ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ КОСТЬ - НАВЕКИ ВМЕСТЕ
dead 20 Февраля 2008 в 12:57:58
АҚ СҮЙЕКТЕР МЕН ҚАРА СҮЙЕКТЕР БІРТҰТАС!
Канат ИБРАГИМОВ
В Казахстане произошло явное расслоение на бедных и богатых, минуя вожделенный middle-класс.
Точнее можно охарактеризовать ситуацию на индуистский лад: кастовое расслоение.
Даже по внешнему виду и физическому состоянию можно судить о кастовом положении человека:
Бедные (қара сүйектер) не посещают тренажёрных залов и соляриев, у нас лица нездорово одутловатые от картофельно-водочного брожения, диски позвоночников расплющены, лица измождены, а во взгляде – тоска.
Высшие касты (ақ сүйектер) же постоянно деловито-озабочены, соблюдают фруктовые и средиземноморские диеты, только что из бассейна, спешат на «стрелку» и, конечно, всегда недовольны нами.
Их дети учатся за границей и, если захотят вернуться в kz, будут вынуждены стать нашими работодателями и вечно терпеть нашу нерасторопность и небойкость.
Поэтому мы, қарасүйеки, виновато поглядываем на всякие там «элитстройтиэсинженерингикуаты» и робко надеемся на шанс. И не ведаем, наивные, что всё уже решено и поделено, как в советской киноклассике: за нас всё уже «разведено».
Вода всегда найдет свою щель
(из дневников гейши)
Правда, среди нас упорно распространяются слухи о казахской мечте в стиле Дэвида Копперфильда:
один сын горемычной вдовы хорошо учился, был искателен, настойчив и туповат, как новобранец, ходил на соросовские и юсаидовские тренинги, владел компьютером, английским и китайским, и в один прекрасный день стал Сильным, Богатым, но Справедливым Лидером.
Так что надо стремиться к знаниям и не терять веру в казахстанскую мечту!
Ещё есть легенда о Қудайқул Қудайбас ұлы, проныре и везунчике.
Типа, приехал он из отдалённого аула, шастал по оптовкам, подрабатывая толкачом тележки и грузчиком, жарил шаурму.
Затем подфартило пацану – взяли его водилой к агашке.
А дальше всё как по маслу:
то ли закадрил он жену шефа, подуставшую от столичных интриг, то ли запудрил мозги аульным молодечеством их дочке, короче, анау-мынау, назначают нашего пострела таможенником.
Ну а дальше сами понимаете:
«таможня даёт добро» – предел мечтаний любого казаха.
Сейчас я все же в своей куче,
а вы в своей – и я, естественно,
считаю, что моя куча воняет лучше
(Чарли «Маргинал» Ч. Буковски)
А у каждого богача есть своя публичная легенда – из какой он богатой традициями почтенной семьи. Обязательно описывается парадоксальная принадлежность деда к номенклатурной кунаевско-голощёкинской элите вкупе с контрреволюционерами, алашевцами и Туркестанским легионом.
Пожалуй, в этом корни нашего мазохически раздвоенного сознания. Оно ковалось еще в пору первых көмписке (конфискаций): пришли красные – мы за красных, белые пришли – мы за белых. Любым способом получить медаль на шею и милость сильных мира сего.
В общем, этот удачник из крутой семьи имел родителей профессоров-хирургов-деканов, работников академий наук, короче, ответработников.
Естественно, в пору перестройки пообносилась семья. Но стойко выносила национальная интеллигенция все лишения вместе с простым народом.
А потом – р-р-раз! – и сынок ихний прозрел резко, поехал за бугор и привёз какое-то ноу-хау. Допустим, монтажный стол для телевидения.
Сдал он эту штуковину в аренду медиахолдингу Cannel 13.
Потом снова поехал, привёз прибамбасы покруче, загнал и их.
Анау-мынау, и создал парнишка «Ақылды концерт техникасы & Co». Стал крутым шоуменом, восстановил и приумножил позиции семьи на казахстанском олимпе.
Теперь он работает над собой, регулярно проходит бизнес-тренинги. Другие жёны ставят его в пример своим мужьям-неудачникам.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩЯЯ
Скрипят на слабых петельках дверки.
Набитые гостями и абитурой комнатушки, вопящие, больные дети, развешенное на оконных решётках мясо, ссылка на «агашку и бакешку», когда доказывается недоказуемое, когда наивность – нежнейшее из слов, которое можно подобрать, характеризуя их (наши) мысли, – какое испытание для любого человека, избравшего принцип, что перед Аллахом все равны, какое издевательство над ним!
Мухи засидели войлочные текеметы.
В особняках сделали евроремонт, но запах кислятины все равно не выветрился.
Хрущоба и изъеденный молью войлок, как кусочек жира в пиале кумыса, – норма казахской ментальности. Они же – модель взыскуемой национальной идеологии.
Засраные микровские подъезды и дворы, немытые, закопчённые, как казаны души,
офигевшие от культа стяжательства и личного преуспевания, ақ сүйектер:
кастовые люди метафизичны.
Мы понижаем представление о человеке, контакт с нами чреват самыми эмигрантскими мыслями, совместное проживание рождает мысли об Ақыр-замане (об аде или конце света).
Заброшенные қара сүйектер – представители низшей касты, которые никогда не поедут на курорты Куршавеля, никогда не были удостоены человеческого слова, не понимают логики своего развития – сколько таких людей?
Всё это не учитывается в стране, где выставляются напоказ театрально подсвеченные фасады новой столицы.
Конечно, легче всего отнестись к қара сүйекам язвительно:
· запугать экстремизмом и внешними вызовами
· обмануть социальной и межнациональной стабильностью
· призвать к «новому рывку вперед в своем развитии»
· говорить, что Казахстан сегодня уже не является страной переходного периода в классическом понимании
· утверждать, что основные реформы завершены
· доказать, что экономика стабилизирована и ежегодно демонстрирует высокие темпы роста.
Так и поступают те ақ сүйеки, которые вынуждены вступать с қара сүйеками в контакт, и в итоге теряют быстро терпение.
Можно попробовать отнестись к низшей касте сердобольно и возлюбить? Но, так или иначе, она, эта масса, превращена волей случая в электорат, имеет голос и ничего общего не имеет с западноатлантическими свободой и демократией.
Основная проблема казахской жизни – не феодальная кастовость, не презрительное отношение власти к народу, не обман, но общенациональное согласие на продолжение недостойной жизни и стремление к её оправданию.
В умении всё оправдать и заключается казахская правда.
DAY BEFORE AFTER TOMORROW
Кто-то развалил World Trade Center, направив туда «боинги» под истеричные визги нью-йоркской лесбиянки: «Oh, mine God!!!»
Где-то на другой планете Буш-младший провозгласил новую «ось зла» и произошёл новый глобальный раскол между цивилизациями.
Лет шестнадцать назад рухнула рейгановская «империя зла».
Провезли в деревянном ящике бровастого ханурика мимо мавзолея.
Когда-то америкоты высадились на Луне...
Хрущ стучал башмаком по ООНовской трибуне во время Карибского кризиса.
А моя тёща недавно искренне поделилась со мной наболевшим: «Говорят, что Ленин был неправ»...
Газета Позиция
Канат ИБРАГИМОВ
В Казахстане произошло явное расслоение на бедных и богатых, минуя вожделенный middle-класс.
Точнее можно охарактеризовать ситуацию на индуистский лад: кастовое расслоение.
Даже по внешнему виду и физическому состоянию можно судить о кастовом положении человека:
Бедные (қара сүйектер) не посещают тренажёрных залов и соляриев, у нас лица нездорово одутловатые от картофельно-водочного брожения, диски позвоночников расплющены, лица измождены, а во взгляде – тоска.
Высшие касты (ақ сүйектер) же постоянно деловито-озабочены, соблюдают фруктовые и средиземноморские диеты, только что из бассейна, спешат на «стрелку» и, конечно, всегда недовольны нами.
Их дети учатся за границей и, если захотят вернуться в kz, будут вынуждены стать нашими работодателями и вечно терпеть нашу нерасторопность и небойкость.
Поэтому мы, қарасүйеки, виновато поглядываем на всякие там «элитстройтиэсинженерингикуаты» и робко надеемся на шанс. И не ведаем, наивные, что всё уже решено и поделено, как в советской киноклассике: за нас всё уже «разведено».
Вода всегда найдет свою щель
(из дневников гейши)
Правда, среди нас упорно распространяются слухи о казахской мечте в стиле Дэвида Копперфильда:
один сын горемычной вдовы хорошо учился, был искателен, настойчив и туповат, как новобранец, ходил на соросовские и юсаидовские тренинги, владел компьютером, английским и китайским, и в один прекрасный день стал Сильным, Богатым, но Справедливым Лидером.
Так что надо стремиться к знаниям и не терять веру в казахстанскую мечту!
Ещё есть легенда о Қудайқул Қудайбас ұлы, проныре и везунчике.
Типа, приехал он из отдалённого аула, шастал по оптовкам, подрабатывая толкачом тележки и грузчиком, жарил шаурму.
Затем подфартило пацану – взяли его водилой к агашке.
А дальше всё как по маслу:
то ли закадрил он жену шефа, подуставшую от столичных интриг, то ли запудрил мозги аульным молодечеством их дочке, короче, анау-мынау, назначают нашего пострела таможенником.
Ну а дальше сами понимаете:
«таможня даёт добро» – предел мечтаний любого казаха.
Сейчас я все же в своей куче,
а вы в своей – и я, естественно,
считаю, что моя куча воняет лучше
(Чарли «Маргинал» Ч. Буковски)
А у каждого богача есть своя публичная легенда – из какой он богатой традициями почтенной семьи. Обязательно описывается парадоксальная принадлежность деда к номенклатурной кунаевско-голощёкинской элите вкупе с контрреволюционерами, алашевцами и Туркестанским легионом.
Пожалуй, в этом корни нашего мазохически раздвоенного сознания. Оно ковалось еще в пору первых көмписке (конфискаций): пришли красные – мы за красных, белые пришли – мы за белых. Любым способом получить медаль на шею и милость сильных мира сего.
В общем, этот удачник из крутой семьи имел родителей профессоров-хирургов-деканов, работников академий наук, короче, ответработников.
Естественно, в пору перестройки пообносилась семья. Но стойко выносила национальная интеллигенция все лишения вместе с простым народом.
А потом – р-р-раз! – и сынок ихний прозрел резко, поехал за бугор и привёз какое-то ноу-хау. Допустим, монтажный стол для телевидения.
Сдал он эту штуковину в аренду медиахолдингу Cannel 13.
Потом снова поехал, привёз прибамбасы покруче, загнал и их.
Анау-мынау, и создал парнишка «Ақылды концерт техникасы & Co». Стал крутым шоуменом, восстановил и приумножил позиции семьи на казахстанском олимпе.
Теперь он работает над собой, регулярно проходит бизнес-тренинги. Другие жёны ставят его в пример своим мужьям-неудачникам.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩЯЯ
Скрипят на слабых петельках дверки.
Набитые гостями и абитурой комнатушки, вопящие, больные дети, развешенное на оконных решётках мясо, ссылка на «агашку и бакешку», когда доказывается недоказуемое, когда наивность – нежнейшее из слов, которое можно подобрать, характеризуя их (наши) мысли, – какое испытание для любого человека, избравшего принцип, что перед Аллахом все равны, какое издевательство над ним!
Мухи засидели войлочные текеметы.
В особняках сделали евроремонт, но запах кислятины все равно не выветрился.
Хрущоба и изъеденный молью войлок, как кусочек жира в пиале кумыса, – норма казахской ментальности. Они же – модель взыскуемой национальной идеологии.
Засраные микровские подъезды и дворы, немытые, закопчённые, как казаны души,
офигевшие от культа стяжательства и личного преуспевания, ақ сүйектер:
кастовые люди метафизичны.
Мы понижаем представление о человеке, контакт с нами чреват самыми эмигрантскими мыслями, совместное проживание рождает мысли об Ақыр-замане (об аде или конце света).
Заброшенные қара сүйектер – представители низшей касты, которые никогда не поедут на курорты Куршавеля, никогда не были удостоены человеческого слова, не понимают логики своего развития – сколько таких людей?
Всё это не учитывается в стране, где выставляются напоказ театрально подсвеченные фасады новой столицы.
Конечно, легче всего отнестись к қара сүйекам язвительно:
· запугать экстремизмом и внешними вызовами
· обмануть социальной и межнациональной стабильностью
· призвать к «новому рывку вперед в своем развитии»
· говорить, что Казахстан сегодня уже не является страной переходного периода в классическом понимании
· утверждать, что основные реформы завершены
· доказать, что экономика стабилизирована и ежегодно демонстрирует высокие темпы роста.
Так и поступают те ақ сүйеки, которые вынуждены вступать с қара сүйеками в контакт, и в итоге теряют быстро терпение.
Можно попробовать отнестись к низшей касте сердобольно и возлюбить? Но, так или иначе, она, эта масса, превращена волей случая в электорат, имеет голос и ничего общего не имеет с западноатлантическими свободой и демократией.
Основная проблема казахской жизни – не феодальная кастовость, не презрительное отношение власти к народу, не обман, но общенациональное согласие на продолжение недостойной жизни и стремление к её оправданию.
В умении всё оправдать и заключается казахская правда.
DAY BEFORE AFTER TOMORROW
Кто-то развалил World Trade Center, направив туда «боинги» под истеричные визги нью-йоркской лесбиянки: «Oh, mine God!!!»
Где-то на другой планете Буш-младший провозгласил новую «ось зла» и произошёл новый глобальный раскол между цивилизациями.
Лет шестнадцать назад рухнула рейгановская «империя зла».
Провезли в деревянном ящике бровастого ханурика мимо мавзолея.
Когда-то америкоты высадились на Луне...
Хрущ стучал башмаком по ООНовской трибуне во время Карибского кризиса.
А моя тёща недавно искренне поделилась со мной наболевшим: «Говорят, что Ленин был неправ»...
Газета Позиция
|