«Государство – это я!»
dead 18 Июня 2010 в 16:49:58
Де-факто ничего по большому счету не изменилось, но де-юре Казахстан в одночасье перестал быть государством с демократической политической системой. Потому что последняя предусматривает равенство перед законом всех граждан, независимо от пола, возраста, национальности, занимаемой должности, а нам теперь про это можно забыть.
Политическая и юридическая некорректность законов «о лидере нации и его имуществе» настолько бросается в глаза, что сам Нурсултан Абишевич счел нужным устраниться от процесса их принятия. В результате законы вступили в силу, не будучи подписанными главой государства, что произошло впервые в истории Казахстана.
Впрочем, даже ежу понятно, что без его санкции вряд ли бы кто решился запустить столь скандальные законы. Да и кто мешал Назарбаеву наложить на них вето? Раз этого сделано не было — значит, их вступление в силу устраивает «Елбасы», а его отказ — политическое кокетство и не более.
Да и сама процедура принятия законов была такова, что становилось понятно — выполняется политический заказ с самого верха. Во‑первых, текст законопроектов был так засекречен, что нам при всей нашей настырности и желании добыть их не удалось этого сделать. Во‑вторых, реакция Назарбаева на инициативу депутатов была настолько положительной, что становилось понятно — угодили. В‑третьих, все про все заняло полтора месяца, из которых меньше двух недель ушли на принятие законов в трех чтениях двумя палатами парламента и месяц на ожидание, пока закон автоматически вступит в силу.
Последнее свидетельствует о том, что первый президент не настолько уверен во всенародной поддержке сограждан, как это кажется на первый взгляд. Иначе бы он не устранялся от юридической ответственности за законопроекты и не оставлял себе лазейки для заднего хода, чтобы, если что, все свалить на парламент и подписантов, а самому остаться чистеньким.
Не верите? Прочитайте примечание после текста законов: «Настоящий Конституционный закон скреплен подписями Председателя Сената Парламента — Токаева К.К., Председателя Мажилиса Парламента — Мухамеджанова У.Б., Премьер-Министра — Масимова К.К., что свидетельствует о юридической корректности настоящего Конституционного закона и о юридической ответственности этих должностных лиц за его законность».
Так или иначе законы «о лидере нации и его имуществе» будут иметь разрушительные, а не положительно-консолидирующие последствия для нашего общества. Читайте об этом в статье "Была КПСС — стал "лидер нации"
Была КПСС – теперь «лидер нации»
Несложно, по большому счету, понять, чем руководствовались идеологи законов «о лидере нации и его имуществе», но вряд ли они в полной мере отдавали себе отчет, насколько разрушительные, а совсем не положительно-консолидирующие для страны последствия будут в итоге.
Сделан шаг, который окончательно разрушает социальный и политический мир в стране, делает трещину между первым президентом, значительной частью элиты и гражданским обществом бесповоротно непреодолимой. То есть вместо того, чтобы стабилизировать внутриполитическую ситуацию, законы «о лидере нации и его имуществе» ее дестабилизируют. Попытаемся объяснить, почему мы так считаем.
Вспоминая СССР
Начнем с того, что 15 июня 2010 года в Конституции Республики Казахстан фактически восстановлена печально знаменитая 6-я статья Конституции СССР и Казахской ССР. Для тех, кто ее позабыл или вообще не подозревает, что такая была, напомним ее содержание:
«Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».
Ну а теперь сравним ее с текстом вступивших в силу законов, для чего приведем несколько цитат.
«Первый Президент Республики Казахстан, стоящий у истоков создания казахстанской государственности и внесший выдающийся вклад в развитие суверенного Казахстана как демократического, светского, правового и социального государства, является Лидером Нации.
На Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации не распространяется ограничение права быть избранным в Президенты Республики Казахстан.
Первому Президенту Республики Казахстан — Лидеру Нации в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право:
1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности с��раны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;
2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народа Казахстана; входить в состав Конституционного Совета, Совета Безопасности Республики Казахстан.
Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан — Лидером Нации».
Спрашивается, чем роль и права КПСС в 6-й статье Конституции СССР отличаются от роли и прав первого президента Республики Казахстан - лидера нации? Тем, что в первом случае речь идет о политической партии, а во втором случае — о конкретном человеке? Или тем, что в первом случае нет ограничения роли и прав по времени, а во втором они ограничены продолжительностью жизни Нурсултана Абишевича? Честно говоря, последнее — слабое утешение.
И дело не только в том, что Назарбаев присвоил себе полномочия и звание Лидера нации — Елбасы, это полбеды, поскольку и до этого у него было столько власти и полномочий, что у иного неконституционного монарха их бывает поменьше. Самая большая беда для Казахстана и его народа заключается в том, что наше государство окончательно теряет гибкость и, в принципе, становится неспособным адекватно реагировать на вызовы.
Посмотрите, как повлиял последний мировой финансово‑экономический кризис на ведущие государства мира, проводимую в них экономическую, социальную, финансовую и так далее политику! Посмотрите, насколько сильно поменялся персональный состав руководства этих стран и насколько там изменился расклад политических сил!
Именно демократические механизмы и институты, в том числе выборы, позволили им адекватно реагировать на проблемы и выдвигать к рулю государства те группы и персоналии, которые, по мнению избирателей, более всего способны справиться с этими проблемами и решать их.
Но даже если этого не случится, есть механизмы, позволяющие исправить ошибку, поменять или обновить правительство, политику, инструменты и так далее. В Казахстане это уже невозможно в принципе, пока жив Назарбаев. И значит, все то, что мы имеем сегодня, будет не исправляться и корректироваться, а накапливаться и консервироваться. Мы это заслужили?
Отмашка для новых репрессий
Пойдем дальше. С вступлением в силу новых законов в Казахстане фактически дана отмашка новой волне репрессий. Если до этого политические преследования инакомыслящих, как правило, маскировались под борьбу с коррупцией, то после 15 июня 2010 года оппоненты Назарбаева и просто диссиденты будут преследоваться уже чисто по политическим статьям.
Другими словами, в нашем суверенном и независимом государстве реинкарнирована печально знаменитая 58-я статья уголовных кодексов союзных республик. Опять же для тех, кто о ней успел забыть или не знает, напоминаем ее содержание в редакции УК 1938 года, когда она была одной из самых «популярных», причем мы приводим только чисто «контрреволюционные» подпункты:
«1. Контрреволюционные преступления.
58—1. Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».
«58—10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст. 58—2 — 58—9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев».
Давайте теперь сравним вышеприведенные цитаты с повышенной законодательной защитой первого президента, которую он получил согласно законам, вступившим в действие 15 июня 2010 года.
Цитируем изменения в Уголовном кодексе, согласно которым вводится ряд новых составов преступлений:
«Посягательство на жизнь Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, совершенное в целях воспрепятствования его законной деятельности либо из мести за такую деятельность», которое наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
«Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации», которые наказываются штрафом в размере от двухсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до пяти месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
«Те же деяния, совершенные с использованием средств мас��овой информации», наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
«Воздействие в какой бы то ни было форме на Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации или совместно проживающих с ним членов его семьи с целью воспрепятствовать ��го законной деятельности» наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
«Нарушение в какой бы то ни было форме гарантий неприкосновенности Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации и совместно проживающих с ним членов семьи, в том числе гарантий неприкосновенности имущества, жилых и служебных помещений, личного и служебного транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, гарантий банковской тайны и неприкосновенности банковских счетов, а также неприкосновенности принадлежащих им документов», наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Как говорится, приехали.
Спрятались за законом
Обратите внимание, уважаемый читатель, на такую странную вещь: с одной стороны, последние годы президент, парламент, правительство, Генеральная прокуратура борются за то, чтобы улучшить качество казахстанского законодательства и убрать оттуда нормы и положения, которые содействуют коррупции. С другой - принимаются законы, в том числе конституционные, которые дают неограниченные возможности для политических преследований инакомыслящих.
И это не случайность, не ошибка, а осознанная и целеустремленная политика.
Именно то, что Назарбаев и его администрация в широком смысле этого слова проиграли идеологическое и пропагандистское противостояние, заставило их пойти на принятие законов «о лидере нации и его имуществе».
Вряд ли они не видели издержек такого шага, но у них просто не было иного выбора и иного инструмента защиты, чем спрятаться за закон. В результате родился новый корпус политических составов преступлений. Причем, похоже, законодатели специально не стали их четко прописывать, чтобы не связывать руки исполнителям.
Если кто-то попытается организовать всенародный референдум о досрочном прекращении полномочий Назарбаева и проведении президентских выборов, это можно расценить как способ давления на лидера нации и посадить инициаторов референдума на законном основании.
Если газета напечатает карикатуру Назарбаева, это можно оценить как осквернение его изображения и ее закрыть, а редактора, равно как и изготовителей и распространителей, посадить на законном основании.
Если кто-то начнет публично высказывать свое критическое мнение о Назарбаеве или тем более распространять листовки и брошюры с нелицеприятной, но объективной информацией о нем самом или его политике, если кто-то начнет покушаться на имущество и прочие активы Назарбаева и проживающих с ним членов его семьи путем возбуждения уголовного преследования в Казахстане и за его пределами, если кто-то будет выставлять в Интернете видео-, аудио- и текстовые файлы, на которых содержатся подслушанные телефонные и просто разговоры Назарбаева, всех их можно будет посадить на законном основании.
Ко всему этому напомним, что в нашем Уголовном кодексе есть наказание за недонесение о готовящемся преступлении, из чего следует, что среди тех, кого нынешняя власть может привлечь к ответственности, могут оказаться не только собственно «виновные», но и те, кто этому способствовал. Например, недоносительством, что такой-то человек распечатал листовку с частушкой или карикатурой на Назарбаева.
...Кстати, тех, кого будут сажать по вновь введенным статьям Уголовного кодекса, мы предлагаем неофициально называть «враг Назарбаева» по аналогии с сталинским термином «враги народа». Согласитесь, в этом есть определенная ирония, даже всесильный диктатор Иосиф Виссарионович прятался за народ, когда боролся со своими политическими врагами. Нурсултан Абишевич в этом уже не нуждается - он достаточно велик в своих собственных глазах.
Газета "Голос республики"
Политическая и юридическая некорректность законов «о лидере нации и его имуществе» настолько бросается в глаза, что сам Нурсултан Абишевич счел нужным устраниться от процесса их принятия. В результате законы вступили в силу, не будучи подписанными главой государства, что произошло впервые в истории Казахстана.
Впрочем, даже ежу понятно, что без его санкции вряд ли бы кто решился запустить столь скандальные законы. Да и кто мешал Назарбаеву наложить на них вето? Раз этого сделано не было — значит, их вступление в силу устраивает «Елбасы», а его отказ — политическое кокетство и не более.
Да и сама процедура принятия законов была такова, что становилось понятно — выполняется политический заказ с самого верха. Во‑первых, текст законопроектов был так засекречен, что нам при всей нашей настырности и желании добыть их не удалось этого сделать. Во‑вторых, реакция Назарбаева на инициативу депутатов была настолько положительной, что становилось понятно — угодили. В‑третьих, все про все заняло полтора месяца, из которых меньше двух недель ушли на принятие законов в трех чтениях двумя палатами парламента и месяц на ожидание, пока закон автоматически вступит в силу.
Последнее свидетельствует о том, что первый президент не настолько уверен во всенародной поддержке сограждан, как это кажется на первый взгляд. Иначе бы он не устранялся от юридической ответственности за законопроекты и не оставлял себе лазейки для заднего хода, чтобы, если что, все свалить на парламент и подписантов, а самому остаться чистеньким.
Не верите? Прочитайте примечание после текста законов: «Настоящий Конституционный закон скреплен подписями Председателя Сената Парламента — Токаева К.К., Председателя Мажилиса Парламента — Мухамеджанова У.Б., Премьер-Министра — Масимова К.К., что свидетельствует о юридической корректности настоящего Конституционного закона и о юридической ответственности этих должностных лиц за его законность».
Так или иначе законы «о лидере нации и его имуществе» будут иметь разрушительные, а не положительно-консолидирующие последствия для нашего общества. Читайте об этом в статье "Была КПСС — стал "лидер нации"
Была КПСС – теперь «лидер нации»
Несложно, по большому счету, понять, чем руководствовались идеологи законов «о лидере нации и его имуществе», но вряд ли они в полной мере отдавали себе отчет, насколько разрушительные, а совсем не положительно-консолидирующие для страны последствия будут в итоге.
Сделан шаг, который окончательно разрушает социальный и политический мир в стране, делает трещину между первым президентом, значительной частью элиты и гражданским обществом бесповоротно непреодолимой. То есть вместо того, чтобы стабилизировать внутриполитическую ситуацию, законы «о лидере нации и его имуществе» ее дестабилизируют. Попытаемся объяснить, почему мы так считаем.
Вспоминая СССР
Начнем с того, что 15 июня 2010 года в Конституции Республики Казахстан фактически восстановлена печально знаменитая 6-я статья Конституции СССР и Казахской ССР. Для тех, кто ее позабыл или вообще не подозревает, что такая была, напомним ее содержание:
«Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».
Ну а теперь сравним ее с текстом вступивших в силу законов, для чего приведем несколько цитат.
«Первый Президент Республики Казахстан, стоящий у истоков создания казахстанской государственности и внесший выдающийся вклад в развитие суверенного Казахстана как демократического, светского, правового и социального государства, является Лидером Нации.
На Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации не распространяется ограничение права быть избранным в Президенты Республики Казахстан.
Первому Президенту Республики Казахстан — Лидеру Нации в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право:
1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности с��раны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;
2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народа Казахстана; входить в состав Конституционного Совета, Совета Безопасности Республики Казахстан.
Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан — Лидером Нации».
Спрашивается, чем роль и права КПСС в 6-й статье Конституции СССР отличаются от роли и прав первого президента Республики Казахстан - лидера нации? Тем, что в первом случае речь идет о политической партии, а во втором случае — о конкретном человеке? Или тем, что в первом случае нет ограничения роли и прав по времени, а во втором они ограничены продолжительностью жизни Нурсултана Абишевича? Честно говоря, последнее — слабое утешение.
И дело не только в том, что Назарбаев присвоил себе полномочия и звание Лидера нации — Елбасы, это полбеды, поскольку и до этого у него было столько власти и полномочий, что у иного неконституционного монарха их бывает поменьше. Самая большая беда для Казахстана и его народа заключается в том, что наше государство окончательно теряет гибкость и, в принципе, становится неспособным адекватно реагировать на вызовы.
Посмотрите, как повлиял последний мировой финансово‑экономический кризис на ведущие государства мира, проводимую в них экономическую, социальную, финансовую и так далее политику! Посмотрите, насколько сильно поменялся персональный состав руководства этих стран и насколько там изменился расклад политических сил!
Именно демократические механизмы и институты, в том числе выборы, позволили им адекватно реагировать на проблемы и выдвигать к рулю государства те группы и персоналии, которые, по мнению избирателей, более всего способны справиться с этими проблемами и решать их.
Но даже если этого не случится, есть механизмы, позволяющие исправить ошибку, поменять или обновить правительство, политику, инструменты и так далее. В Казахстане это уже невозможно в принципе, пока жив Назарбаев. И значит, все то, что мы имеем сегодня, будет не исправляться и корректироваться, а накапливаться и консервироваться. Мы это заслужили?
Отмашка для новых репрессий
Пойдем дальше. С вступлением в силу новых законов в Казахстане фактически дана отмашка новой волне репрессий. Если до этого политические преследования инакомыслящих, как правило, маскировались под борьбу с коррупцией, то после 15 июня 2010 года оппоненты Назарбаева и просто диссиденты будут преследоваться уже чисто по политическим статьям.
Другими словами, в нашем суверенном и независимом государстве реинкарнирована печально знаменитая 58-я статья уголовных кодексов союзных республик. Опять же для тех, кто о ней успел забыть или не знает, напоминаем ее содержание в редакции УК 1938 года, когда она была одной из самых «популярных», причем мы приводим только чисто «контрреволюционные» подпункты:
«1. Контрреволюционные преступления.
58—1. Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».
«58—10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст. 58—2 — 58—9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев».
Давайте теперь сравним вышеприведенные цитаты с повышенной законодательной защитой первого президента, которую он получил согласно законам, вступившим в действие 15 июня 2010 года.
Цитируем изменения в Уголовном кодексе, согласно которым вводится ряд новых составов преступлений:
«Посягательство на жизнь Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, совершенное в целях воспрепятствования его законной деятельности либо из мести за такую деятельность», которое наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
«Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации», которые наказываются штрафом в размере от двухсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до пяти месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
«Те же деяния, совершенные с использованием средств мас��овой информации», наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
«Воздействие в какой бы то ни было форме на Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации или совместно проживающих с ним членов его семьи с целью воспрепятствовать ��го законной деятельности» наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
«Нарушение в какой бы то ни было форме гарантий неприкосновенности Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации и совместно проживающих с ним членов семьи, в том числе гарантий неприкосновенности имущества, жилых и служебных помещений, личного и служебного транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, гарантий банковской тайны и неприкосновенности банковских счетов, а также неприкосновенности принадлежащих им документов», наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
Как говорится, приехали.
Спрятались за законом
Обратите внимание, уважаемый читатель, на такую странную вещь: с одной стороны, последние годы президент, парламент, правительство, Генеральная прокуратура борются за то, чтобы улучшить качество казахстанского законодательства и убрать оттуда нормы и положения, которые содействуют коррупции. С другой - принимаются законы, в том числе конституционные, которые дают неограниченные возможности для политических преследований инакомыслящих.
И это не случайность, не ошибка, а осознанная и целеустремленная политика.
Именно то, что Назарбаев и его администрация в широком смысле этого слова проиграли идеологическое и пропагандистское противостояние, заставило их пойти на принятие законов «о лидере нации и его имуществе».
Вряд ли они не видели издержек такого шага, но у них просто не было иного выбора и иного инструмента защиты, чем спрятаться за закон. В результате родился новый корпус политических составов преступлений. Причем, похоже, законодатели специально не стали их четко прописывать, чтобы не связывать руки исполнителям.
Если кто-то попытается организовать всенародный референдум о досрочном прекращении полномочий Назарбаева и проведении президентских выборов, это можно расценить как способ давления на лидера нации и посадить инициаторов референдума на законном основании.
Если газета напечатает карикатуру Назарбаева, это можно оценить как осквернение его изображения и ее закрыть, а редактора, равно как и изготовителей и распространителей, посадить на законном основании.
Если кто-то начнет публично высказывать свое критическое мнение о Назарбаеве или тем более распространять листовки и брошюры с нелицеприятной, но объективной информацией о нем самом или его политике, если кто-то начнет покушаться на имущество и прочие активы Назарбаева и проживающих с ним членов его семьи путем возбуждения уголовного преследования в Казахстане и за его пределами, если кто-то будет выставлять в Интернете видео-, аудио- и текстовые файлы, на которых содержатся подслушанные телефонные и просто разговоры Назарбаева, всех их можно будет посадить на законном основании.
Ко всему этому напомним, что в нашем Уголовном кодексе есть наказание за недонесение о готовящемся преступлении, из чего следует, что среди тех, кого нынешняя власть может привлечь к ответственности, могут оказаться не только собственно «виновные», но и те, кто этому способствовал. Например, недоносительством, что такой-то человек распечатал листовку с частушкой или карикатурой на Назарбаева.
...Кстати, тех, кого будут сажать по вновь введенным статьям Уголовного кодекса, мы предлагаем неофициально называть «враг Назарбаева» по аналогии с сталинским термином «враги народа». Согласитесь, в этом есть определенная ирония, даже всесильный диктатор Иосиф Виссарионович прятался за народ, когда боролся со своими политическими врагами. Нурсултан Абишевич в этом уже не нуждается - он достаточно велик в своих собственных глазах.
Газета "Голос республики"
|