Выборы в Мажилис: чем закончится эта игра на казахском политическом лохотроне?
dead 25 Июля 2007 в 16:33:22
очему власти спешат с выборами в Парламент?
Грядут выборы в Мажилис и маслихаты. Президентские партии уже начали бешенную предвыборную гонку. Спешит и оппозиция. Можно понять спешку оппозиции, потому что не она определяет сроки выборов, но почему спешит власть, не очень понятно. Говорят же: спешка нужна при ловле блох. Ведь ежу понятно, что уже все результаты выборов расписаны в президентских кулуарах и все потуги прочих участников, не входящих в президентский сценарий выборов, напрасны. Ясно, что, по крайней мере, 90% мест в Мажилисе будет принадлежать президентским партиям, 3-4% мест займут околопрезидентские шавки вроде байменовского “Ак жола”. Но вся интрига предстоящих выборов заключается в том, кто же займет оставшиеся 6-7% мест в Мажилисе? Ответ можно найти в ответе на другой вопрос: что вызвало необходимость такого срочного проведения выборов в нижнюю палату Парламента РК?
1. Казахстан вступает в ВТО. Это главное обстоятельство, обуславливающее спешку с проведением этих выборов. По плану в ВТО наша страна должна ступить в конце 2007 года. Но как бы там ни было, это произойдет уже скоро. Прогнозируемый самим правительством развал целых отраслей экономики необходимо вызовет резкий рост социального протеста, а для его подавления нужна соответствующая законодательная обстановка. Например, Президенту нужно будет срочно ввести чрезвычайное положение в регионе или в стране в целом. Новый, упрощенный парламентский механизм, когда сам Президент может нарисовать любой закон, а Парламент будет обязан принять его, не читая или в первом чтении, облегчают задачу управления страной в чрезвычайном режиме и без вероятной фронды со стороны полностью управляемой законодательной власти.
2. Давление мировой и внутренней демократической общественности.
Нашего Президента “задолбала” эта мировая и доморощенная демократическая общественность своими не лестными оценками его режима и ему хоть тресни надо казаться демократом. Верные ему нукеры уже давно ведут глубокую “зубатовскую” разработку оппозиции и теперь нужно срочно, на согласованных, компромиссных условиях, ввести ее приглаженных представителей в Парламент. Тогда, по его расчетам, демократические оракулы на Западе заткнутся и признают, что у нас в стране есть реальные элементы демократии. Вот эти 6-7% процентов мест приготовлены для так называемой демократической оппозиции и в этом одна из главных интриг предстоящих выборов. Поэтому агитационного треска будет поднято больше, чем при любых других выборах, чтобы прикрыть суть происходящего.
3.
Усиление олигархической буржуазии. Это усиление произошло в результате растаскивания той части нефтедолларов, которая доставалась кланам, приближенным ко двору. Общеизвестно, что в нашей стране любая должность имеет свою таксу и ее можно купить. Кланы, обретшие миллиарды долларов, вдруг почувствовали, что могут купить и президентское кресло. И начали подковерную борьбу на рынке власти. А тут еще у Президента, как полагают олигархи, подходят годы. Президент видит эту возню и срочно проводит конституционную реформу, по которой концентрация власти становится абсолютной. Тем самым он дает понять своим продажным, им самим же взращенным, олигархам, что “есть еще порох в пороховницах”. Все это особенно стало очевидным после событий, связанных с предательским поведением его ломового зятька.
4.
Президент ставит задачу председательства РК в ОБСЕ. Он по-прежнему не оставляет надежды порулить в ОБСЕ. Ему это нужно и для самоутверждения, и для признания его страны демократическим государством. Планируемый срок председательства – 2009 год. А миру надо показать уже первые итоги его демократических реформ. И главная нагрузка здесь ложится на оппозицию, перед которой, после ее гарантированного властями вхождения в Парламент, ставится задача демократической реабилитации нашей страны и ее Президента перед мировым сообществом. Для реабилитации и наработки Казахстаном имиджа демократического государства нужен хоть какой-то срок, а времени, как видите, осталось мало и нужно спешить. Поэтому-то так срочно проведены реформы Конституции РК и так лихорадочно спешат с выборами в Мажилис.
Таковы причины столь спешного проведения досрочных выборов в Мажилис Парламента РК.
Внешнеполитические аспекты проведения выборов
Перед последними президентскими выборами у оппозиции была реальная возможность прийти к власти. Но этого не случилось. Почему? Ныне действующий Глава государства вновь стал Президентом под ряд роковых для нашего народа гарантий, данных Западу и ТНК, и сейчас настало время платить по счетам. Что это за гарантии?
1. Президент пообещал ТНК, что договора на нефть и недра
пересматриваться не будут. Оппозиция же слабо, но все же покушалась на нефтяные интересы ТНК. Например, Мухтар Аблязов, будучи еще министром, заикался о том, что не плохо бы, не пересматривая договора на нефть, увеличить, например, тарифы на ее транспортировку и тем самым соблюсти интересы государства хоть в какой-то мере. Патологически жадные ТНК не устраивало и это. О роялти наша трусливая оппозиция не заикалась ни тогда, ни сейчас. Поэтому Запад не стал выбирать между оппозицией и Президентом: последний предлагал более выгодные и более гарантированные условия продажи национальных интересов страны, чем оппозиция.
2. Президент дал Западу гарантии вступления Казахстана в ВТО на их условиях
. Это значит, что будут сняты все таможенные барьеры для стран-участниц ВТО. Правительством будут сняты все субсидии с производств, которые по своей экономической природе не могут существовать самостоятельно, например, с сельского хозяйства. ТНК будут отданы либо задарма в виде натурных грантов, либо на выгодных условиях, все перспективные нефтяные поля. По прежнему нашей страной не будут взиматься роялти, все казахские долларовые авуары будут храниться в западных банках, а казахская земля через 2-3 года после вступления в ВТО уйдет в западные банки через систему ипотеки. И т.д. и т.п.
3. Наш Президент дал Западу гарантии, что поможет им в реализации
проектов, предусматривающих обход российских путей транспортировки нефти. Россия видит это и делает все, чтобы не упустить Казахстан из своих объятий, а нашу нефть - из своих трубопроводов. Эту часть обещаний выполнить будет труднее всего. Нужно, хоть тресни, предать Россию, но русский медведь так опасен и так близок, а Запад так далек, что казахский шакал может и не успеть спасти свою шкуру. Тут уж не до жиру, быть бы живу.
Таковы не все, но основные гарантии, данные нашим Президентом Западу и под которые ТНК вновь назначили его на эту должность. Выборы Президента РК – фарс, которым Запад и ТНК прикрывают его назначение на должность. До поры, до времени Запад устраивал даже режим Саддама Хусейна, пока он соблюдал их нефтяные интересы в своей стране. Когда же иракский лидер попытался порулить своей нефтью самостоятельно, то его сняли с работы всем хорошо известными способами: клеветой и силой. А мировая и казахстанская демократия посчитали такое варварское уничтожение иракского государства вполне демократическим мероприятием: напомните мне хоть один случай, чтобы наши демократы организовали хотя бы одну акцию протеста против вторжения войск коалиции в Ирак? Об казахстанскую оппозицию Запад тоже, в который раз, вытер ноги, и теперь гарантию вхождения во власть оппозиция может получить только из одних рук: от действующего Президента РК. И это тоже было одной из гарантий Запада уже нашему Президенту, что он вновь будет назначен на эту должность с эксклюзивным правом, лично из своих рук, даровать своим Высочайшим волеизъявлением депутатские мандаты оппозиционным лидерам. Рука руку моет, а ворон ворону глаз не выклюет, не правда ли?
Что выиграет и что проиграет оппозиция от этих выборов?
Воспользуется или не воспользуется оппозиция “историческим шансом” гарантированного вхождения в Мажилис Парламента РК, вот в чем вопрос? Вся логика и совокупность политического поведения оппозиции и власти свидетельствуют о том, что обе стороны стремятся к компромиссу. При этом ни для одной из сторон не стоит вопрос моральной цены вхождении оппозиции в Парламент. Этот вопрос стоит для таких оппозиционеров как Каришал Асанов и Галымжан Жакиянов, но такие “рыцари без страха и упрека” редкость в наших рядах и поэтому оставим им моральные сентенции. По тому, как оппозиция начала лихорадочный процесс эклектического, на первый взгляд, объединения в ОСДП, очевидно, что она воспользуется возможностью войти в Мажилис. Лидеры оппозиции мотивируют такой поступок тем, что им предоставляется возможность приобрести трибуну такого уровня как Парламент.
Что выиграет оппозиция от этих выборов?
Во-первых, оппозиция, конечно же, обретает высокую общественную трибуну для реализации своих целей, проектов. Во-вторых, появится возможность в непосредственном контакте с властью, будучи уже самим представителями власти, влиять на государственные процессы. В-третьих, появляются значительные парламентские ресурсы для работы с электоратом. Эти выигрыши будут следствием тактики участия в выборах. Но я напомню, что эта тактика обусловлена тем, что еще на президентских выборах Запад сделал выбор не в пользу оппозиции, а в пользу существующего режима. Оппозиция однозначно приняла решение участия в выборах в Мажилис с единственной целью: не выйти в политический тираж и не быть выброшенной на свалку истории. Но непререкаемый опыт всемирной истории свидетельствует, что такого рода поведение в политике гарантирует ситуацию для оппозиционных сил быть выброшенными на эту самую свалку.
Что проигрывает оппозиция, участвуя в этих выборах?
Во-первых, и это самое главное, оппозиция, играя по правилам, установленным властью, в случае ее прохождения в Парламент, легитимирует эту самую власть. И это будет самый большой проигрыш оппозиции. После выборов, по расчетам наших властей, уже никто на Западе не усомнится в демократичности казахского политического лохотрона, потому что в ее рядах окажется и оппозиция. О том, что этот результат окажется в определенном смысле реакционным, сама нынешняя либерально-компрадорская оппозиция не поймет в силу своей природы.
Во-вторых, оппозиция потеряет протестный электорат. Это произойдет в силу ряда обстоятельств:
- в связи с тем, что оппозиция в Парламенте будет в абсолютном меньшинстве, она будет не способна выполнить ни одного своего предвыборного обещания. Народ постепенно разочаруется в парламентской оппозиции и поставит на ней крест.
- принимая правила игры на выборном лохотроне, оппозиция будет вынуждена принять и правила игры парламентского лохотрона. Например, не принимая Конституцию в принципе, оппозиция будет жить в Парламенте по ее нормам. Не так ли? А это значит, что она в принципе будет работать на НАНа, потому что Основной Закон в РК - это нормированная воля ее Президента. Народ это увидит и скажет: “Прощай, оппозиция!”.
- возможно неосознанная, но фактическая реабилитация нашей страны и ее Президента в качестве демократических субъектов будет закономерным результатом гарантированного вхождения оппозиции в Мажилис. Это необходимо вызовет разочарование у значительной части протестного электората. И т.д.
В-третьих, в период пребывания оппозиции в Парламенте непременно обнаружится ее тщательно скрываемая от народа “зубатовская” составляющая. От этого проиграет и оппозиция, и власть. Оппозиция в ее “зубатовской” части проиграет потому, что будет обязана откровенно заниматься реабилитацией и легитимизацией власти и тень такой работы падет и на остальную, не “зубатовскую”, часть оппозиции. Власть проиграет потому, что потеряет опору в оппозиционном поле.
Вот что выиграет и проиграет оппозиция от участия и гарантированного вхождения в Мажилис.
Сакен ЖУНУСОВ, главный редактор журнала «Индустрия Казахстана»
Грядут выборы в Мажилис и маслихаты. Президентские партии уже начали бешенную предвыборную гонку. Спешит и оппозиция. Можно понять спешку оппозиции, потому что не она определяет сроки выборов, но почему спешит власть, не очень понятно. Говорят же: спешка нужна при ловле блох. Ведь ежу понятно, что уже все результаты выборов расписаны в президентских кулуарах и все потуги прочих участников, не входящих в президентский сценарий выборов, напрасны. Ясно, что, по крайней мере, 90% мест в Мажилисе будет принадлежать президентским партиям, 3-4% мест займут околопрезидентские шавки вроде байменовского “Ак жола”. Но вся интрига предстоящих выборов заключается в том, кто же займет оставшиеся 6-7% мест в Мажилисе? Ответ можно найти в ответе на другой вопрос: что вызвало необходимость такого срочного проведения выборов в нижнюю палату Парламента РК?
1. Казахстан вступает в ВТО. Это главное обстоятельство, обуславливающее спешку с проведением этих выборов. По плану в ВТО наша страна должна ступить в конце 2007 года. Но как бы там ни было, это произойдет уже скоро. Прогнозируемый самим правительством развал целых отраслей экономики необходимо вызовет резкий рост социального протеста, а для его подавления нужна соответствующая законодательная обстановка. Например, Президенту нужно будет срочно ввести чрезвычайное положение в регионе или в стране в целом. Новый, упрощенный парламентский механизм, когда сам Президент может нарисовать любой закон, а Парламент будет обязан принять его, не читая или в первом чтении, облегчают задачу управления страной в чрезвычайном режиме и без вероятной фронды со стороны полностью управляемой законодательной власти.
2. Давление мировой и внутренней демократической общественности.
Нашего Президента “задолбала” эта мировая и доморощенная демократическая общественность своими не лестными оценками его режима и ему хоть тресни надо казаться демократом. Верные ему нукеры уже давно ведут глубокую “зубатовскую” разработку оппозиции и теперь нужно срочно, на согласованных, компромиссных условиях, ввести ее приглаженных представителей в Парламент. Тогда, по его расчетам, демократические оракулы на Западе заткнутся и признают, что у нас в стране есть реальные элементы демократии. Вот эти 6-7% процентов мест приготовлены для так называемой демократической оппозиции и в этом одна из главных интриг предстоящих выборов. Поэтому агитационного треска будет поднято больше, чем при любых других выборах, чтобы прикрыть суть происходящего.
3.
Усиление олигархической буржуазии. Это усиление произошло в результате растаскивания той части нефтедолларов, которая доставалась кланам, приближенным ко двору. Общеизвестно, что в нашей стране любая должность имеет свою таксу и ее можно купить. Кланы, обретшие миллиарды долларов, вдруг почувствовали, что могут купить и президентское кресло. И начали подковерную борьбу на рынке власти. А тут еще у Президента, как полагают олигархи, подходят годы. Президент видит эту возню и срочно проводит конституционную реформу, по которой концентрация власти становится абсолютной. Тем самым он дает понять своим продажным, им самим же взращенным, олигархам, что “есть еще порох в пороховницах”. Все это особенно стало очевидным после событий, связанных с предательским поведением его ломового зятька.
4.
Президент ставит задачу председательства РК в ОБСЕ. Он по-прежнему не оставляет надежды порулить в ОБСЕ. Ему это нужно и для самоутверждения, и для признания его страны демократическим государством. Планируемый срок председательства – 2009 год. А миру надо показать уже первые итоги его демократических реформ. И главная нагрузка здесь ложится на оппозицию, перед которой, после ее гарантированного властями вхождения в Парламент, ставится задача демократической реабилитации нашей страны и ее Президента перед мировым сообществом. Для реабилитации и наработки Казахстаном имиджа демократического государства нужен хоть какой-то срок, а времени, как видите, осталось мало и нужно спешить. Поэтому-то так срочно проведены реформы Конституции РК и так лихорадочно спешат с выборами в Мажилис.
Таковы причины столь спешного проведения досрочных выборов в Мажилис Парламента РК.
Внешнеполитические аспекты проведения выборов
Перед последними президентскими выборами у оппозиции была реальная возможность прийти к власти. Но этого не случилось. Почему? Ныне действующий Глава государства вновь стал Президентом под ряд роковых для нашего народа гарантий, данных Западу и ТНК, и сейчас настало время платить по счетам. Что это за гарантии?
1. Президент пообещал ТНК, что договора на нефть и недра
пересматриваться не будут. Оппозиция же слабо, но все же покушалась на нефтяные интересы ТНК. Например, Мухтар Аблязов, будучи еще министром, заикался о том, что не плохо бы, не пересматривая договора на нефть, увеличить, например, тарифы на ее транспортировку и тем самым соблюсти интересы государства хоть в какой-то мере. Патологически жадные ТНК не устраивало и это. О роялти наша трусливая оппозиция не заикалась ни тогда, ни сейчас. Поэтому Запад не стал выбирать между оппозицией и Президентом: последний предлагал более выгодные и более гарантированные условия продажи национальных интересов страны, чем оппозиция.
2. Президент дал Западу гарантии вступления Казахстана в ВТО на их условиях
. Это значит, что будут сняты все таможенные барьеры для стран-участниц ВТО. Правительством будут сняты все субсидии с производств, которые по своей экономической природе не могут существовать самостоятельно, например, с сельского хозяйства. ТНК будут отданы либо задарма в виде натурных грантов, либо на выгодных условиях, все перспективные нефтяные поля. По прежнему нашей страной не будут взиматься роялти, все казахские долларовые авуары будут храниться в западных банках, а казахская земля через 2-3 года после вступления в ВТО уйдет в западные банки через систему ипотеки. И т.д. и т.п.
3. Наш Президент дал Западу гарантии, что поможет им в реализации
проектов, предусматривающих обход российских путей транспортировки нефти. Россия видит это и делает все, чтобы не упустить Казахстан из своих объятий, а нашу нефть - из своих трубопроводов. Эту часть обещаний выполнить будет труднее всего. Нужно, хоть тресни, предать Россию, но русский медведь так опасен и так близок, а Запад так далек, что казахский шакал может и не успеть спасти свою шкуру. Тут уж не до жиру, быть бы живу.
Таковы не все, но основные гарантии, данные нашим Президентом Западу и под которые ТНК вновь назначили его на эту должность. Выборы Президента РК – фарс, которым Запад и ТНК прикрывают его назначение на должность. До поры, до времени Запад устраивал даже режим Саддама Хусейна, пока он соблюдал их нефтяные интересы в своей стране. Когда же иракский лидер попытался порулить своей нефтью самостоятельно, то его сняли с работы всем хорошо известными способами: клеветой и силой. А мировая и казахстанская демократия посчитали такое варварское уничтожение иракского государства вполне демократическим мероприятием: напомните мне хоть один случай, чтобы наши демократы организовали хотя бы одну акцию протеста против вторжения войск коалиции в Ирак? Об казахстанскую оппозицию Запад тоже, в который раз, вытер ноги, и теперь гарантию вхождения во власть оппозиция может получить только из одних рук: от действующего Президента РК. И это тоже было одной из гарантий Запада уже нашему Президенту, что он вновь будет назначен на эту должность с эксклюзивным правом, лично из своих рук, даровать своим Высочайшим волеизъявлением депутатские мандаты оппозиционным лидерам. Рука руку моет, а ворон ворону глаз не выклюет, не правда ли?
Что выиграет и что проиграет оппозиция от этих выборов?
Воспользуется или не воспользуется оппозиция “историческим шансом” гарантированного вхождения в Мажилис Парламента РК, вот в чем вопрос? Вся логика и совокупность политического поведения оппозиции и власти свидетельствуют о том, что обе стороны стремятся к компромиссу. При этом ни для одной из сторон не стоит вопрос моральной цены вхождении оппозиции в Парламент. Этот вопрос стоит для таких оппозиционеров как Каришал Асанов и Галымжан Жакиянов, но такие “рыцари без страха и упрека” редкость в наших рядах и поэтому оставим им моральные сентенции. По тому, как оппозиция начала лихорадочный процесс эклектического, на первый взгляд, объединения в ОСДП, очевидно, что она воспользуется возможностью войти в Мажилис. Лидеры оппозиции мотивируют такой поступок тем, что им предоставляется возможность приобрести трибуну такого уровня как Парламент.
Что выиграет оппозиция от этих выборов?
Во-первых, оппозиция, конечно же, обретает высокую общественную трибуну для реализации своих целей, проектов. Во-вторых, появится возможность в непосредственном контакте с властью, будучи уже самим представителями власти, влиять на государственные процессы. В-третьих, появляются значительные парламентские ресурсы для работы с электоратом. Эти выигрыши будут следствием тактики участия в выборах. Но я напомню, что эта тактика обусловлена тем, что еще на президентских выборах Запад сделал выбор не в пользу оппозиции, а в пользу существующего режима. Оппозиция однозначно приняла решение участия в выборах в Мажилис с единственной целью: не выйти в политический тираж и не быть выброшенной на свалку истории. Но непререкаемый опыт всемирной истории свидетельствует, что такого рода поведение в политике гарантирует ситуацию для оппозиционных сил быть выброшенными на эту самую свалку.
Что проигрывает оппозиция, участвуя в этих выборах?
Во-первых, и это самое главное, оппозиция, играя по правилам, установленным властью, в случае ее прохождения в Парламент, легитимирует эту самую власть. И это будет самый большой проигрыш оппозиции. После выборов, по расчетам наших властей, уже никто на Западе не усомнится в демократичности казахского политического лохотрона, потому что в ее рядах окажется и оппозиция. О том, что этот результат окажется в определенном смысле реакционным, сама нынешняя либерально-компрадорская оппозиция не поймет в силу своей природы.
Во-вторых, оппозиция потеряет протестный электорат. Это произойдет в силу ряда обстоятельств:
- в связи с тем, что оппозиция в Парламенте будет в абсолютном меньшинстве, она будет не способна выполнить ни одного своего предвыборного обещания. Народ постепенно разочаруется в парламентской оппозиции и поставит на ней крест.
- принимая правила игры на выборном лохотроне, оппозиция будет вынуждена принять и правила игры парламентского лохотрона. Например, не принимая Конституцию в принципе, оппозиция будет жить в Парламенте по ее нормам. Не так ли? А это значит, что она в принципе будет работать на НАНа, потому что Основной Закон в РК - это нормированная воля ее Президента. Народ это увидит и скажет: “Прощай, оппозиция!”.
- возможно неосознанная, но фактическая реабилитация нашей страны и ее Президента в качестве демократических субъектов будет закономерным результатом гарантированного вхождения оппозиции в Мажилис. Это необходимо вызовет разочарование у значительной части протестного электората. И т.д.
В-третьих, в период пребывания оппозиции в Парламенте непременно обнаружится ее тщательно скрываемая от народа “зубатовская” составляющая. От этого проиграет и оппозиция, и власть. Оппозиция в ее “зубатовской” части проиграет потому, что будет обязана откровенно заниматься реабилитацией и легитимизацией власти и тень такой работы падет и на остальную, не “зубатовскую”, часть оппозиции. Власть проиграет потому, что потеряет опору в оппозиционном поле.
Вот что выиграет и проиграет оппозиция от участия и гарантированного вхождения в Мажилис.
Сакен ЖУНУСОВ, главный редактор журнала «Индустрия Казахстана»
|