Hi-Fi-демократия

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 16 Августа 2007 в 13:06:58
Подлинная власть народа объективно возможна лишь с применением информационных технологий

Казахстан, по сути, является пионером в части внедрения электронного правительства на территории постсоветского пространства. В мире подобные проекты реализовывали многие страны, в том числе и Соединенные Штаты Америки.

Даже там, в альма-матер мировых компьютерных технологий, оранжерее Microsoft, Apple и Mackintosh, всемирно известных компьютерных компаний, где, казалось бы, осечек быть не должно, при внедрении этой технологии также столкнулись с рядом проблем. А потому, учитывая относительную молодость электронных правительств, во многом этапы внедрения данной системы у этих двух стран схожи. Хотя в Казахстане и нет такой мощной научной и кадровой базы, как в США.
В своем последнем обращении к народу президент США Джордж Буш-младший сетовал, что США направили на закупку компьютеров, программ, офисного оборудования для чиновников огромные деньги, но результат получили нулевой. Как оказалось, оснащение техникой, знакомство с информационными технологиями, их использование – это лишь инструмент в работе управленца. Конечно, очень важно, чтобы техника была современной и хорошего качества. Но что получится, если неграмотному хирургу вручить современный набор инструментов? В этом случае трудно гарантировать, что больной будет жить. То же самое и в управлении. Где гарантия, что будет получен желаемый результат, если оснастить неподготовленного управленца самым современным компьютером и скоростным доступом в Интернет?
Поэтому в США не сразу, но поняли, что электронное правительство лишь в минимальной степени затрагивает вопросы информатизации. В гораздо большей мере этот проект связан с реализацией административной реформы. Он в первую очередь должен сделать правительство более открытым, если хотите – клиентоориентированным. Своего рода новая форма государственного устройства призвана приблизить власть к людям, снять административные барьеры на этом пути, сделать его как можно короче, иногда даже решая вопросы без непосредственного взаимного общения.
Для этого необходимо, с одной стороны, внедрить информационные технологии в работу правительства, научить управленцев пользоваться современными ресурсами, а с другой – объяснить гражданам их права, возможности применения компьютерной техники в реальной жизни. Гражданин должен знать, какую информацию он может получить на сайтах конкретных министерств и ведомств, как заполнить документы, где именно найти их образцы, куда и кому отправить заполненные бумаги, когда можно будет получить ответ, куда обратиться, если нарушены его права, если чиновник прислал отписку, кто контролирует исполнение принятых решений и так далее.
В реальной жизни нам приходится собирать огромное количество справок и документов, которые от нас требуют те или иные структуры власти. В то же время и нам постоянно приходится требовать от этой самой власти выдачи не меньшего количества бумаг. Самые простые примеры: справки нам нужны для получения, например, паспортов, различных льгот на оплату услуг, для оформления ребенка в детский сад и в школу, для регистрации различных сделок со своим имуществом... И постоянно возникает вопрос: удастся добыть нужную справку с первого раза или придется побегать по кабинетам чиновников? Порой получение заветного листка зависит от росчерка пера одного человека, но попробуйте-ка доберитесь до него.
Через интернет-ресурсы государственных органов можно будет получать различные информационные данные, которые напрямую касаются интересов людей. Скажем, почему бы на сайтах соответствующих служб ни вывешивать подробную раскладку себестоимости жилищно-коммунальных услуг или услуг связи? Было бы интересно узнать, сколько стоит обучение в отдельных вузах и почему именно столько, не больше и не меньше. Многих трений во взаимоотношениях с работниками дорожной полиции можно было бы избежать, если бы граждане заранее знали, что они имеют право делать, а что – нет, и какие меры наказания за это последуют. Словом, вопросов у людей немало, и власть, не тратя слишком много времени, могла бы дать гражданам исчерпывающую информацию.
Какие преимущества получает обычный пользователь ресурсов электронного правительства? Когда последнее будет работать в полную силу, оформить, к примеру, ребенка в школу можно будет практически не выходя из дому. На нужном сайте пользователь находит удобную школу (по месту жительства, по способностям ребенка), заполняет в режиме on line комплект документов, узнает информацию о директоре школы, ну и наконец направляет ему подготовленные справки. Дальнейшие действия зависят от решения руководства школы. Если ответ отрицательный, пользователю предложат дальнейшую программу действий. Рабочий проект этой процедуры уже существует и будет внедрен после прохождения тестирования.
Еще один положительный аспект электронного общения с властями – это полное взаимодействие в принятии решений по тем или иным вопросам со всеми слоями общества. Всем известно, что в любом демократическом государстве, каковым является и Казахстан, самоуправление – принципиальный инструмент для принятия решений правительством. Это означает, что каждый гражданин имеет право выразить свое мнение по тому или иному вопросу и его позиция должна учитываться как при принятии решений по бытовым вопросам на самых низших уровнях власти, так и на уровне президента государства. И в том и в другом случае от вашего мнения зависит исход решающегося вопроса.
Но если все так замечательно и ваше мнение так важно правящим чиновникам, то почему же граждане не стремятся принимать активное участие в жизни страны, не борются за лучшее будущее для своих детей?
По данным исследований, проведенных Институтом изучения общественного мнения в январе 2005 года, 94,7 процента населения Казахстана уверены, что их мнение никого не интересует, что от их решения ничто не зависит, что они никоим образом не смогут повлиять на уровне правительства на качественное изменение своей жизни к лучшему. Поэтому они не желают участвовать в общественной жизни своего района, города, страны.
Да, такое убеждение вполне резонно, если учесть, сколько времени и сил необходимо потратить, чтобы решить хотя бы один вопрос, связанный с бюрократической системой.
А если вам скажут, что вы сможете решить свой вопрос в любое время суток и не выходя из дома, что оформить документы можно не вставая с дивана? Обсудить наболевший вопрос со своим депутатом в присутствии тысяч свидетелей, так что он уже не сможет сказать: «Ко мне никто не обращался с такой проблемой»?! Что получить консультацию юриста, врача можно совершенно бесплатно и не отстояв ни одной очереди?
Для обеспечения продуктивной работы правительства должна быть возможность повседневного контроля над действиями чиновников. Так как политики работают по ненормированному рабочему графику, очень часто сильно уставая, они могут пропустить важные детали, представленные им до обсуждения новых законопроектов. В этом случае интерактивная приемная, которая сама примет пожелания от граждан, отсортирует их и распределит по степени значимости, станет отличным подспорьем при принятии важных государственных решений как для правительства, так и для депутатского корпуса. Нужно оговориться, что это не значит, что советы граждан будут диктовать направления решений. Тем не менее голос народа будет услышан и принят к сведению.
Уже имеются технологии, помогающие осуществлять контроль над правительством. Народ действительно может решать, как ему жить. Вовлечение населения как советника правительства в политические события региона имеет положительный эффект на практике. Принятие решений, затрагивающих повседневную жизнь населения, как правило, дается проще и продуктивнее, если есть возможность узнать мнение жителей до принятия решения. Чем больше граждане осведомлены о действиях правительства и образованны в сфере законодательных процессов, тем проще им создавать условия, благоприятные для развития региона и повышения жизненного уровня. Когда у жителей есть круглосуточная открытая линия доступа к администрации, это заметно ускоряет ответную реакцию правительства. Если раньше граждане были вынуждены стоять в очередях, то с появлением электронного правительства появится возможность получать ответы, отправлять жалобы и предложения, связываться с чиновниками электронным способом напрямую.
Правительство как институт прекрасно конструируется в электронном виде. Достаточно иметь доступ к Интернету. В странах с сугубо социально-демократическим строем правления, как, например, Дания, правительство работает круглосуточно и граждане получают услуги, предоплаченные в налогах, без замедления. Интернет является свободным пространством с многомиллионным населением всех народов планеты. Публичные особенности и потенциалы Интернета до сих пор не познаны, и в то же время всем понятно, что это лишь рубеж новых возможностей науки как инструмента в руках человека. Никогда не знаешь, сколько человек смотрят сайт: один пользователь за монитором или целая аудитория студентов – на проекторе в одном из учебных заведений, разбросанных по всему миру.
Интернет, как система, преимущественно обслуживаемая телефонными компаниями, гарантирует доступ во все сферы каждому, кто обладает простейшим компьютером с модемом. Свобода перемещения и мгновенная связь с любым пользователем Сети при минимальном усилии – его главные преимущества. Уже много лет телефонные сети называют нервной системой планеты. Поэтому реакция на размещенную в Интернете информацию может прийти с любого конца света. Сайт посещают и простые граждане, и правительственные работники, и внешние наблюдатели. Интернет демократичен, здесь все равны. Границы между правительством и народом стираются.

Алексей ХРАМКОВ
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Sosed 16.08.2007 в 00:00:00   # 199
Хорошая статья.

\\В реальной жизни нам приходится собирать огромное количество справок и документов, которые от нас требуют те или иные структуры власти. В то же время и нам постоянно приходится требовать от этой самой власти выдачи не меньшего количества бумаг. \\

А вот это мне очень понравилось, нафига бегать по всяким инстанциям за справками, если все это фактически государственные структуры. А мы являемся аналогом проводов.
Нафига скажите при прописке и выписке мне нужно бегать в военкомат? МВД не может оповестить их о моем месте жительства без меня?
  Ant 16.08.2007 в 14:51:48   # 195
Quote:
Количество пользователей интернета в Казахстане в 2006 г. составило порядка полумиллиона человек, сообщил исполняющий обязанности председателя Агентства по информатизации и связи страны Куанышбек Есекеев.
Согласно прогнозам агентства, уже в этом году число пользователей достигнет 800 тыс.
не знаю радываться ли этим цифрам, в процентном соотношении это примерно 5,3%. это не так уж и много. Это уже получается дискриминация к доступу информации.
Может правительство пусть организует доступность интернета? А потом уже берётся за элетронное правительство.
"Ресьсы понастроили, а поездов нету"
  Ant 16.08.2007 в 14:56:07   # 194
Да и ещё, хоть правозащитники во всём мире и сопротивляются этому, но я за то чтоб у каждого человека был свой уникальный номер, он заменял всё, и РНН и уд. личности, сик и прочие документы
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь