Черная касса Таможни

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 04 Декабря 2007 в 13:58:16

Время

В последние месяцы на таможенной границе с Поднебесной скопились сотни грузовиков. Многие фуры стоят бесхозными - услышав о проверках на постах, владельцы грузов приказали водителям “исчезнуть”, бросив машины с товаром. Сотрудники спецслужб говорят, что этим они преследуют две цели: создать общественный резонанс о якобы тревожной ситуации на постах и под шумок вывезти контрабандный груз, полюбовно договорившись с таможней.

На днях на пост “Калжат” в Алматинской области, о котором наша газета уже писала (см. “Вес взят!” и “Кто грузит систему?”, “Время” от 29.11. и 1.12. 2007 г.) приехал некий Тахир ИЛИЕВ, назвавшийся хозяином восьми фур. Чтобы растаможить груз по упрощенной схеме (если на одного человека приходится не более двух тонн товара, он платит не 0,6 евро за килограмм, а 17 процентов от общей его стоимости), Тахир представил пачку документов на 160 тонн груза, оформленного на 80 местных жителей. Выходило, что все 80 человек в один день дружно доверили свои товары ему.

Чекисты начали проверку. И выяснили, что Тахир в нарушение Таможенного кодекса просрочил положенные по закону 15 дней для растаможки товара, по истечении которых груз автоматически считается контрабандой. Комитетчики допросили все 80 человек. По их словам, они часто ездят в Китай “за продуктами”: за одну поездку Тахир платит им по 1300 тенге. О том, что в действительности они везут совсем другой груз, люди не подозревали. По такой схеме Тахир Илиев и Малик ДАСИЕВ - российский гражданин, живущий в Пекине, безнаказанно перевезли сотни тонн контрабанды на десятки миллионов тенге. У обоих изъято более трех тысяч липовых документов. Расследование уголовного дела только началось, и пока неизвестно, на какую сумму нагрели государство Тахир с Маликом и их покровители в таможенной форме.

Не отстают от коллег из “Калжата” и на посту “Хоргос”. Их “ноу-хау” - так называемые “машины-куклы”. Перед взвешиванием на грузовик прикручивают номера другой фуры с характеристиками, соответствующими всем требованиям Минтранскома РК: вес - не более 44 тонн, высота прицепа - до 4 метров.

После благополучного прохождения весов эта фура возвращается в накопитель, а владелец перегруженного грузовика снова ставит номера, которые уже попали в базу данных таможни, и спокойно едет в Алматы. Как говорится, дешево и сердито…

Главное - вовремя позолотить ручку таможеннику.

Из сообщения следственно-оперативной группы КНБ

“В ноябре этого года по фактам контрабандного вывоза товаров и продуктов питания через таможенный пост “Бахты” возбуждены уголовные дела. С поличным задержаны начальник отдела управления по борьбе с контрабандой департамента таможенного контроля (ДТК) Восточно-Казахстанской области Арман ЕСЕМБАЕВ, его подчиненный Канатбек НУРБЕКОВ и два специалиста поста “Бахты” - Женис НУРАКЫШЕВ и Женис ЕРЕКЕШЕВ. В служебном кабинете задержана с поличным при вымогательстве взятки в 100 тысяч тенге специалист отдела посттаможенного контроля ДТК Алматы Гульжан ДАНИЯРОВА. Она пыталась получить вознаграждение от сотрудника компании “Мэри Кэй” за корректировку стоимости ввезенных товаров...”.

Спрашивается, зачем шеф таможенного комитета Минфина РК генерал Карбузов хвалится автоматизированными системами контроля и прочими чудесами техники, способными победить коррупцию, если его подчиненным, берущим мзду, за державу не обидно?

Из досье

“За последние два года к уголовной ответственности привлечены заместитель начальника ДТК по Алматинской области Самат РАМАЗАНОВ, его подчиненные Ермек АМАНКУЛОВ и Айдар ЖАНБЫРШИ, начальник управления прокуратуры Алматы Ануар ЖУМАГУЛОВ, начальник отдела УБОП ДВД по Алматинской области Ерлан МАМАЖАНОВ и его подчиненный Ерлан СУЛЕЙМЕНОВ, начальник таможни “Хоргос” Болат ЖУМАБЕКОВ, его заместитель Эрик БАЙМУХАНОВ, их подчиненные - Марат ГАБДУЛ, Жандарбек КУСАИНОВ, Калтай АТАМБАЕВ, Сунгат ШАКЕНОВ, Расул КУАТОВ, Мурат АМЕРЖАНОВ, заместитель начальника управления оперативной службы ДВД Алматы Серик БУЛГАКБАЕВ. Кроме того, к длительным срокам заключения приговорен ряд так называемых кассиров и лидер ОПГ “Четыре брата” Кайрат ИЗБАСАР. При задержании от сердечной недостаточности скончался лидер ОПГ “Атаба” Талгат АТАБАЕВ. К восьми годам заключения приговорен главный специалист управления внутренней безопасности КТК Талгат ИБРАИМОВ, который вымогал у предпринимателей взятку в размере пяти миллионов тенге...”.

При таком раскладе, признаться, цифры из материалов проверки КНБ, демонстрирующие уровень доходов наших “верещагиных”, уже не удивляют… Начальник поста “Хоргос”, как рассказывают чекисты, получает в качестве “левой” зарплаты до 500 тысяч долларов в месяц. Неофициальные доходы рядового инспектора составляют до пяти тысяч долларов, начальника отдела - до 15-20 тысяч. Кроме того, как выяснилось, внутри таможенной системы есть такое понятие, как “пенсия” - процент от незаконных поборов, стекающий в черную кассу. Такой “приварок” имеют все - от инспектора таможни до уборщицы.

Словом, несмотря на громогласные заверения руководства КТК в “прозрачности” их ведомства, так называемой таможенной мафии всегда есть, что скрывать и тем более - что терять. Поэтому сдавать позиции без боя она не собирается...

Тохнияз КУЧУКОВ
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь