей. Вы знаете, в моей практике санврача такое безобразие встречается не впервые. Несколько лет тому назад мне приходилось возглавлять санэпидслужбу на воздушном транспорте. Тогда мы в питьевой воде в самолетах двух авиакомпаний "Эйр Астана" и "Беркут" выявили стафилококки. Самое поразительное, что стафилококки были обнаружены даже в питьевой воде самолетов, обслуживающих литерные рейсы, на которых летает самое высокое руководство страны. Даже в воде президентского авиалайнера их нашли. Мы, конечно же, приостановили эксплуатацию этих самолетов. Сначала Минздрав нас полностью поддерживал. Но потом Министерству транспорта удалось договориться с тогдашним министром здравоохранения Жаксылыком ДОСКАЛИЕВЫМ. На нашу службу, что называется, спустили всех собак. Обвинили в том, что мы вымогали у авиакомпании взятку. И готовили чуть ли не идеологическую диверсию. Меня отстранили от работы. Вопросом занялись спецслужбы. Несколько часов подряд меня допрашивали в КНБ. Но в конце концов пришли к выводу, что все наши претензии к авиакомпаниям полностью обоснованы и правомочны. Чтобы не было шума, перевели с воздушного на железнодорожный транспорт. Но, как видите, здесь ситуация повторилась.

* * *

КСТАТИ
А им все равно!
Оксана МАКСИМЕНКО, "Время", 28 июня

Несмотря на скандалы, связанные с вагонами китайского производства, в Актюбинске с помпой представили два новых состава.

На презентацию прибыли президент АО "Пассажирские перевозки" Акболат ЖАГИПАРОВ и замакима области Малик СЕРИКБАЕВ. В поезде Актобе Алматы, по словам директора акционерного общества Амантая ДОСКАЛИЕВА, есть кондиционеры, биотуалеты, ресторан и прочие блага цивилизации, включая настольные игры и видеопрокат, поэтому он считается "фирменным". Но, похоже, никого не интересует, что санитарные врачи бьются, чтобы запретить эксплуатацию этих вагонов. Западное региональное управление госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте, как заверил начальник Жаксыгельды УТЕСЕИТОВ, провело проверку прибывших вагонов. В данное время готовятся результаты экспертизы проб воды, воздуха и так далее, взятых в вагонах, а также решение о приостановлении эксплуатации китайской новинки.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь