В конце декабря ЮАР обратилась в Международный суд ООН в Гааге с требованием начать судебное разбирательство против Израиля по обвинению в геноциде. В перспективе не исключено судебное решение, обязывающее Израиль прекратить огонь. Израиль решил участвовать в процессе и сейчас выбирает представителя.
Это достаточно мужественное решение, поскольку есть серьезные основания полагать, что отношение к Израилю со стороны как суда, так и многих других структур ООН, будет предвзятым. Об этом еще в 2006 году в выступлении на 61-й Генеральной Ассамблее говорил тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Анан: «Сторонники Израиля чувствуют, что его сурово судят по стандартам, которые не применяются к его врагам, – и слишком часто это правда, особенно в некоторых органах ООН».
Согласно рабочему определению антисемитизма IHRA, принятому 39 государствами – членами ООН, очевидно, что действия многочисленных органов и должностных лиц организации сегодня подпадают под это определение. Резолюцию ООН о сионизме и расизме отменили в 1991 году, но дух ее сегодня жив как никогда.
Международный суд, учрежденный Уставом ООН, – главный судебный орган ООН. В качестве сторон могут выступать только государства, а не, например, Международный комитет Красного Креста. Все члены ООН – участники Статута Международного суда. Каждый член обязуется выполнить решение суда по делу, в котором является стороной.
По мнению ЮАР, «Израиль, в частности, с 7 октября 2023 года не смог предотвратить геноцид и не преследует в судебном порядке за прямое и публичное подстрекательство к геноциду» и что «Израиль совершал, совершает и рискует в дальнейшем совершить акты геноцида в отношении палестинского народа в Газе». Законодательная база обращения: статья 36 пункт 1 Статута суда, статья 9 конвенции о геноциде, статьи 73-75 раздела D регламента суда.
Отдельно подчеркнута просьба о временных мерах, которые суд может применить, чтобы «защитить от дальнейшего, серьезного и непоправимого ущерба правам палестинского народа в соответствии с конвенцией о геноциде» и «обеспечить соблюдение Израилем его обязательств по конвенции о геноциде, не заниматься геноцидом, предотвращать геноцид и наказывать за него». Просьба об указании временных мер приоритетна над всеми другими делами.
Каковы формальные признаки геноцида? Это действия с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
Судебное разбирательство включает письменную фазу, когда стороны подают и обмениваются заявлениями, излагающими факты и правовые нормы, на которые опираются, и публичные слушания, на которых агенты и адвокаты обращаются к суду. После проходит закрытое заседание, а затем суд выносит решение на открытом заседании. Судебное решение является окончательным, обязательным для сторон по делу и не подлежит обжалованию (в лучшем случае – толкованию или при обнаружении нового факта пересмотру).
Однажды Международный суд уже делал выводы по Израилю. В 2004 году по запросу Генеральной Ассамблеи ООН он заключил, что строительство Израилем стены на «оккупированной палестинской территории» (в том числе в Восточном Иерусалиме и вокруг него) нарушает различные международные обязательства Израиля и что стена должна быть немедленно демонтирована, а Израиль должен возместить причиненный ущерб. Тогда это было не решение суда, а консультативное заключение судей, не обязательное к исполнению.
В этот раз опасения по поводу решения более чем серьезны. Впрочем, в регламенте суда есть также статья 80. Суд может принимать к рассмотрению встречное требование в том случае, если оно подпадает под юрисдикцию суда и непосредственно связано с предметом требования другой стороны.
Израиль намерен использовать эту возможность – бороться с утверждениями Южной Африки о том, что он совершает «геноцид» в Газе. «История будет судить вас, и она будет судить вас без пощады», – сказал Эйлон Леви, представитель правительственной пресс-службы, обращаясь к южноафриканским лидерам.
Южная Африка – стойкий сторонник палестинцев и неоднократно осуждала Израиль с начала войны с Газой 7 октября. ЮАР не считает ХАМАС террористической организацией; полагают даже, что у ХАМАСа есть офис в Кейптауне. В декабре правительство ЮАР пригрозило судебным преследованием гражданам, сражающимся на стороне Армии обороны Израиля против ХАМАСа в секторе Газа.
В то же время существуют давние претензии к самой ЮАР по поводу отношения к деятельности по финансированию терроризма. Аналитический центр по вопросам разведки и безопасности Soufan Center еще в марте пришел к выводу, что Южная Африка «превратилась в финансовый центр «Исламского государства» в Африке».
В феврале 2023 года Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) добавила ЮАР в свой серый список из-за недостаточных усилий по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег в стране.
Одновременно ЮАР сохраняет экономические связи с Россией. В марте 2022 года Южная Африка была одной из 15 африканских стран, которые воздержались при голосовании в ООН по резолюции, осуждающей российскую агрессию в Украине. Впрочем, поддержки в суде со стороны России уже не будет – в ноябре судья из РФ Кирилл Геворгян не смог переизбраться еще на один срок в обновленный состав Международного суда ООН. Это первый состав Международного суда ООН с начала его деятельности в 1946 году, в который не попал представитель СССР или России.
***
«Аль-Джазира» размышляет о шансах на успех иска ЮАР. Например, в иске приводится сравнение Биньямином Нетаниягу палестинцев с Амалеком, библейским народом, который Бог велел израильтянам уничтожить, а также ряд других заявлений, в которых израильские официальные лица представляли жителей Газы как силы «тьмы», а Израиль – как силы «света».
ЮАР добавляет, что «масштаб операций израильских военных – неизбирательные бомбардировки и казни гражданских лиц, а также блокада Израилем гуманитарной помощи» являются доказательством. Эти действия поставили сектор на «грань голода».
ЮАР утверждает, что Израиль в секторе Газа ведет наступление, атакуя объекты «религии, образования, искусства, науки, исторические памятники, больницы и места, где собирают больных и раненых».
Подавались ли подобные иски раньше?
Государства могут выдвигать обвинения в геноциде против других стран независимо от того, участвуют ли они сами в конфликте. В 2019 году Гамбия от имени Организации исламского сотрудничества подала в суд на Мьянму за зверства в отношении народа рохинджа.
В некоторых случаях постановления Международного суда игнорируют без серьезных последствий. В марте 2022 года Киев подал в суд иск против России. В этом деле Украина также попросила Международный суд принять чрезвычайные меры, чтобы остановить российскую агрессию. Вскоре суд действительно приказал Москве прекратить военные действия. Тем не менее эта война в Европе продолжается.
Что будет дальше?
Международный суд ООН назначил слушания на 11-12 января. Но разбирательство может затянуться на годы. С 2019 года суд все еще обсуждает дело Гамбии против Мьянмы. По этому делу уже проводились слушания по доказательствам – последнее в октябре 2023 года, когда суд попросил Гамбию ответить на контраргументы Мьянмы. Южная Африка заблаговременно попросила ускорить процесс.
Хотя любые решения Международного суда ООН могут слабо влиять на саму войну, решение в пользу Южной Африки и палестинцев окажет значительное давление на главного сторонника Израиля – правительство США.